Культура Руси до монгольского нашествия




Скачать 48.16 Kb.
НазваниеКультура Руси до монгольского нашествия
Дата25.10.2012
Размер48.16 Kb.
ТипДокументы
Культура Руси до монгольского нашествия.


Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики. Культура каждого народа предстает как часть мировой культуры, как результат его творческих усилий, включающий, все, что было создано умом и руками людей.

  1. Особенности развития русской культуры 9-17 вв.

  1. общая замедленность темпов развития;

  2. традиционализма: народ-земледелец видел повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф.

  3. господство в идеологии религиозного мировоззрения;

  4. накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили;




  1. Истоки Русского культурного развития.

  1. культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства;

  2. влияние кочевых народов Степи и особенно Византии; традиции Византии оплодотворили народную культуру Руси, они были переработаны на русской почве.

  3. приобщение к античности через Византию;




  1. Периодизация русской культуры:

1 период: культура восточного славянства;

2 период: культура Киевской Руси;

3 период: культура русских земель и княжеств периода раздробленности.


  1. Письменность и просвещение.

К моменту принятия христианства на Руси был собственный алфавит.

Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности: братья из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы 9 в. Евангелие, написанное славянскими буквами. Они же во вт, пол. 9 в. создали глаголический алфавит (глаголицу), который был переработан ими с использованием греческого письма в нынешнюю азбуку, кириллицу ( упрощена была Петром 1 и в 1918 г.).

Основные центры обучения грамоте – школы при монастырях и церквах, где осваивали навыки чтения, письма, высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т.д.).

Грамотность была распространена среди жителей Киевской Руси ( ремесленные изделия : подписанные женщинами пряслица; сапожник на колодке вырезал имена заказчиков; надписи на соборах ( граффити); берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде в 1951 г.;).

При Ярославе Мудром в школах обучалось 300 детей, его дочь Анна – одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.



  1. Литература, устное народное творчество.

Нам известно150 книг до монгольского периода. Древнейшая «Остромирово Евангелие» (1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира).

Писали на пергаменте, бересте. Красная буква в начале текста ( выражение «начни с красной строки»). Книги украшали рисунками. Книги стоили дорого.

Переводная литература была религиозного и светского характера ( «Александрия», рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, византийские хроники и др.)

На Руси писали на родном языке.

Жанры литературы.

Несколько летописных сводов, которые предшествовали «Повести временных лет»:

- Ипатьевская летопись ( о Галицко-Волынском княжестве);

- Лаврентьевская летопись (о Владимиро-Суздальском княжестве);

Жизнеописания русских святых.

- «Жития князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в 1015 г.»;

- «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (равноправие Руси с другими христианскими народами и государствами).


Известные произведения того времени:

- «Поучение детям» Владимира Мономаха;

- «Слово» и «Моление» Даниила Заточника;

- «Слово о полку Игореве»;


Былины.


  1. Ремесло. 300 городов, ремесленники 60 специальностей.

- самозатачивающиеся ножи;

- литье колоколов;

- ювелирное искусство: «чернь» сплав из серебра, свинца, серы и др. металлов, с помощью которого украшают изделия из металлов, чаще из серебра;

«скань» или филигрань – узоры из плющенной проволоки;

«зернь» мелкие золотые или серебряные шарики, которые

напаиваются на ювел. изделие;

«перегородчатая эмаль» - заполняют ячейки, которые образованы тонкими металлическими перегородками ( эмаль - непрозрачная цветная стекловидная масса, которой покрывается поверхность метал. изделий).

- стеклоделы.

- производство кирпича с 10 в., многоцветная керамика, предметы обработки дерева и кожи;

- развитие оружия – кольчуг, колющих мечей, сабель, с 12-13 в. появились арбалеты и граненые стрелы к ним.

- Дмитрий Донской отдал всю казну на выкуп русских ремесленников из плена;

- монголо-татары перед боем приказывали ремесленникам (вражеского войска) выйти из строя.


  1. Архитектура.

  1. до конца 10 в. не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

  2. двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью;

  3. в сер. 11 в. сооружен Софийский собор, имевший 13 куполов. Золотые ворота в Киеве. Софийские соборы были сооружены в Новгороде, Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и др. Всего 15 каменных храмов 11-нач.12 вв.

  4. принципы строительства были заимствованы у византийских храмов; использовали плинфу (плоский кирпич), тип храма – крестово-купольный (4, 6 или более столбов в плане образовывали крест, над которым возвышался купол). Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения. Иконостас в 5-7 рядами икон. В западной части располагался балкон-хоры, где во время богослужения находился князь с семьей и его приближенные.

большинство храмов одноглавые. Мозаичные изображения уступали место фрескам. В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани строили из плинфы. В Новгороде – был известняк ( соборы Юрьева и Антоньева монастыря, церковь Спаса на Нередице). Во Вл-Суздальской и Галицко-Вол. Руси строили из камня, размером 50 на 50 на 50 см. Из камня возводилась стена из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполнялся щебнем и заливался связующим раствором. Белый камень очень податлив в работе, сооружения из него обычно имели большое количество декоративных- деталей и украшений. Черты белокаменной архитектуры – изысканность,

стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительная черта этих сооружений аркатурно-колончатый пояс, проходивший посередине здания.


  1. Живопись, скульптура.

- фреска (живопись водяными красками по сырой штукатурке) София Киевская.

- мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты (спец. стекловидный материал). София Киевская.

- иконы ( с греч. изображение, образ), были большими по размеру. Писали греческие мастера. Самая почитаемая на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненнае неизвестынм греческим живописцем на рубеже 11-12 вв. Ее назвали иконой Владимирской Богоматери (Третьяковская галерея).

- русские иконописцы: Алимпий, Олисей, Георгий и др. – 11 в.

- скульптура не получила своего развития, т.к. фигуры часто изображали языческих богов;


Итог: складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.

Похожие:

Культура Руси до монгольского нашествия iconСтатья рассчитана на юристов, историков, а также будет интересна всем, кто занимается изучением и подготовкой научной литературы по истории образования
Состояние образования и просвещения на Руси домонгольского периода и в период татаро-монгольского нашествия
Культура Руси до монгольского нашествия iconВеликое княжество Литовское
В течение столетия после Батыева нашествия на десятков земель и княжество Древней Руси выросли два мощных государства, две новые...
Культура Руси до монгольского нашествия iconКонкурс на лучшую работу по русской истории
«Государственная служба» удельной Руси (втор четв. XII – XIV вв.). Влияние на её развитие татаро-монгольского ига
Культура Руси до монгольского нашествия iconУрок, тема: Культура Киевской Руси в IX-XIII веках
Ознакомления учащихся с достижениями культуры Древней Руси в различных ее отраслях
Культура Руси до монгольского нашествия iconРазработка урока истории в 6 класе Тема: Культура Древней Руси
Цель: формирование у учащихся целостного представления о Киевской Руси; ее значении в системе европейских и восточных государств
Культура Руси до монгольского нашествия iconТема: Культура Руси IХ-ХII веков на Руси Дидактическая
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации
Культура Руси до монгольского нашествия iconПлан работы: Введение Древнерусское государство когда и как Духовная культура
Древней Руси можно считать IX век. Я решил описать культуру Киевской Руси до 1236 года начала татаро-моногольского ига. После этого,...
Культура Руси до монгольского нашествия iconКультура Древней Руси. Древнерусская литература. Основные жанры древнерусской литературы
Тема и номер урока в теме «Культура Древней Руси. Древнерусская литература. Основные жанры древнерусской литературы». Урок №1
Культура Руси до монгольского нашествия iconМоу «Шадринская сош» в мире русских былин научно-исследовательский проект
В былинах на эти существа переносятся черты исторических, этнических врагов Руси, иноземных захватчиков и насильников. У них нет...
Культура Руси до монгольского нашествия iconАльберт максимов русь, которая была-2
«Русь, которая была», думаю, смогли убедиться, насколько традиционная средневековая русская история оказалась неубедительной. Напомню,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница