Дидактические игры как методическая основа астрономического кружка




Скачать 47.41 Kb.
НазваниеДидактические игры как методическая основа астрономического кружка
Дата26.10.2012
Размер47.41 Kb.
ТипДокументы
Н.Е.Шатовская, МПГУ


Дидактические игры

как методическая основа астрономического кружка


(Материалы VII Международной научно-методической конференции

«Физическое образование: проблемы и перспективы развития», Часть 1. –

М.: Изд-во «Школа будущего», 2008. – стр.241-243)


На протяжении нескольких лет нами проводится проверка эффективности дидактических игр и других элементов занимательной астрономии в качестве методической основы кружковой работы со школьниками 3-8 классов. В нашей работе мы исходим из представления об игре как природосообразной, культуросообразной и универсальной основе образовательного процесса. Нами разработана система дидактических игр и занимательных заданий по астрономии и методика их комплексного применения.

Для наиболее полного и правильного использования методического потенциала игровых форм учебной работы педагог должен прежде всего понимать психологическую природу игры так таковой. В работе [1] на основе мотивов, побуждающих человека играть, выделены три типа игры.

1) Игры–состязания (игры-агон) – это соревнования ради выяснения преимуществ участников в том или ином качестве. Этот тип игр заставляет игроков подчиниться дисциплине, ставит их в равные условия. Результат игры-соревнования напрямую зависит от приложенных игроком усилий. В игре-агоне участники ищут удовлетворения личного (или командного) честолюбия. К этому типу относятся многие подвижные, спортивные и интеллектуальные игры.

2) Игры случая (азартные), наоборот, привлекают участников возможностью получить выигрыш, не прилагая труда. Игроки снова в равных условиях – перед лицом непредсказуемой случайности. Игры этого типа компенсируют событийную монотонность повседневной жизни. Они так же широко распространены – от древнейшей игры в кости до современных СМС-викторин и потребительских лотерей.

3) Игры-подражания (игры-мимезис) – это ролевые игры и зрелищные искусства. Они раздвигают горизонты индивидуального бытия, позволяют примерить на себе различные роли, пережить то, что по разным причинам недоступно. В ролевой игре ребенок «примеривает» ещё не использованные, не выбранные возможности жизни, взрослый же «пробует», «переживает» в игре уже не использованные возможности.

Мы полагаем, что неизменная привлекательность педагогических игр обусловлена использованием одного или нескольких ключевых мотивов, побуждающих человека играть. Эти мотивы положены нами в основу классификации игр, применяемых в образовании.

Привнесение в учебный процесс элементов состязательности – наиболее очевидный и простой вариант использования игровых мотивов. Широко распространены, к примеру, викторины и олимпиады по предметам школьного курса. При повторении и закреплении материала многие учителя применяют выполнение заданий в парах, группах или цепочкой (по рядам) – с соревнованием команд в скорости и правильности. Несёт черты игровой состязательности и рейтинговая система оценок, когда за каждое выполненное задание учащиеся получают определённое число баллов.

Отказ от жёсткой регламентации деятельности, появление фактора случайности и непредсказуемости характерен для многих игр, используемых педагогами. Игры с раздаточными карточками (мозаика, лото, домино) предполагают как неповторимый исходный расклад, так и различие индивидуальных наборов карточек у каждого игрока в каждом туре. Примером другого рода может послужить урок-зачёт, на котором учащиеся сами вытаскивают случайный «билет» с заданием; такая форма контроля нравится школьникам больше, чем контрольная работа, варианты которой составлены и распределяются учителем.

Ролевые игры и зрелища также находят своё место в учебном процессе. Это могут быть как простейшие инсценировки (чтение художественного текста «по ролям», например), так и требующие особой предварительной подготовки театрализованные уроки («Суд» над литературным персонажем или физическим явлением и т.п.). Старшеклассник, занимаясь учебно-исследовательской работой или подготовкой реферата, примеряет на себя роль «настоящего» учёного. Элементы ролевой игры могут появляться даже на самом обычном уроке: когда одному ученику доверяют прокомментировать ответ или оценить работу другого, он выступает в роли учителя. Иногда простейшего игрового антуража бывает достаточно, чтобы оживить учебный процесс: решение обычных тренировочных упражнений можно обставить как «Морской бой» или «Восхождение на Эверест».

Многие популярные разновидности учебных игр используют не один, а сразу два или даже все три вида мотивов. Наиболее показательный пример – игра «Что? Где? Когда?»: команды эрудитов соревнуются между собой, вопросы выпадают в случайном порядке, а обязательное присутствие болельщиков придаёт игре черты зрелища.[2]

Мы считаем разработку игровых форм учебной работы по астрономии важной методической задачей, поскольку наибольший интерес к науке о космосе проявляют отнюдь не старшеклассники, а учащиеся подросткового возраста, и преподавание её ведётся, как правило, в рамках дополнительного образования. С другой стороны, именно при работе со школьниками 3-8 классов удаётся наилучшим образом реализовать потенциал астрономии для развития памяти, мышления и воображения, постановки познавательной деятельности, совершенствования учебных навыков, углубления знаний по смежным учебным дисциплинам.

В процессе работы со школьниками нами были созданы и опробованы несколько десятков разнообразных дидактических игр и упражнений в игровой форме. Игровые методы особенно эффективны при создании и поддержании учебной мотивации, позволяют надёжно закрепить изученный материал путём его многократного повторения в привлекательной для детей форме, обеспечивают положительный эмоциональный фон занятий, помогают наладить общение кружковцев с преподавателем и между собой, способствуют формированию полноценного детского коллектива. Поставленный нами педагогический эксперимент подтвердил, что дидактические игры могут служить методической основой учебного процесса в астрономическом кружке и позволяют добиваться высоких результатов.[3]

Нам представляется особо перспективной точка зрения на учебную игру как на разновидность проблемного обучения. Разрабатывая систему дидактических игр по астрономии для школьников различных возрастов, мы осознали необходимость построения последовательной методической линии от «собственно игр» и упражнений в игровой форме через занимательные задачи к проблемным ситуациям и олимпиадным заданиям. Мы считаем, что дидактический потенциал игры использован в полной мере только тогда, когда переданные учащимся с её помощью знания служат основой для дальнейшего обучения, а сформированная в игре мотивация переносится на собственно учебную деятельность.


Литература:


  1. Куликова И.В.Игра как способ освоения мира человеком : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11/ И.В. Куликова; МГУ им.М.В. Ломоносова. -М., 2000.-280 c.

  2. Шатовская Н.Е.Я иду искать…: Копилка игр для вашего урока//Первое сентября.-1996. №117, с.2

  3. Шатовская Н.Е. Дидактические игры на занятиях астрономического кружка –Сборник трудов Международного симпозиума «Астрономия-2005: современное состояние и перспективы» - М., 2006, стр.40-59

Похожие:

Дидактические игры как методическая основа астрономического кружка iconСценарий проведения деловой игры
Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические...
Дидактические игры как методическая основа астрономического кружка iconО научной деятельности государственного астрономического
Работа Астрономического отделения. Участие сотрудников гаиш в педагогическом процессе
Дидактические игры как методическая основа астрономического кружка iconО научной деятельности государственного астрономического
Работа Астрономического отделения. Участие сотрудников гаиш в педагогическом процессе
Дидактические игры как методическая основа астрономического кружка iconО научной деятельности государственного астрономического
Работа Астрономического отделения. Участие сотрудников гаиш в педагогическом процессе
Дидактические игры как методическая основа астрономического кружка iconОтче т о научной деятельности государственного астрономического
Работа Астрономического отделения. Участие сотрудников гаиш в педагогическом процессе
Дидактические игры как методическая основа астрономического кружка iconДидактические игры на уроках химии
Предисловие. Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии
Дидактические игры как методическая основа астрономического кружка iconМетодическая разработка по изучению техники ориентирования на местности
Учебный материал рассчитан на группу 1-2 года обучения, от 14 до 15 лет, как основа, и группы от 15 до 18 лет, занимающихся давно,...
Дидактические игры как методическая основа астрономического кружка iconДидактические игры на уроках истории
Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и...
Дидактические игры как методическая основа астрономического кружка iconУчителям информатики и их любознательным ученикам: олимпиады по программированию, подготовка к олимпиадам по программированию, дидактические материалы по информатике, дидактические материалы по математике, методическая копилка
Многопрофильный лицей На мой взгляд очень хороший сайт школы (сельской!!!). Интересный дизайн и не менее интересное содержание
Дидактические игры как методическая основа астрономического кружка iconУчитель
География. Дидактические и развивающие игры 6-11 классы, с применением информационных технологий
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница