Программа по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет)




НазваниеПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет)
страница1/4
Дата25.10.2012
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА





Политическая система и политический процесс в современной России


Программа по дисциплине по выбору


по специальности - 23.00.02 – политические институты, процессы

и технологии (политические науки)


Всего учебных часов: 72 час. (2 ЗЕТ)


Всего аудиторных занятий, час.: 10 час.


Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 62 час.


МОСКВА 2011


Пояснительная записка.

Цель: ознакомление аспирантов-политологов с основными категориями, проблемами и теоретико-методологическими подходами, используемыми современной политической наукой для анализа специфики политической системы России; формирование у аспирантов представлений об институциональной модели политической системы России, основных тенденциях и результатах ее постсоветского развития.

Задачи:

- овладение аспирантами объяснительными принципами неоинституционального и транзитологического подходов, выступающих в качестве теоретико-методологической основы исследования посткоммунистических трансформаций;

- уяснение аспирантами структурных и функциональных особенностей политической системы общества в посткоммунистической России;

- проведение аспирантами сравнительного анализа традиционной и современной институциональных моделей политического развития России;

- формирование у аспирантов понимания взаимообусловленности институциональных и социокультурных аспектов системных трансформаций. 


Краткое содержание курса

1. Специфика посткоммунистического перехода к демократии.

1.1. Базовые подходы к определению посткоммунизма.

1.1.1. Посткоммунистическая трансформация как особый тип транзита (А. Пшеворский, С. Хантингтон, Ф. Шмиттер, Т. Карл, Г. О’Доннелл и др.).

1.1.2. Посткоммунистическая трансформация как процесс, протекающий за рамками демократического транзита (В. Банс, М. Фиш, М. Макфол и др.).

1.1.3. Факторы, стадии и формы посткоммунистических трансформаций.

1.2. Роль политических акторов в процессе посткоммунистической трансформации политической системы.

1.2.1. Проблема сохранения значимости прежней номенклатуры (Э. Хобсбаум, К. Кумар, С. Уайт, Г. О’Доннелл, Ф. Шмиттер и др.).

1.2.2. «Дефицит демократических акторов» (Г. О’ Доннелл).

1.2.3. Соотношение трансформационной активности элитных и массовых групп.

1.2.3. Сложносоставные конфликты в посткоммунистических трансформациях (В.Н. Якимец, Л.И. Никовская).

1.3. Вариативность результатов посткоммунистических трансформаций.

1.3.1. Типы политических режимов сложившиеся на постсоветском пространстве.

1.3.2. Десуверенизация государств как один из результатов посткоммунистической трансформации.

1.3.3. «Цветные революции» как инверсия демократического процесса на постсоветском пространстве.


2. Политическая трансформация постсоветской России.

2.1. Периодизация посткоммунистического транзита в России.

2.1.1. Понятие системная трансформация.

2.1.2. Формирование модернизационного пласта в позднесоветской элитарной структуре. Частичная либерализация политической системы посредством возвращения к практике ранних большевиков (1985 – 1991 гг.).

2.1.3. Геополитический, структурный, идеологический, поведенческий кризисы и разрушение устоявшейся системы идентичностей как факторы системной трансформации в постсоветской России.

2.1.4. Обострение противоборства вокруг взаимосвязанных проблем распределения власти и определения модели политической системы. Кризис «конституционного двоевластия» (1992 – 1993 гг.). Принятие Конституции, закрепляющей суперпрезидентский характер федеративной республики.

2.1.5. «Выборы разочарования» (1995 г.). Опора действующего режима на складывающийся сверхкрупный бизнес. Проблема обратного давления бизнеса на власть.

2.1.6. Достижение «навязанного консенсуса» элит (1999 – 2003 гг.). Формирование политического режима плебисцитарной (по М. Веберу) демократии с сильным лидером (2003 – 2008 гг.).

2.2. Особенности функционирования посткоммунистической политической системы России.

2.2.1. Незавершенность и смещенность фаз транзита. Проблема нестабильности демократических институтов.

2.2.2. Гибридный характер российской демократии (В.Я. Гельман, Л.Ф. Шевцова, Л.А. Гордон, Ю. Левада и др.).

2.3. Социально-экономические и социокультурные факторы системной трансформации постсоветского общества.

2.3.1. Инверсионная модель экономического развития: от «разгосударствления» к усилению позиций государства в экономическом секторе.

2.3.2. Деформация социальной структуры общества и ее влияние на трансформационные процессы.

2.3.3. Ценностные конфликты, ценностная поляризация и дезинтеграция как фактор и результат посткоммунистической трансформации в России.

2.3.4. Коэволюция институциональных и социокультурных составляющих трансформации политической системы общества.


3. Институциональная модель политической системы российского общества.

3.1. Принципы институционального развития политической системы общества.

3.1.1. Понятие «институциональная модель общества» (С.Г. Кирдина, А.С. Ахиезер, В.И. Пантин, В.В. Лапкин и др.).

3.1.2. Принципы комплиментарности институциональной базы и доминантности базовых институтов.

3.1.3. Проблемы институциональных усложнений и институциональных искажений в трансформационных процессах.

3.1.4. Закономерности противонаправленности политических процессов и конфликтности акторов в условиях трансформационного процесса.

3.2. Основные характеристики традиционной модели институционального развития России.

3.2.1. Мобилизационный тип развития и конфликт формальных и неформальных институтов.

3.2.2. Дефицит реципрокности в отношениях общества и власти. Осуществление легитимации власти за рамками общества. Доминирование харизматического типа легитимного господства.

3.2.3. Синкретизм институтов государственной власти. Персонифицированное восприятие властных структур.

3.3. Изменение структурных и функциональных характеристик институциональной модели российской политической системы.

3.3.1. Взаимосвязь сохранения элементов традиционной институциональной модели российского общества и формирования политического режима плебисцитарной демократии с сильным лидером.

3.3.2. Проблема воспроизводства политического режима плебисцитарной демократии с сильным лидером. Изменения в партийном и избирательном законодательстве.

3.3.3. Механизмы воспроизводства сложившейся политической системы: централизация федеративных отношений, вытеснение антисистемной оппозиции, стимулирование укрупнения политических партий и др.


4. Тенденция «партизации» политической системы современной России.

4.1. Основные подходы к пониманию института «партия власти».

4.1.1. Понятие «партия власти». Системы с доминирующей партией (Индийский Национальный Конгресс (ИНК), Институционально-революционная партия (ИРП) и Либерально-демократическая партия (ЛДП) завоевавшие доминирующие позиции в политике Индии, Мексики и Японии).

4.1.2. Внепартийная природа «партии власти» (С.Н. Пшизова, М. Артемьев, К. Костюк).

4.2. Влияние института «партии власти» на функционирование политической системы современной России.

4.2.1. «Партия власти» как способ консолидации элит.

4.2.2. «Партия власти» как механизм максимизации президентской власти.

4.2.3. Ценностные ориентации и политические предпочтения «партии власти». Ее электоральная база.

4.2.4. Искусственная трансформация политических партий в системообразующий институт политической системы. Перспективы партийного строительства в России.


5. Развитие параконституционных институтов как новое направление трансформации российской политической системы.

5.1. Процесс институционализации общественных палат в РФ.

5.1.1. Новые параконституционные институты: Государственный Совет (при Президенте РФ), Совет Законодателей (при Председателе Совета Федерации РФ), Общественная Палата РФ.

5.1.2. Порядок формирования, полномочия и функции Общественной платы в политической системе общества.

5.2. Становление общественных палат в регионах РФ.

5.2.1. Региональные общественные палаты как координаторы усилий общественных объединений на уровне субъектов Федерации.

5.2.2. Потенциал влияния общественных палат на региональный политический процесс.

5.2.3. Эффективность деятельности общественных палат федерального и регионального уровней как института общественного контроля в системе социально-политического представительства.



6. Легитимность политических институтов как показатель результативности трансформации политической системы общества.

6.1. Причины делегитимизации институтов власти в России.

6.1.1. Взаимозависимость институционализации демократии и кризиса легитимности властных структур. Эффекты «институционального шока» (И. Дискин).

6.1.2. Проблема несоответствия между сохранением моносубъектного положения власти и качеством выполняемых ею функций.

6.2. Личность президента как доминирующий фактор легитимации политических институтов.

6.2.1. Дифференциация легитимности политического режима, доверия к его институтам и популярности политических лидеров.

6.2.2. Гипертрофированное доверие к Президенту как «перевернутое» недоверие к остальным общественным структурам (Ю.А. Левада).

6.3. Степень легитимности органов власти различных уровней.

6.3.1. Ориентированность россиян на исполнительные органы власти.

6.3.2. Несформированность ценностного отношения к органам местного самоуправления.

6.4. Уровень реципрокности в отношениях общества и власти.

6.4.1. Реципрокность как система отношений между обществом и властными структурами, которые строятся на основании принципа взаимообусловленности их ответственности.

6.4.2. Соотношение требований по отношению к власти и «потенциала включенности» российских граждан (В. Петухов).

6.4.3. Отношение россиян к структурам гражданского общества. Причины делегитимации.


Особенности преподавания курса


Обучение слушателей по данному курсу основано на сочетании их аудиторной и самостоятельной работы.

Аудиторная работа предполагает сочетание лекционных и семинарских (практических) форм обучения. Традиционное лекционное занятие выстраивается как монолог преподавателя и используется, преимущественно, для изложения теоретических вопросов курса (в том числе, обобщение отечественного и зарубежного опыта, анализ теоретических подходов и т.д.). Предусматривается использование технических средств обучения, наличие раздаточного материала. Другой формой лекционного занятия является «лекция-диалог» для проведения которой необходимо:

а) объявить слушателям предварительно тему лекции-диалога и предоставить список рекомендуемой литературы;

б) поставить предварительно задачу анализа практического опыта слушателей;

в) разработать регламент проведения лекции-диалога и заранее ознакомить с ним слушателей. Регламент должен предусматривать максимальное количество слушателей, выступающих по каждому из рассматриваемых преподавателем вопросов, и время максимальное для каждого выступающего;

г) определить процедуру проведения преподавателем итогов лекции-диалога.

Вопросы, рассматриваемые с помощью лекции-диалога, носят теоретический проблемно-ориентированный характер, предполагающий множественность точек зрения на анализируемый феномен. Для подготовки к данному виду деятельности могут быть использованы тексты из хрестоматии по курсу.

Семинарские занятия для придания им практического характера предполагается проводить в форме дискуссии. Деловой обмен мнениями в ходе дискуссии на семинарском занятии обеспечивается тщательной ее подготовкой и умением преподавателя в соответствии с установленными правилами вести дискуссию. Для обсуждения приоритетными являются вопросы, связанные со спецификой отдельных программ социализации молодежи, эффективности используемых конкретных форм и методов с опорой на существующий опыт.

Практические занятия должны проводится как выполнение заданий, потребность в которых задается типичными и достаточно вероятными ситуациями практической деятельности специалистов в сфере молодежной политики. Выполнение заданий, являющихся возможными моделями осуществления профессиональной деятельности, может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Подготовка к практическому занятию с индивидуальными заданиями состоит, в основном, из разработки преподавателем самих заданий.

Самостоятельная работа слушателей программы предполагает изучение тем программы с помощью разработанного теоретического (лекционного) курса и практического курса (рабочей тетради). Консультации слушателей в ходе выполнения самостоятельной работы осуществляются как в очной форме (в установленные дни и часы), так и через Интернет.

Классификация активных (интенсивных)

форм обучения

Мотивирующие

Коммуникативные

Технологические

Цель

Типы

Цель

Типы

Цель

Типы

Мобилизация внимания

и интереса

к предмету

Активное слушание,

эвристическая беседа

Складывание коммуникативной компетенции

Микро -

группы

Формирование навыков

и умений

Деловые игры, тренинги


Инновационные методики образования должны вести к повышению уровня знаний и профессиональной подготовки студентов, однако наилучший результат они дают при их оптимальном комбинировании, способствующем формированию кумулятивного эффекта. Он заключается во взаимном усилении воздействия различных методов преподавания, которое позволяет адаптировать учащихся к усложнению образовательного процесса.

Основными принципами комбинирования инновационных методов преподавания политических дисциплин являются следующие:

- поступательность (сложные методики должны реализовываться только после того, как учащиеся овладеют более простыми формами работы; исходной точкой для построения комбинации выступают мотивационные методы, обеспечивающие вовлечение студентов в познавательную деятельность);

- системность (комбинация методов должна базироваться на внутридисциплинарных и междисциплинарных связей);

- адекватность (согласованность целей, средств, процедур реализации различных методов);

- мобильность (возможны модификации модели комбинирования методов в зависимости от конкретной ситуации, при этом следует учитывать то, что изменениям должны подвергаться все элементы комбинации);

- инклюзивность (взаимопроникновение различных типов методов и возможность с помощью общей методической процедуры решать вариативные задачи).

Опыт преподавания политических дисциплин в вузе позволил разработать некоторые модели комбинирования инновационных методов обучения.

Первая модель предполагает совмещение мотивационных и коммуникативных методов обучения. Обозначим следующие условия ее использования:

  1. на первых занятиях при освоении нового курса, когда очень важно обеспечить вовлеченность студентов в учебный процесс и создать основу для общения по поводу рассматриваемых проблем;

  2. в ситуации, когда преподаватель впервые работает с учебной группой и существует необходимость диагностики компетенций, сформированных у студентов (полученные результаты будут являться основой для реализации личностно-ориентированного, дифференцированного подхода);

  3. на первом курсе, когда студенческая группа находиться только на начальном этапе формирования, что обеспечит эффективность групповой деятельности благодаря осуществлению преподавателем роли фасилитатора;

  4. после изучения лекционного материала для моделирования ситуации, в которой возможно применение теоретических знаний.

Вторая модель базируется на использовании мотивационных и технологических методов обучения. Реализация данной модели наиболее оптимальна в следующих условиях:

  1. в процессе проведения семинарских занятий, когда необходимо закрепление сформированных ранее навыков;

  2. при обеспечении вариативности стратегий поведения студентов для адаптации к будущей профессиональной среде;

  3. при завершении изучения блока тем для закрепления полученных знаний, умений, навыков;

  4. для создания учебной ситуации, при которой необходимо перевести сложный теоретический материал в практическую плоскость.

Осуществление в учебном процессе обозначенной модели предполагает наличие у студентов сформированной коммуникативной компетентности.

Третья модель включает в себя синтез коммуникативных и технологических методов обучения. Ее применение является достаточно проблематичным, так как без мотивационного компонента и без проблематизации ситуации сформированные навыки не будут пригодны для использования в профессиональной среде.

Четвертая модель носит сложносоставной характер, обусловленный сочетанием всех трех групп методов обучения (мотивационных, коммуникативных, технологических). Эффективность данной модели достигает своего максимума в следующих ситуациях:

    1. при завершении учебного курса, когда необходимо провести итоговое занятие с целью систематизации полученных знаний, умений и навыков;

    2. в качестве факультатива для наиболее заинтересованных в изучении данного предмета студентов.

При всей своей полифункциональности представленная модель имеет существенные ограничения при использовании. Во-первых, она предполагает серьезную организационную подготовку и значительное количество времени для ее реализации. Во-вторых, для достижения эффективности необходим изначально высокий уровень развития компетенций учащихся и значительная степень их вовлеченности в процесс. В-третьих, когда студенты имеют опыт совместной и индивидуальной деятельности, приобретенный в рамках других моделей.


Самостоятельная работа


  1   2   3   4

Похожие:

Программа по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 36 час. (1 Зет)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 23. 00. 02 Политические институты, процессы и технологии (политические науки)
Вак комиссии Министерства в связи с утверждением Приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009г. №59 Номенклатуры специальностей...
Программа по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 18 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 54 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 10 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 62 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 18 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 54 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 36 час. (1 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 10 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 26 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница