Программа дисциплины «Социология финансового поведения населения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент)




Скачать 177.1 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Социология финансового поведения населения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент)
Дата26.10.2012
Размер177.1 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Социология финансового поведения населения




Москва

2010

Программа дисциплины «Социология финансового поведения населения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

Автор (составитель) Кузина О.Е. , к.э.н. , доктор социологии, доцент ГУ-ВШЭ

kuzina@serviceline.ru

Логика курса заключена в сравнении экономического, психологического и социологического подходов к изучению финансового поведения домохозяйств. Лекционные и практические занятия дают представление о существующих теоретических моделях, исследовательских практиках и эмпирических исследованиях в этой области.

Требования к уровню освоения содержания курса

Курс рассчитан на студентов, прослушавших базовые курсы экономической и социологической теории, с целью углубления их теоретических и практических знаний в области исследования финансового поведения населения.

Задачи курса

В результате изучения курса студент должен:

  • знать теоретические модели сберегательного и инвестиционного поведения населения, разработанных в различных социальных дисциплинах;

  • уметь интерпретировать данные макро и микро статистики доходов и сбережений населения;

  • иметь представление о программах и результатах эмпирических исследований в этой области;

  • обладать навыками составления программы и инструментария для проведения исследований финансового поведения населения, как в качественном, так и количественном дизайне.

Формы контроля:

Общая оценка по курсу высчитывается как средняя взвешенная оценок за контрольные, домашние и экзаменационную работы. Веса распределяются следующим образом: средняя оценка за два лучших домашних задания – 25%, средняя оценка за три лучших контрольные работы – 35%, экзамен – 40%.

Студенты могут выполнить более трех домашних заданий и написать более трех контрольных работ, в расчет окончательной оценки будут взяты оценки за три лучшие задания или три лучшие работы.

Студент допускается к экзамену даже в том случае, если он не выполнил ни одного домашнего задания и не написал ни одной контрольной работы, однако для получения удовлетворительной оценки по курсу ему необходимо написать экзаменационную работу на 10 баллов, поскольку только тогда (0*0,25 + 0*0,35 + 10* 0,4 = 4) он может получить удовлетворительную оценку за курс в целом.




Вводный раздел


План лекций 1-2. Основные понятия финансового поведения населения.

Понятие финансового поведения населения. Финансовое поведение населения как объект исследования в различных социальных дисциплинах. История и логика исследования финансового поведения населения, различие подходов в экономической, психологической и социологической дисциплинах.

Субъекты финансового поведения: индивид, домохозяйство, экономическая семья.

Денежные ресурсы и доходы домохозяйств. Структура денежных доходов и расходов населения. Определение понятия личных сбережений населения. Показатели потока и запаса сбережений. Временной период измерения потока сбережений. Отрицательные и положительные сбережения.

Микро и макро уровни оценки размера сбережений. Статистика сбережений в России и за рубежом. Межстрановые сравнения показателей уровня сбережений и их динамика.

Формы сбережений. Проблема включения предметов длительного пользования. Сбережения и потребление. Сбережения и инвестиции. Сбережения и кредиты.


Литература обязательная

Кузина О., Радаев В., Рощина Я. Основные понятия финансового поведения населения, рукопись, 37 с. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/97877

Иванов Ю.Н., Хоменко Т.А. Проблемы и методы статистики сбережения населения в соответствии с концепциями СНС, Экономический журнал ВШЭ. 1998, Т.2, №4.С.508-515.

Литература дополнительная

Smeeding, T. M., Weinberg В.Р. Toward a Uniform Definition of Household Income. Review of Income and Wealth series 2001, 47 no. 1 (March), pp. 1-24.

Attanasio O.P., Banks J. The Assessment: Household Saving – Issues in Theory and Policy. Oxford Review of Economic Policy, 2001, Vol. 17, No.1, pp. 1-3. Access via EBSCO

Контрольные вопросы

  1. Как определить доход домохозяйства? В чем смысл теоретического определения дохода по Хиксу?

  2. В чем различия между понятиями запасов и потоков сбережений? Приведите примеры запасов и потоков сбережений.

  3. Что такое отрицательные и положительные сбережения? Приведите примеры отрицательных потоков и отрицательных запасов сбережений.

  4. Какие показатели потоков и запасов сбережений существуют в национальной статистике? Как они взаимосвязаны?

План лекции 3. Теория абсолютного дохода Кейнса и неоклассические экономические модели сберегательного поведения домохозяйств.


Средняя и предельная склонности к сбережению. Функция потребления. Моделирование теоретических допущений. Тестирование гипотез.

Теория абсолютного дохода Дж.Кейнса. Неоклассические модели сберегательного поведения: модель перманентного дохода М.Фридмана, гипотеза жизненного цикла Ф.Модильяни, модель принятия решений в условиях межвременного выбора И. Фишера.

Литература обязательная:

Кузина О., Рощина Я. Экономические теории финансового поведения домохозяйств, часть 1 рукопись http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/97877

Литература дополнительная

Poterba, James M. (Editor) Introduction in International Comparisons of Household Saving, University of Chicago Press, 1995, p. 1-10.

Контрольные вопросы

  1. Что такое функция потребления (сбережений) и как ее оценить?

  2. Как измеряются переменные потребления (сбережений) в данной функции?

  3. Что такое склонность к потреблению (сбережениям) и как ее измерить?

  4. В чем заключается «основной психологический закон» Дж.Кейнса? Почему он назван психологическим?

  5. Почему в модели абсолютного дохода предельная склонность к сбережениям выше средней склонности к сбережениям?

  6. На каких данных можно протестировать модель Кейнса?

  7. Почему модель абсолютного дохода не смогла полностью объяснить потребительское и сберегательное поведение домохозяйств?

  8. В чем похожи модели перманентного дохода и жизненного цикла? Почему они называются неоклассическими экономическими моделями?

  9. Как М.Фридмен обосновывает свою позицию об отсутствии влияния социально-демографических переменных на сберегательное поведение индивидов?

  10. На чем основано предположение модели жизненного цикла о форме профиля сбережений по возрасту?

План лекции 4. Современные экономические модели сберегательного и портфельного поведения домохозяйств.


Развитие экономического моделирования сберегательного поведения населения в последней четверти XX века. Стилизованные факты.

Введение в модель предпосылки о существовании неопределённости будущих доходов и несовершенного кредитного рынка. Альтернативные экономические модели сбережений.

Литература обязательная:

Кузина О., Рощина Я. Экономические теории финансового поведения домохозяйств, часть 2, рукопись http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/97877


Литература дополнительная:


F. Modigliani – Prize Lecture Life cycle, individual thrift and the wealth of nations, Lecture to the memory of Alfred Nobel.

From Nobel Lectures, Economics 1981-1990, World Scientific Publishing Co., Singapore

http://www.nobel.se/economics/laureates/1985/modigliani-lecture.html

Attanasio O.P., Banks J. The Assessment: Household Saving – Issues in Theory and Policy. Oxford Review of Economic Policy, 2001, Vol. 17, No.1, pp. 3-10. Access via EBSCO

Banks, J., Rohwedder, S. Life-cycle saving patterns and pension arrangements in the U.K. Research in Economics Volume 55, Issue 1, March 2001, Pages 83-10.

Banks, J., Blundell, R., Tanner, S. Is There a Retirement-Savings Puzzle? (1998) American Economic Review, 88 (4), pp. 769-788. 

Контрольные вопросы

  1. Что такое ограничения ликвидности и как они меняют сберегательное поведение людей?

  2. Какое влияние на сберегательное поведение людей оказывает неопределенность будущих доходов?

  3. В чем суть модели сбережений «на черный день»?

  4. Почему, по мнению Шоррокса, невозможно тестирование гипотезы жизненного цикла на данных одномоментного опроса населения (cross-sectional data)?

  5. В чем отличие «эффекта когорты» от «эффекта возраста» на сберегательное поведение домохозяйств?

  6. Какие гипотезы можно выдвинуть для объяснения специфики профиля сбережений по возрасту, построенному на российских данных?

План лекции 5. Экономико-психологический подход к исследованию сберегательного поведения населения.

О соотношении экономического и экономико-психологического подходов. Сберегательное поведение как предметная область исследования в экономической психологии. Место и роль психологических переменных в моделировании сберегательного поведения. Эмпирическая направленность экономико-психологических исследований.

Взаимосвязь экономики и психологии в исследованиях сберегательного поведения Дж. Катоны. Учёт фактора неопределенности в моделировании сберегательного поведения. Субъективные воззрения людей на экономику как переменные, опосредующие влияние объективных экономических переменных на финансовое поведение людей.

Модель сберегательного поведения Дж. Катоны. Контрактные, дискреционные и остаточные сбережения. Использование психологических переменных на макроуровне: индекс потребительских и сберегательных настроений Дж. Катоны. Динамика индекса потребительских настроений в России.

Литература обязательная:

Кузина О. Экономико-психологические исследования финансового поведения населения, часть 1, рукопись, 50 с. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/97877

Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений / Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005, с.6-29 http://www.socpol.ru/publications/book18.shtml

Литература дополнительная

Katona, G. To Spend or to Save? In Katona, G. Psychological economics. New York: Elsevier, 1975, p. 229-239.

Brown, S & Taylor, K (2006) Financial Expectations, Consumption and Saving: A Microeconomic Analysis. Fiscal Studies, 27 (3) pp.313-338.  

Контрольные вопросы

  1. Почему книга Дж. Катоны называется «Психологическая экономика», а не «Экономическая психология»?

  2. В чем основное отличие модели сберегательного поведения Дж.Катоны от гипотезы перманентного дохода?

  3. Что такое «желание» сберегать и как его можно измерить на макро уровне?

  4. Как устроен Индекс сберегательных настроений и каков временной лаг его предсказаний?

  5. Опишите динамику индекса потребительских настроений в России за последние годы.

  6. Работает ли ИПН в России?

План лекции 6. Финансовое поведение населения в современной экономической психологии

Проблема финансового поведения индивидов в бихевиористкой экономике. Ограниченная рациональность экономических агентов в теории перспектив Канемана и Тверски.

Психологические исследования обоснованности предпосылок экономических моделей финансового поведения. Бихевиористская экономика сбережений (Shefrin  Thaler, 1988). Социально-психологические модели сбережений. Изучение привычек, отношения и мотивов сбережений. Типологический анализ групп сберегателей. Контролируемые лабораторные эксперименты. Качественные исследования процесса сбережения.

Литература обязательная:

Кузина О. Экономико-психологические исследования финансового поведения населения, часть 2, рукопись, 38 с. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/97877


Kahneman D.,Tversky А. Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases, Science, September 1974, Vol. 185, pp. 1124-1131. access via JSTOR

Контрольные вопросы

  1. Что такое эвристики и почему люди ими пользуются?

  2. Приведите пример какой-либо эвристики. Каким образом исследователи выявляют эвристики?

  3. Что такое "фрейминг" (framing effect)?

  4. Какая переменная рассматривается в качестве важнейшей объяснительной переменной в модели бихевиористского жизненного цикла Г.Шефрина и Р.Талера и почему?

  5. В чем отличие моделей жизненного цикла и бихевиористкого жизненного цикла?


План лекций 7-8. Отличительные особенности экономико-социологического метода исследования финансового поведения населения.

О роли социальных факторов в объяснении экономического поведения людей. Мотивация финансового поведения. Широкое и узкое понимание социологического подхода, его место в междисциплинарном исследовании сберегательного поведения населения.

Элементы экономико-социологического анализа финансового поведения населения: социальные функции денег Зиммеля (1900), социология финансов Голдшильда, теория относительного дохода Дьюзенберри (1949), социально-психологическая модель Фёрнхэма.

Экономико-социологические исследования финансового поведения населения: социальная множественность денег В. Зелизер (карманные деньги, зарплатные деньги, деньги как подарок, деньги как пожертвование, нечестные деньги), влияние распределения власти в семье на принятие финансовых решений Ж. Пал, социальная укорененность финансового поведения домохозяйств - социо-культурные факторы возникновения системы страхования жизни в Америке 18 века (В.Зелизер).

Литература обязательная:

Кузина О. Экономико-социологический метод исследования финансового поведения населения, рукопись, 40с. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/97877

Зелизер В. Создание множественных денег (перевод М.С. Добряковой), Электронный журнал Экономическая социология Том 3, № 4, 2002, c. 58-69. www.ecsoc.msses.ru

Zelizer V.A. Human values and the market: the case of life insurance and death in 19th-century America //American J. of Sociology, 1978, 84, pp. 591-610. Access via JSTOR

Литература дополнительная:

Vogler C. Money in the Household. In Anderson M., Bechhofer F., Gershuny J. (ed) The Social and Political Economy of the Household, Oxford University Press, 1994, pp. 225-266. Ридер по социологии финансового поведения населения, т.1, с.339-360.

Контрольные вопросы

  1. В чем заключается основная идея теории социальной множественности денег В.Зелизер?

  2. Приведите примеры когда один доллар может оказаться не равен одному доллару с точки зрения В.Зелизер.

  3. Каким образом пример со становлением страхования жизни в Америке XIX века иллюстрирует экономико-социологический тезис о социальной укорененности финансового поведения людей?

  4. Какую классификацию типов управления семейными финансами предложила Ж.Пал?

  5. От чего зависит выбор типа управления финансами в семье?

  6. В чем расходятся ресурсная теория и социология гендера при объяснении факторов, влияющих на доступ женщины к управлению семейными финансами?

План лекции 9. Финансовые стратегии домохозяйств.

Понятия «поведение», «действие» и «стратегия». Проблемы определения и операционализации понятия «стратегия». Понятие финансовых стратегий домохозяйства. Критерии типологизации финансовых стратегий. Парадоксы сберегательного поведения россиян. Динамика финансовых стратегий россиян в 1995-2008 гг. Данные социологических опросов населения НАФИ, ВЦИОМ, ЦИРКОН, ФОМ, РОМИР, КОМКОН и других.

Литература обязательная:

Кузина О. Понятие финансовых стратегий населения, рукопись, 19 с. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/97877

Динамика финансовой активности населения России 2000-2008. Аналитический отчет по проекту мониторинга финансовой активности населения http://www.zircon.ru/upload/File/russian/publication/2/071031.pdf


Стратегии финансового поведения россиян в условиях финансового кризиса. Исследование НАФИ

http://nacfin.ru/novosti-i-analitika/press/press/single/10159.html


Литература дополнительная

Gregory P, Manouchehr M. & Wolfram S. "Do Russians Really Save That Much: Alternate Estimates from the Russian Longitudinal Monitoring Survey," The Review of Economics and Statistics, November 1999, 81 (4): 694-703.

Anderson, M., Bechhofer, F., Kendrick, S. (1994) Individual and Household Strategies in M. Anderson, F. Bechhofer, J. Gershuny (Editors) The Social and Political Economy of the Household, Oxford: Oxford University Press.

Crow, G. (1989) ‘The Use of the Concept of ‘Strategy’ in Recent Sociological Literature’, Sociology, Vol.23, No.1: 1-24.

Человек и деньги. Проект Фонда общественного мнения

http://invest.fom.ru/

В ближайшие два года россияне готовы взять 1,5-2,5 миллиона ипотечных кредитов. Исследование РОМИР

http://www.romir.ru/docs/ipoteka.doc

Мониторинг экономического кризиса КОМКОН

http://www.comcon-2.ru/default.asp?artID=1977


Контрольные вопросы

  1. Можно ли считать синонимами понятия «поведение», «действие» и «стратегия»?

  2. Какие существуют трудности для определения и операционализации понятия финансовых стратегий домохозяйств?

  3. В чем заключается парадоксальность сберегательного поведения россиян с точки зрения экономической теории?

  4. Как изменились стратегии российских домохозяйств в 2000-ые гг. по сравнению с 1990-ми гг.?

План лекции 10-11. Методологические проблемы исследования финансового поведения населения.

Микро и макро сведения о доходах населения. Опыт сбора данных официальной статистики о доходах и их использовании в России и за рубежом. Ошибки измерения, возможные корректировки.

Проблемы операционализации понятий дохода и сбережений в обследованиях домохозяйств. Бюджетные обследования. Различия экономического и социологического подхода к измерению доходов.

Основные проблемы при сборе данных о доходах и сбережениях домохозяйств и пути их возможного преодоления.

Базы данных о финансовом поведении населения России. Формулировки анкетных вопросов о доходах, материальной обеспеченности, потреблении, сбережениях и их формах.

Литература обязательная:


Николаенко С.А. Личные сбережения населения // Экономический журнал ВШЭ, том 2, №4, с. 500-507. доступ через Сайт Бюро Экономического Анализа www.beafnd.org

Roger Thomas Income - Commentary http://qb.soc.surrey.ac.uk/qb1/topics/income/thomas_wealth.htm

Литература дополнительная

Banks, J, Blundell, R & Smith, J P (2003) Understanding Differences in Household Financial Wealth Between the United States and Great Britain. Journal of Human Resources, 38(2), pp.241-279.

Banks, J A & Johnson, P (1998) How Reliable is the Family Expenditure Survey? Trends in Incomes and Expenditures over time, Institute for Fiscal Studies, London


http://www.ifs.org.uk/publications/1890

Schrapler, J (2006) Explaining Income Nonresponse: A Case Study by Means of the British Household Panel Study (BHPS). Quality and Quantity, 40 (6) pp.1013-1036.

Alessie R., Kapteyn A. New Data for Understanding Saving. Oxford Review of Economic Policy, 2001, Vol. 17, No.1, pp. 55-69. Access via EBSCO

Организационные и методологические положения по обследованию домашних хозяйств, в Методологические положения по статистике, Вып.1, Госкомстат, М., 1996, сс. 110-125. Доступ через Университетскую базу данных www.cir.ru

Warneryd K-E. Survey Studies of Saving, Survey Questions, What Do People Mean by Saving, Empirical Measures of Household Wealth and Saving. In The psychology of saving. A study on economic psychology. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 1999, pp.63-71. Ридер по социологии финансового поведения населения, т.2, с. 9-13.

Контрольные вопросы

  1. Какие показатели потоков и запасов сбережений существуют в российской официальной статистике? Есть ли отличия от систем учета в странах Западной Европы и Америки?

  2. Как объяснить высокий уровень личных сбережений населения по данным макро статистики в 1990-ые годы?

  3. В какой базе данных есть вопросы о потоках сбережений населения России, а в каких – о запасах?

  4. Как измерить потоки и запасы сбережений в анкетном опросе? Как измерить поток сбережений за год?

  5. Какие проблемы и ограничения существуют при измерении уровня дохода домохозяйства?

  6. По каким причинам в ходе опросов населения респонденты занижают размеры их доходов и сбережений? Назовите не менее трех причин.

  7. Можно ли на основе данных об уровне текущих доходов:

    1. строить типологию семей по уровню их материальной обеспеченности?

    2. вычислять показатели дифференциации денежных доходов населения?

План лекции 12. Исследования массового инвестиционного поведения населения.

Индивидуальное инвестиционное поведение в экономической теории. Сбережения в широком и узком смысле слова. Взаимосвязь сбережений и инвестиций на микро и макро уровне. Парадокс бережливости Кейнса.

Экономическая история финансовых пирамид. Объяснение мошенничества финансовых компаний с точки зрения неоклассической экономической теории: понятие финансового риска и неопределённости, асимметричность информации участников сделки.

Психологический подход: предрасположенность к оптимизму в условиях неопределённости, влияние "толпы", эффект "якоря", эффект новизны, "гало-эффект".

Роль доверия к финансовым и денежно-кредитным институтам и коллективных представлений в массовом инвестиционном поведении. Экономико-социологический анализ поведения участников рынка ценных бумаг: роль традиций, норм и властных структур.

Социологический взгляд: ориентация на мотивы и действия контрагента в условиях неопределенности. Опыт строительства финансовых пирамид 1994-1995 гг. в России. Результаты исследования массового инвестиционного поведения населения в период финансовых пирамид 1994-1995 гг. в России на основе массива включённых наблюдений за поведением вкладчиков МММ. Этапы строительства пирамид, типология вкладчиков и игровых моделей. "Возвращение толпы": анализ поведения вкладчиков средствами социальной психологии.

Литература обязательная:

Кузина О.Е. Формирование доверия в массовом инвестиционном поведении //Социологический журнал, 1999, №1-2, с. 171-181.

http://www.nir.ru/sj/sj/sj99-kuz.html

Радаев В.В. Уроки финансовых пирамид, или что может сказать экономическая социология о массовом финансовом поведении // Мир России . N 2. С. 39-69 (2002) http://www.hse.ru/journals/wrldross/vol02_2/radaev.pdf

Литература дополнительная

Pressman S. On financial frauds and their causes: investor overconfidence // American J. of economics and sociology, Vol.57, No.4 (October 1998), 405-421. Ридер по социологии финансового поведения населения, т.2, с.275-283.

Контрольные вопросы

  1. Почему люди вкладывают деньги в финансовые пирамиды? Как это объяснить с точки зрения экономики и психологии?

  2. Какие социологические теории или понятия могли бы объяснить участие людей в финансовых пирамидах?



План лекций 13. Исследования финансового поведения россиян (1995-2007 гг.)

Результаты исследований поведения населения на рынках банковских, страховых и инвестиционных услуг.

Литература:

Кузина О. Финансовое поведение населения: анатомия доверия, 2004 г. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/97936/2763.html

Кузина О. От несбережений к инвестициям: как меняются финансовые стратегии россиян, «Неприкосновенный запас» 2007, №3(53) http://magazines.russ.ru/nz/2007/3/ku10.html

На что планирует жить россияне после выхода на пенсию? Отчет об исследовании Национального агентства финансовых исследований http://nacfin.ru/novosti-i-analitika/press/press/single/9341.html

Отношение россиян к мошенничеству в страховании. Отчет об исследовании Национального агентства финансовых исследований http://nacfin.ru/novosti-i-analitika/press/press/single/9386.html

Эффективная процентная ставка. Что об этом знают россияне? http://nacfin.ru/novosti-i-analitika/press/press/single/8877.html

Социальные ресурсы массового инвестирования, ФОМ http://invest.fom.ru/Investor251006.ppt#256,1,СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ МАССОВОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Социологическое исследование инвестиционной культуры населения http://bd.fom.ru/report/cat/micex181207

А.А. Голов: Финансовый кризис и семейные сбережения http://www.levada.ru/press/2007081401.html

Денис Стребков.   Что мешает приходу частного инвестора на российский фондовый рынок? , «Неприкосновенный запас» 2007, №3(53) http://magazines.russ.ru/nz/2007/3/st12.html

Smith, S (2006) Persistency of pension contributions in the UK: evidence from the British Household Panel Survey. Journal of Pension Economics and Finance, 5, pp.257-274.

Attanasio O P, Rohwedder S (2003) Pension wealth and household saving: Evidence from pension reforms in the United Kingdom. American Economic review, 93 (5) pp.1499-1521.

Контрольные вопросы

  1. Почему высокодоходные группы населения не доверяют финансовым институтам? Какие инструменты выглядят для них наиболее привлекательно?

  2. На что планирует жить россияне после выхода на пенсию? Насколько эти данные вписываются в предсказания модели жизненного цикла?

  3. Каково отношение населения России к страховому мошенничеству?

  4. Как изменилось отношение россиян к банковским кредитам после введения положения о раскрытии эффективной процентной ставки?

  5. Каково отношение населения к фондовому рынку? Какое количество людей в настоящее время пользуется инвестиционными услугами? Возможен ли рост числа мелких инвесторов в ближайшее время?


План лекции 14. Методы и результаты маркетинговых исследований клиентов различных финансовых институтов в России.

Особенности маркетинговых исследования финансового поведения. Цели и задачи маркетинговых исследований финансового поведения и прогнозирование продвижения того или иного финансового инструмента. Программы исследований для банковского, страхового и инвестиционного рынка финансовых услуг для населения.

Обязательная литература:

Задорин И.В., Кузина О.Е. Маркетинговые исследования финансового поведения населения, рукопись, 14 с.

Рынок страховых услуг населению в 2001 г. Обзор публикаций СМИ. //Август 2002г. http://www.zircon.ru/russian/publication/5_2.shtml

Проект базового маркетингового исследования для страховой компании (ЦИРКОН) http://www.zircon.ru/russian/service/4_2.shtml


Контрольные вопросы

  1. В чем отличия маркетинговых исследований финансового поведения населения от академических?

  2. Приведите пример типичных целей и задач маркетинговых исследований в области финансового поведения населения?

  3. Какие разделы должны быть обязательно представлены в программе маркетингового исследования?



Похожие:

Программа дисциплины «Социология финансового поведения населения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconПрограмма дисциплины Социология финансового поведения населения для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра Автор Кузина О. Е
Теория абсолютного дохода Дж. Кейнса и неоклассические экономические модели сберегательного поведения домохозяйств
Программа дисциплины «Социология финансового поведения населения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconМакет примерной программы учебной дисциплины  Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке)
Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке)
Программа дисциплины «Социология финансового поведения населения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconПримерная программа курса дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент)
«Специальные дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения
Программа дисциплины «Социология финансового поведения населения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconПримерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент)
Общие профессиональные дисциплины государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения...
Программа дисциплины «Социология финансового поведения населения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconПрограмма дисциплины «Социология управления»
Программа дисциплины «Социология управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню...
Программа дисциплины «Социология финансового поведения населения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconРабочая программа учебной дисциплины «Социология»
Требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу...
Программа дисциплины «Социология финансового поведения населения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconСоциология финансового поведения населения Москва 2011
«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Программа дисциплины «Социология финансового поведения населения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconРабочая программа дисциплины демография блок «Общепрофессиональные дисциплины»
...
Программа дисциплины «Социология финансового поведения населения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconПрограмма по дисциплине «Социология культуры»
Учебная программа по дисциплине «Социология культуры» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа дисциплины «Социология финансового поведения населения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconУчебно-методический комплекс «Зоология беспозвоночных» (название дисциплины) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих / специальных дисциплин / и является обязательной для изучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница