Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)»




Скачать 36.97 Kb.
НазваниеСтатья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)»
Дата25.10.2012
Размер36.97 Kb.
ТипСтатья
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 им. Н. А. Мордовиной»


Статья

«Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)»


Учитель начальных классов:

Рябова Ольга Александровна


Астрахань – 2012 г.

Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования).


Дети всегда верят в сказку. Сказки бывают разными: большими и маленькими, известными и незнакомыми, старыми-старыми и совсем молодыми. Сказка делает нас добрее, улыбчивее. Именно благодаря сказке мы видим, насколько хорош, прекрасен и чист мир, окружающий нас. Знаменитый американский психолог и психиатр Бруно Беттельхайм утверждает: "Детям нужны сказки" (так называется его монография), ибо они являются необходимой пищей для развития личности. Проблема развития личности является главной в педагогике и психологии. В настоящее время особенно остро стоит вопрос развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос об инклюзивном образовании (совместном обучение здоровых детей и ребят с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных школах) поднят на государственном уровне. Принципы инклюзивного образования могут быть реализованы во время кружковых занятий, так как важная особенность кружковой деятельности состоит в том, что занятия дают каждому ребенку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, что очень важно для младшего школьника и, особенно, для детей с ограниченными возможностями, которые зачастую неуверенны в себе, страдают теми или иными комплексами, испытывают трудности в освоении школьных дисциплин. Такому ребенку необходимо, чтобы его страхи были персонализированы. И здесь на помощь приходит сказка. Драконы, чудовища, ведьмы в сказках олицетворяют трудности, проблемы, которые нужно преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страха, ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность победы над собственной боязливостью. Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща еще одна потребность. Каждый ребенок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик (девочка), смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь за тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона о трех головах. Большие и малые мечты ребенка осуществляются в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант ее. Иными словами, ребенок реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни. У детей с ограниченным возможностями здоровья из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их устремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется ребенком в мечтах, в воображении. Сказка создает прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя все непременно к счастливому концу. Сказки полны героями и ситуациями, способными дать толчок процессам идентификации и отождествления, с помощью которых ребенок может косвенным путем осуществить свои мечты, компенсировать свои мнимые или подлинные недостатки. На занятиях кружка изобразительного искусства при работе над разделом «Мир сказок» возможно использование следующих методов работы (В. А. Запорожец, Ф. А. Сохин, Л. Е. Журова, В. И. Лейбсон):

  • рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту;

  • лепка сказочных персонажей из доступных материалов,

  • изготовление карнавальных масок и "волшебных атрибутов" для сценок: (связка ключей, метла, колдовская книга и др.). После рисования, лепки, изготовления поделок можно провести обсуждение иллюстраций и поделок;

  • узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное;

  • драматизация (разыгрывание сценок из сказки);

Вся работа кружка в целом направлена на комплексное развитие ребенка с ОВЗ, которое включает:

развитие крупной и мелкой моторики рук и выработку правильной осанки;

развитие пространственно-временной координации;

эмоциональное развитие;

развитие вербальной, зрительной, слуховой и мышечной памяти;

развитие коммуникативной сферы.

Участие ребёнка с ограниченными возможностями в работе вместе со здоровыми детьми поможет детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои возможности. В здоровых детях совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.

Список литературы:

  1. Bettelheim W. Kinder brauchen Marchen — Munchen, 1980. — S. 359.

  2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 288 с. (Управление образованием).

  3. Малофеев, Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 1997. – №4. – 96 с.

Похожие:

Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)» iconОбразовательная интеграция детей с ограниченными возможностями
Рассмотрены основные факторы, препятствующие успешной социализации таких детей и реализации интеграционных технологий. Определены...
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)» iconЛичность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями...
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)» iconАрмавирский государственный педагогический университет армавирский социально-психологический институт
Актуальные проблемы социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих социальный статус детей-сирот...
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)» iconОсобенности работы социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностям здоровья
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)» iconОбластная программа развития образования для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов
План мероприятий по развитию образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на...
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)» iconГубернатора московской области
Бласти в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и на основании решения Совета по присуждению...
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)» iconУчебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб пособие для студ высш учеб...
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)» iconРазвитие системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их...
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)» iconСоциальной инклюзии сосредоточено на проблемах людей с ограниченными возможностями (и, прежде всего, детей), что создает представление о применимости инклюзии лишь в качестве подхода к обучению детей с ограниченными возможностями в рамках учреждений системы общего образования
Социальная инклюзия, индикаторы инклюзии, социальная эксклюзия, социальная интеграция
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)» iconПояснительная записка к отчету
Мероприятие н 51 2: "Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница