«смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет




Скачать 392.49 Kb.
Название«смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет
страница1/4
Дата27.10.2012
Размер392.49 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Гуманитарный факультет

Кафедра психология, педагогики, акмеологии



СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ

__________________ ( ________________ )

«____»__________ 200__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

_______________ ( ___________________ )

____»________ 200__ г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


Б1.В6. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ

Направление 100100 Сервис.


УМК составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утвержден Министерством образования РФ 27 марта 2000 г. Регистрационный номер 292 св/сп).


Утвержден на заседании выпускающей кафедры протокол

№ ____ от «__»_______200_ г.


Заведующий кафедрой ______________________________________________________________

подпись, дата Ф. И. О.


СОГЛАСОВАНО с Учебно-методической комиссией специальности _____________________________________________________________________________

Председатель УМКС ________________________________________________________________

подпись, дата Ф.И. О.


20___ г.


СОДЕРЖАНИЕ


1. Основное нормативно-информационное обеспечение УМКД

1.1. Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО) специальности по дисциплине. ………………………………………………………………….

2. Аннотация…………………………………………………………………

3. Рабочая учебная программа дисциплины…………………………….

3.1. Организационно – методический раздел……………………………….

3.2. Формы текущего и промежуточного контроля………………………..

3.3. Объем и распределение часов дисциплины по модулям, разделам, темам и видам занятий…………………………………………………………………

3.4. Содержание дисциплины………………………………………………....

3.4.1. Основные вопросы разделов и тем модулей………………………

3.4.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы по модулям……………………………………..

3.4.3. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по модулям учебной дисциплины………………………………………………………

3.4.4. Рекомендуемые информационные источники…………………….

3.4.5. Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности (направления)…………………………………………

4. Рейтинг – план дисциплины……………………………………………… План – график самостоятельной работы студента……………………

6. Методические основы изучения дисциплины…………………………

6.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю……………

6.2. Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины…..

7. Педагогические измерительные материалы……………………………


Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ

АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Б.1. В6. «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ»

Подготовки специалиста

по специальности 100101 Сервис

специализация 100101/12 – Автомобильный сервис


УТВЕРЖДЕНО

на заседании Совета факультета

(протокол № _____ от __ _______20__)

Председатель совета

_________________/________________/


Санкт-Петербург

2011

2. Аннотация

Дисциплина «Психология развития, акмеология» относится к факультативным дисциплинам, освоение которой направлено на изучение теоретических, методологических и практических основ психологии развития, акмеологии. Дисциплина изучается наряду с такими дисциплинами, как: «Психология и педагогика», «Социология», «Культурология», «Психодиагностика», «Психологический практикум», «Профессиональная этика и этикет», «Логика», «Русский язык и культура речи». И является их логическим продолжением.

Вуз сотрудничает с акмеологической академией и проводит на своей базе ее заседания, в которые включаются заинтересованные студенты.

Психология развития, акмеология изучается на факультете Сервис в 9 семестре в форме факультатива.

Всего – 72 ч

Лекций – 18 часов,

Семинаров – 18 часов

Всего – 72 часа, (2 к.е.) Самостоятельная работа – 36 часов

По завершении курса студенты сдают зачет (без оценки).

На занятиях активно используются интерактивные методы преподавания: дискуссии, круглые столы, брейн-сторминги, эвристические беседын, трениговые упражнения и другие.

В ходе усвоения дисциплины студенты факультета «Сервис» приобретают технологии и способы совершенствования себя как личности и профессионала, а также научаются ставить жизненные цели и достигать результата в созидательной деятельности.


3. Рабочая учебная программа

3.1. Организационно - методический раздел

 Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина «Психология развития, акмеология» относится к факультативным дисциплинам, освоение которой направлено на изучение теоретических, методологических и практических основ психологии развития, акмеологии.

Целью данного курса является овладение теоретическими, практическими аспектами и методическими основами изучения:

  • развития личности, закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);

  • факторов объективных и субъективных, содействующих и препятствующих достижению вершин;

  • закономерностей обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности;

  • самообразования, самоорганизации и самоконтроля;

  • закономерностей самосовершенствования, самокоррекции и самоорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.

В процессе изучения данного курса необходимо решить следующие задачи:

Ознакомиться с:

  • понятиями психологии развития и акмеологии,

  • предметом психологии развития и акмеологии,

  • краткой историей формирования акмеологии в России,

  • направлениями акмеологии, литературой,

  • задачами психологии развития (Л. Монтада и др.).

  • основными функциями психологии развития.

  • разделами психологии развития и их особенности.

  • актуальными проблемы психологии развития на современном этапе.

  • характеристиками детства по Фельдштейну Д. И.

  • междисциплинарными связями психологии развития.

  • подробным определением понятия развития.

  • категориями развития: ростом, созреванием, дифференциацией.

  • областями развития.

  • влиянием среды на развитие человека.

  • основами акмеологической теории фундаментального образования (школьника, бакалавра, магистра, специалиста)

  • Б.Г. Ананьевым -создателем психолого - акмеологической научной школы изучения развития человека под влиянием и средствами образования

  • предмета акмеологии фундаментального образования

  • категоризацией понятий акмеологии фундаментального образования

  • акмеологическим подходом в изучении фундаментального образования

  • связью акмеологии фундаментального образования с другими науками, системой акмеологических наук

  • фундаментальными законами образования – основами акмеологической теории его функционирования

  • законами функциональных систем П.К. Анохина, понятием законов фундаментального образования

  • всеобщими акмеологическими фундаментальными законами созидания духовных продуктов средствами образования

  • общими акмеологическими законами фундаментального образования

  • частными акмеологическими законами фундаментального образования

  • акме-синергетическими и акме-топологические законами фундаментального образования

  • проявлением законов фундаментального образования в деятельности выдающихся представителей фундаментальных наук


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

-теоретические, методологические и практические основы психологии развития, акмеологии;

- законы психического развития;

- предмет и методы акмеологии,

- законы развития продуктивной компетентности средствами учебных дисциплин

- способы достижения личностного акме-;

Уметь:

- ставить перед собой задачи профессионального и личностного развития;

- достигать поставленных целей;

- применять полученные закономерности на практике,

- извлекать из практики новые знания или компетентности,

- применять компетентности в новых условиях деятельности

- добиваться позитивного результата

Иметь навыки:

  • Самообразования,

  • Самоорганизации,

Самоконтроля

Владеть:

- основами акмеологических знаний в области личностного и профессионального развития;

- акмеологическими технологиями достижения успеха;

- способами рефлексии созидательной деятельности.

- овладение компетенциями:

способностью владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов; демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-8);

способностью к работе в коллективе, в том числе применяя принципы и методы организации и управления малыми и средними коллективами (ОК-9);

стремиться к постоянному личностному развитию и повышению профессионального мастерства; с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки, делать необходимые выводы (ОК-15);

самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-16);

обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, уметь логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь (ОК-17);

к участию в проведении исследований социально-психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и демографических факторов (ПК-14);

к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса (ПК-15).


Перечень дисциплин, усвоение которых студентами

необходимо для изучения данной дисциплины:


Для успешного изучения данной дисциплины студенты должны иметь представление о таких дисциплинах как: «Психология и педагогика», «Социология», «Культурология», «Психодиагностика», «Психологический практикум», «Профессиональная этика и этикет», «Логика», «Русский язык и культура речи». Также студенты могут иметь опыт участия в тренинговых программах.


3.2. Форма текущего и промежуточного контроля

Перечень аттестационных контрольных мероприятий успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине включает: текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и итоговую аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, сообщений, рефератов по темам занятий.

Итоговый контроль ставит задачу определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Рабочим учебным планом итоговый контроль предусмотрен в форме экзамена, который предусматривает, по согласованию преподавателя и студента: индивидуальное собеседование по указанным преподавателем вопросам; представление презентации по определенной теме; тестирование.

По окончании курса студенты в 9 семестре сдают зачет (без оценки)


3.3. Объем и распределение часов дисциплины по модулям, разделам,

темам и видам занятий

очное отделение


Тематический план изучения дисциплины отражает структуру курса и раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы.



п/п


Наименование модулей, разделов, тем

9 семестр

Количество часов/Зачетных единиц

Общая трудоем.

с учетом зачетов и экзаменов

(час/ зачет.ед.)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Контроль самостоятельной работы студентов




1

2

3

4

5

6

7

1

Первый раздел: Понятие психологии развития, акмеологии

7

6




21




1.1

Тема 1: Предмет психологии развития и акмеологии

Задачи психологии развития (Л. Монтада и др.).

Основные функции психологии развития, акмеологии.

3

2




2

1.2

Тема 2: Разделы психологии развития и их особенности.

Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе.

Характеристика детства по Фельдштейну Д. И.

2

2




2

1.3

Тема 3: Междисциплинарные связи психологии развития и акмеологии.

Определение понятия развития.

Категории развития: рост, созревание, дифференциация.

Области развития.

Влияние среды на развитие человека.

2

2




7

2.

Второй раздел: Основы акмеологической теории фундаментального образования (школьника, бакалавра, магистра, специалиста)

Тема 4:

Б.Г. Ананьев – создатель психолого - акмеологической научной школы изучения развития человека под влиянием и средствами образования


11


2




10


2






35


7

2.2

Тема 5: Предмет акмеологии фундаментального образования

Категоризация понятий акмеологии фундаментального образования

Акмеологический подход в изучении фундаментального образования

2

2




7

2.3

Тема 6: Связь акмеологии фундаментального образования с другими науками, система акмеологических наук

2

2




2

2.4

Тема 7 Фундаментальные законы образования – основа акмеологической теории его функционирования

Закон функциональных систем П.К. Анохина, понятие законов фундаментального образования

Всеобщие акмеологические фундаментальные законы созидания духовных продуктов средствами образования

Общие акмеологические законы фундаментального образования

Частные акмеологические законы фундаментального образования

Акме-синергетические и акме-топологические законы фундаментального образования

2

2




7

2.5

Тема 8: Проявление законов фундаментального образования в деятельности

Выдающихся представителей фундаментальных наук

3

4




2




Экзамен



















ИТОГО:

18

18




36

90


3.4.Содержание дисциплины


4.1.1. Основные вопросы разделов.


Раздел I. Понятие психологии развития, акмеологии

Тема 1. Предмет психологии развития и акмеологии. Задачи психологии развития (Л. Монтада и др.). Основные функции психологии развития, акмеологии.

Тема 2 Разделы психологии развития и их особенности. Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе. Характеристика детства по Фельдштейну Д. И.

Тема 3 Междисциплинарные связи психологии развития и акмеологии.

Определение понятия развития. Категории развития: рост, созревание, дифференциация. Области развития. Влияние среды на развитие человека.


Раздел II. Основы акмеологической теории фундаментального образования (школьника, бакалавра, магистра, специалиста)

Тема 4. Б.Г. Ананьев – создатель психолого - акмеологической научной школы изучения развития человека под влиянием и средствами образования.

Тема 5 Предмет акмеологии фундаментального образования. Категоризация понятий акмеологии фундаментального образования. Акмеологический подход в изучении фундаментального образования

Тема 6 Связь акмеологии фундаментального образования с другими науками, система акмеологических наук.

Тема 7 Фундаментальные законы образования – основа акмеологической теории его функционирования. Закон функциональных систем П.К. Анохина, понятие законов фундаментального образования. Всеобщие акмеологические фундаментальные законы созидания духовных продуктов средствами образования. Общие акмеологические законы фундаментального образования. Частные акмеологические законы фундаментального образования. Акме-синергетические и акме-топологические законы фундаментального образования.

Тема 8 Проявление законов фундаментального образования в деятельности. Выдающихся представителей фундаментальных наук.


Темы семинарских занятий


Раздел I. Понятие психологии развития, акмеологии

Тема 1 Предмет психологии развития и акмеологии.

1. Задачи психологии развития (Л. Монтада и др.).

2 Основные функции психологии развития, акмеологии

3. Развитие своеобразия взрослого человека, как субъекта созидательной деятельности.

Лит-ра: 1.1, 1.2, 2.1, 2.6,2.7, 2.9, 2.11, 2.13, 2.16, 2.17, 2.24, 2.28

Тема 2 Разделы психологии развития и их особенности.

1. Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе.

2. Характеристика детства по Фельдштейну Д. И.

Лит-ра: 1.1, 1.2, 2.14, 2.15, 2.25, 2.27, 2.32

Тема 3 Междисциплинарные связи психологии развития и акмеологии.

1. Определение понятия развития.

2. Категории развития: рост, созревание, дифференциация.

3. Области развития. Влияние среды на развитие человека.

Лит-ра: 1.1, 1.2, 1.5, 2.23, 2.35

Раздел II. Основы акмеологической теории фундаментального образования (школьника, бакалавра, магистра, специалиста)

Тема 4 Б.Г. Ананьев – создатель психолого - акмеологической научной школы

1. Ананьев как основоположник отечественной акмеологии

2. Изучение развития человека под влиянием и средствами образования.

3. Теории фундаментального образования школьника

4. Теории фундаментального образования бакалавра.

5. Теории фундаментального образования магистра.

6. Теории фундаментального образования специалиста

Лит-ра: 1.1, 1.2, 2.3, 2.4, 2.12, 2.19, 2.20


Тема 5 Предмет акмеологии фундаментального образования.

1. Категоризация понятий акмеологии фундаментального образования.

2. Акмеологический подход в изучении фундаментального образования

Лит-ра: 1.1, 1.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12, 2.34

Тема 6 Связь акмеологии фундаментального образования с другими науками, система акмеологических наук.

1. Связь акмеологии с психологией

2. Связь акмеологии с философией

3. Система акмеологических наук

Лит-ра: 1.1, 1.2, 2.8, 2.10, 2.13, 2.22, 2.26, 2.34, 2.35

Тема 7 Фундаментальные законы образования – основа акмеологической теории его функционирования.

1. Закон функциональных систем П.К. Анохина, понятие законов фундаментального образования.

2. Всеобщие акмеологические фундаментальные законы созидания духовных продуктов средствами образования.

3. Общие акмеологические законы фундаментального образования.

4. Частные акмеологические законы фундаментального образования.

5. Акме-синергетические и акме-топологические законы фундаментального образования.

Лит-ра: 1.1, 1.2, 2.2, 2.11, 2.12

Тема 8. Проявление законов фундаментального образования в деятельности.

1. Выдающихся представителей фундаментальных наук.

2. Законы фундаментального образования

Лит-ра: 1.1, 1.2, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12, 2.13, 2.17


3.4.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы по разделам.

Раздел I. Понятие психологии развития, акмеологии

Тема 1. Основы акмеологической теории фундаментального образования (школьника, бакалавра, магистра, специалиста)

Тема 2. Б.Г. Ананьев – создатель психолого - акмеологической научной школы изучения развития человека под влиянием и средствами образования.

Тема 3..Предмет акмеологии фундаментального образования.

Тема 4.Категоризация понятий акмеологии фундаментального образования.

Тема 5 Акмеологический подход в изучении фундаментального образования.

Тема 6. Связь акмеологии фундаментального образования с другими науками, сис тема акмеологических наук.

Раздел II. Основы акмеологической теории фундаментального образования (школьника, бакалавра, магистра, специалиста)

Тема 7.Фундаментальные законы образования – основа акмеологической теории его функционирования.

Тема 8. Закон функциональных систем П.К. Анохина, понятие законов фундаментального образования.

Тема 9. Всеобщие акмеологические фундаментальные законы созидания духовных продуктов средствами образования.

Тема 10. Общие акмеологические законы фундаментального образования.

Тема 11. Частные акмеологические законы фундаментального образования.

Тема 12. Акме-синергетические и акме-топологические законы фундаментального образования.

Изучение дисциплины «Психология развития, акмеология» завершается экзаменом, который может быть проведен в виде ответов на вопросы


Вопросы для самостоятельной работы

  1. Понятие психологии развития, акмеологии.

  2. Предмет психологии развития, акмеологии.

  3. Задачи психологии развития (Л. Монтада и др.).

  4. Основные функции психологии развития, акмеологии.

  5. Разделы психологии развития и их особенности.

  6. Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе.

  7. Междисциплинарные связи психологии развития и возрастной психологии.

  8. Характеристика основных методов психологии развития.

  9. Метод наблюдения в психологии развития.

  10. Метод эксперимента: констатирующий, формирующий этапы.

  11. Биографический метод и метод близнецов.

  12. Основные методы организации исследований развития человека.

  13. Возрастные изменения в психике: революционные, ситуационные, эволюционные.
  1   2   3   4

Похожие:

«смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет icon«смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет
Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
«смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет icon«смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет
Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
«смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет icon«смольный институт российской академии образования» Экономический факультет
Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
«смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет icon«смольный институт российской академии образования» Факультет сервиса
Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
«смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет icon«смольный институт российской академии образования» Факультет сервиса
Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
«смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет icon«смольный институт российской академии образования» Факультет сервиса
Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
«смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет icon«смольный институт российской академии образования» Факультет сервиса
Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
«смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет icon«смольный институт российской академии образования» Факультет сервиса
Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
«смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет icon«смольный институт российской академии образования» Факультет сервиса
Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
«смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет iconУтвержден ы
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Смольный институт Российской академии образования»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница