Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе




Скачать 482.26 Kb.
НазваниеПедагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе
страница1/4
Дата27.10.2012
Размер482.26 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4



УДК 378.126(043) 2 На правах рукописи


КАРАБАЕВА ЛАУРА КОШКАРБАЕВНА


Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе


13.00.01- Общая педагогика, история педагогики

и образования, этнопедагогика


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Республика Казахстан

Туркестан, 2007

Работа выполнена в ШИ Международном Казахско-Турецком университете им. Х.А.Ясави

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Нурлыбекова А.Б.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор Калюжный А.А.


кандидат педагогических наук,

Франковская О.Н.

Ведущая организация: Жетысусский Государственный Университет

имени И.Жансугурова.


Защита состоится «1» октября 2007г. В 13:00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ОД 14.61.31 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Международном Казахско-Турецком университете им. Х.А. Ясави по адресу: 161200, г. Туркестан, улица Университетский городок (зал заседаний).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Международного Казахско - Турецкого университета им. Х.А. Ясави по адресу: 161200. г. Туркестан, улица Университетский городок (зал заседаний).


Автореферат разослан « » .......... 2007 года


Ученый секретарь диссертационного совета: Омар Е.О.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Объективное развитие педагогической науки неизбежно приводит к поиску новых методов и технологий обучения. В последние десятилетия эти поиски стали значительно успешнее. В обучении речевой деятельности появилась тенденция, которую признали плодотворной и перспективной, - это усиление коммуникативной направленности учебного процесса. Попытки приблизить процесс обучения по его характеру к процессу коммуникации предпринимались неоднократно. Они были чрезвычайно полезны, ибо развивали у преподавателей и студентов интерес к коммуникативному обучению. Но внедрение только элементов коммуникативности не принесло желаемых результатов, так как не было системы работы, не осознавались основные принципы этой системы. По мере того, как продолжались научные исследования и практические поиски преподавателей и ученых, становилось ясно, что это не просто тенденция, а метод обучения.

В Государственной программе развития образования в РК на 2005-2010 годы подчеркивается важность обоснования коммуникативного метода и описания его технологии, так как это уже стало настоятельной потребностью практики обучения.

Основные положения компетентностного подхода обозначены в «Концепции развития образования РК до 2015 года», где в качестве задачи системы образования отмечается необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности учащихся к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Концепция модернизации определяет ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

В инновационной образовательной среде коммуникативный метод активно внедряется в учебный процесс как по обучению иностранному языку, так и по общеобразовательным дисциплинам.

При обучении языкам международного общения в Казахстане все более широкое распространение приобретает коммуникативный подход, который способен подготовить обучающихся к спонтанному общению на иностранном языке. При этом особая роль отводится социокультурному компоненту содержания обучения как фактору, во многом определяющему и обусловливающему использование языка в конкретных ситуациях, тем самым влияющему на иноязычную коммуникативную компетенцию обучающихся.

Анализ работы, коммуникативной компетентности показывает, что оно исследуется в различных аспектах: первая группа исследований посвящена культуре и особенностям построения межличностного коммуникативного пространства взаимодействия и общения: социально-психологический аспект феномена общения (Г.М.Андреева); культурно-исторический подход в психологии (А.Г. Асмолов); теория и практика коммуникативного взаимодействия в трудных жизненных ситуациях (Р. Бэндлер, Д. Гриндер); философско-методологический аспект феномена общения (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев); подходы к проблеме человека в психологии (Б.С. Братусь, Д.И. Фельдштейн); философский аспект культуры (Э.Ф. Ильенков, М.К. Мамардашвили); особенности психологии общения (А.Б. Добрович, А.А. Калюжный); компетентность в общении и характеристика природы конфликтной компетентности в общении (Л.А. Петровская); становление эмоциональной культуры личности (Г.АЯстребова), проблема обучения профессиональному общению (А.Б. Тыныштыкбаева, Н.К. Стамгалиева, Г.З. Молдахметова, Р.Ф. Жусупова); исследования второй группы дают понимание особенностей и специфики подготовки педагогов в системе непрерывного образования: психологические особенности труда (Е.А. Климов); социальные, профессиональные и личностные ценности (А.А. Леонтьев, Г.К. Нургалиева); особенности подготовки педагога в системе непрерывного образования (Н.М. Борытко, С.Г. Вершловский, И.А.Колесникова, Н.Н. Рождественская, В.И. Сластенин, Н.Е.Щуркова, К.Х.Закирьянов, Н.Д.Хмель, Н.К.Ахметов).

Проблему коммуникативной компетенции в деятельности преподавателя выделяют Н.В. Бордовская, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, А.К. Михальская, Н.Н. Обозов, Л.А. Шипилина, Е.А. Юнина. Эти и другие авторы при характеристике профессиональной деятельности преподавателя оперируют такими понятиями, как коммуникативное взаимодействие (Л.А. Шипилина), коммуникативные умения (И.П. Радченко, В.А. Якунин); коммуникативность (Н.Н. Обозов, Р.А.Парошина), коммуникативные качества, свойства личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, В.А. Лабунская, А.В. Мудрик, Л.А. Петровская, А.У. Хараш), коммуникативные процессы (Г.М. Дридзе, А.А. Леонтьев, В.А.Якунин).

К числу практических предпосылок решения проблемы коммуникативной подготовки будущего педагога относится принятие Государственной программы развития образования в РК на 2005-2010 годы; программы создания единой информационно-образовательной среды. Тем не менее, в научно-практических исследованиях не обоснованы пути решения проблемы коммуникации преподавателей иностранного языка по овладению в дальнейшем способами и приемами построения совместного коммуникативного пространства (обучающий-обучающийся);

Таким образом исследовательский поиск способствовал определению основного противоречия, которое существует между:

- системой формирующихся коммуникаций обучающихся, ориентированной на индивидуально-личностное самоопределение в настоящем, и состоянием коммуникативной подготовленности педагога, ориентированной на ценность коллективизма и направленной в будущее;

- стремлением молодых педагогов к совершенствованию собственной системы профессионально-коммуникативного пространства взаимодействия и общения и неготовностью методических служб образовательных учреждений оказать им конструктивную поддержку в профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании;

- гуманистической направленностью целей и принципов функционирования и развития образовательных систем и отсутствием тщательной технологической проработанности этих идей;

- различными представлениями преподавателей, администрации и студентов об уровне повышения профессиональной и коммуникативной компетенции и отсутствием технологических разработок, позволяющих обеспечить результативность деятельности специалиста.

Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловило выбору темы диссертационного исследования: «Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе».

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке педагогических условий и экспериментальной апробации, эффективности использования технологии формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе.

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе.

Предмет исследования является коммуникативная компетентность преподавателей иностранного языка в вузе.

В процессе нашего исследования мы исходили из рабочей гипотезы, которая заключается в следующем: что коммуникативная подготовка преподавателей иностранного языка в вузе становится эффективной и действенной, если:

- в качестве базисного средства в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения рассматривается коммуникативная деятельность преподавателя иностранного языка, которая осуществляется в соответствии с системой ценностных предпочтений личности;

- повышение коммуникативной компетентности преподавателя строится в соответствии с системой процессуальных принципов профессиональной активности, исследовательской позицией, партнерским диалогическим общением во взаимодействии с обучающимся, осознанием возможностей и результативности совместной деятельности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность, основных понятий коммуникативного поведения и проблемы формирования коммуникативных навыков и умений преподавателей иностранного языка.

2. Выявить педагогические условия, влияющие на эффективность формирования коммуникативной компетентности.

3. В ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность разработанной технологии формирования коммуникативной компетентности у преподавателей иностранного языка на этапе адаптаций к педагогической деятельности.

4. Опираясь на результаты исследования разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию целостной системы коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе.

Ведущая идея исследования. Формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе отражает направленность педагогического процесса на решение актуальной проблемы разработки и обоснования теоретических основ коммуникативной подготовки преподавателей посредством создания технологии формирования коммуникативной компетентности.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили философские и психолого-педагогические учения о социальной сущности, личности и факторах ее формирования, целостный и интегративный подход в исследовании личности, деятельности и педагогического процесса по формированию коммуникативных умений.

В своих исследованиях, мы опирались на теорию общения и деятельности (Ю.К. Бабанский, А.Г. Андреева, Б.В. Беляев, А.А.Бодалев, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина); теорию профессиональной деятельности (В.А.Сластенин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.Т. Ащепков, В.Н. Гуров, И.Ф.Исаев, В.А. А.П. Сейтешев, Б.К. Момынбаев А.Б.Абдукаримов, О.С. Сыздыков, Б.К.Кенжебеков, А.Г.Казмагамбетов, Л.К.Керимов); теорию непрерывного педагогического образования (Н.К. Сергеева); культурологический подход к исследованию педагогической деятельности (Л.М. Андрохина, А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Л.А. Введенская, В.А. Шаповалов, Г.К.Нургалиева, Г.Т.Тауасаров, В.А.Ким, И.Б. Сихимбаев и др.); культурологический подход к изучению педагогических явлений (B.C. Библер, Ю.А. Жданова, И.Ф. Исаев, М.К. Мамардашвили, Е.Н. Шиянов); методы коммуникативного построения межличностного пространства взаимодействия и общения (С.Т.Каргин, Е.О.Омар;); культурологический аспект педагогического общения (В.А. Сластенин, А.Б. Нурлыбекова, О.Н. Франковская); научные подходы к определению сущности методики и технологии (О.С. Анисимов, Л.В.Байбородова, В.П. Беспалько, Д.Г. Левитес, Л.И. Маленкова, Е.В. Титова, Н.Е. Щуркова, М.Ж.Джадрина, Т.Галиев, К.Н.Бузаубакова, Ш.Т. Таубаева, А.К.Рысбаева , С.Н. Лактионова и др.).

Источниками исследования явились труды философов, культурологов, социологов, педагогов, законодательные документы РК о высшем образовании, государственные общеобразовательные стандарты подготовки специалистов, диагностические методы (тестирование, анкетирование), типовые и учебные планы и программы, рабочие учебные планы и программы вузов, учебники и учебные пособия, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Процедура и этапы исследования.

На первом этапе (2002-2003 гг.) проводился анализ философской, методической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, накапливалась информация об аспектах развития и становления коммуникативной компетенции молодых специалистов. На основе полученных результатов создавался банк данных, формулировалась рабочая гипотеза, обосновывалось актуальность проблемы, проводился отбор диагностических методик и определялся научный аппарат исследования.

На втором этапе (2003-2004 гг.) осуществлялось уточнение рабочей гипотезы, целей, задач исследования, выполнялся констатирующий эксперимент по выявлению уровня владения коммуникативной культурой преподавателя иностранного языка, осуществлялась обработка полученных результатов и апробация разработанной технологии; уточнялись компоненты, подлежащие дополнению.

На третьем этапе (2004-2007гг.) проводились систематизация и обобщение результатов всех полученных данных в ходе экспериментальной работы, формировались выводы исследования, оформлялся текст диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены и обобщены особенности педагогической деятельности преподавателя иностранного языка в условиях непрерывного образования;

-определены критерии и уровень сформированности коммуникативных навыков и умений;

-разработаны и экспериментальны обоснованы технологии формирования коммуникативной компетентности преподавателя иностранного языка.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены понятия «коммуникативность», «коммуникативное поведение»; теоретически и содержательно отработаны понятия «коммуникативная компетенция», «культура речи», «этнопедагогическая культура»; на основе анализа и интеграции методологических-психологических и педагогических положений теории развития коммуникативной культуры, обосновано научное использование технологии формирования коммуникативной компетентности преподавателя иностранного языка. Результаты исследования могут быть базой для решения других научных проблем (например, разработка и научное обоснование коммуникативной подготовки преподавателя иностранного языка в условиях адаптации к переводческой деятельности).

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации теоретические положения и практические материалы могут быть использованы в качестве дополнительных источников в системе высшего образования. Теоретический материал диссертационного исследования используется при создании учебных пособий и в качестве лекционного материала по дисциплинам «Лингвострановедение», «Страноведение», «Введение в межкультурную коммуникацию», «Лингвистика текста».

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений в работе использован комплекс научных методов исследования, включающий теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы, иностранной литературы, нормативно-законодательных документов РК о высшем образовании; диагностические методы (тестирование, анкетирование); поисковый, диагностический, формирующий и контрольный эксперименты; методы количественной и качественной обработки материала.

На защиту выносятся следующие положения

1.Профессиональная деятельность в учреждениях высшего профессионального образования имеет принципиальные особенности, что определяет необходимость создания психолого-педагогических условий для успешного развития коммуникативной компетентности у преподавателей высших учебных заведений.

2. Ведущим условием развития у преподавателя иностранного языка представлений о его будущей деятельности является коммуникативная деятельность педагога, которая строится в соответствии с развитием его коммуникативных навыков и умений, включающих в себя систему внутриличностных убеждений, ценностей, определяющих возможности профессионально-успешной идентификации в межличностном взаимодействии и общении.

3. Коммуникативная подготовка преподавателя иностранного языка направлена на формирование системы ценностного отношения к обучающимся, взаимодействие с ним как условие взаимного роста и развития, взаимообогащения и взаимоподдержки. Как показали результаты исследования, коммуникативная подготовка педагога строится на системе методических принципов: профессиональной активности (добровольное и заинтересованное вовлечение педагога в процесс профессиональной коммуникативной подготовки);исследовательской позиции (создание педагогом ситуаций творческого совместного поиска с обучающимся способов решений личностных и собственных профессиональных проблем); партнерского, диалогического общения (признание педагогом ценности личности обучающихся в коммуникативном процессе поиска совместных решений, с учетом обоюдных интересов); осознания результатов совместной деятельности с обучающимся.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели и задачам, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом. Основные теоретические положения исследования опираются на логику и теоретический анализ использованной научной литературы и электронных документов, сочетание количественного и качественного анализа полученных данных и их проверки.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали: кафедры «Английского языка», «Переводческого дела и немецкого языка» Международного Казахско-Турецкого университета им. Х.А.Ясави; кафедра «Английского языкознания» Южно-Казахстанского Государственного университета им. М.О.Ауезова, лицей №9 им. О.А. Жолдасбекова, гимназия №8 им. М.Х.Дулати.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения, материалы и результаты исследования были представлены на семинарах конференциях: международной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы государственно-правового строительства» (Шымкент 2004) международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной ко дню независимости РК (Шымкент 2004), международной научно-практической конференции « Развитие способности у школьников ориентироваться в окружающей действительности» (Новосибирск, Россия 2005), международной научно-практической конференции «Инновационные технологии формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) в современных условиях» (Шымкент 2006) и отражены в 9 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость: излагаются теоретико-методологические основы исследования, формулируются цели и задачи, гипотеза и положения, выносимые на защиту, дается описание методов исследования и определяется структура работы.

В первом разделе «Педагогические условия формирования коммуникативных умений» рассматривается коммуникативность как качество личности преподавателя составляющее его теоретическую подготовку в области межличностного познания, межличностных отношений, проблему формирования коммуникативных умений в педагогической теории и практике, а также возможность исследования коммуникативного метода при обучении иностранному языку.

Во втором разделе «Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы как педагогическая проблема» особое внимание уделяется проблеме формирования коммуникативного поведения будущего преподавателя в иноязычной среде. Раскрыта сущность культуры речи как фактор профессиональной коммуникативной успешности педагога, а также ценностного отношения к обучающимся в процессе межкоммуникативной деятельности.

В третьем разделе «Технологические аспекты процесса формирования коммуникативной компетентности» предусмотрена методика саморазвития и раскрыта сущность коммуникативной и языковой компетентности преподавателей иностранного языка в вузе.

В заключении формулируются выводы и рекомендации по итогам исследования представлены основные результаты исследования, полученные на основе теоретических данных и анализа итогов экспериментальной работы.
  1   2   3   4

Похожие:

Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе iconПедагогические условия формирования предметно-образовательной компетентности учителя начальных классов в вузе (на примере обучения математике)
Защита состоится 30 марта 2012 г в 12. 30 час на заседании диссертационного совета д 212. 027. 02 в Волгоградском государственном...
Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе iconТема: Формирование коммуникативной компетентности в условиях двуязычной среды
Цель: Дессиминация опыта формированию коммуникативной компетентности в процессе преподавания русского языка и литературы в татарской...
Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе iconПедагогические условия формирования социокультурного компонента профессиональной подготовки учителя иностранного языка
Защита состоится «30» июня 2010 г в 11. 30 часов на заседании диссертационного совета д 212. 085. 01 при гоу впо «Калужский государственный...
Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе iconФормирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей (на примере подготовки бакалавров педагогики)
Охватывают области реализации когнитивного и операционально-технологического компонентов и являются необходимыми для формирования...
Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе iconПедагогические условия становления смысла изучения иностранного языка у будущих педагогов
Защита состоится 22 апреля 2011 г в 15. 00 час на заседании диссертационного совета д 212. 027. 02 в Волгоградском государст­венном...
Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе iconПсихолого педагогические условия формирования конструктивного родительского отношения к наркозависимым юношам
Психолого педагогические условия формирования конструктивного родительского отношения
Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе iconПаньшина И. А., учитель немецкого языка, моу сош 32 с углубленным изучением иностранных языков Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка
Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка
Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе iconИспользование мультимедийных средств обучения как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся

Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе iconИндивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вузе в процессе подготовки к инновационной деятельности

Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе iconЗадача: расширять словарный состав учащихся
«Проектная технология как условие формирования коммуникативной компетентности обучающихся»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница