Долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012- 2016 годы» Наименование




Скачать 405.17 Kb.
НазваниеДолгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012- 2016 годы» Наименование
страница1/3
Дата26.10.2012
Размер405.17 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


Приложение к постановлению

Городской Управы города Калуги от_14.12. 2011г. № _271-п__


ПАСПОРТ

долгосрочной целевой программы

«Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012– 2016 годы»


Наименование

Программы

Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012-2016 годы» (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

Постановление Городской Управы города Калуги от 24.08.2011 № 3895-пи «О разработке проекта долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012-2016 годы» (в редакции постановления Городской Управы города Калуги 02.12.2011 № 8562-пи)

Заказчик

Программы

Городская Управа города Калуги

Разработчик

Программы

Управление образования города Калуги



Цель

Программы


  • обеспечение доступности качественного дошкольного образования, соответствующего потребностям общества и каждого гражданина;

  • совершенствование экономических, социальных, организационных, финансовых механизмов функционирования муниципальной системы дошкольного образования

Задачи

Программы

  • развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг;

  • модернизация материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений;

  • повышение качества дошкольного образования;

  • развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования;

- введение новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих качество и результативность дошкольного образования

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Целевые индикаторы реализации задачи «Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее - МДОУ), обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг»:

- санитарный норматив наполняемости групп (нормативная мощность);

  • обеспеченность детского населения местами в дошкольных учреждениях;

  • использование дошкольными образовательными учреждениями гибких режимов пребывания ребенка в образовательном учреждении с учетом потребности населения;

  • процент охвата детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, проживающих в городе, услугами дошкольного образования;

- развитие новых форм дошкольного образования, предоставляемых на территории города Калуги, для детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет;

- фактическая средняя наполняемость групп дошкольных учреждений детьми по отношению к действующим нормам наполняемости групп для детей дошкольного возраста.

Целевые индикаторы реализации задачи «Модернизация материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений»:

  • доля расходов на материально – техническое и хозяйственное обеспечение в бюджете муниципального образования «Город Калуга» на дошкольное образование;

  • уровень развития материально-технической и учебно – методической базы учреждения.

Целевые индикаторы реализации задачи «Повышение качества дошкольного образования»:

  • уровень заболеваемости детей в МДОУ;

  • сохранение жизни и здоровья детей, посещающих МДОУ;

  • посещаемость детьми дошкольных образовательных учреждений;

  • удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;

  • развитие общественно-государственных форм управления дошкольными образовательными учреждениями;

  • удельный вес числа дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Целевые индикаторы реализации задачи «Развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования»:

  • уровень обеспеченности персоналом дошкольных образовательных учреждений;

  • доля педагогов, имеющих первую и высшую категории;

  • доля педагогов, имеющих высшее, в том числе педагогическое образование;

  • доля педагогического персонала, осуществившего повышение квалификации в области дошкольного образования;

- количество выпускников среднего специального и высшего учебных заведений, пришедших на работу в дошкольное образовательное учреждение;

- доля руководителей, получивших степень магистра или второе высшее образование по направлению «управление» или «менеджмент»;

- доля руководителей, педагогических работников, участвующих в инновационной деятельности;

- количество дошкольных образовательных учреждений, работающих в статусе опорного учреждения;

- удельный вес численности педагогических работников, эффективно использующих современные образовательные технологии (в т.ч. информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) в профессиональной деятельности.

Целевые индикаторы реализации задачи «Введение новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих качество и результативность дошкольного образования»:

- количество образовательных учреждений, изменивших тип на автономное

Сроки

реализации

Программы

2012-2016 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Всего на 2012-2016 годы – 517270,80 тыс. рублей, в том числе по годам:

Источник финансирования


всего


2012

2013

2014

2015

2016

Всего

517270,80

100793,70

105385,90

137748,40

101073,00

72269,80

муниципальный бюджет

422701,80

73846,70

79360,90

115592,40

82632,00

71269,80

областной бюджет

89569,00

25947,00

25025,00

21156,00

17441,00

0,0

внебюджетные источники

5000,00

1000,00

1000,00

1000,00

1000,00

1000,00

Ожидаемые конечные результаты

реализации Программы и показатели её социально - экономической эффективности

  • повышение качества и доступности дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения;

  • использование новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, устанавливающих зависимость объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг;

  • повышение уровня информации об образовании, её качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;

  • внедрение новых услуг дошкольного образования;

  • модернизация технологической инфраструктуры МДОУ;

  • повышение уровня доходов работников сферы дошкольного образования;

  • предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли;

  • реализация механизмов государственно - общественной системы управления качеством дошкольного образования;

  • внедрение информационных технологий в содержание и управление дошкольным образованием;

- развитие системы подготовки квалифицированных педагогических кадров




  1. Характеристика проблемы



Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной емкости не уступающих ни одной из последующих ступеней образования. Стратегическое развитие системы дошкольного образования основывается на признании образования в целом как приоритетного направления социально-экономического развития города Калуги.

В настоящее время на территории города услуги по дошкольному образованию оказывают 65 образовательных учреждений следующих видов: «Центр развития ребенка-детский сад» - 4, «Детский сад» - 20, «Детский сад комбинированного вида» - 34, «Детский сад компенсирующего вида» - 3, «Детский сад присмотра и оздоровления» - 1, «Детский сад для детей раннего возраста» - 1, «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей» - 2. С учетом демографических и социально-экономических особенностей в городе увеличивается число образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования. Построено 2 дошкольных учреждения, принято в собственность 5 учреждений, открыты 65 дополнительных дошкольных групп. В городе активно развивается сеть общеобразовательных учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования на основе кратковременного пребывания. В образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, на 01.01.2011 функционирует 564 группы. Из общего числа групп кратковременного пребывания детей – 12.

Таким образом, система дошкольного образования в городе Калуге представляет собой многофункциональную сеть образовательных учреждений, ориентированную на удовлетворение образовательных запросов населения, в том числе на оказание услуг детям раннего возраста и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем в области дошкольного образования остается ряд нерешенных проблем:

1. Положительная динамика рождаемости «сохраняет» проблему очереди на места в дошкольные учреждения притом, что проводятся максимально возможные мероприятия по увеличению мест: строительство зданий, пристроек, открытие дополнительных групп за счет внутреннего резерва. В детских садах города сохраняется высокая наполняемость групп детьми. Это значительно тормозит введение вариативных, комплексных образовательных программ в дошкольных учреждениях и влияет на уровень предшкольной подготовки детей. Безусловным направлением развития остается организация мест в дошкольных учреждениях через все возможные источники: строительство и покупка зданий, реализацию дошкольных образовательных программ на базе школ, развитие форм индивидуальной деятельности семейного воспитания детей. Для массового охвата дошкольным образованием будут поддерживаться многообразные программы раннего развития детей. Создание гибкой системы образовательных услуг (группы неполного дня при дошкольных учреждениях или школах и т.д.) позволит охватить дошкольным образованием значительное число детей и обеспечить необходимую подготовку их к школьному обучению. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть представлено ребенку в необходимые сроки.

2. Наряду с традиционными возможностями развивающего воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях сохраняется образование детей в условиях семьи (23,5% детей раннего и младшего дошкольного возраста, в том числе около 3,6% детей от 5 до 7 лет), что свидетельствует о необходимости создания системы сопровождения и консультирования семьи по вопросам образования и развития детей раннего и старшего дошкольного возраста, развития сети центров игровой поддержки для детей с родителями в целях обучения родителей развивающим играм как ведущим видам деятельности в дошкольном возрасте.

3. Внешний по отношению к системе образования фактор – миграционная политика города – формирует новую проблему: предшкольное развитие детей-мигрантов. Обеспечение равных прав на образование включает в себя специальное обучение   не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и детей-мигрантов, для которых общение на русском языке становится серьезной проблемой.  Количество таких детей в дошкольных образовательных учреждениях города Калуги растет, что вызывает необходимость организации специальной работы с детьми и их родителями по адаптации в русскоговорящей среде и культуре, по освоению русского языка, социализации детей и овладению ими основными навыками коммуникативной культуры. 

4. Необходимость перехода к государственно-общественному управлению обусловлена рядом факторов: формирующаяся ориентация на становление гражданского общества; ориентация на рост общественной активности населения; создание условий для усиления влияния общественности на принятие решений органами управления.

Принципиальные изменения в области образования возможны лишь при общественной поддержке. По мере роста уровня образования населения такая поддержка все более зависит от возможности влияния родителей, различных социальных структур на содержание планируемых изменений. Эта поддержка может выражаться и в предоставлении системе дошкольного образования дополнительных ресурсов, и в готовности признать приоритет системы образования при распределении бюджетных ресурсов. Организация диалога с социумом может рассматриваться как одно из принципиальных изменений в системе управления образованием.

Несомненным признаком государственно-общественного управления является возникновение «горизонтальных» управленческих структур в форме попечительских советов, советов дошкольных учреждений, управляющих советов, творческих союзов, экспертов по социальным проблемам образования.

5. Задача развития сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными. Проблема состоит прежде всего в противоречии между острой необходимостью построения взаимодействия по поводу качества образования между заказчиками образования (государство, родители, школа) и потребителями (дети, родители), заинтересованными в качестве дошкольного образования, и низким уровнем готовности к такому взаимодействию и со стороны граждан, и со стороны представителей образования. Ориентация сети на показатели качества образования требует повышения уровня квалификации руководителей, педагогов дошкольного образования и психологов, осуществляющих сопровождение дошкольного образования. Следовательно, критерии качества образования только тогда станут реальными ориентирами для обучения и воспитания детей, когда они институциализируются, т.е. будут переведены в показатели и встроены в реальную систему оценки качества работы и образовательного учреждения и конкретного педагога, станут основанием для принятия управленческих решений.

6. Общая численность работников системы дошкольного образования на 2011 год составляет 3537 человек, при этом с 2005 года сохраняется тенденция к снижению численности по всем категориям работников. Ежегодный показатель по вакансиям составляет не более 5 % от общего количества педагогических ставок. Возрастной состав педагогов определяется следующими показателями: около 7% – в возрасте до 35 лет, более 17% – в пенсионном возрасте. Приход в дошкольные учреждения молодых специалистов имеет тенденцию к снижению. Заработная плата педагогического работника в среднем составляет 9598 рублей, что на 48% меньше, чем в среднем по экономике города (19690 руб). Финансовая и имиджевая непривлекательность сферы ведет к оттоку высококвалифицированных работников из системы дошкольного образования.

Развитие системы дошкольного образования предъявляет новые требования к системе переподготовки кадров для дошкольного образования. Высокое качество дошкольного образования при увеличении охвата детей дошкольного возраста может быть обеспечено путем установления горизонтальных связей между дошкольными образовательными учреждениями различного уровня и типа. На муниципальном уровне создаются опорные дошкольные учреждения, оказывающие методическую поддержку дошкольным образовательным учреждениям.

Принцип многообразия и ориентации на гражданский заказ к дошкольному образованию, стремление вовлечь в дошкольное образование как можно большее количество детей предполагает наличие различных образовательных программ. Система переподготовки кадров должна предоставлять возможность педагогам овладевать как разнообразными программами дошкольного образования, традиционно реализуемыми в детских садах, так и инновационными образовательными программами для дошкольников.

Современный детский сад предъявляет ряд требований к квалификационному уровню и деятельности руководителя образовательного учреждения. Модернизация дошкольного учреждения требует не только навыка, приобретаемого с опытом, но и новых знаний и компетенций современного менеджера, управленца-инноватора, готового и способного к изменениям. Необходимо совершенствовать отбор педагогов в состав кадрового резерва, создать систему непрерывного повышения квалификации будущих руководителей. Управленческая деятельность в современных условиях существенно отличается от существующей на сегодняшний день системы управления в дошкольном образовании. Создание и реализация специальных образовательных программ для управленцев различного уровня приобретает особое значение.

7. Существующее законодательство создает правовую базу для автономизации дошкольного учреждения, для принятия руководителем самостоятельных стратегических решений в области как образовательной, так и финансово-хозяйственной деятельности. Программа модернизации предполагает, что учреждения образования не только сохраняют право на самостоятельность, но они будут обязаны реализовать это право, ибо будет расширяться круг вопросов, по которым учреждения образования принимают самостоятельные решения.

Расширение области самостоятельных решений образовательных учреждений относится как к финансово-хозяйственной, так и к образовательной деятельности.

Образовательные результаты в значительной мере зависят от организации образовательного процесса. Переход к вариативной системе образования создал новые предпосылки для индивидуализации дошкольных учреждений, для приобретения дошкольным учреждением своего имиджа.

Необходимость вариативности дошкольного образования обусловлена двумя факторами:

  • многообразием детских образовательных потребностей, связанным с разным уровнем развития детей, различными потребностями в компенсации нарушений, различными возможностями в освоении образовательных программ высокого уровня сложности;

  • развитием самого образовательного пространства, появлением инновационных проектов, различающихся как содержанием образования, так и формами работы с детьми.

Наиболее сильное воздействие на достижение образовательных результатов дошкольное учреждение может оказать через выбор образовательных технологий. Вместе с тем в повседневной педагогической практике можно встретиться с достаточно бедной педагогической техникой. Освоение новых приемов и эффективных технологий зачастую представляет собой стихийный или весьма слабо управляемый процесс. Речь, естественно, идет не об использовании административных методов управления, а об использовании имеющихся возможностей для формирования на уровне дошкольного учреждения дидактических систем, соответствующих целям дошкольного образования, особенностям состава воспитанников и педагогическим возможностям коллектива педагогов.

8. Значительная дифференциация по инфраструктуре между новыми и старыми дошкольными образовательными учреждениями усиливает ситуацию неравного доступа к качественному образованию. Дефицит финансовых ресурсов продолжает оказывать негативное влияние на оснащение образовательного и социально-бытового процессов в МДОУ. В области дошкольного образования обозначился ряд проблем, одной из которых является несоответствие технологического оборудования МДОУ современным требованиям. В дошкольных учреждениях устарело 80% технологического оборудования, необходимого для оснащения пищеблоков, что создает угрозу безопасности качества детского питания. Также неудовлетворительным является и состояние оборудования для прачечных. Дата выпуска большей части оборудования - 1976-1980гг., нормативный срок эксплуатации истек. Требуется замена и оснащение прогулочных площадок для детей, обновление асфальтового покрытия территорий (дата ввода 79% учреждений - до 1985 года), ощущается дефицит технических средств обучения, физкультурного оборудования, игрушек и программно-методических пособий. Санитарно-гигиеническая оценка условий воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях выявила выраженную степень риска целого ряда показателей (недостаточная освещенность, пожарная, антитеррористическая безопасность и др.). Необходимо продолжение работы по созданию материально-технической базы для внедрения образовательных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе и с использованием информационных технологий.

Изменения социально-экономических условий, законодательства Российской Федерации, в т.ч. принятие нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, введение Федеральных государственных требованиий к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов требуют структурных, институциональных и содержательных изменений в муниципальной системе дошкольного образования.

Таким образом, перед муниципальной системой дошкольного образования стоит задача реализации основных направлений государственной политики и поиска внутренних резервов, источников развития, рационального использования накопленного опыта, инновационного потенциала образования. Обозначенные проблемы определили приоритетные направления модернизации существующей системы дошкольного образования города Калуги, которые предстоит решить в ходе реализации долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012 – 2016 годы».

  1   2   3

Похожие:

Долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012- 2016 годы» Наименование iconТехнико-экономическое обоснование к проекту постановления Городской Управы города Калуги «Об утверждении долгосрочной целевой программы муниципального образования «Город Калуга» «Доступная среда в муниципальном образовании «Город Калуга» на 2013 – 2015 годы»
В муниципальном образовании «Город Калуга» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в условиях городской среды
Долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012- 2016 годы» Наименование iconОссийская федерация калужская область городская управа города калуги постановление
Об утверждении долгосрочной целевой программы муниципального образования «Город Калуга» «Реконструкция исторического центра Калуги...
Долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012- 2016 годы» Наименование iconГородская управа
Устава муниципального образования "Город Калуга", распоряжением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 19. 09. 2008...
Долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012- 2016 годы» Наименование iconПостановление администрации города Астрахани от 15 ноября 2010 г. N 9087 "Об утверждении долгосрочной целевой Программы муниципального образования "Город Астрахань" "Охрана окружающей среды на 2011-2013 годы"
Город Астрахань", их формирования и реализации", распоряжением администрации города от 15. 11. 2010 n 940-р "О разработке долгосрочной...
Долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012- 2016 годы» Наименование iconВ 2010-2011 учебном году деятельность школы определялась Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении в Российской Федерации
Программы Президента РФ медведева Д. А. «Наша новая школа», Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской...
Долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012- 2016 годы» Наименование iconПостановление Окружной администрации города Якутска от 1 октября 2012 г. N 192-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение безопасности дорожного движения на территории городского округа "город Якутск" (2013-2017 годы)"
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение безопасности дорожного движения на территории городского округа "город...
Долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012- 2016 годы» Наименование iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие дополнительного образования в сфере искусства и культуры муниципального...
Долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012- 2016 годы» Наименование iconМетодика оценки эффективности реализации Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010 2015 годы» Общие положения
Областной долгосрочной целевой программе «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы»
Долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012- 2016 годы» Наименование iconПостановление Администрации Брянской области от 24 марта 2009 г. N 266 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие образования Брянской области" (2009-2013 годы)" (с изменениями от 15 июля, 25 декабря 2009 г., 8 апреля, 8 сентября, 22 октября, 30 декабря 2010 г.)
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие образования Брянской области" (2009-2013 годы)"
Долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2012- 2016 годы» Наименование iconКомплекс мер по модернизации системы общего образования муниципального образования «Город Калуга» в 2012 году
«Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования Калужской области в 2012 году» с целью организации работы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница