Пояснительная записка. Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты




НазваниеПояснительная записка. Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты
страница1/6
Дата27.10.2012
Размер0.85 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Пояснительная записка.

Спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты (KП), расположенные на местности, а результат, как правило, определяется по времени прохождения дистанции.

Спортивное ориентирование _ вид спорта , который с каждым годом приобретает все большую популярность и массовость. Можно с уверенностью сказать , что это единственный вид спорта , где проводится так много стартов с участием широкого возрастного контингента.

Спортивное ориентирование зародилось в Скандинавии, где лес представляет собой идеальную арену для проведения соревнований. Спустя годы, этот вид спорта получил всемирную популярность, и сейчас он являет собой тонкий баланс тактики ориентирования и атлетических возможностей. Участники соревнований стартуют по одиночке с интервалом в одну или несколько минут и получают на старте крупномасштабную карту, на которой обозначен маршрут. Этот маршрут промаркирован несколькими промежуточными контрольными точками (КП), которые участник должен посетить в заданной последовательности и пройти весь маршрут как можно быстрее. Спортсмен должен использовать весь свой опыт, чтобы выбрать и пройти собственный маршрут с оптимальной для себя скоростью - слишком быстро, и рискуешь потерять свое местонахождение и затем тратить время на его восстановление; слишком медленно, и тогда соперники обгонят тебя. В спортивном ориентировании есть даже такое правило « не беги быстрее головы». В среднем соревнования длятся 60-80 минут.

Спортивное ориентирование нельзя рассматривать как арифметическую сумму бега и ориентирования. Это - качественно новый вид двигательной деятельности, ведущим фактором в которой выступает ориентирование, т.е. предвидение местности по изображению на карте, выбор на этой местности оптимального пути в заданную точку, установление соответствия между представляемой и реальной местностью, нахождение ориентира (объекта местности), около которого установлен контрольный пункт, и нахождение самого КП.

Спортивное ориентирование - это вид деятельности, который позволяет удовлетворять многие потребности людей. Он позволяет сочетать потребность в физической активности с умственной активностью, а также удовлетворять потребность в общении с природой.

Средствами этого вида спорта можно реализовать задачи комплексного подхода к физическому воспитанию населения и школьников в частности. Этот вид спорта позволяет удовлетворять потребности граждан в умеренной физической и умственной активности в сочетании с занятиями на открытом воздухе и возможностью путешествий. Преимущества спортивного ориентирования как средства физической подготовки заключаются в следующем:

• доступности для всех возрастов и физических кондиций, включая инвалидов с нарушениями деятельности опорно-двигательного аппарата;

• дешевизне. Здесь отсутствует необходимость в спортивных сооружениях и в дорогостоящем спортивном инвентаре;

• «демократичности». В соревнованиях могут одновременно принимать участие тысячи человек независимо от пола, возраста, спортивной квалификации, и при этом каждая группа участников соревнуется на своей дистанции;

• эмоциональной привлекательности. Решение интеллектуальных задач ориентирования на местности «маскирует» физическое утомление;

• удовлетворении потребности в социальной и экологической активности. Это - возможность общения с единомышленниками и с природой, возможность путешествовать, расширять свой кругозор. Учится самостоятельности в приготовлении пищи и разбивки лагеря организации быта в полевых условиях.

Организационные формы проведения рекреационных мероприятий средствами спортивного ориентирования включают в себя также многодневные фестивали и праздники в лесу (турслеты) на открытом воздухе с привлечением большого количества участников.

Спортивное ориентирование является эффективным средством формирования умственной, физической и социально-экологической активности у школьников. Спортивное ориентирование синтезирует школьные учебные дисциплины, такие как: физкультура, география, экология, валеология, основы безопасности жизнидеятельности. Формирование умственной активности, связанное с занятием ориентированием, способствует лучшему усвоению остальных школьных дисциплин. Эти системные качества спортивного ориентирования осознаны во многих странах. В Финляндии, Швеции, Норвегии, Португалии и в Китае ориентирование во многих школах является обязательной учебной дисциплиной.

Основу здорового образа жизни составляет физическая активность, которая проявляется в беге с ориентированием.

В процессе занятий ориентированием активизируются процессы мышления, развивается память, внимание. Актуализация психических особенностей в связи с конкретным видом деятельности побуждает умственную активность, необходимую в процессе трудового воспитания.

Человек как личность проявляется в общении с социальным окружением, а также в его отношении к окружающей среде. Занятия спортивным ориентированием дает возможность общения с людьми, объединенными общими интересами и ведущими здоровый образ жизни. В то же время занятия на местности позволяют удовлетворять потребности в общении с природой, с лесом. Проведение тренировок и соревнований в различных погодных условиях формируют устойчивость к дискомфорту, гармонизируют отношения человека с окружающей средой.

В процессе занятий спортивным ориентированием создаются предпосылки для развития индивидуальности человека. Путешествия по карте и по местности в процессе соревнований, путешествия по своей стране и другим странам дают ощущение «маленьких открытий» и расширяют кругозор занимающихся этим видом спорта. Спортивное ориентирование создает бесконечное количество возможностей для проявления индивидуального стиля деятельности и реализации индивидуальных особенностей.

Анализ деятельности в спортивном ориентировании в связи с задачами нравственного воспитания человека дает возможность убедиться в том, что спортивное ориентирование при правильной организации учебно-воспитательной работы является едва ли не единственным видом спорта, средствами которого можно системно решать задачи воспитания.

Поводом для создания программы послужил накопленный опыт работы по туризму и спортивному ориентированию. Отсутствие такой программы в ДЮСШ. Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год обучения дети 12-13 лет, 2 год обучения 14-15 лет , 3 год обучения 16-17 лет.

В ходе выполнения программы совершенствуются физические, психологические, эстетические, морально-волевые качества.

Главной задачей программы является формирование здоровой, всесторонне образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием.

Цель программы – достижение высоких результатов на районном и областном уровне и участие сильнейших спортсменов во Всероссийских соревнованиях.

Также программа решает ряд образовательных и воспитательных задач:

  • Охрана окружающей среды;

  • Соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу;

  • Укрепление здоровья, соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиены тренировки.

  • Повышение уровня общей и тактической подготовки занимающихся;

  • Пропаганда спортивного ориентирования среди населения как средства активного отдыха;

  • Профессиональная ориентация и подготовка судей по спорту;

  • Формирование представлений о межпредметных связях и получение дополнительного образования по дисциплинам : физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография и картография, география, краеведение, экология, психология;

  • Совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях и соревнованиях , в учебно-тренировочных сборах , лагерях и походах.

Комплексность программы основывается на цикличности и круглогодичности учебно-тренировачного процесса. Весь материал программы разделен на три взаимосвязанных этапа.

Первый этап(1 год обучения) – информационно-позновательный. Воспитанники на этом этапе узнают основы ориентирования и развивают свои физические качества.

Второй этап (2 год обучения) – операционно-деятельностный. На этом этапе формируются умения обучающихся самостоятельно выполнять определенные задания тренера: планирование дистанции, постановка отдельных КП, ремонт снаряжения, разбивка бивака, приготовление пищи в полевых условиях и на соревнованиях.

Третий этап (3 год обучения) – практико-ориентационный. Результатом его является овладение техникой и тактикой в спортивном ориентировании. Участии в соревнованиях областного и всероссийского уровня.

Структура программы. Программа состоит из объяснительной записки, трех годичных циклов дополнительного образования, методические рекомендации, списка необходимого оборудования и снаряжения, список литературы.

Годовой цикл дополнительного образования состоит из взаимосвязанных частей:

  • Тематического учебного плана занятий объединения ( с наименованием тем занятий и распределением часов на изучение теоретического и практического материала);

  • Рабочей учебной программы занятий объединения дополнительного образования;

  • Предполагаемых педагогических результатов – знаний , умений, навыков, которыми должен овладеть ребенок к концу каждого года занятий.

В методических рекомендациях даются практические советы по использованию программы , как строить учебный процесс, какие средства лучше использовать.

Список оборудования включает в себя перечень снаряжения, необходимого для проведения занятий по спортивному ориентированию .

Представлен список литературы , использованной для написания программы.

Учебно-тренировочный процесс рассчитан программой на 36 учебных недель а течение учебного года с общим объемом нагрузки 216 часов , по 6 часов в неделю. Предполагается увеличение объема учебно-тренировочной нагрузки в каникулярное время и непосредственно перед ответственными соревнованиями, а также в спортивно-оздоровительных лагерях юных ориентировщиков и туристов, учебных походах, на учебно - тренировачных сборах.


Тематический учебный план занятий объединения дополнительного образования по спортивному ориентированию. 1 год обучения.




Наименование темы занятий

Всего

В т.ч.

В т.ч.

п/п




часов

теоретиче-

практиче










ских

ских

1.

Введение

5

2

3

2.

Техника безопасности

4

2

2

3.

История спортивного ориентирования

2

1

1

4.

Гигиена спортсмена

3

3

-

5.

Правила соревнований по спортивному

2

1

1




ориентированию










6.

Снаряжение ориентировщика

5

2

3

7.

Судейская практика

3

1

2

8.

Общая физическая подготовка

45

3

42

9.

Специальная физическая подготовка

30

1

29

10.

Техническая подготовка

30

2

28

11.

Тактическая подготовка

15

2

13

12.

Контрольные нормативы

3

-

3

13.

Участие в соревнованиях

20

2

18

14.

Краеведение

9

2

7

15

Психологическая и морально-волевая

10

2

8




подготовка










16.

Основы туристской подготовки

15

2

13

17.

Медико-санитарная подготовка, врачебный

11

3

8




контроль










18.

Топография

9

2

7

19.

Походы, лагеря, учебные сборы, экскурсии






вне сетки

часов


















Всего часов : 216 34 182


Объем учебно-тренировочной нагрузки 216 часов, по 6 часов в неделю ( 36 учебных недель в год). На теоретические занятия программа отводит 34 часа на практические 182 часа. Учебный материал рассчитан на повышение уровня физической подготовки, овладение основными приемами ориентирования на местности и приобретение опыта участия в соревнованиях. В течении года обучения воспитанники должны выполнить норматив 3 юношеский разряд по спортивному ориентированию.


Рабочая учебная программа занятий объединения дополнительного образования по спортивному ориентированию. 1 год обучения.

Введение 5 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Организационное занятие объединения. Планирование деятельности объ­единения в учебном году. Ориентирование — средство физического воспита­ния, оздоровления, закаливания. Эмоциональность, связь с природой.

Практические занятия (3 часов)

Знакомство с материалами наглядной агитации (видео-, фотоматериалами и т.д.). Прогулка в лес.

Техника безопасности 4 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Основы безопасности проведения занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности. Правила дорожного движения. Меры личной безопасно­сти в криминальной ситуации.

Практические занятия (2 часа)

Выработка навыков и умений предотвращения криминальных ситуаций. Моделирование нестандартных ситуаций на дистанции по спортивному ори­ентированию. Поиск условно заблудившихся по карте.

История спортивного ориентирования 2 часа

Теоретические занятия (1 часа)

Обзор развития ориентирования как вида спорта в стране и за рубежом. Виды спортивного ориентирования.

Практические занятия (1 часа)

Встреча с ведущими спортсменами-ориентировщиками области.

Гигиена спортсмена — 3 часов

Теоретические занятия (3 часов)

Гигиена физических упражнений, её значение и основные задачи. Режим дня. Гигиена тела, одежды и обуви.

Правила соревнований по спортивному ориентированию — 2часа

Теоретические занятия (1 часа)

Агитационное значение соревнований. Права и обязанности участников. Виды и способы проведения соревнований, характер соревнований.

Практические занятия (1 часа)

Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в фи­нишном коридоре, после финиша, при опоздании на старт.

Снаряжение ориентировшика — 5 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Компас, планшет, лыжное снаряжение, одежда, обувь. Вспомогательное снаряжение. Правила эксплуатации и хранения.

Практические занятия (3 часов)

Устройство, изготовление, подборка и установка снаряжения.

Судейская практика — 3 часов

Теоретические занятия (1 часа)

Судейская коллегия соревнований, судейские бригады, судья — контролер КП, обязанности судьи — контролера КП. Оборудование старта и финиша.

Практические занятия (2 часа)

Протоколы, работа с протоколами. Протоколы старта, результатов. Под­счет результатов по ориентированию.

Обшая физическая подготовка — 45 часов

Теоретические занятия (3 часов)

Задачи ОФП. Систематизация круглогодичного тренировочного процесса. Взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологиче­ской подготовок. Разминка, заминка, их значение и содержание.

Практические занятия (42 часа)

Ходьба (на пятках, носках, спортивная, на внешней и внутренней стороне сто­пы, высоко поднимая колени). Бег (вперёд, назад, галопом влево, вправо, на нос­ках, с изменением направления движения). Упражнения для рук и плечевого по­яса (сгибание, разгибание, вращения, махи, отведение и привидение, рывки, дви­жение рук в сочетании с ходьбой и бегом). Упражнения для мышц ног (приседа­ния, махи, прыжки, выпады). Упражнения для шеи и туловища (наклоны голо­вы, туловища). Гимнастические упражнения с предметами: скакалками, набив­ными мячами, палками, обручами, гантелями. Акробатика (стойки, кувырки, перекаты, перевороты). Упражнения на гимнастических снарядах: канат, ска­мейка, бревно, перекладина, конь, гимнастическая стенка. Легкая атлетика (бег на короткие, средние дистанции, из различных исходных положений, бег по пе­ресечённой местности). Плавание. Лыжная подготовка: изучение попеременных, одновременных ходов, техники поворотов па место и в движении, спуски, тормо­жения. Спортивные и подвижные игры: игры на внимание, сообразительность, координацию. Туризм: походы выходного дня, туристским полоса препятствий.

Специальная физическая подготовка 30 часов

Теоретические занятия (1 часа).

Роль и значение физической подготовки для роста мастерства ориентировщика.

Практические занятия (29 часов)

Беговая подготовка с учетом зон интенсивности тренировочных нагрузок: восстановительная, поддерживающая, развивающая, субмаксимальная , максимальная. Фартлек- игра скоростей.

Развитие специальных качеств , необходимых ориентировщику.

Упражнения на развитие выносливости: бег в равномерном темпе по рав­нинной и пересеченной местности, открытой, закрытой, заболоченной, бег в гору, специальные беговые упражнения.

Упражнения на развитие быстроты: бег с высокого и низкого старта на скорость на короткие и средние дистанции, бег на месте в быстром темпе с вы­соким подниманием бедра, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе.

Упражнения на развитие гибкости: упражнения на растяжку, упражне­ния с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами.

Упражнения на развитие ловкости и прыгучести: прыжки (в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упраж­нения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры.

Упражнения на развитие силы: сгибание и разгибание рук в упоре, подтя­гивание, приседание на двух и одной ногах, приседания с отягощением, уп­ражнения с предметами (набивными мячами, амортизаторами).

Техническая подготовка — 30 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Понятие о технике ориентирования, её значение для достижения высоких результатов. Особенности топографической подготовки ориентировщика. Разновидности карт: топографические, спортивные. Их общие черты и отли­чия. Изучение технических приёмов: грубый азимут, точный азимут, линей­ное ориентирование, точечное ориентирование.

Практические занятия (28 часов)

Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Развитие глазомера. Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Дви­жение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных объектов и углу схода с них.

Тактическая подготовка — 15 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Понятие о тактике. Взаимосвязь тактики и техники в обучении и трени­ровке ориентировщиков. Значение тактики для достижения наилучших ре­зультатов.

Практические занятия (13 часов)

Тактические действия на соревнованиях с большим количеством групп, с ограниченным количеством групп, действия в стартовом городке. Тактика при выборе пути движения. Опорные, тормозные, ограничивающие, рассеи­вающие ориентиры, линейные ориентиры. Подход и уход с контрольного пун­кта. Раскладка сил на дистанцию

Контрольные нормативы — 3 часов

Практические занятия (3 часов)

Сдача теоретических и практических умений и навыков по спортивному ориентированию, легкой атлетике, лыжным гонкам. сдача нормативов по об­щей и специальной физической подготовке.

Участие в соревнованиях — 20 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Положение о соревнованиях. Условия проведения. Действия участников в аварийной ситуации. Основы безопасности

Практические занятия (18 часов)

Участие в соревнованиях согласно календарному плану. Первенства района, области. Краеведение — 9 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Значение и место краеведческой подготовки в общей системе обучения. История села, района и области. Край в годы Великой Отечественной войны. Заме­чательные земляки. Музеи и экскурсионные объекты района и области.

Практические занятия (7 часов)

Посещение экскурсионных объектов района и области, музеев. Просмотр фото- и видеоматериалов. Встреча с ветеранами войны. Участие в краеведче­ских викторинах.

Психологическая и морально-волевая подготовка 10 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Задачи и средства морально-волевой подготовки. Психологическая подго­товка — одно из средств повышения спортивного мастерства. Участие в сорев­нованиях — необходимое условие для совершенствования и проверки мораль­ных качеств и умения управлять эмоциональной настройкой.

Практические занятия (8 часов)

Воспитание целеустремлённости, самостоятельности, решительности и смелости, выдержки, настойчивости в достижении цели. Предстартовое со­стояние: боевая готовность, предстартовое волнение, предстартовая апатия.

Основы туристской подготовки 15 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Туризм как средство общефизической подготовки спортсмена-ориентировщика. Туризм — один из видов активного отдыха. Виды туризма: горно-пеше-ходный, водный, лыжный, велосипедный и др.

Практические занятия (13 часов)

Туристское снаряжение: групповое и личное. Требования к снаряжению: легкость, удобство, практичность, целесообразность. Туристские палатки: уст­ройство, уход и ремонт. Рюкзаки: виды рюкзаков, основные требования к ним, укладка рюкзака. Бивак: требования к месту бивака, снятие бивака, уборка территории, противопожарные меры. Узлы: назначение и применение.

Медико-санитарная подготовка 11 часа

Теоретические занятия (3 часов)

Значение медико-санитарной подготовки, врачебного контроля и самокон­троля. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, ра­ботоспособность, настроение. Медицинская аптечка. Спортивные травмы и их предупреждение.

Практические занятия (8 часов)

Оказание первой доврачебной помощи: ушибы, растяжения, разрывы свя­зок, мышц и сухожилий, кровотечения (артериальное, венозное, капилляр­ное), вывихи, переломы, ожог, солнечный удар, тепловой удар, озноб, обмо­рожение. Способы остановки кровотечений, перевязки, наложение первич­ной шины. Приемы искусственного дыхания. Способы транспортировки по­страдавшего.

Топографическая подготовка — 9 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Основы топографии. Способы изображения земной поверхности. Топогра­фические карты. Масштаб карты.

Практические занятия (7 часов)

Условные знаки топографических карт. Рисовка топознаков. Виды мас­штабов, упражнения с масштабами топокарт. Изображение высоты местно­сти с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояний до недоступных предметов.

Походы, лагеря, учебные сборы, экскурсии — вне сетки часов

Отработка навыков по каждому разделу программы.


Введение

Должны знать:

  • значение ориентирования в системе фи­зического воспитания, оздоровления, за­каливания;

  • место и время проведения занятий объ­единения дополнительного образования.

Должны уметь:

- коллективно участвовать в планирова­нии деятельности объединения дополни­
тельного образования в учебном году.
Техника безопасности

Должны знать:

  • основы безопасности при проведении
    занятий в учебном классе, спортивном
    зале, на местности;

  • правила дорожного движения;

- меры личной безопасности в крими­нальной ситуации.

Должны уметь:

  • находить выход из аварийных, крими­нальных ситуаций;

  • искать условно заблудившихся в лесу.
    История спортивного ориентирования

Должны знать:

- развитие ориентирования как вида
спорта в стране и за рубежом;

  • виды ориентирования;

  • прикладное значение ориентирования.

Должны уметь:

- давать характеристику современного
состояния ориентирования.

Гигиена спортсмена

Должны знать:

  • строение организма человека;

  • влияние физических нагрузок на раз­витие организма;

  • гигиена физических упражнений;

  • гигиена тела, одежды, обуви.

Должны уметь:

  • соблюдать меры личной гигиены;

  • составлять и соблюдать режим дня.

Правила соревнований

Должны знать:

  • агитационное значение соревнований;

  • права и обязанности участников сорев­нований;

  • виды соревнований;

  • способы проведения соревнований;

  • действия участника на старте, при опо­здании на старт, на КП, в финишном ко­ридоре, после финиширования.
    Должны уметь:

  • соблюдать права и обязанности участ­ников соревнований;

- коллективно составлять программу
проведения соревнований.
Снаряжение ориентировшика

Должны знать:

  • вспомогательное снаряжение;

  • лыжное снаряжение;

  • правила эксплуатации снаряжения;

  • правила хранения снаряжения;

  • компас и его устройство;

  • планшет и его устройство.

Должны уметь:

- правильно эксплуатировать личное,
групповое, вспомогательное снаряжение;

- хранить снаряжение;

- подбирать, изготавливать и произво­дить установку снаряжения.
Судейская практика

Должны знать:

  • судейскую коллегию соревнований;

  • судейские бригады;

  • обязанности судьи;

  • оборудование старта и финиша;

  • виды протоколов.

Должны уметь:

- работать с протоколами старта, прото­колами результатов соревнований по
ориентированию, протоколами пункта
контроля, пункта оценки;

производить, подсчет личных результа­том но ориентированию.

Общая физическая подготовка

Должны знать:

  • задачи общей физической подготовки;

  • взаимосвязь физической, технической,
    тактической, волевой, психологической
    подготовок;

  • значение систематизации круглогодич­ного тренировочного процесса;

  • обоснование принципов постепенности,
    повторности, разносторонности, индиви­дуализации в процессе тренировки;

  • технику лыжных ходов;

  • специфические особенности бега ориентировщика.

Должны уметь:

  • выполнять общеразвивающие упраж­нения для мышц шеи, плечевого пояса,спины, живота, ног;

  • передвигаться на лыжах, выполняя
    технические приемы: попеременный
    ход, одновременный ход, повороты,
    подъемы, спуски, торможения;

  • удерживаться на плаву, плавать.
    Специальная физическая подготовка

Должны знать:

  • роль и значение специальной физиче­ской подготовке для роста мастерства
    ориентировщиков;

  • методика развития специальных ка­честв, необходимых спортсмену-ориентировщику: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.

Должны уметь:

  • выполнять беговые упражнения в раз­
    личных зонах интенсивности трениро­вочных нагрузок;

  • выполнять бег с учетом характера мест­ности (открытая, закрытая, горная, забо­лоченная);

  • выполнять специальные беговые уп­ражнения;

  • выполнять упражнения на развитие
    быстроты (бег из различных стартовых
    положений на короткие и средние дис­танции, упражнения с партнером активные и пассивные, упражнения с предме­тами);

- выполнять упражнения на развитие
ловкости и прыгучести (прыжки в длину,
по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги,
с двух ног), кувырки, перекаты, упраж­нения на равновесие;

- выполнять упражнения на развитие си­лы (сгибание и разгибание рук в упоре,
растягивание, приседания на двух и од­ной ногах, приседания с отягощениями,
упражнения с предметами: набивными
мячами, амортизаторами).
Техническая подготовка

Должны знать:

  • понятие о технике ориентирования;

  • значение техники для достижения вы­соких результатов;

  • разновидности карт (спортивные, топо­графические, план, схема);

  • общие черты и отличия карт;

  • преимущества каждого из видов карт;

  • понятия технических приемов: грубый
    азимут, точный азимут, линейное ориен­тирование, точечное ориентирование;

  • компас и его устройство.

Должны уметь:

  • правильно пользоваться компасом;

  • ориентировать карту;

  • определять расстояние на карте;

  • измерять расстояние на местности (ша­гами, по времени, визуально);

  • определять стороны горизонта по ком­
    пасу;

  • определять точку стояния;

  • двигаться по азимуту;

  • определять и контролировать направ­ление с помощью компаса и карты, по
    объектам местности, по углу пересечения
    линейных ориентиров и углу схода с них;

  • восстанавливать ориентировку после её
    потери;

- выполнять простейшую маршрутную
топографическую съёмку местности вдоль
линейных ориентиров.

Тактическая подготовка

Должны знать:

  • понятие о тактике;

  • взаимосвязь техники и тактики в обу­чении и тренировке ориентировщиков;

  • значение тактики для достижения наи­лучших результатов;

  • понятия: опорные, тормозные, ограни­чивающие, рассеивающие, линейные
    ориентиры.

Должны уметь:

  • правильно распределять силы на дис­танции;

  • выполнять действия по подходу и ухо­ду с контрольного пункта;

  • выполнять действия по выбору пути
    движения;

  • из нескольких вариантов выбирать
    лучший;

  • последовательно осуществлять выбран­ный путь движения;

  • правильно использовать опорные, тор­мозные, ограничивающие, рассеиваю­щие, линейные ориентиры.
    Контрольные нормативы

Должны знать:

  • методы проведения (зачет, соревнова­ния);

  • нормативные требования.

Должны уметь:

- выполнять нормативы по общей и спе­циальной физической подготовке;

- выполнять теоретические и практиче­ские навыки по спортивному ориентирова­нию, легкой атлетике, лыжным гонкам.
Участие в соревнованиях

Должны знать:

  • положение о соревнованиях;

  • условия проведения соревнований по
    спортивному ориентированию в задан­
    ном направлении;

  • действия участников в аварийной ситу­ации;

  • основы безопасности при участии в со­ревнованиях.

Должны уметь:

- закончить дистанцию I—II уровня.
Краеведение

Должны знать:

  • значение краеведческой подготовки в
    общей системе обучения;

  • историю города и области;

  • историю края в годы Великой Отечест­венной войны;

  • музеи, экскурсионные объекты города
    и области.

Должны уметь:

- рассказать об истории родного края.
Психологическая и морально волевая
подготовка


Должны знать:

- значение психологической подготовки
для повышения спортивного мастерства;

  • методы и средства развития волевых
    качеств;

  • особенности проявления волевых ка­честв у ориентировщиков в связи с инди­видуальным характером прохождения
    тренировочных и соревновательных
    трасс на незнакомой местности.
    Охрана природы и памятников культуры

Должны знать:

  • важность охраны природы, памятни­ков истории и культуры;

  • место охраны природы в системе обра­зовательного процесса;

  • взаимосвязь с тренировочным процес­сом;

  • памятные и исторические места.

Должны уметь:

  • участвовать в маркировке и оборудова­нии маршрутов выходного дня;

  • коллективно участвовать в разработке
    походов выходного дня;

  • принимать участие в изготовлении сна­ряжения, не причиняющего вреда окру­жающей природе;


участвовать в акциях по охране приро­ды и памятников.

Основы туристской подготовки

Должны знать:

  • туризм — одно из средств общефизиче­ской подготовки;

  • виды туризма: горно-пешеходный, вод­ный, лыжный, велосипедный и др.;

  • основные туристские узлы (прямой, бу­линь, проводники, схватывающий, стре­мя, встречный, удавка и др.), их приме­нение и назначение;

  • основное групповое и личное снаряже­ние;

  • виды рюкзаков, основные требования к
    ним;

  • туристские палатки, устройство и на­
    значение;

  • требования к выбору места для органи­зации бивака группы;

- противопожарные меры в туристском
путешествии.

Должны уметь:

  • укладывать рюкзак;

  • составлять список личного и группово­го снаряжения в зависимости от сезона;

  • осуществлять простейший ремонт ту­ристского снаряжения;

  • устанавливать основные типы палаток;

  • убирать место привалов и биваков;

  • разжигать костры (по назначению) в за­висимости от погодных условий.
    Медико-санитарная подготовка

Должны знать:

  • значение медико-санитарной подготовки;

  • характерные спортивные травмы и их
    предупреждение;

  • состав медицинской аптечки группы;

  • основы первой доврачебной помощи по­
    страдавшему;

  • способы и приемы первой помощи при
    переломах костей (открытых и закры­тых), кровотечениях (артериальном, ве­нозном, капиллярном);

  • методику и правила наложения про­стых повязок, наложение шин;

  • правила промывания желудка;

  • правила транспортировки пострадав­шего и требования к носилкам.

Должны уметь:

- оказывать доврачебную помощь по­страдавшему;

  • транспортировать пострадавшего по пе­ресеченной местности

  • пользоваться групповой мед.аптечкой;

  • изготавливать носилки;

  • осуществлять промывание желудка;

  • производить перевязки, накладывать жгут, ватно-марлевые повязки;

  • обрабатывать различные типы ран;

  • распознавать признаки заболеваний и
    травм.


Топографическая подготовка

Должны знать:

  • основы топографии;

  • способы изображения земной поверх­ности;

  • понятие «топографическая карта»;

  • понятие «масштаб»;

  • масштаб и его виды;

  • основные типы топознаков;

  • понятие «горизонталь»;

  • понятие «крутизна склона».

Должны уметь:

  • читать масштаб карт;

  • читать и расшифровывать основные топознаки;

  • определять крутизну и высоту склона;

- осуществлять простейшую глазомер­ную съёмку участка местности.


Походы, лагеря

Должны знать:

  • маршрут туристского путешествия;

  • цели и задачи учебно-тренировочного
    мероприятия;

  • правила поведения и техника безопас­ности;

  • контрольные сроки проведения путе­шествия;

  • границы полигона.

Должны уметь:

- передвигаться в составе группы.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Пояснительная записка. Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты iconС. А. Казанцев Спортивное ориентирование
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки бакалавров по направлению 032100 (62) 'физическая культура', специализирующихся...
Пояснительная записка. Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты iconПояснительная записка «Межшкольный учебный комбинат» это Ваш друг и учитель, который поможет Вам пройти компьютерное обучение и научиться общаться с персональным компьютером и разнообразными программами легко, свободно, без всяких затруднений.
Компьютер – это такой же предмет повседневной необходимости как радио и телевизор, газовая плита и холодильник. К сожалению, не все...
Пояснительная записка. Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты iconСпорт
История возникновения вида спорта (краткая о том, где и когда возник данный вид спорта; летний или зимний вид спорта)
Пояснительная записка. Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты iconЭлективный курс «От задач простых к задачам более содержательным»
Решение задач это своеобразный «вид спорта», в котором после некоторой тренировки можно научиться получать удовольствие от решения...
Пояснительная записка. Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты iconОбразовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Спортивное ориентирование»
Учреждение дополнительного образования детей станция детского и юношеского туризма и экскурсий «борус»
Пояснительная записка. Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты icon1. Пояснительная записка
А наличие живого уголка, обеспечивает постоянное общение с животными, что играет огромную роль в их психо эмоциональном развитии,...
Пояснительная записка. Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты iconПояснительная записка к работе над созданием
Об этом написано достаточно. Какое влияние оказывает на человека цвет, на его состояние здоровья, есть ли вообще такая взаимосвязь?...
Пояснительная записка. Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты iconПояснительная записка
Стандарты физического образования в процессе обучения курса физики предполагают, что обучающиеся должны овладевать приемами и методами...
Пояснительная записка. Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты iconМатериалы для подготовки к егэ в конце учебного года 11-классники должны пройти
В конце учебного года 11-классники должны пройти государственную (итоговую) аттестацию в форме егэ1 (кроме отдельных категорий выпускников,...
Пояснительная записка. Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты iconМатериалы для подготовки к егэ-2010 в конце учебного года 11-классники должны пройти
В конце учебного года 11-классники должны пройти государственную (итоговую) аттестацию в форме егэ1 (кроме отдельных категорий выпускников,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница