Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к работе в системе дистанционного обучения




Скачать 441.74 Kb.
НазваниеФормирование готовности будущих учителей иностранного языка к работе в системе дистанционного обучения
страница1/4
Дата26.10.2012
Размер441.74 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4



УДК [378.001.76:004]:81.43:62.519 На правах рукописи


ДЖАНТАСОВА ДАМИРА ДУЛАТОВНА


Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к работе в системе дистанционного обучения


13.00.08 – Теория и методика профессионального образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Республика Казахстан

Караганда, 2010


Работа выполнена в Карагандинском государственном университете им.

Е. А. Букетова


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Егоров В.В.


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Джанабаев Ж.Ж.


кандидат педагогических наук, доцент

Звягинцева И.Ю.


Ведущая организация: Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана


Защита состоится «_____» _____________ 2010 г. в ______ часов на заседании объединенного диссертационного совета ОД 14.50.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Карагандинском государственном университете им. академика Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганда, ул. Университетская, 28, корпус № 1, поточная аудитория № 1.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганда, ул. Университетская, 28, корпус №1.


Автореферат разослан «_____» _____________ 2010 г.


Ученый секретарь

объединенного

диссертационного совета Минжанов Н.А.

Введение


Актуальность исследования

Иноязычное образование как один из компонентов общей системы образования Республики Казахстан не следует рассматривать вне связи со средой, в которой оно функционирует и развивается. Рост профессиональных и научных обменов, расширяющиеся интеграционные процессы, углубление международного взаимодействия и сотрудничества в последнее десятилетие стимулировали поступательное развитие иноязычного образования.

Согласно Концепции иноязычного образования Республики Казахстан до 2015 года иностранный язык определен как язык международного общения наряду с государственным (казахским) языком и языком межнационального общения – русским. Более того, изучение иностранных языков признано социально значимым – как залог обеспечения практической и профессиональной жизнедеятельности человека в современном полиязычном и поликультурном мире.

Очевидно, что в настоящее время существует острая потребность в интеграции системы подготовки и переподготовки специалистов разных профессий. Конкуренция на рынке труда привела к возникновению необходимости овладения иностранным языком как фактором успеха в будущей профессиональной деятельности человека. Не все желающие способны получить образование на основе существующей традиционной системы профессионального обучения, сети высших учебных заведений. Следовательно, многие потенциальные студенты остаются за стенами высших учебных заведений. В процессе непрерывного профессионального обучения широкие возможности получения знаний дает использование информационных телекоммуникационных технологий. Одним из наиболее перспективных способов обучения в наши дни является система дистанционного обучения.

При получении иноязычного образования такое обучение, основанное на активном целенаправленном использовании современных информационных коммуникационных технологий, позволяет осуществлять многоцелевые, междисциплинарные, образовательно-профессиональные программы, доступные различным слоям населения и социальным группам.

В соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы актуальным становиться повышение качества подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, владеющих современными педагогическими технологиями, в том числе телекоммуникационными. Проблема готовности учителей иностранных языков к профессиональной деятельности в системе дистанционного образования требует формирования определенных профессионально значимых качеств педагога, владеющих технологией дистанционного обучения.

Анализ литературных источников по профессиональной подготовке учителей иностранных языков позволяет сделать вывод, что к настоящему времени в этой области накоплен обширный фонд знаний, рассмотренных нами по следующим направлениям:

  • исследования в области профессионально-педагогического образования (К.М.Арынгазин, А.Е.Берикханова, А.А.Жайтапова, А.А.Калюжный, С.Т.Каргин, Г.М.Касымова, Г.М.Кертаева, С.З.Коканбаев, Н.А.Минжанов, Б.А.Сарсенбаева, В.А. Сластенин, Г.А.Уманов, А.А.Усманов, Н.Д.Хмель и др.);

  • исследования в области профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка (Д.К.Бартош, Н.Д.Гальскова, А.М. Иванова, В.А.Коломиец, М.Р. Кондубаева, У.И. Копжасарова, Т.Д. Кузнецова, С.С.Кунанбаева, А.А.Мальченко, Ю.А. Мулюкина, В.Ф.Русецкий, А.К. Рысбаева, Е.Э.Сысоева, Д.Е.Сагимбаева, Н.К. Тихонова, К.С. Успанов, Т.И. Устьянцева, Н.В. Языкова и др.);

  • исследования в области информатизации иноязычного образования и применения информационных технологий обучения ИЯ (Н.А.Ахметова, А.Н.Багрова, М.А. Бовтенко, М.Ю. Бухаркина, О.В. Васильева, А.Ю. Горчев, М.Г.Евдокимова, Б.А.Жетписбаева, И.Ю.Звягинцева, Г.К.Нургалиева, И.П.Павлова, Л.П. Петрова, А.К.Садыкова, Т.К.Сатаров, А.И. Тажигулова, В.Ф.Толстоухова, Ж.А.Тусельбаева, C.Chapell, D.Fisher, V. Hegelhiemer, C.Gascoigne, J. Paul, R. E. Saury, E.E. Scida, A. Taylor, M. Warshauer и др.);

  • исследования в области дистанционного обучения, в том числе иностранным языкам (А.В. Бухарова, Д.М. Джусубалиева, Е.И. Дмитриева, В.В.Егоров, С.Еловская, А.П.Ершов, Е.С.Ибышев, Г.К.Изтлеуова, М.В.Моисеева, Ж.Ж.Наурызбай, С.Б.Нурмагамбетов, М.Р.Нургужин, Е.С.Полат, А.Н.Сакаева, Э.Г.Скибицкий, Ж.М.Тусубаева, В.В.Угольков, Л.П.Халяпина, А.В. Хуторской, В.В.Яворский, D.Catterick, R.J.Dickey, R.Epstein, J.L.Eyring, N.Evans, B.A.Green, Ch.U.Grosse, K.J.Collier, L.E.Henrichsen, E.Polisca, J.Raskin и др.);

  • использование информационных коммуникационных технологий при подготовке к профессиональной деятельности специалистов (Ш.А. Абдраман, Б.А.Абдыкаримов, Р.Ч.Бектурганова, В.П.Беспалько, Ж.Ж.Джанабаев, Г.Д.Жангисина, А.К.Козыбай, Ж.А.Макатова, М.С.Малибекова, А.К.Мынбаева, С.С.Тауланов, Т.И.Устьянцева, С.И. Ферхо, Л.А. Шкутина и др.).

Работы вышеназванных авторов в целом отражают представления о том, чему надо учить будущего учителя иностранного языка в нынешних социально-экономических условиях, в эпоху информатизации иноязычного образования, и дают общетеоретические знания для молодого поколения ученых.

Однако еще не изучены должным образом проблемы подготовки учителей иностранных языков к профессиональной деятельности в условиях дистанционного обучения, внедрение которого вносит существенные изменения в содержание планирования учебного процесса. Во-первых, меняются принципы и подходы к планированию учебной деятельности, во-вторых, подвергаются корректировке формы учебных документов, в-третьих, появляются новые средства обучения и изменяются методы обучения.

В связи с этим процесс реформирования системы иноязычного образования Республики Казахстан в силу своей специфики диктует необходимость более глубокого рассмотрения вопросов его интеграции, требующей разработки соответствующей системы подготовки будущих учителей иностранных языков в области применения информационных коммуникационных технологий и дистанционного обучения.

Таким образом, изучение организации образовательного процесса в вузе свидетельствует о том, что вопросу формирования готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения не уделяется должного внимания. Знания, получаемые студентами по дисциплинам учебного плана, не обеспечивают формирования целостного представления о сущности, роли и способах реализации технологии дистанционного обучения иностранным языкам.

Объективно существующее противоречие между необходимостью получения иноязычного образования по дистанционной технологии обучения и недостаточной разработанностью педагогической теории подготовки учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения обусловило проблему нашего исследования. Сущность ее состоит в том, что процесс подготовки учителей иностранных языков не ориентирован на будущую профессиональную деятельность в системе дистанционного обучения. Актуальность и своевременность решения этой проблемы на современном этапе развития педагогической науки определили тему исследования - «Формирование готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения».

Объект исследования процесс профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков.

Предмет исследования готовность будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения.

Цель исследованияразработка и внедрение в учебный процесс педагогического комплекса по формированию готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения.

Гипотеза исследования: если в учебный процесс внедрить педагогический комплекс, нацеленный на формирование готовности будущих учителей иностранного языка к педагогической деятельности в системе дистанционного обучения, то это будет способствовать повышению качества подготовки будущих учителей иностранного языка, так как данный комплекс с элементами технологии дистанционного обучения будет целенаправленно формировать специальные компетентности в области дистанционного обучения иностранным языкам.

Задачи исследования

  1. Проанализировать отечественную и зарубежную системы дистанционного обучения иностранным языкам.

  2. Раскрыть сущность понятия «готовность будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения».

  3. Разработать модель готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения.

  4. Разработать педагогический комплекс по формированию готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения.

  5. Апробировать и внедрить педагогический комплекс по формированию исследуемой готовности.

Ведущая идея исследования заключается в том, что системное внедрение разработанного педагогического комплекса на основе использования современных информационных коммуникационных технологий значительно повысит качество подготовки учителей иностранных языков в области дистанционного обучения иностранным языкам.

Методологической и теоретической основой исследования являются: теория профессионального педагогического образования; теория целостного педагогического процесса; теория информатизации образования; теория иноязычного образования; компьютерная лингводидактика; теоретические подходы к определению понятия «готовность»; теоретические положения о технологии дистанционного обучения.

Методы исследования: изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы; аспектный анализ и обобщение опыта организации дистанционного обучения иностранным языкам; моделирование; педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа; педагогический эксперимент; методы математической обработки результатов экспериментального исследования.

Источники исследования: труды философов, психологов, педагогов, специалистов по информатике, ученых по проблеме исследования; нормативные документы Республики Казахстан, регулирующие и регламентирующие подготовку специалистов в вузах; типовые учебные планы, ГОСО, рабочие учебные программы; научная и практическая работа автора в качестве старшего преподавателя кафедры методики преподавания английского языка и участника научно-исследовательской программы “Junior Faculty Development Program” Американского Совета по международному образованию ACTR/ACCELS (Посольство США).

Этапы исследования

На первом этапе (2002-2003 гг.) осуществлялись сбор, анализ, обобщение и систематизация теоретического материала по исследуемой проблеме, разработка научного аппарата, изучение состояния системы дистанционного обучения иностранным языкам в теории и практике высшего образования, выявление основных теоретических предпосылок, обосновывающих разработку педагогического комплекса по формированию готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения.

На втором этапе (2003-2005 гг.) уточнялась гипотеза, раскрывалась сущность понятия «готовность будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения», разрабатывалась модель исследуемой готовности, определялись компоненты педагогического комплекса. На основе проведенных теоретических исследований разрабатывалась методика эксперимента. Начало экспериментальных исследований.

На третьем этапе (2005-2008 гг.) экспериментально проверена эффективность педагогического комплекса. Проведена математическая обработка данных опытно-экспериментальной работы, выявлены результаты, сделаны обобщающие выводы, апробирован и внедрен педагогический комплекс по формированию готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения в учебный процесс КарГУ им. Е.А. Букетова, Карагандинского университета «Болашак», ЦКУ «МГТИ-Лингва». Результаты исследования оформлены в виде диссертации.

База исследования: факультет иностранных языков КарГУ им. Е.А. Букетова, Карагандинский университет «Болашак», ЦКУ «МГТИ-Лингва».

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  • проанализированы отечественная и зарубежная системы дистанционного обучения иностранным языкам;

  • раскрыто понятие «готовность будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения»;

  • обоснована и разработана теоретическая модель готовности будущих учителей ИЯ к работе в системе дистанционного обучения, включающая критерии и показатели исследуемой готовности;

  • разработан педагогический комплекс по формированию готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения.

Практическая значимость исследования заключается в апробации и внедрении педагогического комплекса по формированию готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения, состоящего из следующих компонентов:

  • методическая разработка «Программа, задания и материалы интегрированного специального курса «Информационные телекоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам». Караганда: Изд-во КарГУ, 2005. – 68 с.;

  • электронный учебник «Дистанционное обучение иностранным языкам». Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 312 от 18 июня 2007;

  • электронное обучающее средство «Практикум по применению программных средств в дистанционном обучении иностранным языкам». Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 432 от 1 октября 2007;

  • электронное обучающее средство «Computer-Assisted Language Learning». Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 467 от 23 октября 2008;

  • учебно-методическое пособие «Практикум по применению программных средств в обучении иностранным языкам» с компакт – диском. Караганда: Изд-во КарГУ, 2007. – 105 с.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Теоретический анализ системы дистанционного обучения иностранным языкам показал, что в связи со спецификой предмета «Иностранный язык» при организации дистанционного обучения иностранным языкам первостепенную роль играет строго контролируемая педагогом самостоятельная работа обучаемого с аутентичным языковым материалом и опосредованное межличностное иноязычное общение, основанное на широком применении информационных коммуникационных технологий.

  2. Сущность понятия «готовность будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения» – сложное личностное образование, отражающее интеграцию профессионально-педагогических компетентностей в области дистанционного обучения иностранным языкам, основанное на активном целенаправленном использовании информационных коммуникационных технологий.

  3. Модель готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения, включающая взаимодействие мотивационного, когнитивного и процессуального компонентов.

  4. Педагогический комплекс по формированию готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения, содержащий дополнения к программам ряда учебных спецдисциплин, специальные курсы, учебно-методическое пособие, методическую разработку, электронные учебные издания, комплекс интерактивных методов обучения.

  5. Результаты экспериментальной проверки эффективности педагогического комплекса по формированию готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов обеспечиваются использованием комплекса методов исследования, адекватных предмету, целям и задачам каждого этапа исследования и полученными данными в ходе эксперимента, выводами; сочетанием качественного и количественного анализа результатов эксперимента, внедрением в практику разработанного педагогического комплекса по формированию исследуемой готовности, а также личным педагогическим опытом автора в качестве старшего преподавателя кафедры методики преподавания английского языка КарГУ им. Е.А. Букетова.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлены на заседаниях кафедры методики преподавания английского языка КарГУ им. Е.А. Букетова, на заседаниях методического совета и научно-методических семинарах факультета иностранных языков КарГУ им. Е.А. Букетова, Карагандинского университета «Болашак», ЦКУ «МГТИ-Лингва», в публикациях автора, в том числе в изданиях, утвержденных ККСОН МОН РК (Вестник КарГУ, Вестник ЕАГИ, Международный журнал «Болашак», Вестник КазУМОиМЯ, Вестник ПГУ), высокорейтинговых международных зарубежных журналах (Австрия, Россия, Болгария), а также на международных конференциях (в Казахстане, США, России, Туркменистане, Кыргызстане, Таджикистане, Непале).

Структура диссертации определена логикой и последовательностью поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников на русском и иностранных языках, включающего 231 наименование, 4 приложений, 22 таблиц, 18 рисунков.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются проблема, объект, предмет, цель исследования, формулируется гипотеза и намечаются задачи исследования, определяются методологические основы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, методы и этапы исследования, положения, выносимые на защиту, характеризуются этапы исследования.

В первом разделе «Теоретические основы формирования готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения» проанализирован отечественный и зарубежный опыт организации дистанционного обучения иностранным языкам. Исходя из теории информатизации, основных положений компьютерной лингводидактики, теории целостного педагогического процесса и концепции дистанционного образования обоснована и разработана теоретическая модель готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения. На ее основе разработан педагогический комплекс по формированию исследуемой готовности.

Во втором разделе «Опытно-экспериментальная работа проверки эффективности педагогического комплекса по формированию готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения» раскрыты содержание и методика поэтапного формирования готовности будущих учителей иностранных языков к работе в системе дистанционного обучения, проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, приведены данные об апробации педагогического комплекса.

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего исследования по данной проблеме.

Список использованных источников содержит философскую, психологическую, педагогическую, методическую и специальную литературу, проанализированную в ходе исследования.

В приложении представлены материалы, необходимые для внедрения в педагогический процесс: материалы педагогического комплекса, акты внедрения результатов исследования, свидетельства о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности, материалы электронных учебных изданий.

  1   2   3   4

Похожие:

Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к работе в системе дистанционного обучения iconФормирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики
Автор акцентирует внимание на принципах подготовки будущих учителей к данному виду деятельности и на результатах эксперимента, который...
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к работе в системе дистанционного обучения iconТического факультета кгпи
Цель спецкурса: формирование у студентов – будущих учителей физики готовности к системному проектированию образовательного процесса...
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к работе в системе дистанционного обучения iconРуководство по работе студентов в электронной системе дистанционного обучения фдо
Принципы организации работы студента в электронной системе дистанционного обучения фдо 3
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к работе в системе дистанционного обучения iconФормирование готовности будущих учителей начальной военной подготовки к военно-патриотическому воспитанию старшеклассников

Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к работе в системе дистанционного обучения icon«Формирование профессиональной готовности будущего педагога к работе с иностранной литературой посредством информационных технологий» Подготовлено
Гулидова, Ирина Викентьевна Педагогические основы адаптации будущих учителей к информационным технологиям в образовании : Дис канд...
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к работе в системе дистанционного обучения iconХимия
Формирование готовности будущих учителей химии к применению информационно-коммуникационных технологий в обучении химии
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к работе в системе дистанционного обучения iconРуководство пользователей по работе в электронной системе дистанционного обучения фдо орелгту
Принципы организации работы пользователей в электронной системе дистанционного обучения фдо орелгту 4
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к работе в системе дистанционного обучения iconПрограмма курса повышения квалификации работников образования по специальности
Программа предназначена для повышения квалификации учителей иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования....
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к работе в системе дистанционного обучения iconФормирование адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе
Защита состоится 16 апреля 2011 г в 10. 00 часов на заседании диссертационного совета дм 212. 009. 07 при гоу впо «Астраханский государственный...
Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к работе в системе дистанционного обучения iconОтчет о работе методического объединения
В 2010-2011 учебном году в составе методического объединения учителей иностранного языка работало 4 учителя немецкого языка
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница