Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей




Скачать 455.75 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей
страница1/3
Дата26.10.2012
Размер455.75 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


Министерство образования и науки Амурской области

Государственное учреждение дополнительного образования детей

Амурский областной центр детского (юношеского) технического творчества


Методическое руководство

по организации и управлению

учебно-исследовательской

и проектной деятельности учащихся





г. Благовещенск, 2009

Методическое руководство по организации и управлению учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся: методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.


Основы проведения учащимися исследовательских работ и творческих проектов, порядок изложения и представления исследовательского и проектного материала, этапы работы над научным исследованием, примерный план написания исследовательской работы и творческого проекта, мультимедийное оформление.

В целом руководство представлено для практического использования.

Сборник предназначен для методистов, педагогов и учащихся учреждений дополнительного образования.


Составители:

Г. Я. Бадыч – методист Амурского ОЦТТ

М. С.Толстов – методист Амурского ОЦТТ


Редактор:

Л. М. Марчулис – заведующая научно-методическим отделом Амурского ОЦТТ


Амурский областной центр детского (юношеского) технического творчества, 2009

СОДЕРЖАНИЕ


1 Исследовательская деятельность учащихся в современном

образовательном пространстве 4

2 Отличие исследовательских работ и творческих проектов учащихся

от других видов работ 6

3 Организация проектной деятельности учащихся 9

4 Организация исследовательской деятельности учащихся 12

5 Правила оформления печатных работ 16

6 Представление устного доклада 18

7 Мультимедийное оформление работ 19

7.1 Основные этапы подготовки Мультимедийного сопровождения 19

7.2 Шаги по созданию Мультимедиа 21

8 Рекомендации по работе с программой Power Point 23

9 Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта

или исследования 30

Список литературы 31

Приложение А. Форма титульного листа 32

Приложение Б. Пример оформления содержания 33

Приложение В. Примеры оформления списка литературы 34


1 Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве


Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений дополнительного образования методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. При этом педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся – совместная творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Правильная постановка и развитие научно-исследовательской работы в учреждениях дополнительного образования подразумевают обязательное сочетание знаний и умений, получаемых на основе изучения дисциплин, предусмотренных образовательными программами, с выполнением научно-исследовательских работ, направленных па возможное использование результатов исследования на практике. В свою очередь, это требует переосмысления содержания образовательных программ и планов, насыщения их специальными дисциплинами, связанными с подготовкой к научно-исследовательской работе.

Организация исследовательской деятельности учащихся выступает фактором, обеспечивающим достижение целей профессионального образования и эффективность реализации концепции модернизации образования.


2 Отличие исследовательских работ и творческих проектов учащихся от других видов работ


Исследовательская работа учащихся значительно отличается от творческих и реферативных работ. Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях науки и техники) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

- постановка проблемы;

- изучение теории;

- овладение методикой исследования;

- сбор собственного материала;

- его анализ и обобщение;

- собственные выводы.

У большинства педагогов нет четкого понимания основных отличий исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности учащихся. Об этом говорит и практика проведения научно-практических конференций, на которых нередко под исследовательской деятельностью понимают другие виды творческой деятельности.

Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ данных и вытекающие из него выводы. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных из первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводах.

При написании исследовательской работы, необходимо:

1. указать цель исследования (цель исследование, обычно состоит в изучении определенных явлений, процессов);

2. выдвинуть гипотезу (это позволяет конкретизировать предмет исследования, гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться источниками и логическими соображениями);

3. поставить задачи исследования (задачи показывают, что вы собираетесь делать, проводя исследование);

4. представить литературный обзор, т. е. краткую характеристику того, что известно об исследуемом предмете;

5. описать методику исследования;

6. представить собственные данные, полученные в ходе исследования (полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в ходе исследования).

7. сделать выводы, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы (выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования и отвечать на поставленные вопросы).

Исследовательская работа подразумевает большую самостоятельность учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Педагог выступает при этом как консультант и при необходимости помогает на разных этапах ее выполнения. Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, выбор или обработка методики проведения исследования; 1/3 затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов; не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.

И проектная, и исследовательская деятельность учащихся являются видами творческой деятельности. Главным формальным результатом творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые учащимися на конкурсы и конференции. Сравнительная характеристика структуры этих видов деятельности предложена в таблице 1.


Таблица 1 – Сравнительная характеристика проектной и исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Структура выполняемой работы

1. Планирование. Определение проблемы. Выбор темы, постановка цели.

2. Планирование. Определение источников поиска информации, определение способа представления результатов

3. Исследование. Сбор информации Составление рабочих эскизов, рисунков

4. Анализ и обработка данных.

5. Изготовление изделия

6. Анализ результатов и процесса проектирования, формулировка выводов

7. Представление, отчет. Презентация.

8. Оценка и поощрение

1.Выбор темы. Выявление проблемы. Обоснование актуальности

2.Постановка цели и задачи, определение предмета и объекта, выдвижение гипотезы (категориальный аппарат исследования)

3.Изучение, обзор, анализ литературных источников по проблеме

4.Выбор методики исследования, проведение эксперимента

5.Обработка и анализ собственного экспериментального материала.

6.Выводы.

7.Оформление работы, защита.

8.Оценка и поощрение

Результаты работы

Новое изделие, материальный творческий продукт.

Новое знание о явлениях, способах деятельности и т.п.


Из таблицы видно, что планирование деятельности и собственно деятельность проектная и исследовательская отличаются. Главное различие в том, что проектная деятельность предполагает проектирование того или иного изделия, предмета с соблюдением технологии изготовления, а исследовательская деятельность предполагает определение категориального аппарата исследования по жестко установленной схеме, выбор методики и проведение эксперимента. Отличаются так же и результаты творческой работы. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Результатом же проектной деятельности является новое изделие, материальный творческий продукт.


3 Организация проектной деятельности учащихся


Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Обязательно должны быть представлены результаты выполненной работы, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – результат, готовый к внедрению.

Основные требования к проектной деятельности учащихся:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование использования различных видов тканей для обшивки корпуса судомодели; познакомиться с украинским народным творчеством, обычаями и т. п.).

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, использование дешевого, но прочного материала; заинтересовать окружающих культурой ближайших славянских соседей, пр.);

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).

Успешная реализация проектной деятельности возможна, при создании педагогом следующих педагогических условий:

1. Создание проблемной ситуации, которая позволяет сформулировать актуальную и интересную учащимся тему для изучения и исследования.

2. Представление учащимся возможности для выбора темы проекта, а также самостоятельно индивидуально или в кооперации с другими планировать работу, реализовывать свой проект.

3. Организация распределения подтем по группам, ролей и функций в группе. Эти роли могут быть следующими: организатор, теоретик, программист, сценарист, видеооператор, экспериментатор, оформитель докладчик и т.п. Наличие ролей подразумевает сотрудничество ребят в проектной группе, а также с другими группами.

4. Содействие проявлению у учащихся поисковой активности в их исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате.

5. Поддержка и поощрение использования учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследования.

6. Консультирование учащихся на всех этапах работы.

7. Организация подведение итогов на всех этапах работы.

В таблице 2 представлены основные стадии работы педагога и учащихся над проектом и их содержание.


Таблица 2 – Стадии работы над проектом

Стадии работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1

2

3

4

1. Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с педагогом и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

2. Планирование

Определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа. Определение способа представления результатов. Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды

Вырабатывают план действий, формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предложения

3. Исследование

Разбиение проекта на части. Сбор информации. Основные инструменты исследования

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Продолжение Таблицы 2

1

2

3

4

4. Анализ и обобщение

Анализ информации; Оформление результатов, формулировка выводов

Анализируют информацию; Обобщают результаты

Наблюдает, советует

5. Реализация, изготовление

Выполнение проектной работы с соблюдением технологии

Выполняют изготовление изделия с соблюдение всех технологических этапов и требований

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

6. Представление или отчет, защита проекта

Представление результатов в письменном виде, публичное выступление

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

7. Оценка результатов и процесса

Оценка внешнего вида проектной работы, оценка выполнения поставленных задач; оценка защиты проекта

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, их креа-тивность, делает предложения по качеству отчета


При этом в проекте должна быть представлена технологическая карта изделия, которое в нём разрабатывается. Технологическая карта оформляется в виде таблицы с указанием № п. п., последовательности операции, графического изображения или эскиза, инструментов и приспособлений.


4 Организация исследовательской деятельности учащихся


Существует общая схема хода научного исследования. Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор метода (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Организация и осуществление учебно-исследовательской деятельности учащихся проводиться поэтапно.

1 этап. Диагностический.

Педагог проводит диагностику уровня учебных возможностей учащихся, уровень их познавательного интереса, изучает мотивы и потребности деятельности.

2 этап. Теоретический.

Планирование исследовательской работы. Один из самых трудоемких и ответственных этапов.

На этом этапе необходимо определить тему работы исходя из интересов обучающегося и педагога. Тема исследования должна быть взаимно интересной, достаточно сложной, но посильной. Только четкое обозначение темы исследования может позволить спланировать и организовать проведение всего комплекса научно-экспериментальной работы. Начинающие исследователи часто избегают брать узкие темы. Это в корне неверно. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально.

Далее необходимо обосновать актуальность исследования. В сжатой форме показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения, перед педагогической или технической наукой в аспекте выбранного направления в современных условиях. Объяснение актуальности должно быть не многословным.

Важная часть введения – формулировка проблемной ситуации. Проблема – это объективно возникающий в ходе развития научного познания или в области практических действий вопрос, либо комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема формулируется в виде вопроса. Например: «каковы условия, необходимые для улучшения скоростных характеристик моделей?».

Затем необходимо определить цель исследования, а также указать конкретные задачи, которые предстоит решать. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т. п.). Цель исследования ориентирует на конечный результат. Сформулировать цель исследования – значит, поставить вопрос: что предполагается получить в итоге? Очень важно, чтобы цель не была абстрактной, чем конкретнее цель, тем яснее предполагаемый результат исследования. Например: «определение условий повышения скоростных характеристик моделей, не влияющих на их управляемость». Четко и конкретно сформулированная цель позволяет конкретизировать комплекс задач. Задачи, в свою очередь, формулируют более конкретные вопросы, на которые должны быть получены ответы. Задачи представляют собой частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования.

Вслед за проблемой исследования определяется его объект и предмет. Объект исследования – это та часть практики, с которой исследователь непосредственно имеет дело. Объектом исследования может быть все то, что, так или иначе порождает противоречие и создает проблемную ситуацию. Это та область и то пространство, в рамках, которых находится изучаемое явление. Объектом исследования могут быть процессы, системы, отношения и пр. Предмет исследования это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает объект. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос темы исследования, который позволяет обнаружить основную тенденцию изучаемого явления и сформулировать гипотезу. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.

Логическое завершение теоретического определения исследователя – выдвижение гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, допущение, значение которого не определено. Гипотеза подлежит последующей теоретической и практической проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становиться фактом, либо опровергает, и тогда строиться новая гипотеза. Естественно, что в процессе исследования гипотеза неоднократно уточняется, дополняется или изменяется. Только после теоретического изучения и анализа литературных источников гипотеза может быть детально проработана. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения: «Если…то…» или «Чем…тем…». Существуют некие общие требования, которым удовлетворяет удачная гипотеза:

- не содержать неясных терминов;

- четко обозначать ожидаемую часть событий;

- быть логичной;

- проверка предположений не должна вызывать трудности со стороны методов и организационных возможностей;

- ее содержание не должно быть тривиальным (очевидным, аксиоматичным) и сводиться к суждениям здравого смысла.

Необходимо помнить главное: без гипотезы нет и не может быть никакого исследования и эксперимента, никакого рождения новшества.

Важной частью на этом этапе является составление плана исследования с конкретными сроками и фиксацией промежуточных результатов. Составление плана исследования поможет педагогу и учащимся выполнять работу регулярно, последовательно и систематически, контролировать ход выполнения экспериментальных заданий, опытов. Отслеживание результатов позволит вовремя выявлять и устранять ошибки и трудности. Важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала.

3 этап. Этап продуктивной работы.

На данном этапе работы происходит практическое, опытно-экспериментальное доказательство выдвинутой гипотезы и достижение поставленных задач. Этот этап можно условно разделить на несколько блоков.

Блок 1. Поиск информации. Достаточно трудоемкая работа и может занимать много времени. Включает в себя общение обучающихся с педагогом, сверстниками, учителями школы; может включать запрос в научные учреждения страны, поиск в компьютерных базах данных через компьютерные сети; работу с литературой, специализированными журналами, словарями. Здесь же происходит оценка, отбор и анализ информации. По результатам работы по данному блоку составляется анализ литературы в итоговом докладе (отчете).

Блок 2. Практическое осуществление исследования. Проведение констатирующего, формирующего, сравнительного, контрольного эксперимента, опыта. Заполнение карт и таблиц, составление графиков, диаграмм и пр. На данном этапе педагог проводит групповые и индивидуальные консультации, на которых знакомит с методами исследования, контролирует и координирует всю работу.

Блок 3. Оценка, анализ и обсуждение полученных фактов, сведений, информации. Обсуждение, анализ проводится через систему персональных отчетов, например, на семинарских занятиях, которые могут быть организованы как предзащита исследовательской работы. Если полученные результаты исследования требуют уточнений, доработки, то возможно возвращение в предыдущие этапы и блоки.

4 этап. Оформление результатов и отчетность.

Результаты любого исследования должны быть описаны, оформлены в виде литературной (печатной) продукции. При описании и оформлении работы следует добиваться четкости, лаконичности изложения. Здесь же освещаются методика и техника проведения исследования.

Существенный этап научного исследования – обсуждение его результатов, которое проходит на заседаниях научных групп, ученых советов, научных обществах учащихся, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности исследовательской работы и коллективный отзыв. Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы.

Целесообразно направлять оформленную в виде доклада исследовательскую работу на рецензирование. В рецензии должны быть отмечены, по меньшей мере, пять позиций:

- актуальность избранной темы для практики дополнительного образования;

- научная и практическая обоснованность работы;

- ошибки, недостатки в содержании работы;

- предложения, дополнения;

- итоговое экспертное заключение, резюмирующее нуждается ли исследовательская работа в доработке, радикальной переработке, либо может быть использована в теории и практике.

5 Правила оформления печатных работ


В качестве обязательных элементов любая печатная работа должна содержать следующую структуру:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • основная часть работы;

  • заключение;

  • список литературы;

  • приложения.

Титульный лист – это первый лист работы. На титульном листе должны быть представлены название учреждения, название творческого объединения, тип работы (проектная или исследовательская), тема работы, кто выполнил, педагог, город, год. Форма титульного листа приведена в приложении А.

Структурный раздел содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, заключение, список литературы и приложения с указанием страниц, с которых эти элементы начинаются. Образец оформления содержания отражен в приложении Б.

В связи с тем, что проектная и исследовательская работа имеют общие и отличительные особенности введение строится по различным принципам. В проектной работе дается описание проблемной ситуации, подтолкнувшей к разработке проекта, обоснование актуальности проекта, формулировка целей и задач, сроки проведения работы, благодарности и пр. в исследовательской работе описывается проблема, которая побудила к исследованию, обосновывается актуальность выбранной темы, формулировка цели, объекта и предмета, гипотезы, задач исследования.

Структура основной части должна содержать теоретическое и практическое описание работы. При этом в проектной работе дается подробное описание технологии изготовления проектного изделия (проекта), последовательности работ и их объема, используемых материалов, инструментов (обязательно наличие эскизов, рисунков, чертежей), а в исследовательской – описание проводимых экспериментов, опытов, последовательности действий, полученных результатов (обязательно наличие экспериментальных карт, протоколов проведения опытов, протоколов наблюдений, записи бесед и пр., констатация полученных результатов).

Заключение должно содержать краткие выводы по разделам исследования, показывающие его новизну и практическую значимость, предложения по использованию полученных результатов, оценку экономической эффективности. В нём следует приводить только такие выводы, которые согласуются с целью исследования, сформулированные в разделе ВВЕДЕНИЕ, и излагать таким образом, чтобы их содержание было понятно без чтения текста работы. Выводы формулируются по пунктам в соответствии с тем, как они оглашаются в конце доклада на защите работы.

Список литературы должен содержать перечень библиографических документов (книги, статьи и т. п.), использованных при выполнении работы. Правила оформления приводятся в приложении В.

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. При необходимости в них включают и вспомогательный материал, необходимый для полноты работы:

  • иллюстрации вспомогательного характера;

  • таблицы вспомогательных цифровых данных;

  • инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения работы и др.

Каждую структурную часть работы необходимо начинать с нового листа и отделять от последующего текста двумя интервалами.

Работа должна быть выполнена любым печатным способом (на пишущей машинке или с помощью компьютера и принтера), на одной стороне листа белой бумаги формата А4, через 1,5 интервала. Размер шрифта 14, гарнитура – Times New Roman, текст располагается по ширине с включенным переносом слов.

Текст работы следует печатать соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, номер на странице титульного листа не проставляют.

Текст работы может быть проиллюстрирован схемами, графиками, рисунками, таблицами, фотографиями, имеющими названия и нумерацию. Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминались впервые или на следующей странице.


6 Представление устного доклада


Участие в конференции, конкурсе проектов подразумевает представление устных докладов на секционных заседаниях. В устном докладе учащемуся необходимо не только знать свой материал, но суметь его донести до коллег и жюри. Огромную роль в этом играют некоторые артистические (декламационные) навыки учащегося и хорошая подготовка доклада.

Важно понимать, что устный доклад отличается от письменной работы. Текст устного доклада должен готовиться отдельно и не должен быть перегружен сухими перечислениями и цифровой информацией. Вся цифровая информация может быть представлена в виде таблиц, графиков и диаграмм, которые должны легко читаться из аудиторных рядов или будут представлены на мультимедиа. Очень важно, чтобы докладчик по ходу работы обращал внимание аудитории на упоминающиеся по тексту значимые показатели.

Речь докладчика должна быть ясной, грамматически верной, выразительной. Доклад должен быть заранее отрепетирован, в том числе и с точки зрения соблюдения регламента. Лучше иметь небольшой запас времени (1-2 минуты), который потратится на волнение и т.д. В докладе можно частично сократить описание теоретической части работы, а основное время потратить на выводы и их обоснование.

На секционных заседаниях нежелательно:

- читать доклад, что называется, уткнувшись носом в страницу. Доклад надо докладывать, а не читать. Возможно использование подсказок-шпаргалок, которые позволят оперировать цифрами;

- недопустимо изложение материала по одной работе двумя и более докладчиками. Если у работы несколько авторов, то один из них докладывает материал, а другой (другие) показывают иллюстративные материалы. Отвечать на вопросы по докладу можно всем вместе.

Особое значение во время защиты приобретают вопросы. Отвечать на них нужно по существу дела. При этом необходимо учитывать, что логичность и аргументированность ответа может исключить дальнейшие вопросы.

Помимо всего перечисленного, необходимо соблюдать вежливость и корректность по отношению к коллегам. Не стоит учащемуся, которому задавались вопросы из аудитории, после своего доклада в агрессивной форме так же спрашивать у остальных участников защиты. Важно помнить о культурных взаимоотношениях.

К тексту доклада желательно прилагать дополнительные материалы (схемы, графики, диаграммы и/или мультимедийное сопровождение), которые необходимы для доказательства выдвигаемых положений и обоснования выводов, а также предложенных рекомендаций. Кроме этого, это сделает выступление более живым и интересным.

7 мультимедийное оформление работ



    1. Основные этапы подготовки Мультимедийного сопровождения

Определение цели выступления

Перед подготовкой презентации определите цель своего выступления. При определении цели не следует путать ее с целью исследовательской работы. Ведь цель презентации представить свою работу, убедить аудиторию в значимости именно вашей работы. Исследовательская работа должна побуждать к действию, привлекать внимание и показывать значимость. При подготовке презентации следует задать себе вопрос: «Зачем я собираюсь представлять презентацию?». Ваша презентация должна отвечать именно на этот вопрос. Попробуйте сформулировать ваши цели, начиная словами:

  • по окончании презентации слушатели будут…

  • цель моей презентации…

  • я буду говорить о… для того чтобы…

  • по окончании презентации слушатели узнают о …

Определение основных идей

При подготовке презентации выделите основные идеи, вопросы на которые следует обратить внимание слушателей (не более 5 пунктов). Грамматически и логически правильно сформулируйте и запишите их, при выступлении это поможет акцентировать внимание аудитории и следить за ходом вашего выступления. При этом обратите внимание, что вы должны выделить основное не перегружая внимание слушателей.

Определение регламента

Согласно общепринятым нормам на выступление по регламенту дается 7 – 10 минут. Составляя выступление необходимо учитывать эти временные рамки.

Деление выступления на три части

Все выступление должно быть разделено на три основные части. Выступление делиться на:

  • вступление (2 – 3 минуты);

  • основную часть (5 – 6 минут);

  • заключение (2 – 3 минуты).

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей города Югорска
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в школе
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации по организации работы
«Об организации деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях» и от 18 февраля 2004г. №01-806 «Методические...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации по организации работы
«Об организации деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях» и от 18 февраля 2004г. №01-806 «Методические...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации Серия: Подготовка экспертов высшего профессионального образования
Экспертная оценка проведения, организации и результатов научно-исследовательской деятельности в вузе. Методические рекомендации....
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей icon1. нормативное и информационное обеспечение образовательной деятельности учреждения дополни­тельного образования детей перечень документов и материалов по вопросам организации и содержания дополнительного образования детей
Челябинской области позволяет рассматривать базисную образовательную программу повышения квалификации как стержневую основу организации...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся
Методические рекомендации содержат требования к содержанию, оформлению школьного реферата, организации защиты реферата как формы...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях «Утверждаю»
Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, врачебно-сестринского персонала, осуществляющего медицинское...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации «организация работы летнего полевого лагеря»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Инжавинский районный центр дополнительного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница