Первый заместитель министра




Скачать 205.45 Kb.
НазваниеПервый заместитель министра
Дата26.10.2012
Размер205.45 Kb.
ТипДокументы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

POCCИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобразования России)


ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

ул. Люсиновская, 51, Москва, М-93, ГСП-8, 115998

Телефон: 237-97-63 Факс: 924-69-89

Телетайп: 114027 КОНОИД

15.01.2ОО2г.

№ 03-51-5ин/23-03

На N _____________________


Органы управления образованием субъектов Российской Федерации


Министерство направляет для использования в работе методическое письмо

”Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях”.

Письмо подготовлено с участием специалистов Института коррекционной педагогики РАО. Приложение: 13л


В.А. Болотов


Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии дошкольных образовательных учреждениях


Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать "механическое копирование" зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально техническим обеспечением).

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно в сельской местности), имеющем всего три-пять ДОУ. может быть организовано воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным.

В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N677, в ДОУ комбинированного вида могут быть организованы Общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида.

Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии. При этом общая наполняемость группы сокращается: две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников – дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта – умственной отсталости в степени дебильности1) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).

Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая наполняемость смешанной группы уменьшается (в сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении).




Вид нарушения

Количество детей в группе




Ясельная группа


Младшая подготовительная

группа




Дети с от-

клонениями

Нормально

развиваю-

щиеся дети

Дети с от-

клонениями

Нормально

развиваю-

щиеся дети

1

2

3

4

5

Глухие

2

8

3

8

Слабослышащие

3

8

4

8

Слепые

2

6

3

6

Слабовидящие

3

8

4

10

С амблиопией и

косоглазием

5

10

5

10

Легкая форма ДЦП

4

8

4

10

Др. нарушения
опорнодвигательно-

го аппарата

6

10

6

12

С задержкой психи-

ческого развития

4

10

5

12
С нарушением ин-
теллекта (неослож-

ненная форма олигофрении в степени дебильнос-

ти)

5

10

5

10

Не имеющие выра-

женных первичных

отклонений в раз-

витии, но отстаю-

щие от возрастной

нормы (в т.ч. с на-

рушениями эмоци-

онально-волевой

сферы)

6

12

6

12



При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:

- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;


- проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии но отстающим от возрастной нормы;

- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.

Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня – со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.

Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми: с нарушением слуха – сурдопедагога, с нарушением зрения – тифлопедагога, с нарушением интеллекта – олигофренопедагога; должность учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушением зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками в смешанной группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанных групп, а также перечень рекомендуемой документации содержаться в приложениях 1,2.

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения ребенка, имеющего отклонения в развитии.

В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время.

Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.

Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждении не означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждении компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии, которая находится в условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России ”Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии” от 26.06.99 N 129/23-16).

В подготовке данного материала активное участие принимали сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.





Приложение 1

Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанной группы

I. Деятельность учителя-дефектолога

(логопеда, олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)

Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его дея­тельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:

- планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную инте­грацию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;

- консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы, помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;

- координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (му­зыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т. п.);

- ведет необходимую документацию (приложение 2).

Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитан­никами, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными заня­тиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.

2. Деятельность воспитателя

Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются:

- планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

- планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;

- соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

- обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;

- консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;

- ведение необходимой документации (приложение2).


3. Деятельность педагога-психолога

Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:

- психологическое обследование воспитанников;

- участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);

- проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;

- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;

- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;

- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;

- консультирование персонала группы;

- заполнение отчетной документации (приложение 2).


4. Деятельность музыкального руководителя

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются:

- взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях, утренниках и т.д.;

- проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);

- консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;

- ведение соответствующей документации.

5. Деятельность инструктора по физической культуре

Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает:

- проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;

- планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;

- оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;

- регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;

- ведение необходимой документации

6. Деятельность социального педагога

Направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе относятся:

- осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;

- участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;

- консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;

- изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье;

- взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной зашиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;

- осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы;

- выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;

- ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год.

7. Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность педагога дополнительного образования, работающего с воспитанниками смешанной группы, направлена на:

- изучение воспитанников с отклонениями в развитии и участие (совместно с другими специалистами) в составлении индивидуальных программ развития;

- выявление творческих способностей воспитанников, создание условий, способствующих их развитию;

- проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками группы;

- осуществление тесного взаимодействия с другими специалистами;

- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи;

- ведение необходимой документации и представление в конце учебного гола отчета о проделанной работе.

5. Деятельность сурдотехника

Направлена на обеспечение технического обслуживания стационарной звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов. Консультирует родителей по вопросам использования звукоусиливающей аппаратуры в домашних условиях и приспособления бытовой техники к потребностям детей с нарушенным слухом.

9. Деятельность медицинского персонала

При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская помощь.

9.1 Врач-невропатолог

Обследует состояние нервно-психического статуса воспитанников, учреждения (группы) и при необходимости назначает лечение; следит за изменениями в состоянии здоровья воспитанников в процессе коррекционно-педагогического воздействия и дозирует допустимую для каждого воспитанника нагрузку, - консультирует родителей и педагогов по вопросам сохранения психического здоровья ребенка.

9.2. Врач-офтальмолог

Обследует зрение воспитанников, назначает курс лечения, определяет зрительную и физическую нагрузку, дает рекомендации другим специалистам и родителям по вопросам офтальмологического лечения воспитанников и организации взаимодействия лечения с коррекционно-педагогической работой

9.3. Медицинская сестра

По медицинским показаниям осуществляет плеопто-ортоптостереоскопическое лечение зрения воспитанников; совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.


Приложение 2

Перечень рекомендуемой документации для специалистов, участвующих в интегрированном воспитании и обучении дошкольников с отклонениями в развитии

В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее ведения определяются как органом управления образованием, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ и систематизирован.

I. Документация учителя-дефектолога (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)

1. Личное дело каждого воспитанника.

2. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения).

3. Планы (перспективные; календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий).

4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т.д.).

4. Тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.).

5. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями.

В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.


2. Документация воспитателей

1. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы.

2. Планы (перспективные и календарные фронтальных занятий).

3. Тетрадь передачи детей.

4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.

5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении).

В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.

3. Документация педагога-психолога

В соответствии с приложением к инструктивному письму Минобразования России от 01.03.99 N3 обязательными для заполнения педагогом-психологом являются:

1. Карта психологического обследования воспитанников.

2. План работы педагога-психолога.

3. Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования.

4. Журнал консультаций педагога-психолога.

5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.

6. Журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения).

7. Программа коррекционно-развивающих занятий.

8. Аналитический отчет о работе педагога-психолога.

При необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьей, журнал учета групповых форм работы, программа работы педагога-психолога с группой и т.д.).

4. Документация музыкального руководителя

1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.

2. План организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках и т.п.

3. Аналитический отчет о результатах работы за год.

5. Документация инструктора по физической культуре

1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.

2. План организации и проведения совместной деятельности на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п..

3. Аналитический отчет о работе за учебный год.

1 Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года


Похожие:

Первый заместитель министра iconУтверждаю Заместитель Министра путей сообщения А. Головатый 23 июля 1974 г. N цт/3187 Заместитель Министра
Настоящие Правила распространяются на электродные паровые котлы давлением более 0,7
Первый заместитель министра iconПрограмма Вторник, 28 марта
Первый заместитель министра образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Б. В. Пахаев
Первый заместитель министра iconПервый заместитель Министра образования Республики Беларусь
«Историко-архивоведение», 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия» (по направлениям)
Первый заместитель министра iconПрограмма 12-й международной научной конференции «Сахаровские чтения 2012 года: экологические проблемы XXI века»
Жук а. И. – Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь, д п н., профессор – сопредседатель
Первый заместитель министра iconПервый заместитель Министра образования Республики Беларусь
Председатель Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию
Первый заместитель министра iconРеспублики Карелия Карельский государственный краеведческий музей
Камирова Антонина Николаевна, первый заместитель министра культуры и по связям с общественностью Республики Карелия
Первый заместитель министра iconГосударственное учреждение образования «республиканский институт высшей школы» утверждаю первый заместитель Министра
Л. В. Хведченя, директор Центра иностранных языков, заведующая кафедрой английского языка гуманитарных факультетов Белорусского государственного...
Первый заместитель министра iconМурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области
О состоянии и перспективах развития системы образования Сахалинской области: публичный доклад. – Южно-Сахалинск, 2012. 62 с
Первый заместитель министра iconВладимир Федорович Толубко Неделин. Первый главком стратегических Неделин (Первый главком стратегических)
Главнокомандующего Ракетных войск. Позднее командовал войсками ряда военных округов. С 1972 года – Главнокомандующий Ракетных войск...
Первый заместитель министра iconКомментарии специалистов, принявших участие в общественных слушаниях по предварительному варианту материалов оценки воздействия на окружающую среду эксплуатации энергоблока №3 Ростовской аэс. Прусов Евгений Витальевич, заместитель министра промышленности и энергетики Ростовской области
Прусов Евгений Витальевич, заместитель министра промышленности и энергетики Ростовской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница