Образовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит»




Скачать 364.07 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит»
страница1/2
Дата27.10.2012
Размер364.07 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей "Ровесник"


Рассмотрена на заседании

методического совета

протокол №____

______ _____________200__



Принята на заседании

педагогического совета

протокол № _____

_____ _____________200__


Утверждаю

Директор

____________Р. Ю. Нигамятзянов

______ _________________200___



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Эрудит»

Детского объединения «Эрудит»



Возраст – 7 лет

Срок реализации – 1 год


составил:

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

Слюнкова Ирина Алексеевна



Чусовой 2011

Паспорт программы


1. Цель: создание условий для развития интеллектуальных способностей детей

2. Направленность образовательной программы – социально-педагогическая

3. Вид программы - традиционная

4. Тип программы - модифицированная

5. Образовательная область – культурология

6. Ориентация содержания - теория и практика

7. Уровень освоения программы - базовый

8. Характер освоения – развивающий

9. Способ освоения содержания образования – репродуктивный, креативный

10.Продолжительность освоения - 1год

11. Срок реализации - сентябрь 2011 года

12. Форма реализации программы – модульная

13. Условия вхождения в программный модуль – собеседование, контрольные вопросы

14. Учебный период - 324 часа

15. Количество занятий в неделю - 3

16. Количество часов в занятии - 3

17. Продолжительность учебного часа - 45 минут

18. Квалификация педагога – 13 разряд (1 квалификационная категория)

19. Состав обучающихся – младший школьный возраст

20. Возрастной диапазон – 7 лет

21. Количество обучающихся - 15 человек

22. Пол детей - смешанный


  1. Пояснительная записка

1. Введение

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.

В 7 – 8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию. В учебной деятельности от школьника требуется не только осмыслить, усвоить отдельные научные термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание - это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.

Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

В последние годы Министерством образования Российской федерации принят ряд документов, определяющих новые цели, задачи и направления совершенствования образовательного процесса в школе. Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированный в общий процесс обучения и развития.

В Концепции модернизации российского образования сформированы важнейшие задачи воспитания: “Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.

Итак, возрождение духовно-нравственного воспитания является одной из актуальных проблем современности.

Обществу нужны люди, умеющие видеть, ценить, беречь красоту окружающего мира, заботиться о ее преумножении, преданные родному дому, семье, стране. Политическая и экономическая ситуация в России может стабилизироваться в единственном случае - иметь грамотное, граждански активное ответственное поколение.

Я согласна с мнением президента, что в школе надо обучать воспитывая.

2. Направленность образовательной программы

Образовательная программа «Эрудит» направлена на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.

3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время возникла необходимость в людях с высокоразвитым интеллектом, умеющих ориентироваться в любых жизненных ситуациях.

Новизна заключается в том, что программа даёт возможность ребёнку развиваться и в духовно-нравственном направлении и иметь ярко выраженную жизненную позицию, т.к. программа содержит в себе три блока: «Час читателя», «Окружающий мир» и «Занимательная математика».

Педагогическая целесообразность – воспитывать всесторонне развитую личность.

4. Цели и задачи

Цель: создание условий для формирования знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности.

Задачи:

  • Поддерживать высокий уровень интереса и познавательной активности у подростка,

  • развивать логическое мышления, внимание, смысловую память,

  • развивать познавательные способности,

  • расширять кругозор учащихся в различных областях

  • научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Для достижения поставленных целей, для решения задач я использую различные технологии, формы и методы работы:

  • создание проблемной ситуации;

  • техника поэтапного формирования умственных способностей;

  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;

  • методы групповой работы;

  • методы индивидуальной работы

5. Отличие от уже существующих программ

За основу для написания образовательной программы «Эрудит» я взяла программу «Занимательная математика», по которой я работала в 2010 – 2011 учебном году, добавила блоки «Читательский час» и «Окружающий мир». Программа стала более глубокой, т.к. у вновь пришедших детей я увидела хороший интеллектуальный потенциал.

6. Характеристика возрастной группы

В начальной школе ребенок только осваивает письмен­ную речь как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Ребенок, пришедший в школу, не только раз­личает цвета, формы, величину предметов и их положение в простран­стве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы пред­метов, правильно соотнести предметы по величине. Особенность здоровой психики ребенка - по­знавательная активность. Любознательность ребенка постоянно на­правлена на познание окружающего мира и построение своей карти­ны этого мира. Младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцен­тризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных про­блемных ситуаций. Познавательная активность ребенка, на­правленная на обследование окружающего мира, организует его вни­мание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет инте­рес.

И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно ре­гулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удер­живать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колос­сальных усилий воли и организации высокой мотивации.

Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимо­сти заставить работать на себя свою память.

В младшем школьном возрасте ребе­нок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации.

7. Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 учебный год.

8. Формы и режим занятий

Формы занятий:

Основная форма организации учебного процесса - занятие.

Занятие может быть как теоретическим, так и практическим.

Теоретические: объяснение педагогом нового материала, беседы.

Практические: выполнение технических и квалификационных упражнений, творческие задания.

Формы организации деятельности детей:

- коллективная;

- индивидуальная;

- групповая;

- парная.


Принципы организации образовательного процесса:

  1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 3-4 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

  2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

  3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

  4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

  5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

9. Формы подведения итогов

Участие в олимпиадах различного уровня;

Участие в on-line викторинах;

Проведение контрольных срезов.

10. Знания, необходимы для изучения курса

Особенных или специальных знаний, необходимых для начала изучения курса, не нужно.


  1. Учебно - тематический план




п/п

Мероприятия

теория

практика

всего

I

Вводное занятие

3




3

II

Окружающий мир

1

Краеведение

1.1.

Растительный мир Прикамья

2

4

6

1.2.

Животный мир Прикамья

2

4

6

1.3.

Птицы Прикамья

5

10

15

1.4.

Как растения и животные приспосабливаются к условиям жизни?

1

2

3

1.5.

Почему природу нужно охранять? Красная книга Прикамья

1

2

3

1.6.

Самые высокие, самые глубокие

1

2

3

1.7.

Край, в котором я живу

3

6

9

1.8.

Неделя окружающего мира




9

9

1.9.

Интеллектуальная игра «Краеведение»

1

2

3

1.10.

Вести из «Зелёного портфеля»




6

6

2

Знаешь ли ты историю?

2.1.

Государство. Государственная символика.

1

2

3

2.2.

Неделя истории

1

8

9

2.3.

Освобождение Ленинграда от блокады

1

2

3

2.4.

Это интересно




3

3

2.5.

Их имена носят улицы и учреждения культуры. Кто они?

1

2

3

2.6.

Экскурсия в музей




6

6

2.7.

Писатели, поэты, художники, музыканты нашего края

1

2

3

2.8.

Занятия в читальном зале

1

3

4

2.9.

Участие в олимпиадах

1

3

4

2.10.

Участие в школьном турнире учащихся начальных классов «Учись, твори и развивайся»

1

2

3

2.11.

А вы знаете?

1

5

6

2.12.

Участие в интеллектуальном марафоне школы

1

2

3

2.13.

Итоговое занятие. Награждение активных участников.

1

2

3

II.

Читательский час










3.1.

Мой дом – моя крепость

2

6

8

3.2.

Дом, семья, счастье

2

6

8

3.3.

Мой старший брат




8

8

3.4.

Красота человека

2

6

8

3.5.

История рода – история страны

2

6

8

3.6.

Нет ничего превыше слова – «Мать»!

2

6

8

3.7.

Детство

2

6

8

3.8.

Моя книжная полка

2

6

8

3.9.

Познавательная игра «Мама, папа, я – самая читающая семья»

2

6

8

IV.

Занимательная математика

4.1.

Логические цепочки

1

2

3

4.2.

Магические квадраты

1

2

3

4.3.

Занимательная геометрия

1

8

9

4.4.

Задачи в стихах




3

3

4.5.

Наглядная геометрия

2

4

6

4.6.

Игра «На лесной полянке»

1

2

3

4.7.

Нестандартные задачи

3

8

11

4.8.

Головоломки

1

2

3

4.9

Задачи повышенной сложности

3

9

12

4.10.

Блиц - турнир по решению задач

1

5

6

4.11.

Задания на логическое мышление




6

6

4.12.

Задания олимпиадного характера




6

6

4.13.

Игра «Сто к одному»

1

2

3

4.14.

Логические задачи

2

7

9

4.15.

Математический тренажёр

2

7

9

4.16.

Математические игры




17

17

4.17.

Математический КВН

2

4

6

4.18

Волшебные превращения цифр




3

3

4.19

Игра «В царстве смекалки»

2

4

6

4.20

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

1

2

3

4.21

В гостях у Винни Пуха

1

2

3

V.

Итоговое занятие

3




3




Всего

74

250

324
  1   2

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит» iconПрограмма по литературе для преподавания в школе «Эрудит»
Программа предназначена для преподавания литературы в школе одаренных детей «Эрудит» при гимназии №25 г. Ставрополя. В основе содержания...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит» iconДополнительного образования детей свердловской области «центр дополнительного образования детей «дворец молодежи» сборни к
Положение об областном конкурсе школьных компаний 153 18. Положение об областной эрудит-игре «Интеллектуальная радуга»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит» iconНегосударственного образовательного учреждения «общеобразовательной школы «Эрудит» по направлениям деятельности Общие вопросы
Негосударственное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа «Эрудит» было основано в 1993 году
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит» iconОбразовательная программа дополнительного образования детского объединения «теремок»
Развивающая образовательная программа дополнительного образования детского объединения «теремок»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит» iconПрограмма детского объединения «роспись по дереву»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Рассказовского района
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «районный центр детского творчества»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит» iconРабочая программа математического ноу «Эрудит»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей математики и информатики
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит» iconОбразовательная программа элективного курса художественной обработки разных материалов (предметный дизайн) методическая разработка 2009 г Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества «Истоки»
Администрация муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества «Истоки»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
В моу «Косолаповская средняя общеобразовательная школа» обучается 217 детей. Из них 1-4 классы-79 чел., 5-8 классы- 101 чел., 9-11...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит» iconПрограмма дополнительного образования детей «Основы современного танца»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница