Примерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)




Скачать 245.62 Kb.
НазваниеПримерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Дата03.09.2012
Размер245.62 Kb.
ТипПримерная программа
Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования

Примерная программа учебной дисциплины

Русский язык и культура речи”

для средних специальных учебных заведений

(Базовый уровень)

МОСКВА 2002

Примерная программа учебной дисциплины “Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). —М.:

Издательский отдел ИПР СПО, 2002. - 22 с.

Управление среднего профессионального образования Минобразования РФ

“ 29 ” апреля 2002 г.

Авторы: А.И.Власенков, доктор пед. наук, профессор,

ведущий научный сотрудник ИОСО РАО;

Т.В.Потемкина, канд. пед. наук, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиПРО

Рецензенты: Н.Н. Соловьева, канд. филолог, наук, доцент Московского открытого социального университета;

Л.В. Ладатко, преподаватель гуманитарных дисциплин колледжа государственной службы, г. Москва

Ответственный Р.Л. Палтиевич, главный специалист ИПР СПО, за

выпуск канд. ист. наук, доцент

Редактор Т.Н. Маннина

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ИПР СПО по адресу: 109316, Москва, Волгоградский пр-т, 43

© ИПР СПО Минобразования РФ, 2002

Пояснительная записка

Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с ГОС СПО второго поколения в средних специальных учебных заведениях в качестве инвариантной дисциплины цикла ОГСЭ - “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины”.

Основные задачи курса:

- совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;

- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционировании в речи;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.

В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, частей речи и синтаксиса студенты обогащают свои знания о соответствующих единицах языка - фонетических, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических - и в то же время овладевают соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее употребительными выразительными средствами литературного языка, выявляют орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и в своей речи.

Особую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.

Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне естественно и даже предпочтительно привлечение в качестве дидактического материала текстов, профессионально значимых для студентов данного образовательного учреждения, привлечение профессионально и социально значимой тематики планируемых сообщений, высказываний студентов, тематики анализируемых текстов.

Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис -будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только выявить её в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.

Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не являются предметом специальных занятий. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты незнакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания. Таковы, например, употребительные для данной профессии слова специальной лексики, словосочетания с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг.

Программа состоит из “Введения” и семи разделов: “Фонетика”, “Лексика и фразеология”, “Словообразование”, “Части речи”, “Синтаксис”, “Нормы русского правописания”, “Текст. Стили речи”.

В разделах программы четыре рубрики: в первой дается содержание учебного материала, во второй представлены требования к знаниям, в третьей - к умениям по данному разделу, в четвертой - примерный перечень рекомендуемых лабораторных и практических работ.

В программе представлен примерный тематический план данной учебной дисциплины с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы и на проведение лабораторных и практических работ.

Содержательной основой занятий по данному курсу явится обобщение ранее приобретенных студентами знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением общих вопросов русского языка и с разветвленной системой практической работы по применению лингвистических знаний к речевой деятельности студентов, к культуре их речи, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повышению их грамотности.

Требования к минимуму содержания по дисциплине

(основные дидактические единицы):

  • язык и речь; основные единицы языка и речи; монолог и диалог, устная и письменная формы речи;

  • понятие о литературном языке, его книжной и разговорной разновидностях; основные типы норм литературного языка и качества хорошей литературной речи; основные словари русского языка;

  • фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности; орфоэпические ошибки и недочеты;

  • лексические и фразеологические единицы русского языка и их использование в построении выразительной речи; лексические и фразеологические ошибки;

  • состав слова; способы словообразования; стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;

  • части речи: самостоятельные и служебные; стилистика частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;

  • основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение; предложения простые и сложные; актуальное членение предложений; выразительные возможности русского синтаксиса;

  • русская орфография и пунктуация в аспекте нормы и речевой выразительности;

  • текст и его структура; описание, повествование, рассуждение; стили литературного языка; жанры деловой и учебно-научной речи.

Примерный тематический план учебной дисциплины




Количество аудиторных часов при очной форме обучения







Наименование разделов и тем







лекционных



в том числе лабораторных и практических занятий*




























1

2

3

Введение

4

1

Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы.

1




Словари русского языка

1




Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

2




Тема 1. Фонетика

8

1

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение.

2





* На практические и лабораторные занятия (не менее 10 часов) рекомендуется вынести одну-две проблемы по каждой теме из представленных в примерной программе или сформулированных преподавателем. Остальные рекомендуемые лабораторные и практические задания могут быть выполнены на различных этапах теоретических занятий: урока, лекции и пр.

Продолжение

1

2

3

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

2




Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.

2




Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация

2




Тема 2. Лексика и фразеология

10

2

Слово, его лексическое значение.

2




Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, её варианты.

4




Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

2




Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.

2




Тема 3. Словообразование

4

1

Способы словообразования.

1




Стилистические возможности словообразования.

1




Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

2










Продолжение

I

2

3

Тема 4. Части речи

6

1

Самостоятельные и служебные части речи.

2




Нормативное употребление форм слова.

2




Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

2




Тема 5. Синтаксис

8

1

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.

2




Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения.

2




Выразительные возможности русского синтаксиса.

2

-

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

2




Тема 6. Нормы русского правописания

8

1

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

2




Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

4







Продолжение

1

2

3

Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

2




Тема 7. Текст. Стили речи

8

2

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое.

2




Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

4




Жанры деловой и учебно-научной речи.

2




Всего часов по дисциплине...

56

10

10


Примерное содержание учебной дисциплины

Введение

Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы.

Словари русского языка.

Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

Требования к знаниям: знать различия между языком и речью, функции 1зыка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента).

Требования к умениям: уметь создавать тексты в устной и письменной форме; различать элементы нормированной и ненормированной речи.

Рекомендуемые лабораторные и практические работы:

  • социальные аспекты культуры речи (обсуждение проблемы с использованием диалогической и монологической форм речи);

  • анализ речевых структур с точки зрения использования нормированных и ненормированных средств языка (на примере литературных текстов и письменных речевых высказываний студентов);

  • построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи;

  • преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот (с одновременным привнесением в создаваемый текст соответственно элементов разговорного языка и строго нормированного литературного языка письменной речи).

Тема 1. Фонетика

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация.

Требования к знаниям: знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы.

Требования к умениям: владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями.

Рекомендуемые лабораторные и практические работы:

  • определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю;

  • упражнения по определению ударения в слове;

  • наблюдение над собственным произношением, учет и классификация собственных ошибок в произношении и словесном ударении;

ведение личного словарика “Пишу и говорю правильно!”.

Тема 2. Лексика и фразеология

Слово, его лексическое значение.

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, её варианты.

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.

Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы языка.

Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; уметь пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка; находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям.

Рекомендуемые лабораторные и практические работы:

  • лексические изобразительно-выразительные средства языка;

происхождение, строение и значение фразеологизмов;

  • лексические ошибки и их исправление;

  • словотворчество В.Маяковского, А. Вознесенского и других поэтов и прозаиков;

  • стилистический анализ текста.

Тема 3. Словообразование

Способы словообразования.

Стилистические возможности словообразования.

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Требования к знаниям: знать способы словообразования.

Требования к умениям: уметь пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.

Рекомендуемые лабораторные и практические работы:

  • словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики;

  • стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и научно-популярном (учебно-научном) текстах;

  • использование лексики со стилистически окрашенными морфемами в собственном тексте (учебно-научном, публицистическом),

Тема 4. Части речи

Самостоятельные и служебные части речи.

Нормативное употребление форм слова.

Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

Требования к знаниям: знать самостоятельные и служебные части речи,

Требования к умениям: уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте.

Рекомендуемые лабораторные и практические работы

  • морфологический разбор частей речи;

  • стилистический анализ грамматических форм в тексте;

  • выявление ошибок на употребление форм слова в своих письменных работах и работах других авторов;

  • использование заданных форм слова в предложении и тексте; использование грамматических синонимов.

Тема 5. Синтаксис

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.

Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения.

Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи).

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Требования к знаниям: знать синтаксический строй предложений.

Требования к умениям: различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; уметь пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов. Рекомендуемые лабораторные и практические работы:

  • синтаксический разбор;

  • стилистический анализ синтаксических структур в тексте;

  • конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур.

Тема 6. Нормы русского правописания

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

Требования к знаниям: знать правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания. Требования к умениям: уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.

Рекомендуемые лабораторные и практические работы:

  • орфографический и пунктуационный разбор;

  • диктант, выписки, составление тезисов, конспектирование, реферирование текстов по общим вопросам русского языка, литературе и специальным предметам;

  • группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку; выявление факультативных и альтернативных знаков препинания;

  • проверка соблюдения орфографических и пунктуационных норм в своих письменных работах и в письменных работах других студентов, исправление ошибок;

  • учет и группировка правописных ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин, планирование и реализация мер по преодолению ошибок.

Тема 7. Текст. Стили речи

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования).

Описание научное, художественное, деловое.

Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

Жанры деловой и учебно-научной речи.

Требования к знаниям: знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.

Требования к умениям: различать тексты по их принадлежности к стилям;

анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

Рекомендуемые лабораторные и практические работы:

  • стилистический разбор художественного, учебно-научного и официально-делового стилей;

  • выявление средств художественной выразительности в связи с жанровым своеобразием произведения и его идейно-тематическим содержанием;

  • анализ индивидуально-авторских стилистических средств;

  • выявление авторских знаков препинания и их смысловой и стилистической роли; анализ графики, в том числе шрифтовых средств выделения слов, словосочетаний, предложений в тексте разных стилей;

  • выявление ошибок, нарушающих стилевое единство текста, нормы его стилистического оформления;

  • создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей.


Рекомендуемая литература и технические средства обучения

Литература для преподавателя

Блинов Г. И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М., 2002.

Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Науч.-попул. — М., 1993.

Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов . -М., 1988.

Гольдин В.Е. Речь и этикет. -М., 1983.

Горбачевич КС. Нормы современного русского литературного языка. -М.,1989.

Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М., 2002.

Земская Е.А. Русская разговорная речь. - М., 1987.

Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. -М.,2002.

Ковтунова И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. - М., 1976.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. -М., 1994.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М., 2002.

Культура русской речи. / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. - М.,2000.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2001.

Педагогическое речеведение. — М., 2000.

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. -М.,2001.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987.

Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. - М., 1984.

Русский язык: Энциклопедия. Гл. ред. Ю.Н-Караулов. - М., 1997. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи.- М., 1996.

Солганик Н.Я. Стилистика текста. -М., 1997. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

Литература для студентов

Алгазта Н.Н. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой. - М., 2001.

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка.

-М.,2002.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 2001.

Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Дидактический материал к учебнику “Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи”. — М., 2002.

Воробьева КВ., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. - СПб.:

Изд-во “Союз”, 2001.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка.

-М.,2002.

Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль речи. - М., 1997.

Львов М.Р. Школьный словарь антонимов. - М., 2002.

Мучник Б. С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. - М. 1996.

Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).

Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. -М,, 1983.

Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. - М,, 2001.

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. — М.,2001.

Рогожникова Р.П., Канарская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. - М., 1996.

Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы (любое издание).

Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о русской речи. — М., 1998.

Солганик Г. Я. Стилистика русского языка: 10-11 классы. - М., 1996.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.-М., 1996.

Толковый словарь по бизнесу, коммерции и маркетингу. / Под ред. П.Ф.Протченко. - М., 1972.

Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. — М.,2001.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. -М., 1997.

Школьный словарь иностранных слов. /Под ред. В.В.Иванова. -М.,2002.

Технические средства обучения

Видеопроектор, видеоплеер, графопроектор, диапроектор, кинопроектор, персональный компьютер, телевизор, экран, эпипроектор.

Содержание

Стр.

Пояснительная записка................................................ 3

Требования к минимуму содержания по дисциплине

(основные дидактические единицы)......................................... 5

Примерный тематический план учебной дисциплины ...... .... 6

Примерное содержание учебной дисциплины .................. .. 10

Рекомендуемая литература и технические средства обучения 16


Александр Иванович Власенков,

Татьяна Валерьевна Потемкина

Примерная программа учебной дисциплины

“Русский язык и культура речи”

для средних специальных учебных заведений

(Базовый уровень)


Институт проблем развития среднего профессионального образования 109316, Москва, Волгоградский пр., 43









Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины “Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М-: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины “Социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). — М.:...
Примерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности для средних специальных учебных заведений Базовый уровень
Примерная программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)....
Примерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ основы политологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины "Основы политологии" для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconУчебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная
Примерная программа учебной дисциплины “Основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ иностранный язык” (Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень
Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ Основы права” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины "Основы права" для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М
Примерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Авторы: А. И. Кравченко доктор социологических наук, профессор мгу им. Ломоносова
Примерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Тема Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения
Примерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconУчебник построен в соответствии с новыми функциональными ориентациями дисциплины «Русский язык и культура речи»
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений по дисциплине «Русский язык и культура речи». Книга может быть полезна...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница