Xxii городская научно-практическая конференция школьников «одушевленный труд и слёзы вдохновенья…»




Скачать 106.37 Kb.
НазваниеXxii городская научно-практическая конференция школьников «одушевленный труд и слёзы вдохновенья…»
Дата24.10.2012
Размер106.37 Kb.
ТипДокументы


XXII городская научно-практическая

конференция школьников


«ОДУШЕВЛЕННЫЙ ТРУД И СЛЁЗЫ ВДОХНОВЕНЬЯ…»

(Роль труда и вдохновения в творчестве А.С.Пушкина)


Авторы:

Васильева Лида и

Савиновская Софья,

ученики 9 «Б» класса

МОУ «Гимназия №1».


Научный руководитель:

Ларионова Елена

Порфирьевна, учитель

русского языка и

литературы МОУ

«Гимназия №1».


Чебоксары, 2007


Введение

Имя Александра Сергеевича Пушкина известно во всем мире, значение его творчества велико. Одоевский назвал его «солнцем нашей поэзии», Горький – «началом всех начал», Белинский – «гражданином всего мира».

О Пушкине написано огромное количество монографий, статей. Пожалуй, исследовано каждое произведение, образ, тема. Нас же заинтересовало, что позволило Пушкину занять особое место в русской литературе, да и в истории России в целом. Конечно, он гений, наделенный особым творческим даром. Но достаточно ли только таланта? Ведь известно: добиваются высоких результатов люди трудолюбивые. И.Е. Репин заметил: «И при гениальном таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства». Мы решили ответить на вопрос: что важнее для поэта при создании произведений – труд или вдохновение? При этом выдвинули гипотезу, что важны оба компонента.

Ещё Л.Н.Толстой заметил: «Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его выражения. Мы читаем у Пушкина, стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко.»

О труде и вдохновении так или иначе упоминают все исследователи творчества и жизни Пушкина. Наиболее интересные рассуждения на эту тему мы нашли в статьях Д Благого.

Однако мы решили ответить на поставленный вопрос, исследовав

-лирику Пушкина (в частности выяснив частотность употребления слов «труд» и «вдохновение» в его стихах и их синонимов, значения этих слов),

-отдельные черновики произведений Пушкина,

-автобиографические записки поэта и

-критические статьи о творчестве Пушкина.

«Одушевлённый труд и слёзы вдохновенья…»


1. Частотность использования слов «вдохновение» и

«труд»

Нами были исследованы лирические произведения, опубликованные в первых двух томах десятитомного собрания сочинений А.С. Пушкина, изданного в 1974 году. Из 816 стихотворений 417 было написано с 1814 по 1824 годы (I том), а 399 – с 1825 по 1836 (II том). Частотность использования слов «труд» и «вдохновение» можно проследить по следующему графику:



Цифры указывают количество стихотворений.

Можно сделать вывод, что до 25-го года слова лира, муза, вдохновение встречались в его поэзии очень часто, а после 25-го - гораздо реже. Соотношение слов «труд» и «вдохновение» до 25-го года примерно один к шести, а после 25-го – один к двум.

Если же сравнить использование слов в целом, то получается следующая картина: слово «вдохновение» встречалось в 94 стихах, слово «труд» - в 25, а вместе оба эти слова - в 16-ти стихотворениях.

Вдохновение первично и очень важно. Об этом он писал в стихотворении «Зима. Что делать нам в деревне?»:

…насильно вырываю

У музы дремлющей несвязные слова.

Ко звуку звук нейдет…

Но ясно поэту, что без кропотливой работы невозможно создать настоящее произведение словесного искусства. Не зря Пушкин во многих стихах объединяет эти понятия:

Рифма, звучная подруга

Вдохновенного досуга,

Вдохновенного труда.

В стихотворении «Деревня» поэт называет Михайловское «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья». Кто, прочитав пушкинское «Я вас любил…» или «Я помню чудное мгновенье…», подумает о том, что поэту привычны были мучения «соглашения здравого смысла с рифмою»? Огромная работа, скрывающаяся за этой лёгкостью, становится понятной только при взгляде на страницы рукописей, где после десяти зачеркнутых слов оставлено одно, единственно нужное.

Доказательством того, что Пушкин тщательно трудился над каждым произведением, являются и черновики романа «Евгений Онегин», которые занимают 460 страниц академического издания, в то время как беловики – это 205 страниц. Подводя итоги своей многолетней работы над романом, Пушкин напишет такие строчки: «И ты, живой и постоянный, хоть малый труд…» (в первоначальном варианте было «слабый труд»). Подбор эпитетов к слову «труд» свидетельствует о чрезвычайной требовательности к себе поэта.


2. ВДОХНОВЕНИЕ

1). Вдохновение в понимании Пушкина

«Вдохновение может быть без восторга».

«Критики смешивают вдохновение с восторгом».

«Вдохновение? есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных».

«Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии».

Все приведенные цитаты свидетельствуют о том, что Пушкин понимал слово «вдохновение» совсем не так, как его современники, для которых оно было синонимом исступления, самозабвения, некоего мистического состояния. Для Пушкина вдохновение – это внутренняя сосредоточенность на своем деле и систематический труд. Ещё в 1821 году, в период южной ссылки, которая была наиболее романтической полосой его жизни, поэт написал такие строчки:

Владею днем моим; с порядком дружен ум;

Учусь удерживать вниманье долгих дум.

2) Вдохновение в лирике Пушкина имеет такие синонимы, как лира и муза. Что такое муза в представлении поэта? Это:

-Огромная сила:

Перед улыбкой муз небесной

Земная ненависть молчит,

При сладких звуках вдохновенья.

(«Графу Олизару»)

Вдохновение может «повелевать» миром, даря поэту поэтические строки, способные побороть зло.

-Друзья:

Меж вами я нашел и музу молодую,

Подругу дней моих, невинную, простую,

Но чем-то милую – не правда ли, друзья?

(«О боги мирные полей, дубров и гор…»)

Музы верны, милы, прелестны («муза верная со мной», «друзья моей прелестной музы», «и я, питомец нежных муз»).

Музы чрезвычайно дороги поэту, они постоянно находятся рядом с ним, оберегают его: «Летите на врагов: и Феб, и музы с вами!»

-Мучительницы:

В бездействии счастливом

Забуду милых муз, мучительниц моих.

(«Дельвигу», 1817)

-Болтуньи: «Вот муза, резвая болтунья, которую ты столь любил».

-Богини мира: «Богини мира, вновь явились музы мне».

Своим прекрасным «подругам» А.С.Пушкин посвятил стихотворение «Муза» 1821 года:

В младенчестве моем она меня любила

И семиствольную цевницу мне вручила.

Она внимала мне с улыбкой – и слегка

По звонким скважинам пустого тростника,

Уже наигрывал я слабыми перстами

И гимны важные, внушенные богами,

И песни мирные фригийских пастухов.

С утра до вечера в немой тени дубов

Прилежно я внимал урокам девы тайной,

И, радуя меня наградою случайной,

Откинув локоны от милого чела,

Сама из рук моих свирель она брала.

Тростник был оживлен божественным дыханьем

И сердце наполнял святым очарованьем.

Несмотря на то что это одно из ранних стихотворений поэта, в нем четко прослеживается мысль о том, что настоящая поэзия должна наполнять сердце святым очарованьем, она внушаема богом, оживлена божественным дыханьем.

О важнейшей роли вдохновения Пушкин говорит и в известном стихотворении «Осень». Свой собственный творческий процесс он описывает так:

И пробуждается поэзия во мне…

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

В «Осени» русская природа, уединенная сельская жизнь, неразрывная от этой природы, управляемая её законами, являются величайшими ценностями, условием поэтического вдохновения, творческого процесса, о котором и написано это стихотворение.

3) Источники вдохновения

Вдохновение не может появиться по велению поэта, писателя. Это особое состояние, возникновению которого способствуют определенные факторы. Для Александра Сергеевича Пушкина источниками вдохновения являлись:

-Любовь. Это светлое, совершенное чувство, которое наполняло жизнь поэта смыслом. Очень ярко об этом он сказал в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…»:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

-Природа, тишина, уединение. Ссылка в Михайловское, вынужденное заточение в результате карантина в Болдино имели и положительные, и отрицательные стороны. Прекрасная природа этих мест, одиночество поэта способствовали созданию огромного количества великолепных произведений. Михайловское поэт в стихотворении «Деревня» назвал «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья», а Болдинская осень – пик творчества Пушкина. Осень – любимое время года, в этот период ему особенно легко писалось: «И с каждой осенью я расцветаю вновь». В письме Плетнёву 9 сентября 1830-го года Пушкин пишет: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».

-Встречи, дружба с близкими по духу людьми: «Труд, твоею дружбой вдохновленный» (Илличевскому).

-Опасность и риск. Друзья Пушкина говорили, что их присутствие волновало поэта и будило его творческие силы.

3. ТРУД

1) Значения слова «труд» в поэзии Пушкина

В своих произведениях поэт показал отношение к труду и людям труда, которых Пушкин уважал и ценил. Читая его поэзию, можно выделить следующие значения слова «труд»:

- Способность трудиться (критерий труда в оценке человека).

О Петре Первом он напишет: «На троне вечный был работник». По мнению Пушкина, царь потому был велик, что много трудился.

Александра I же оценит так: «Плешивый щеголь, враг труда».

Критично поэт напишет об Онегине:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

-Синоним писательского дела, художественного творчества, его непременное условие.

В послании «Чаадаеву» (1821) есть такие строчки:

В уединении мой своенравный гений

Познал и тихий труд, и жажду размышлений.

В «Мадонне» мы читаем: «В простом углу моем, средь медленных трудов…».

Известно, что Пушкин был первым профессиональным литератором России, он жил своим трудом.

-Труд как результат определенной работы, деятельности.

В послании «Во глубине сибирских руд..» Пушкин, обращаясь к декабристам, восклицает: «Не пропадет ваш скорбный труд». А в стихотворении «Поэту» пишет: «Всех строже оценить умеешь ты свой труд».

-Труд – награда, воздух, счастье:

…тайный труд

Тебе награда; им ты дышишь,-

читаем мы в стихотворении «Езерский». А в «Послании Юдину» есть строки: «И счастлив в утренних трудах».По словам П.А. Вяземского, труд

был для Пушкина святыней.

2)Сочетания со словом «труд»

У поэта были и любимые сочетания со словом «труд».

-Труд упорный. Его поэт считал совершенно обязательным условием для писателя, если он хочет создать значительное произведение.

-Тайный труд. Речь идет о том, что многое в работе писателя, поэта остается неизвестным читателю, вся черновая работа невидима для постороннего глаза.

-Постоянный труд, без которого невозможно создание истинно великого.

-Живой труд, «одушевленный». Труд творческий должен быть пламенным, живым, чтобы поэт мог «глаголом жечь сердца людей». В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкин дает точное определение самого характера творческого труда:

Вам ваше дорого творенье,

Пока на пламени Труда

Кипит, бурлит воображенье…

-Вдохновенное занятие. Это сочетание указывает на неразрывность двух составляющих в творчестве поэта – труда, работы и вдохновения.

3) Гимном труду стало стихотворение, написанное по завершении работы над романом «Евгений Онегин» в 1830-м году, которое так и называется – «Труд».

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный,

Плату приявший свою, чуждый работе другой?

Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,

Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

В этом стихотворении Пушкин рассказывает о сложном, противоречивом чувстве, овладевшем поэтом. Он испытывает облегчение вследствие окончании работы: «миг вожделенный настал», но в то же время грустит, потому что чувствует себя поденщиком ненужным. Работу над «Евгением Онегиным» он называет подвигом, как ранее назвал подвигом создание трагедии «Борис Годунов», то есть поэт понимает важность своего труда.

Пушкину жаль расставаться с «многолетним трудом» - молчаливым спутником ночи, другом пенатов святых. Поэтический труд ценен и свят.


Заключение


Исследовав лирические произведения А.С. Пушкина, его отдельные автобиографические записки, черновики и прочитав критические статьи по творчеству поэта, мы сделали следующие выводы:

-Стремительность почерка в черновиках, рукописях, неясность написания слов, фраз, описки свидетельствуют о бурном потоке мыслей, то есть о вдохновении.

-Многочисленные поправки, долгий поиск нужного слова говорят о «муках творчества», важности кропотливого, постоянного тайного труда.

-Частотность и качество использования слов «труд» и «вдохновение» подтверждают правильность нашей гипотезы о том, что важны оба эти компонента для рождения гениальных произведений.

-Однако первичным для поэта оказывается вдохновение, которое упоминается в произведениях чаще, чем труд. Об этом же свидетельствуют такие строки:

…насильно вырываю

У музы дремлющей несвязные слова.

Ко звуку звук нейдет…

А затем – долгий труд. Только благодаря «вдохновенному труду» поэт совершил свой подвиг – установил национальный русский язык и заложил основы национальной русской литературы. В речи на открытии памятника Пушкину И.С.Тургенев сказал: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением».


Список использованной литературы:



  1. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 16-ти томах.- Изд-во АН СССР, 1937.

2. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. - М.: Худ. лит., 1974.


3. Афоризмы.- Мн.: Совр. литератор, 1999.


4.Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней.- М.: Худ. лит., 1979.


5.Кулешов В.И. Пушкин: Жизнь и творчество. - М.: Скифы, 1994.


6.Лихачев Д.С. Пушкин и мы // Огонек, 1984, №23.-c.8-9


7.Лихачев Д.С. В памяти народной //Огонек, 1987, №6.-с.8-9


8.Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. - Л.: Просвещение, 1981.


Похожие:

Xxii городская научно-практическая конференция школьников «одушевленный труд и слёзы вдохновенья…» iconГородская научно-практическая конференция школьников
Муниципальная общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 им. А. С. Пушкина»
Xxii городская научно-практическая конференция школьников «одушевленный труд и слёзы вдохновенья…» iconТема: Определение содержания ионов железа в разных видах фруктов
Городская открытая научно – практическая конференция школьников и студентов «Содружество»
Xxii городская научно-практическая конференция школьников «одушевленный труд и слёзы вдохновенья…» iconГородская научно-практическая конференция школьников «первые шаги в науку» Правильные многогранники вокруг нас
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов»
Xxii городская научно-практическая конференция школьников «одушевленный труд и слёзы вдохновенья…» iconГородская научно-практическая конференция школьников «первые шаги в науку» Исследование содержание Витамина с в продуктах
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов»
Xxii городская научно-практическая конференция школьников «одушевленный труд и слёзы вдохновенья…» iconXiii городская научно-практическая конференция школьников «Интеллектуал-2012» Секция «Социальные науки»
Группа «9 параллель школы №11» как пример положительного использования социальной сети «Вконтакте» 12
Xxii городская научно-практическая конференция школьников «одушевленный труд и слёзы вдохновенья…» iconIv городская научно практическая конференция школьников г. Искитима Секция литературоведение
Приложение 5 стр. 17 Приложение 6 стр. 18
Xxii городская научно-практическая конференция школьников «одушевленный труд и слёзы вдохновенья…» iconГородская научно-практическая конференция школьников «первые шаги в науку» Роль Брянской земли в Отечественной войне 1812 года Ученица 8а класса
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов»
Xxii городская научно-практическая конференция школьников «одушевленный труд и слёзы вдохновенья…» iconXvi городская научно-практическая конференция школьников памяти академика А. А. Ухтомского
Влияние условий температурного режима на уровень концентрации аскорбиновой кислоты в клеточном соке листовых, овощных, луковичных...
Xxii городская научно-практическая конференция школьников «одушевленный труд и слёзы вдохновенья…» iconIx городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» От абака до компьютера
Цель работы: сбор дополнительного материала для использования на уроках математики и информатики о древних способах умножения и о...
Xxii городская научно-практическая конференция школьников «одушевленный труд и слёзы вдохновенья…» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» качество пищевых продуктов: микробиологический и химический анализ
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница