Тематическое планирование по ландшафтной экологии Класс




Скачать 131.12 Kb.
НазваниеТематическое планирование по ландшафтной экологии Класс
Дата24.10.2012
Размер131.12 Kb.
ТипТематическое планирование
Учебно-тематическое планирование

по ландшафтной экологии

Класс : 8

Количество часов:

Всего: 17 часов; в неделю 1 час.

Промежуточный контроль проводится в виде тестов.

Планирование составлено на основе:

Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. – Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

Учебник:

Чумаченко Н.А. Введение в ландшафтную экологию (учебное пособие). КИЦ «Саратовтелефильм»- «Добродея» 2006

Литература для учителя:

Викторов А.С. Рисунок ландшафта. М.:Мысль,1986.

Владимиров В.В. Город и ландшафт. М.:Мысль,1986.

Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов – на – Дону: Феникс,1996. Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.

Исаченко А.Г. Прикладное ландшафтоведение. Л.: 1976.

Мильков Ф.Н. Физическая география. Учение о ландшафте и географическая зональность. Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1986.

Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. М., 1973.

Охрана ландшафтов. Толковый словарь. М.: 1982.

Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебн. Пособ.для вузов.СПб: Химия,1977.

Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. Пособ. Саратов: Изд-во Саратов.ун-та, 1995.

Литература для учащихся:

Алексеев С.В. Экология: Учебн. пособие для уч-ся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений разных видов. Спб.: СМИО Пресс, 1997.

Величковский Б.Т.,Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: Учебн.пособие. М.: Новая школа, 1997.

Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. Ростов –на-Дону: Феникс; М.:Зевс,1997.

Камерилова Г.С.Экология города: урбоэкология: Учебн. Для 10-11 кл. шк. Естеств.-науч. профиля. М.: Просвещение,1997.

Красная книга Саратовской области. Растения, животные. Саратов: Регион.Приволж.изд-во «Детская книга»,1996.

Природопользование: Проб.учеб.для 10-11 кл. профильных шк./Н.Ф.Винокурова, Г.С.Камерилова, В.В.Николина и др. М.: Просвещение,1995.Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособ. Для учащихся. М.: Мнемозина, 1995.

Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл.М.: Дрофа,1997.

ЧуйковЮ.С., Чуйкова Л.Ю.,Сигатова М.В. Основы экологических знаний: Учебн.пособ. по экологии для 7 кл. средней школы. Астрахань,1999.

Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 1998.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский. М.: Изд-во АСТ,1997.


ПРОГРАММА КУРСА

ВВЕДЕНИЕ В ЛАНДШАФТНУЮ ЭКОЛОГИЮ

8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование составлено на основе:

Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. – Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

Настоящий календарно-тематический план по ландшафтной экологии для 8 класса ориентирован на использование учебника:

Чумаченко Н.А. Введение в ландшафтную экологию (учебное пособие). КИЦ «Саратовтелефильм»- «Добродея» 2006

Согласно действующему учебному плану и с учетом естественнонаучной направленности календарно-тематическое планирование предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю.

В связи с этим реализуется региональная программа по экологии для 8 класса (всего 17 часов), составитель Н.А.Чемаченко.

С учетом уровня специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), включающие в себя три уровня: воспроизведение и описание учебной информации, интеллектуальный уровень, творческий уровень

Основная цель курса:

- формирование у учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки, компоненты которого находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности протекающих в них процессов.

Задачи курса:

- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии;

- знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;

- привитие умений и навыков выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований;

- воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).

2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).

3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

4.Информационную ( умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).

6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).

В первом разделе рассматриваются основы географического анализа территории, раскрываются основные понятия ландшафтной экологии, показывается взаимозависимость различных компонентов ландшафта, взаимообусловленность протекающих в ландшафтах процессов. С первого урока ставится задача поиска причин, факторов, вызвавших тот или иной процесс, явление в ландшафте.

Второй раздел посвящен типологии и специфике объекта изучения ландшафтной экологии – природно-антропогенному ландшафту и подходам к анализу его экологического состояния.

В третьем разделе основное внимание уделено демонстрации конкретных примеров природопользования в Саратовской области, г.Саратове и Романовском районе, что позволяет конкретизировать теоретические положения ландшафтной экологии, показать их использование в практике.

Изучение курса рекомендуется проводить на примере конкретных экологических ситуаций, характерных для региона, района. Изучение отдельных разделов сопровождается работой с литературными источниками, картами, данными статистики.

Программа курса рассчитана на учащихся 8 класса общеобразовательных школ.

Всего 17 часов, 1 час в неделю.

Промежуточный контроль проводится в виде тестов.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

8 КЛАССА

ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ЛАНДШАФТНУЮ ЭКОЛОГИЮ»


Учащиеся должны знать:


- понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта, ландшафтный кадастр;

- многоаспектную ценность ландшафта;

- последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;

- характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;

- экологические проблемы ландшафтов Саратовской области, г.Саратова, Романовского района, района расположения школы, дома;

- влияние измененного человеком ландшафта на его здоровье.


Учащиеся должны уметь:


- определять тип ландшафта;

- выявлять формы воздействия на него человека;

-давать оценку состояния ландшафта (по элементам и в целом);

- формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране.


ТЕМЫ СООБШЕНИЙ


1. Современное состояние и проблемы природопользования Саратовской области.


2.Биографии ученых В,В, Докучаева, Л.С.Берга, Н.А.Солнцева, А.Г.Исаченко, Ф.Н.Милькова и др.


3. Влияние ландшафта на здоровье человека.



Наименование разделов

и тем

Содержание тем

учебного курса

Наглядные пособия

и технические

средства

Календарные сроки

Примерно/фактически

Примечание

8 «а»

8 «б»

8 «г»

ТЕМА №1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛАНДШАФТНОЙ ЭКОЛОГИИ (5 часов)




1

Биосфера и ландшафт.

Биосфера и ландшафт.
















2

Вклад отечественных ученых в развитие учения о ландшафтах.

Вклад отечественных ученых в развитие учения о ландшафтах. (В,В, Докучаева, Л.С.Берга, Н.А.Солнцева,А.Г.Исаченко, Ф.Н.Милькова идр. ).

Портреты ученых, сообщения учащихся «Биографии ученых»













3

Классификация ландшафтов.

Классификация ландшафтов.

Таблица

«Ландшафт

ная матрешка»













4

Компоненты ландшафта и их взаимосвязь.

Компоненты ландшафта Биотические, абиотические, биокосные, социально-экономические), взаимосвязи между компонентами.

Таблица

«Компонен

ты ландшафта и их взаимосвязь»













5

Функции, структура и устойчивость ландшафта.

Функции ландшафта, ведущий и ведомый компоненты. Вертикальная и горизонтальная структуры ландшафта. Устойчивость ландшафта.
















ТЕМА №2 ПРИРОДНО – АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ (8 часов)




6

Основные формы воздействия человека на ландшафт.

Загрязнение ландшафта.

Основные формы воздействия человека на ландшафт.

Загрязнение ландшафта. Оценка антропогенной нагрузки и устойчивости ландшафта.

Таблицы

«Экосистема»

«Геосистема»













7

Типы природно-антропогенных ландшафтов.

Типы природно-антропогенных ландшафтов (сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, горнопромышленные, селитебные, рекреационные, беллигеративные).

Таблица

«Классификация геосистем по степени изменчивости антропогенным воздействием»













8

Понятие об антропогенной нагрузке и устойчивости ландшафта. Загрязнение ландшафта.

Типы природно-антропогенных ландшафтов (сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, горнопромышленные, селитебные, рекреационные, беллигеративные).

Карта Саратовской области, распространение амброзии.













9

Урбанизированные территории.

Урбанизированные территории.

Фотографии, рисунки городов.













10

Культурный ландшафт и его основные признаки.

Культурный ландшафт и его основные признаки, эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн.

Фотографии культурного ландшафта.













11

Ландшафтный мониторинг.

Ландшафтный мониторинг.

Таблица

«Виды мониторинга»

«Схема проведения аэрокосмического мониторинга













12

Охрана ландшафта, охраняемые территории Саратовской области.

Охрана ландшафта, охраняемые территории Саратовской области.
















13

Влияние ландшафта на здоровье человека.

Влияние ландшафта на здоровье человека.

Фотографии различных ландшафтов.













ТЕМА №3 Региональная ландшафтная экология ( 4 часа)




14

Ландшафты Саратовской области.

Ландшафты Саратовской области.

Таблицы с изображением лесостепи, степи, полупустыни.













15

Основные типы природно-антропогенных ландшафтов Саратовской области.


Основные типы природно-антропогенных ландшафтов Саратовской области.

Таблицы с изображением лесостепи, степи, полупустыни













16

Современное состояние и проблемы природопользования Саратовской области.

Современное состояние и проблемы природопользования Саратовской области (экологические проблемы крупных городов; экологические последствия промышленной, сельскохозяйственной, военной деятельности, крупных энергетических объектов и др.).

Презентации учащихся и учителя.

























17

Итоговый урок

























Похожие:

Тематическое планирование по ландшафтной экологии Класс iconТематическое планирование по общей экологии ' Класс
Региональной программы для общеобразовательных учреждений,5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост....
Тематическое планирование по ландшафтной экологии Класс iconТематическое планирование 1 класс (66 ч) Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся 1 класс
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами...
Тематическое планирование по ландшафтной экологии Класс iconТематическое планирование 1 класс (62 ч) Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся 1 класс
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами...
Тематическое планирование по ландшафтной экологии Класс iconТематическое планирование для 5 класс
Программно-тематическое планирование для 5 класса. Автор: учитель истории и обществознания Серегина Г. И
Тематическое планирование по ландшафтной экологии Класс iconТематическое планирование по изобразительному искусству Класс
Планирование составлено на основе программы «Изобразительное искусство», 1-4 класс (автор Б. М. Неменский). Москва, «Просвещение»,...
Тематическое планирование по ландшафтной экологии Класс iconКалендарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание» 11 класс
Тематическое планирование составлено на основе программы Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеева «Обществознание...
Тематическое планирование по ландшафтной экологии Класс iconТематическое планирование по истории для 10 класс
Тематическое планирование для 10 классов составлено в соответствии с нормативными документами
Тематическое планирование по ландшафтной экологии Класс iconТематическое планирование по литературному чтению, 1 класс
Учебно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, автор учебника В. Г. Горецкий
Тематическое планирование по ландшафтной экологии Класс iconТематическое планирование для 8 класс
Календарно – тематическое планирование для 8 класса по биологии по линии Н. И. Сонина
Тематическое планирование по ландшафтной экологии Класс iconУчебно-тематическое планирование (10 класс) Учебно-тематическое планирование (11 класс) Программа прикладного курса Пояснительная записка Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности»
Государственное учреждение «Школа-интернат для одаренных детей «Озат» Управления образования акимата Костанайской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница