Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит




Скачать 151.84 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит
Дата26.10.2012
Размер151.84 Kb.
ТипМетодические рекомендации






МИНИСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ и науки

российской федерации

(Минобрнауки России)


Департамент государственной
политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования


_____

ул. Тверская, д. 11, г. Москва,

ГСП-3, 125993

Телефон: 629-18-79

Факс: 629-79-12

E-mail: d03@mon.gov.ru

25 декабря 2006 г. 03–2998



Органы управления образованием

субъектов Российской Федерации



О методических рекомендациях

по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста





Во исполнение Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г., приказа Минобрнауки России от 14 июня 2005 г. № 175 «Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года» и в целях развития системы дошкольного образования Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России направляет методические рекомендации по апробации и внедрению моделей образования детей старшего дошкольного возраста, разработанные в рамках реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. «Апробация моделей образования детей старшего дошкольного возраста и разработка процедуры (алгоритма) их внедрения на основе изучения регионального опыта», выполненного Российской академией образования.

Информируем, что методические рекомендации будут размещены на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации http: /www.mon.gov.ru/.

Просим свои замечания и предложения по представленным материалам и методическим рекомендациям направлять в адрес Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России в отдел развития и нормативного регулирования общего образования (контактный телефон: 8 (495) 629–69–79, электронный адрес: Skorolupova@mon.gov.ru).

Приложение: на 10 л.


Заместитель директора Департамента Н.В. Третьяк


Скоролупова О.А.

629-69-79

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.

Вместе с тем, в связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться вариативные формы дошкольного образования, а именно группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, и развернулись разработки программ для них.

В этой ситуации, говоря о вариативных организационных формах дошкольного образования, имеет смысл выделять как особую организационную единицу «дошкольную образовательную группу». Необходимо рассматривать возможности создания таких групп (для детей в возрастном диапазоне 1–7 лет, в том числе и для детей 5–7 лет) не только в дошкольных образовательных учреждениях (как групп кратковременного пребывания), но и на базе разных культурно–образовательных центров и центров дополнительного образования детей (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества и т.п.), а также на базе добровольных родительских сообществ. При этом дошкольные образовательные группы должны иметь возможность работать в разных временных режимах (с полным или неполным днем пребывания, каждодневные или несколько дней в неделю), отвечая тем самым многообразным запросам населения.

Создание таких разнообразных дошкольных групп позволит более полно использовать культурный потенциал социума в образовании детей дошкольного возраста.

«Дошкольная образовательная группа» как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада полного дня (это не исключает и более полного использования инфраструктуры детского сада для групп кратковременного пребывания разного типа).

Можно представить перечень возможных организационных форм образования детей старшего дошкольного возраста следующим образом:

  • детский сад полного дня;

  • группы кратковременного пребывания в детском саду;

  • группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений;

  • дошкольные группы на базе разных культурно–образовательных центров и центров дополнительного образования детей;

  • дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ.

Важно отметить, что относительно детей старшего дошкольного возраста речь должна идти именно о «дошкольной образовательной группе», а не о «классах раннего развития» при школах или центрах дополнительного образования. Дошкольные образовательные группы должны стать самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, главной целью которых будет полноценное развитие детей дошкольного возраста, реализация общеобразовательной программы дошкольного образования в полном объеме. Такие группы ни в коем случае не должны рассматриваться как подготовительные курсы для детей по подготовке их к поступлению в первый класс определенной школы.

Одной из основных задач дошкольных образовательных групп, наряду с развитием детей дошкольного возраста, является необходимая диагностическая работа с детьми 5 и 6–летнего возраста, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также консультативная работа с родителями дошкольников, целью которой является выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для развития ребенка, подготовки его к школе и выбора оптимальной модели обучения в начальной школе.

Перечисленные формы образования детей старшего дошкольного возраста можно разделить на три модели, положив в основу характер организации образовательного процесса:

1) группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);

2) группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ;

3) образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования, осуществляемого родителями, гувернерства и репетиторства).

В экспериментальную деятельность по апробации различных моделей и вариативных программ развития, воспитания и обучения детей 5–7 лет в 2007–2010 гг. включены следующие регионы:

  • в Центральном Федеральном округе – Белгородская и Смоленская области, город Москва;

  • в Приволжском Федеральном округе – Чувашская Республика, Пермский край, Нижегородская и Ульяновская области;

  • в Северо-западном Федеральном округе – Вологодская и Новгородская области;

  • в Сибирском Федеральном округе – Агинский Бурятский автономный округ, Кемеровская и Омская области;

  • в Южном Федеральном округе – Карачаево–Черкесская Республика и Республика Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области;

  • в Уральском Федеральном округе – Свердловская и Тюменская области

  • в Дальневосточном Федеральном округе – Республика Саха (Якутия) и Приморский край.

Выделение трех основных моделей образования детей старшего дошкольного позволяет задать инвариантную часть его организации. При этом сама инвариантная часть может быть представлена тремя уровнями:

1 уровень  –  базовый – психолого-педагогические основания организации образования детей старшего дошкольного уровня,

2 уровень – основные модели образования детей старшего дошкольного возраста для двух типов дошкольных образовательных групп – полного дня и кратковременного пребывания – и семьи;

3 уровень – специфика организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста, определяемая типом учреждения, при котором создана образовательная группа.

Необходимым условием организации различных форм образования детей старшего дошкольного возраста является соответствие его определенным требованиям.

Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста независимо от модели организации должен включать три блока:

1) учебный;

2) совместной деятельности взрослого с детьми и

3) самостоятельной деятельности детей.

При этом ведущая роль должна принадлежать второму блоку – совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми.

Содержание образования и организация предметно-развивающей среды должны соответствовать возрастным особенностям развития детей.

Особого внимания требует организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных школ. Образование в школах имеет жесткую формализацию, поэтому какая бы качественная программа не использовалась, процесс начинает постепенно приобретать характер, присущий обучению в начальной школе, что противоречит возрастным особенностям образования и развития старших дошкольников. В силу этого, если дошкольная образовательная группа будет создаваться при общеобразовательной школе, она должна представлять собой самостоятельную структурную единицу, организованную в соответствии с принципами построения образования для детей дошкольного возраста.

Организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений дополнительного образования и учреждений культуры должна происходить в соответствии с требованиями организации дошкольных образовательных групп, предусмотренными для групп кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений. Однако не стоит отказываться при этом от тех возможностей, которые заложены в специфике самих учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, имея в виду широкий контекст включения детей в разного рода культурные практики (музыка, танцы, изобразительное искусство, музейные экспозиции и т.п.).

Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительских сообществ является в нашей стране слабо развитой практикой, поэтому требует особого внимания со стороны органов управления образованием. Для развития сферы семейного образования детей старшего дошкольного возраста необходимо определить его возможности и ограничения, формы взаимодействия семьи и родительского сообщества со специалистами в области развития и образования детей старшего дошкольного возраста (физиологами, психологами, педагогами). Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительского сообщества на данный момент не имеет достаточного методического оснащения, что требует дополнительных научных исследований и специального проектирования системы взаимодействия родительского сообщества и специалистов по развитию и образованию детей старшего дошкольного возраста.

Основными моделями образования детей старшего дошкольного возраста являются дошкольные образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования, и дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ.

Именно эти две модели требуют первоочередного развития в целях создания равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Их характеристика приводится ниже.

Характеристика

моделей образования детей старшего дошкольного возраста «Дошкольные образовательные группы полного дня на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования» и

«Дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ»

1. Образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

1. Количество посеще­ний в неделю

5 дней в неделю в течение полного дня

2. Педагогические кадры

Воспитатели, имеющие специальную профес­сиональную подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста

3. Преемственность с более низкой ступенью образования

В дошкольных образовательных учреждениях существует естественная преемствен­ность между образованием детей старшего дошкольного возраста и образованием в младшем дошкольном возрасте

4. Преемственность с системой начального общего образования

Преемственность между дошкольным обра­зовательным учреждением и начальной шко­лой заложена на уровне реализуемых образо­вательных программ, которые предусматри­вают, что дети старшего дошкольного воз­раста должны быть подготовлены к система­тическому школьному обучению.

5. Особенности пред­метно-развивающей среды

Среда предполагает возможности для органи­зации различных видов деятельности детей дошкольного возраста, а также включает ус­ловия для их полноценного питания и от­дыха.

5.1. Для

обучающих

заня­тий

Существуют специально организованные места для проведения обучающих занятий.

5.2. Для

организации

со­вместной

(партнер­ской)

деятельности

взрослого

с детьми

Пространство группы детского сада распола­гает возможностями для гибкой организации предметной среды, постоянно подстраивае­мой под развивающие задачи и инициативу детей.

5.3. Для

организации

са­мостоятельной

дея­тельности

детей

Все ДОУ располагают пространством для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

6. Особенности образо­вательного процесса

Образовательный процесс строится в соот­ветствии с существующими образователь­ными программами для детей старшего до­школьного возраста. Составляющие образо­вательного процесса в группах старшего до­школьного возраста уравновешены и состав­ляют гармоничное единство.

6.1. Учебный блок

Представлен обучающими занятиями, соот­ветствующими возрасту детей и организуе­мыми в соответствии с дошкольными образо­вательными программами; отличается высо­кой технологичностью, доступностью лю­бому профессионально обученному педагогу

6.2. Блок совместной (партнерской) деятель­ности взрослого с детьми

Совместная деятельность занимает ведущее место в образовательном процессе.

Данный блок предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрос­лого, без которых модель просто не работает.

6.3. Блок самостоятельной (свободной) деятельно­сти детей

Организация самостоятельной деятельности детей направляет усилия воспитателя на соз­дание предметной среды, в его функции вхо­дит подбор развивающего материала. Данный блок ограничивает образовательную среду только предметным материалом и ставка на "саморазвитие" ребенка приводит к исчезно­вению систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные гори­зонты ребенка. При этом, данный блок обра­зовательного процесса технологичен и не требует творческих усилий от взрослого.

7. Особенности образо­вательных программ

Дошкольные образовательные программы, предназначенные для реализации в ДОУ.

7.1. Комплексные про­граммы

Комплексные программы определяют основ­ное содержание образовательной деятельно­сти детского сада.

7.2. Парциальные про­граммы

Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по оп­ределенным направлениям образования и развития детей старшего дошкольного воз­раста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия вос­питывающего взрослого с детьми.

8. Возможности полно­ценного развития детей (широта охвата сфер развития детей)

Происходит многостороннее развитие детей дошкольного возраста, охватывающее практически все основные сферы.

10. Охрана здоровья детей

Физическое развитие, формирование здоро­вого образа жизни и охрана здоровья детей – приоритетные задачи.



2. Образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования), учреждений культуры и родительских сообществ

1. Количество посеще­ний в неделю

От 3 до 5 дней в неделю

На период от 2 до 5 часов

2. Педагогические кадры

Воспитатели, имеющие специальную профес­сиональную подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Преемственность с более низкой ступенью образования

Группы чаще всего предназначаются для старших дошкольников, которые не посе­щали детский сад, а воспитывались в домаш­них условиях. Поэтому в них и решаются за­дачи развития навыков взаимодействия со сверстниками, подготовки к школе в интел­лектуальном плане и физического развития.

4. Преемственность с системой начального общего образования

Преемственность между дошкольными груп­пами кратковременного пребывания и на­чальной школой связана с тем, что цели обра­зования связаны с социализацией, личност­ным и физическим развитием, специальной подготовкой к школе.

5. Особенности пред­метно-развивающей среды

Среда предполагает создание условий для совместной деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей.

5.1. Для обучающих заня­тий

В помещении группы создается специальная рабочая часть для занятий, которые чаще всего организуются в форме совместной дея­тельности взрослого с детьми

5.2. Для организации со­вместной (партнер­ской) деятельности взрослого с детьми

Рабочая часть предполагает в первую очередь организацию совместной деятельности взрос­лого с детьми, кроме этого, пространство группы располагает возможностями для гиб­кой организации предметной среды, посто­янно подстраиваемой под развивающие за­дачи и инициативу детей.

5.3. для организации са­мостоятельной дея­тельности детей

Основное пространство группы отведено для свободной самостоятельной деятельности детей по интересам.

6. Особенности образо­вательного процесса

Образовательный процесс строится в соот­ветствии с существующими образователь­ными программами для групп кратковремен­ного пребывания. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной само­стоятельной деятельности детей и совмест­ной деятельности взрослого с детьми.

6.1. Учебный блок

Практически не используется.

6.2. Блок совместной (партнерской) деятель­ности взрослого с детьми

Совместная деятельность составляет основу образовательного процесса: взрослый при­влекает детей к занятиям без психологиче­ского принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, дополни­тельно мотивируя их своим партнерским уча­стием в деятельности.

6.3. Блок самостоятельной (свободной) деятельно­сти детей

Организация самостоятельной деятельности детей направляет усилия воспитателя на соз­дание предметной среды, в его функции вхо­дит подбор развивающего материала.

7. Особенности образо­вательных программ

Образовательные программы, специально предназначенные для групп детей старшего дошкольного возраста кратковременного или временного пребывания

7.1. Комплексные про­граммы

Основная образовательная программа носит комплексный характер.

7.2. Парциальные про­граммы

Парциальные программы используются для того, чтобы отразить специфику работы уч­реждения, при котором создана группа; по­зволяют реализовать возможности культурно-образовательного учреждения в образовании дошкольников (например, при работе группы в краеведческом музее, доме детского твор­чества, доме культуры и т.п.)

8. Возможности полно­ценного развития детей (широта охвата сфер развития детей)

Образовательный процесс ДОЛЖЕН охваты­вать практически все основные сферы разви­тия детей старшего дошкольного возраста.

9. Охрана здоровья детей

Физическое развитие, формирование здоро­вого образа жизни и охрана здоровья детей – приоритетные задачи.



Похожие:

Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит iconМетодические рекомендации по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования
«Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного...
Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит iconФормирование операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
I. Теоретический анализ проблемы формирования операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит iconКонкурсные материалы для «Пчёлки 2012» тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада»
Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит iconЛевшина Надежда Петровна математическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических и занимательных игр
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических и занимательных игр
Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит iconТема:«развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в художественной студии как формы дополнительного образования»

Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит iconОбразования ленобласти автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит iconОбеспечение условий для образования детей старшего дошкольного возраста через организацию предшкольной подготовки в моу, гимназии №29 г. Томска

Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит iconТесты для педагогического тестирования детей старшего дошкольного возраста. Родная природа Ответы на тестовые задания «Родная природа»
Тесты для педагогического тестирования детей старшего дошкольного возраста. Родная природа
Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит iconЛитература. Приложение
«Организация совместной работы учителя-логопеда и педагогов дошкольного образовательного учреждения по устранению речевых нарушений...
Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит icon«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница