Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Обобщение опыта работы»




НазваниеРайонный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Обобщение опыта работы»
страница1/5
Дата24.10.2012
Размер0.53 Mb.
ТипКонкурс
  1   2   3   4   5


Алтайский край

Курьинский район

МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» имени М.Т.Калашникова

Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей»

Номинация «Обобщение опыта работы»


ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС





автор: Жильцова Ирина Викторовна,

учитель географии, экологии

высшей квалификационной категории

МОУ «Курьинская средняя

общеобразовательная школа» имени

М.Т. Калашникова


с. Курья

2011

Оглавление

I. Введение 3

II. Инновационные технологии в образовательном процессе 5

  1. Исследовательская деятельность учащихся и педагогов 5

1. 1. Подготовка к проведению научного исследования 6

1.1.1. Объектная область, объект и предмет 7

1.1.2. Тема, проблема и актуальность исследования 7

1.1.3. Изучение научной литературы и уточнение темы 8

1.1.4. Определение гипотезы 10

1.1.5. Цель и задачи исследования 10

1.1.6. Определение методов исследования 11

1.2. Проведение научного исследования 12

1.3. Оформление научно – исследовательской работы 13

1.4. Защита результатов исследования 15

2. Метод проектов: история и практика применения 16

    1. Об актуальности метода проектов в наши дни 20

III.Результативность 22

IY.Список литературы 28

Приложения 29


I. Введение

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

Изменения в общественной жизни России (приватизация, создание, получение территориями экономического суверенитета и т.д.) выдвигают на первый план необходимость высокого качественного уровня общеобразовательных знаний, творческого стиля мышления, способности к самообразованию.

В связи с этим становится необходимым вооружение учащихся прочными диалектическими знаниями, формирование потребности в приобретении новых знаний и желаний учиться.

В свете этого, первостепенное значение приобретает проблема формирования научных понятий у учащихся, составляющих один из ведущих компонентов системы научных знаний.

Современная ситуация в школьном образовании отражает тенденцию дифференциации и интеграции наук, в результате чего появляется настоятельная потребность предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них достижений науки и практики не на локальном уровне, а на широком
междисциплинарном и общекультурном.

Изучение педагогической литературы и наблюдения за практикой работы учителей массовой школы показали, что многие выпускники не придают значения работе над научными понятиями, в связи с чем, зачастую имеют знания эмпирического уровня; старшеклассники весьма слабо владеют понятийным аппаратом, умением переноса знаний из одного предмета в другой, в результате чего обычно не видят целостности изучаемого предмета или явлений действительности.

На мой взгляд, это объясняется существующими противоречиями
между разобщенностью (по предметам) знаний, умений и навыков учащихся и необходимостью комплексного применения этих знаний в практической деятельности, между необходимостью формирования целостного сознания личности и разобщенным отражением форм общественного сознания в различных школьных предметах. Данную проблему (противоречие) можно разрешить, через внедрение инновационных технологий, а именно научно – исследовательской и проектной деятельности на уроках естественно- научного цикла. Целью моей работы является практическая разработка модели формирования научных понятий, обуславливающих создание динамического единства научных знаний, практических умений старшеклассников в целостном образовательном процессе, через научно – исследовательскую и проектную деятельность.

Задачи: 1. Внедрить инновационные технологии (научно – исследовательскую и проектную деятельность) в образовательный процесс;

2. Определить эффективные пути исследования по формированию самостоятельной творческой деятельности старшеклассников;

3. Обосновать необходимость исследовательской деятельности в образовательном процессе, как высокий по результативности метод;

4. Привить интерес к природе, родному краю, через научно – исследовательскую и проектную деятельность.

Объектом исследования является научно – исследовательская и проектная деятельность, как одна из инновационных форм, позволяющих развить познавательный интерес учащихся к предметам естественно - научного цикла.

Предмет составляет формирование навыков научно – исследовательской деятельности у школьников старших классов. В качестве гипотезы выдвину предположение о том, что научно – исследовательская и проектная деятельность способствует более эффективному формированию у старшеклассников научных понятий, образному мышлению, познавательному интересу и осмыслению межпредметных связей (география, биология, экология) в области которых проводятся исследования. Ведущая идея: целенаправленная работа по формированию навыков научного исследования, которые способствуют повышению качества, глубины изучаемого объекта, возможности комплексного применения результатов исследования в практической деятельности и на уроках.

Этапы исследования.

1. На первом этапе изучается литература по избранному нами вопросу, проводится
учеба, формулируется тема, определяются цели и задачи, выдвигается гипотеза исследования.

2.На втором этапе разрабатывается содержание и способы формирования научных понятий у старшеклассников.

3. На третьем этапе проводится научно - исследовательская работа, осуществляются систематизация, обобщение, сравнительный анализ и обсуждение результатов, вырабатываются практические рекомендации.


II. Инновационные технологии в образовательном процессе

1.Исследовательская деятельность учащихся и педагогов

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что проведение научно – практических конференций, доказали уже свою эффективность.

Очень часто исследовательскую работу путают с реферативной. У меня уже богатый опыт в подготовке ребят с исследовательскими работами. И порой очень жалко ребят, которые участвуют в конкурсах научно – исследовательских и проектных работ с реферативными работами. Почему это происходит? Возможно, ли избежать такой ситуации, столь часто встречающейся в реальности? Безусловно, да. Однако для этого необходимо знакомство, прежде всего педагога, а затем и ученика с основами исследовательской работы.

Я перечислю лишь наиболее типичные ошибки:

1. Замена исследовательской работы рефератом, т.е. образом различных научных произведений;

2. Замена исследования работой, которая соединяет логично выстроенные в одно целое отрезки из разных научных текстов;

3. Отсутствие законченности в работе, что обуславливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности;

4. неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на школьном уровне.

Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены прежде всего непониманием природы как исследовательского, так и реферативного сочинения.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

К элементам исследовательской деятельности относятся:

1. Методы исследования

2. Наличный экспериментальный материал.

3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Научно – исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Первый раздел «Подготовка к проведению» включает в себя определения ведущих понятий научно- исследовательской деятельности, которые соотносятся с процессом последовательного её проведения - от выбора темы до проведения предварительных итогов работы, т.е. определяет так называемый «прогностический» этап работы. Здесь подробно рассматривается структура научного сочинения, назначение каждого из его разделов. Определения, приводимые в данном разделе соседствуют с конкретными рекомендациями по реализации данного понятия в практике работы учащихся.

Второй раздел «Проведение научного исследования» посвящён вопросам проведения исследовательской работы и описывает «технологию выполнения, реализации исследования.

Третий раздел «Оформление исследовательской работы» содержит указание по грамотному фиксированию процесса и результатов проводимого исследования в рамках научного изложения.

Последний раздел «Защита результатов исследования посвящён проблемам подготовки учащихся к публичному выступлению – сложной и важной части исследовательской деятельности. Здесь подробно рассматриваются основные навыки и приёмы, необходимые для аргументированного научного выступления на публике – этапа, когда можно проверить и уточнить собственные гипотезы, почувствовать вкус интеллектуальной творческой работы.

1. 1. Подготовка к проведению научного исследования

Подготовка к проведению научного исследования традиционно предполагает наличие нескольких этапов. Однако замечу, что существующие рекомендации касаются в основном не наличия либо отсутствия того или иного этапа, а их последовательности. (см.схема 1)


Определение объектной области, объекта и предмета исследования
Схема 1





Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности





Изучение научной литературы и уточнение темы


Формулировка гипотезы





Формулирование цели и задач исследования

1.1.1. Объектная область, объект и предмет

Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дам краткие определения каждого из элементов «системы».

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В моей школьной практике это учебные дисциплины: биология, география, экология.
Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Примечание: Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом - может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.


1.1.2. Тема, проблема и актуальность исследования

Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Основные критерии в процессе выбора темы:

1. Желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей
специальности;


2. Очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога.

3. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема - это своего рода визитная карточка исследования. Сразу оговорюсь, что такая формулировка будет носить не окончательный, а предварительный характер. Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке, и здесь главную помощь учащемуся оказывает его научный руководитель, ориентирующий начинающего исследователя в степени проработанности той или иной проблемы, в соответствии с чем и будет выбираться тема работы. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Обобщение опыта работы» iconКонкурс педагогических идей Номинация «Воспитание со всех сторон» Сборник

Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Обобщение опыта работы» iconКонкурс место 2005 Районный конкурс на лучшую методическую разработку 2 2006 Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Должность, преподаваемый предмет: учитель технологии высшей квалификационной категории
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Обобщение опыта работы» iconПлан гоу омц сзоуо на ноябрь 2011 г. Сайт омц
«Окружные профессиональные конкурсы», месячник «Современный урок», конкурс «Ступени мастерства», «Ярмарка педагогических идей» и...
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Обобщение опыта работы» iconАнализ итогов методической работы в мадоу детский сад ов №14 в 2011-2012 учебном год
Муниципальный конкурс методических разработок по организации работы с родителями детей дошкольного возраста -2место
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Обобщение опыта работы» iconВ сероссийский конкурс методических материалов на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России» Номинация: Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки
Всероссийский конкурс методических материалов на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим...
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Обобщение опыта работы» iconПлан работы гбоу №941 на январь 2012 года №
Подготовка конкурсной работы на окружной конкурс методических разработок для руководителей школьных музеев, заместителей директоров...
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Обобщение опыта работы» iconРайонный конкурс «Подрост 2011» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам») Номинация «Экология лесных растений»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Ямник Демянского района Новгородской...
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Обобщение опыта работы» iconКонкурс методических и дидактических разработок
Мбоу «Основная общеобразовательная школа №6» Чистопольского муниципального района рт
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Обобщение опыта работы» iconКонкурс педагогических инициатив Номинация «Учителями славится Россия, ученики приносят славу им»
Муниципальное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №11
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Обобщение опыта работы» iconКонкурс методических разработок, посвящённых Году учителя
А. И. Кравченко «Обществознание» Учебник для 11 класса. – М.; Русское слово. – 2009г
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница