Уроках биологии




Скачать 272.41 Kb.
НазваниеУроках биологии
страница1/2
Дата27.10.2012
Размер272.41 Kb.
ТипУрок
  1   2
Педагогический проект на тему:


«Активизация познавательной деятельности учащихся 6 - 9 классов на уроках биологии для раскрытия творческого потенциала личности ребенка».


Учитель биологии МОУ «Средняя

общеобразовательная школа №2»

города Спас-Деменска Калужской области

Марченкова Наталья Николаевна,

квалификационная категория - высшая.


Цель проекта:

создание условий для развития и воспитания личности школьника в условиях формирующейся образовательной среды через активную познавательную деятельность и интерактивные методы обучения на уроках.


Задачи:

  1. Формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающего себя ученика, направленных на применение имеющихся знаний и приобретение новых.




  1. Создание условий для развития активной познавательной деятельности, раскрытия их индивидуальности, приобретения опыта познания и самопознания и устойчивого интереса к предмету биология.



  1. Воспитание у учащихся ответственности за окружающий мир, общество, в котором предстоит жить подрастающему поколению и реализовывать свои возможности.




  1. Создание ситуации успеха для формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через интерактивные методы обучения.


Сроки реализации проекта:

  1. Этап: Подготовительный (2008 – 2009 учебный год )

  2. Этап: Основной – реализация проекта (2009 – 2010; 2010 – 2011; 2011 – 2012 учебный год)

  3. Этап: Заключительный. Подведение итогов реализации проекта. Обобщение и распространение опыта работы (2012 – 2013 учебный год)



Участники проекта:

Учащиеся среднего звена (6 – 9 классы) МОУ «СОШ №2» г. Спас-Деменска Калужской области.


Основные направления деятельности


- развитие способностей школьников на уроках биологии, раскрытие и поддержание их индивидуальности;


- личностная ориентация в обучении;


- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности в обучении биологии, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;


- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные на уроках биологии знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;


- психолого-педагогическая деятельность.


Ожидаемые результаты:


1. Учащиеся 6-9 классов обладают навыками поисково-исследовательской деятельности, умеют находить необходимую информацию и применять свои знания в дальнейшей работе.


  1. Созданы условий для активной познавательной деятельности, раскрыта их индивидуальность, приобретен опыт познания и самопознания. Учащиеся смело проявляют творческие способности. Интерес к предмету высок.



  1. У учащихся воспитана ответственность за окружающий мир, общество, в котором им предстоит жить и реализовывать свои возможности.




  1. Дети умеют правильно оценить свои знания, культурно общаться, полноценно реализовать имеющиеся у них возможности в соответствии с их желаниями и потребностями.

Психолого-педагогический портрет выпускника основной школы:


Личность со сформированной научной картиной мира, способная решать проблемы, использовать различные источники информации, ответственная за свое поведение в природе, в обществе, ведущая здоровый образ жизни, обладающая знаниями и умениями, проявляющимися в различных видах эффективной деятельности, с потребностью к самореализации, соответствующая требованиям современного общества.


Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследова­тельской работе.

А. Н. Колмогоров


Актуальность проекта

Активная познавательная деятельность – это проявление способностей индивида. В познавательной деятельности выражаются способности самостоятельно видеть проблемы, ставить вопросы и получать новые знания.

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, что кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили.

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.

Что делается в душе ребенка на уроке? Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать эту великую работу - труд души, которая поднимает ребенка еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся активной деятельности.


Задача формирования активной познавательной деятельности учащихся 6 – 9 классов на различных этапах функционирования системы образования является своевременной, так как в этом возрасте у ребенка падает уровень мотивации к познанию окружающего мира. Дети больше уделяют времени тому материалу, который им интересен. Им хочется много знать, чтобы быть похожими на свой идеал, кумира, часто даже подражают кому-либо, что характерно для их возраста, но познавательная деятельность в этом возрасте носит избирательный характер. Чтобы повысить интерес, развить его, необходимо ребенка превратить из пассивного слушателя и безропотного исполнителя в активного участника познавательного процесса и творческого деятеля.

С психологической стороны дети данного возраста внушаемы, легко меняют свое настроение, быстрее взрослых переориентируются в желаниях и поступках.

В это время еще не сформирована профессиональная направленность, поэтому важно именно в этом возрасте формирование навыков овладения научными знаниями, умениями анализировать и сопоставлять, чтобы в дальнейшем применять в действии.

Ученики данных классов обнаруживают высокую впечатлительность и восприимчивость, стремятся схватывать что-то необычное. Им присуще стремление к поиску, положительной мотивации, сотворчества, как ведущего вида воспитательных взаимодействий и соотношений, приоритета целостности восприятия, оценки другого человека и самого себя.

Способность к творчеству присуща каждому ребенку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. А это время приходится как раз на возраст учащихся 6-9 классов.

Работая по апробации ЦОРов в 2007-2008 учебном году, я выявила такие особенности: дети любят присутствие на уроках заданий, где бы они самостоятельно находили ответы и принимали решения. Готовя дополнительные сообщения, выполняя интерактивные задачи, учащиеся активны, деятельны, при этом помогают друг другу, советуют, оспаривают результаты. Полученные на таких уроках знания более прочные. Сами же уроки развивают большой интерес к предмету. Ребята с удовольствием получают хорошие отметки, а пробелы в знаниях тут же ликвидируют с помощью работы над ошибками. Качество знаний учащихся, полученных на подобных уроках, выше, нежели на обычных, традиционных.

Но выяснилось и такое, что дети, стремясь к активному познанию, испытывают проблемы в организации своей деятельности, не могут четко регламентировать взаимоотношения «ученик – учитель», а кроме того, часто отсутствуют условия для индивидуальной работы с каждым учеником по развитию его творческого потенциала. А между тем, современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность.

Традиционные учебные занятия не позволяют учителю выполнять этот социальный заказ. Поиск решений данных проблем заставляет пересмотреть некоторые методические аспекты преподавания наук естественного цикла и место ученика в процессе учебной деятельности как субъекта обучения. Проанализировав данную ситуацию, пришла к выводу, что активная работа учащихся раскрывает их творческий потенциал, а ведь творчество детей на уроках – это залог формирования человека, который будет востребован современным обществом, адаптирован в общественной среде и сам способен участвовать в формировании этой среды.

Поэтому от уроков традиционных я перешла к урокам личностно ориентированным и творческим.

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка».

Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.

Организация учебно–поисковой деятельности на уроке и развитие самостоятельности у обучающихся – это одно из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, к жизни в обществе, эффективной адаптации и социализации, творческого самопроявления личности.


Развитию разнообразных способностей детей, раскрытию их индивидуальности способствует личностно ориентированное и творческое обучение, которое положено в основу моей педагогической деятельности.


Содержание проекта


Биологическое образование отличается наличием разных уровней образования, что позволяет развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность. Чтобы этого достигнуть, необходимо педагогу владеть разнообразными методами обучения: логическими, проблемными, игровыми, дифференцированием и т. д., а кроме того, использовать новые педагогические технологии. Высокий уровень знаний должен нести функциональную направленность. Эта задача сформулирована в Концепции модернизации российского образования и Стандартах второго поколения.

Реализация технологического подхода освобождает школьников от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузкам памяти, к потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать.

В современной жизни, характеризующейся возросшими требованиями к школьному образованию, особенно эффективны дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.

В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает развивающее, проблемное обучение, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.


В процессе своей работы по развитию творческих способностей детей считаю главным:


1. Перед детьми с первых шагов обучения должна ставиться задача на «выразительность», все более усложняющаяся по содержанию. Решая их, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий профессионал.

2. Творческое развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает учебную информацию не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.

3. Необходимо пробуждать у ребенка личную заинтересованность в творчестве. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла ребенка.


В своей работе я пользуюсь следующими принципами:


1. Принцип гуманизации воспитания. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важным является то, чтобы на уроках биологии и географии звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда, процесс восприятия живой природы, в общем, и творческой задачи в частности, приобретает желанную форму и помогает ученику раскрыть себя.

2. Принцип толерантности. Ответ или выполненная работа учащихся никогда не должны подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить. Если учащийся затруднялся творить, ему предлагалось другое задание, то, что было ему посильно.

3. Принцип осознанности. Знакомство с различными материалами. Ребенок, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к органическому миру. В различных технических средствах ребенок находит удовольствие, обогащая свои познания о мире. Каждый ребенок в детстве строит, изображает, украшает. Умение фантазировать и созидать - это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ученик уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для его открытий.

4. Принцип самостоятельности. Использование элементов творческой игры на уроках. Здесь можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры - это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть.

5. Принцип личностного подхода. Для стимулирования активной творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности.

Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к активному познанию, творчеству. И каждый раз вместе с детьми нужно радоваться их маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее.

В большинстве случаев учебный материал содержит в себе совокупность объективных научных сведений – фактов, понятий, теорий. Само по себе такое содержание для учащихся нейтрально. В связи с этим считаю своей задачей при подготовке и проведении уроков биологии перевести содержание материала с уровня знаний на уровень личностных смыслов. Например, во время уроков на этапе актуализации знаний ставлю цель учащимся выяснить, насколько данные знания нужны им, где в повседневной жизни встречаемся, применяем и используем. При этом стараюсь сделать так, чтобы учащиеся сами решили и оценили важность получаемой информации.

Например, важны ли витамины для нашего здоровья? (в теме «Витамины»); можно ли пить воду из неизвестных водоемов, луж (в теме «Простейшие»); стоит ли вымыть руки перед едой или это необязательно? (в теме «Паразитические черви») и т. д.

Более того, необходимо, чтобы школьник не только высказывал свое толкование той или иной идеи, но и продуцировал свои собственные мысли.

Именно так происходит становление личности и системы ее ценностей. Для этого необходимо, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, совместного творчества учителя и учащихся.

Большое значение в активной познавательной деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

В процессе развития активной познавательной деятельности желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

Однако творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь - то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь взрослеющего человека интереснее и насыщеннее.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы - все это в совокупности и составляют творческие способности.

Практика показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создание определенных условий.

Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

Для того, чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

В связи с этим, я стараюсь в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач, шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное (или с помощью педагога) открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

Использование в учебном процессе проблемных задач позволяет существенно повысить интерес школьников к биологии и максимально способствует раскрытию творческого потенциала личности ребенка.

В настоящее время особенно ценно, если такие задачи имеют экологическую направленность.


Раскрою некоторые варианты взаимосвязи видов познавательной деятельности учащихся и активных форм занятий, организуемых мною на уроках биологии:

  1   2

Похожие:

Уроках биологии iconУроках биологии Пермь, 2007 Жадаев Д. Н., Кучумова И. Р., Поносов Д. П., Пролазова М. Н., Сирина И. М. Права человека на уроках биологии
Жадаев Д. Н., Кучумова И. Р., Поносов Д. П., Пролазова М. Н., Сирина И. М. Права человека на уроках биологии / под ред д и н. Суслова...
Уроках биологии iconКраеведческий материал на уроках биологии
И именно краеведческий материал обогащает духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше узнать, увидеть, больше сделать. Вот...
Уроках биологии iconУчитель биологии, зам директора по увр
«Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе по предмету»
Уроках биологии iconЗадворова Людмила Александровна учитель биологии моу «Средняя общеобразовательная школа №13г. Горно-Алтайск» Республики Алтай
Основная часть. Развитие критического мышления на уроках биологии через чтение и письмо
Уроках биологии iconМетодическая разработка «Использование межпредметных связей на уроках биологии в условиях профильной школы»
«Использование межпредметных связей на уроках биологии в условиях профильной школы»
Уроках биологии iconНазвание проекта
Представляет собой список из 15 правил, инструкции, составленных на основе данных из энциклопедии по биологии, написана простым,...
Уроках биологии iconПрограмма кружка «Юный эколог» Руководитель кружка: Антонова Маргарита Анатольевна учитель биологии моу«Староурмарская сош»
...
Уроках биологии iconПрограмма кружка «Юный эколог» Руководитель кружка: Антонова Маргарита Анатольевна учитель биологии моу«Староурмарская сош»
...
Уроках биологии iconТворческий отчёт «Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках биологии и экологии»
Закрепление и контроль знаний в рамках биологии традиционно ведутся следующими способами: пересказ учащимися учебного материала;...
Уроках биологии iconДоклад «Практическое применение информационно компьютерных технологий на уроках биологии»
Введение 3
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница