Формирование готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста




Скачать 439.93 Kb.
НазваниеФормирование готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста
страница1/3
Дата26.10.2012
Размер439.93 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


СУРКОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА


ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук


Тольятти 2011

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» на кафедре «Дошкольная педагогика и психология»
Научный руководитель




доктор педагогических наук, профессор

Дыбина Ольга Витальевна



Официальные оппоненты






доктор педагогических наук, профессор

Тараносова Галина Николаевна


кандидат педагогических наук

Карпова Юлия Викторовна




Ведущая организация






ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»



Защита состоится «2» декабря 2011 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.264.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования при ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» по адресу: 445667, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14, ауд. Г-208.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет». Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» _________ 2011 года. Режим доступа htth://www.tltsu.ru

Автореферат разослан «2» ноября 2011 г.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации: «__» ________ 2011 г. Режим доступа http://vak.ed.gov.ru


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Сундеева


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования обозначена перспективой развития педагогического образования, состоящей в необходимости опережающего проектирования содержания подготовки будущего специалиста. Одной из ключевых в обозначенном контексте является проблема подготовки воспитателя нового типа, владеющего оригинальными методиками и технологиями, способами их реализации, умеющего работать с детьми разного возраста и рефлексировать собственную педагогическую деятельность, что отражено в Федеральной программе развития российского образования.

Постоянное увеличение числа детей раннего возраста, посещающих дошкольные учреждения, привело к тому, что существующая в настоящее время сеть образовательных учреждений не в состоянии предложить им адекватную и своевременную помощь. Особенно остра эта проблема из-за отсутствия специалистов, оказывающих данной категории детей необходимое комплексное психолого-педагогическое сопровождение.

В связи с этим важна специализация студентов как будущих воспитателей по вопросам развития, обучения и воспитания детей раннего возраста. Работа с детьми данного возрастного периода как актуальная проблема современности включает в себя комплекс физиологических, психологических и педагогических аспектов, которые являются объектом внимания физиологов, педагогов, психологов и логопедов (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, Л.Т. Журба, А.Н. Леонтьев, Г.М. Лямина, К.Л. Печора, М.И. Попова, О.Г. Приходько, С.Н. Теплюк, Н.М. Щелованов и др.). В сфере интереса ученых, с одной стороны, – рассмотрение сути данного процесса, раскрытие его; с другой – исследование закономерностей развития ребенка раннего возраста, изучение возможностей развития и обучения в условиях дошкольного учреждения и семьи. Для нашего исследования значимым является положение о том, что темпы развития ребенка в раннем периоде чрезвычайно высоки, и какие-либо дефекты, в частности, недоразвитие речи, допущенные в этом возрасте, фактически трудно устранимы даже в дошкольном, а затем в школьном возрасте и – более того – оказывают влияние на все последующее развитие человека.

Успешное ее осуществление работы по развитию речи у детей раннего возраста во многом зависит от уровня профессиональной готовности будущих педагогов. Только педагог, ориентирующийся в вопросах развития речи у детей раннего возраста, может осуществлять данную работу. Потребность в подготовке воспитателей, готовых на высоком профессиональном уровне решать задачи развития речи у детей раннего возраста, является насущной, а модернизация профессионального образования определяет место педагогических колледжей в решении обозначенной проблемы.

Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности является областью педагогического руководства целенаправленным развитием качеств и свойств личности студента, необходимых для профессиональной деятельности (Л.Г. Семушина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.). В аспекте изучаемой проблемы «готовность» должна определяться сформированными качествами личности, необходимыми для достижения конечных целей работы с детьми раннего возраста: развитие детей в соответствии с возрастной нормой.

Анализ литературы и диссертационных исследований позволил прийти к выводу, что в научной литературе имеются разработки подходов к подготовке студентов в условиях педагогического колледжа, формирования их готовности к работе с детьми в дошкольных учреждениях (В.В. Абашина, И.В. Гервальд, Т.А. Куликова, С.А. Козлова, Т.С. Комарова и др.). Однако работ, рассматривающих основные теоретические и методологические вопросы формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста, нет. До сих пор не определена сущность готовности, не выделены ее компоненты, не разработаны условия ее формирования, не накоплен достаточный эмпирический материал, характеризующий объективные показатели готовности к данному процессу. Все перечисленные аспекты требуют научного изучения.

Недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы сказывается на практике работы в детском саду, которая не соответствует задачам развития речи у детей раннего возраста. Это обуславливает тот факт, что педагоги переносят существующие методики развития речи детей в реальную педагогическую ситуацию без учета специфики работы с детьми раннего возраста.

Актуальность данного исследования определяется и выявленными недостатками в процессе формирования готовности студентов к развитию речи у детей раннего возраста, которые заключаются в слабой направленности обучения студентов на развитие речи у детей раннего возраста; в распределении узловых вопросов развития детей раннего возраста по разным дисциплинам (дошкольная педагогика, детская психология, развитие речи и т.д.), что не обеспечивает овладение студентами комплексными знаниями и умениями и не позволяет им организовать содержательную работу по развитию речи в группах детей раннего возраста; отсутствием методик формирования готовности к данному процессу.

Необходимость решения проблемы формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи детей раннего возраста обусловлена следующими противоречиями между:

– потребностью современного дошкольного учреждения в специалистах, способных осуществлять развитие речи у детей раннего возраста, и недостаточной разработанностью различных аспектов профессиональной готовности студентов к данной работе;

– необходимостью исследования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста и отсутствием условий ее формирования;

– потребностью педагогической практики в готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи детей раннего возраста и несоответствием этой задаче содержания, форм и методов учебной деятельности;

– особой ролью профессиональных дисциплин в формировании готовности студентов к работе с детьми раннего возраста и недостаточной направленностью их на специфику работы с детьми данного периода.

С учетом указанных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы содержание, формы, методы и условия формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста?

Цель исследования включает в себя повышение уровня готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста с помощью теоретического обоснования и экспериментальной проверки научно обоснованного содержания, форм, методов и условий формирования готовности студентов к данному процессу.

Объект исследования – профессиональная подготовка студентов в условиях среднего профессионального учреждения.

Предмет исследования – процесс формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста.

Исследование основано на гипотезе, согласно которой процесс формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста возможен, если:

– раскрыта сущность готовности студентов педагогического колледжа в системе взаимосвязанных педагогических понятий с учетом специфики работы по развитию речи детей раннего возраста;

– теоретически обоснована система взаимосвязанных компонентов готовности, обеспечивающая специфичные действия студентов в работе с детьми данного периода: диагностирование развития речи, установление содержательного контакта с детьми раннего возраста и их родителями, организация деятельности с детьми раннего возраста, овладение способами развития речи у детей раннего возраста;

– разработан и реализован комплекс социально-организационных, психолого-педагогических, дидактических условий, обеспечивающий формирование готовности студентов на базе педагогического колледжа;

– апробирована методика (задачи, содержание, формы, методы), основанная на поэтапной реализации компонентов готовности и условий их формирования;

– дано опытно-экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки сформированности уровней готовности.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:

        1. На основе анализа теории и практики среднего профессионального образования охарактеризовать процесс формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста, степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.

  1. Выявить и экспериментально проверить условия формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста.

  2. Опытно-экспериментальным путем апробировать методику (задачи, содержание, формы, методы) формирования готовности студентов к развитию речи у детей раннего возраста.

  3. Определить критерии, показатели и уровни готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста.

Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи и взаимодействии, дидактический метод познания как основа научной педагогики, теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов. Использование положений методологии обусловило уточнение и разработку категориального аппарата исследования, научное описание изучаемых педагогических факторов и явлений, их анализ и экспериментальную проверку.

Теоретической основой исследования являются положения о профессиональном образовании (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, Г.Н. Тараносова, Ю.И. Тургининова и др.); о подготовке студентов вуза и педагогических колледжей (А.Г. Гогоберидзе, О.В. Дыбина, С.А. Козлова, Т.С.Комарова, Е.М. Куделина, Т.А. Куликова, Л.Г. Семушина, Е.А. Сидякина, В.И.Яшина и др.); о готовности специалиста к профессиональной деятельности (Д.Н. Узнадзе, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий); об инновационных технологиях обучения в системе профессионального образования (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, В.И. Щеголь и др.); о закономерностях и особенностях личностного развития детей раннего возраста (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); о необходимости работы с детьми раннего возраста по развитию речи (Н.М.Аксарина, Л.С. Выготский, Е.М. Куделина, А.Н. Леонтьев, Г.М. Лямина, К.Л.Печора, М.И. Попова, О.Г. Приходько, С.Н. Теплюк, Н.М. Щелованов и др.).

Методы исследования. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ научной педагогической, психологической, философской литературы, нормативных, программно-методических документов; систематизация, обобщение, сравнительно-сопоставительный анализ собранных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы, изучение документации, опыта педагогической деятельности, методы математической обработки данных).

Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ СПО «Тольяттинский социально-педагогический колледж»; муниципальные дошкольные образовательные учреждения № 147, 112, 94, 92, 40 г.о. Тольятти. На разных этапах исследования участвовало 343 человека: 149 студентов очной и заочной форм обучения, 32 преподавателя Тольяттинского социально-педагогического колледжа и педагогического факультета Тольяттинского государственного университета, 95 детей 1,5–3 лет и 67 воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

В течение трех лет экспериментальная группа проходила обучение на материале с профессионально направленным содержанием, формировала профессионально значимые умения в изучении дисциплин, тренингах, педагогической практике.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2003 по 2011 год и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2003–2005) анализировались философские, психолого-педагогические положения по проблеме исследования, формулировались цель, гипотеза, задачи исследования, разрабатывалась программа эксперимента; проведен констатирующий эксперимент и анализ его результатов.

На втором этапе (2005–2008) определены компоненты готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста, критерии и показатели их сформированности, выявлены условия и апробирована методика формирования готовности студентов.

На третьем этапе (2008–2011) теоретически и статистически обработаны результаты опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы, оформлен текст диссертации.

Научная новизна исследования:

– раскрыты научные взгляды относительно целей, содержания процесса формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста; установлено, что современное дошкольное учреждение испытывает потребность в специалистах, адекватных его потенциалу и тем динамичным изменениям, которые происходят в обществе (открываются группы раннего возраста) и в соответствии с которыми требуется корректировка профессиональной деятельности педагогов, что, в свою очередь, актуализирует процесс формирования готовности студентов к развитию речи у детей раннего возраста в условиях среднего профессионального образования.

– уточнено понимание готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи детей раннего возраста как определенный уровень их профессионального развития, предполагающего сформированность системы взаимосвязанных компонентов (целевой, мотивационный, содержательный, операционный, результативный, оценочный), обеспечивающей специфичные действия в работе с детьми данного периода.

– выявлены социально-организационные (наличие материально-технической базы колледжа и детского сада; создание и обогащение развивающей среды для работы по развитию речи у детей раннего возраста; профессиональная направленность педагога на воспитательно-образовательную работу по развитию речи у детей раннего возраста; оптимизация взаимодействия специалистов дошкольного учреждения с семьей ребенка раннего возраста; охрана и укрепление здоровья ребенка раннего возраста), психолого-педагогические (наличие мотивации к работе по развитию речи у детей раннего возраста; обеспечение интегративности при отборе содержания образования; реализация диалогического подхода к обучению студентов в условиях педагогического колледжа; побуждение будущих педагогов к рефлексии; учет предпосылок развития речи у детей раннего возраста) и дидактические (организационные, содержательные, деятельностные, психологические, управленческие) условия формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста.

– апробирована методика (задачи, содержание, формы, методы) формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста, основанная на поэтапной реализации компонентов готовности и условий их формирования.

Теоретическая значимость исследования:

– раскрыты концептуальные основы процесса формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста: научная и диагностическая обоснованность содержания, обеспечение системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов к выделению структурных компонентов и их наполнению; разнообразие форм, методов и условий повышения уровня готовности в условиях среднего профессионального образования;

– обоснована система формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста: целевое назначение и содержание взаимосвязанных этапов методической работы (информационный, обучающий и практико-преобразующий); приоритетный характер использования условий в зависимости от этапа; организация работы в форме тренингов, деловых игр, выполнения заданий, побуждающих к решению педагогических задач в профессиональной деятельности;

– дополнена характеристика готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста показателями, адекватными социальной потребности, важнейшими из которых являются: владение знаниями о линиях развития детей раннего возраста (развитие речи, движений и действий с предметами); умение устанавливать содержательный контакт с детьми раннего возраста и их родителями; желание организовать содержательно насыщенную деятельность с детьми раннего возраста и осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с ними; владение способами развития речи у детей раннего возраста;

– определены критерии и показатели с целью оценки эффективности разработанной методики формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает возможность на основе научно-обоснованных рекомендаций перестроить традиционную систему подготовки студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста в условиях среднего профессионального образования и придать ей направление, адекватное социальной потребности. В практику работы педагогических колледжей могут быть внедрены условия формирования готовности студентов к развитию речи у детей раннего возраста, спецкурс «Развитие детей раннего возраста», методика, направленная на повышение уровня готовности студентов к развитию речи у детей раннего возраста. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания дошкольной педагогики, детской психологии, специальных курсов, освещающих вопросы развития детей раннего возраста, а также в практике дошкольных образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются системным подходом к исследуемой проблеме; комплексной методикой, адекватной объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования; единством теоретического и экспериментального исследований; сравнительными методиками определения эффективности созданных условий для формирования готовности студентов к развитию речи у детей раннего возраста; репрезентативностью выборки контингента испытуемых.

Апробация и внедрение результатов исследования. В диссертации представлен опыт работы научной и педагогической деятельности автора в качестве преподавателя ГБОУ СПО «Тольяттинский социально-педагогический колледж», научного руководителя экспериментальных дошкольных образовательных учреждений города Тольятти.

Результаты экспериментальной работы неоднократно докладывались и обсуждались на педагогических советах дошкольных образовательных учреждений, педагогического колледжа, на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, использовались для слушателей института повышения квалификации воспитателей Самарской области.

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на II Международной конференции «Наука в современном мире» (Москва, 2010), Всероссийских научно-практических конференциях «Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста» (Тольятти, 2003), «Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании» (Тольятти, 2009), «Актуальные проблемы современной дефектологии» (Москва, 2010), «Инновационные технологии профессиональной ориентации и подготовки конкурентноспособного специалиста» (Санкт-Петербург, 2010).

По результатам исследования опубликовано 12 работ, в том числе три статьи в изданиях, включенных в реестры ВАК МО РФ, ВАК МО Украины.

Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении теоретического и практического состояний проблемы; в выделении показателей сформированности готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста; организации опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности методики формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста; внедрении результатов исследования в практику среднего профессионального учреждения и дошкольных образовательных учреждений; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие готовности студентов к развитию речи у детей раннего возраста рассматривается как определенный уровень их профессионального развития, предполагающий сформированность системы взаимосвязанных компонентов (целевой, мотивационный, содержательный, операционный, результативный, оценочный), обеспечивающей специфичные действия в работе с детьми данного периода.

2. Эффективность формирования готовности студента педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста обеспечивается совокупностью условий: социально-организационными (наличие материально-технической базы колледжа и детского сада; создание и обогащение развивающей среды для работы по развитию речи у детей раннего возраста; профессиональная направленность педагога на воспитательно-образовательную работу по развитию речи у детей раннего возраста; оптимизация взаимодействия специалистов дошкольного учреждения с семьей ребенка раннего возраста; охрана и укрепление здоровья ребенка раннего возраста), психолого-педагогическими (наличие мотивации к работе по развитию речи у детей раннего возраста; обеспечение интегративности при отборе содержания образования; реализация диалогического подхода к обучению студентов в условиях педагогического колледжа; побуждение будущих педагогов к рефлексии; учет предпосылок речевого развития детей раннего возраста) и дидактическими (организационные, содержательные, деятельностные, психологические, управленческие).

3. Методика формирования готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста определяется как целенаправленный многоаспектный процесс, включающий подэтапы (информационный, обучающий и практико-преобразующий), реализация содержания которых обеспечивается за счет различных форм, методов и осуществляется согласно компонентам готовности и условиям их формирования.

4. Показатели и уровни готовности студентов характеризуются степенью освоения знаний о проблемах развития речи у детей раннего возраста и о работе с детьми данной категории, степенью овладения способами установления содержательного контакта с детьми раннего возраста и их родителями, адекватностью, целенаправленностью и самостоятельностью использования способов организации и проведения работы по развитию речи с детьми в практической деятельности для достижения результата.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (234 наименований), приложений. Текст иллюстрируют 16 таблиц.

  1   2   3

Похожие:

Формирование готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста iconРабочая программа по развитию речи детей дошкольного возраста ( «Школа раннего развития»)
Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения,...
Формирование готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста iconКонкурс проводится информационно-методическим центром Свердловского областного педагогического колледжа в целях стимулирования учебно-исследовательской и научно-методической активности студентов и преподавателей,
Выявление и поощрение талантливых студентов и педагогов, формирование их мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности...
Формирование готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста iconПоложение о районном конкурсе
Районный конкурс «Презентация развивающей среды в группах раннего возраста» (далее Конкурс) призван рассмотреть организацию пространства...
Формирование готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста iconСодержание коррекционной работы по преодолению нарушений коммуникативной функции речи у детей раннего возраста
Гоу дпо «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Формирование готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста iconСостояние здоровья детей раннего возраста из группы риска развития внутриутробных инфекций
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный медицинский университет...
Формирование готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста icon«развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания»
Основные подходы к коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
Формирование готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста iconПояснительная записка Для уроков по обучению грамоте (чтения) мною выбрана программа «Обучение грамоте и развитие речи»
В период обучения грамоте ведётся работа по развитию фонематического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению...
Формирование готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста iconКонспект занятия по развитию связной речи посредством составления описательного рассказа по опорным схемам
Развитие связной речи посредством составления рассказов по опорным схемам у детей младшего дошкольного возраста
Формирование готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста iconВлияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста
Формирование готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста iconИ. В. Королева. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – Санкт-Петербург, 2005
Печатается по изданию: И. В. Королева. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – Санкт-Петербург,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница