Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 10- «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»




Скачать 90.72 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины опд. Ф. 10- «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
Дата24.10.2012
Размер90.72 Kb.
ТипРабочая программа
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Уральский государственный горный университет»


УТВЕРЖДАЮ

Председатель методической комиссии

горно-технологического факультета

_________________В. П. Тюлькин

«____»_____________ 2007 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.10– «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»


Закреплена за кафедрой: безопасности горного производства.

Учебный план подготовки дипломированных специалистов 280102 специальности «Безопасность технологических процессов и производств (в горной промышленности)».


Часов по РУП: общая _104____ ч., обязательные аудиторные занятия – _30___ ч, в том числе 16 лабораторных и практических занятий, самостоятельная работа студентов – _72__ ч.

Виды контроля в семестрах: экзамен – 7 семестр.


Программу составил:

Герасимович Игорь Станиславович, доцент, кандидат медицинских наук.


Рабочая программа дисциплины СД-00 – «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основании:

а) государственного образовательного стандарта ВПО направления подготовки дипломированных специалистов 280100 (656500) – «Безопасность жизнедеятельности»
(Утв. Приказом Минобразования РФ № 686 от 02.03.2000 г.).

б) Рабочего учебного плана специальности 280102 (330500) – «Безопасность технологических процессов и производств (в горной промышленности)»
(Утв. 23.06.2000 г.).


Рабочая программа одобрена на заседании кафедры безопасности горного производства.

Протокол № ____ от «_____»___________2007 г.


Зав. кафедрой ______________ Ермолаев А.И.



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель изучения дисциплины – формирование у студентов современных представлений о воздействии вредных факторов на организм человека и функционировании систем обеспечения безопасности жизнедеятельности организма.

Задачи:

На основании знаний о строении сенсорных систем организма, высшей нервной деятельности, механизмов взаимодействия вредных производственных факторов на системы и органы организма дать основу знаний по:

- Основам строения сенсорных систем организма, их анатомо-физиологическим особенностям.

- Строение сенсорных и сенсомоторных полей. Их взаимодействию с внешней средой.

- Основами высшей нервной деятельности, ее типам, основам психологического анализа при подборе кадров и профориентации.

- Особенностям и механизмам действия вредных производственных факторов на организм человека.

- Основам промышленной и клинической токсикологии.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Студент должен иметь представления:

-об основных направлениях в теории медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности

- об организации мероприятий первой медицинской и доврачебной помощи пострадавшим в аварийных ситуациях

- о передовом отечественном и зарубежном опыте в области изучения медико-биологических основ БЖД

Студент должен знать и уметь:

- Предмет, цели и задачи дисциплины, ее значение для будущей специальности и специальности и взаимосвязь с другими дисциплинами;

- Анатомо-физиологические особенности строения сенсорных систем организма, их адаптационные возможности;

- Основные принципы системного механизма перцепции;

- Классификация вредных производственных факторов и токсических веществ;

- Этиопатогенетические механизмы развития профзаболеваний;

- Механизмы воздействия вредных факторов производства и токсических веществ на организм человека.


Студент должен иметь навыки:

- применения нормативной документации

- использования современных приборов контроля санитарно-гигиенических критериев окружающей среды

- в организации оказания первой медицинской и доврачебной помощи

- контроля соблюдения норм и правил техники безопасности с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды



Наименование раздела и темы

Обяз. ауд.
занятий, ч.

Литература

(страница)

Раздел 1. Взаимосвязь человека со средой обитания.







    1. Общие принципы работы сенсорных систем. Сенсорное и сенсомоторное поле. Классификация сенсорных систем, их структурно-функциональная организация. Анализаторы, определение, основные понятия.

    2. Зрительный анализатор: строение оптической и проводящей системы глаза, световая чувствительность, цветовосприятие, острота зрения, восприятие мельканий. Восприятие движений, би-и монокулярное зрение.

    3. Суховой анализатор. Строение, функции, механизм звукообразования.

    4. Восприятие звука, чувствительность слухового анализатора, восприятие высоты, силы звука и локализация источника звука.

    5. Вестибулярный анализатор, строение, функции.

    6. Кинестетический анализатор.

    7. Висцеральный анализатор.

    8. Вкусовой анализатор.

    9. Кожный анализатор: тактильная, температурная, вибрационная. Пороги чувствительности. Определение, сущность.

2


2


2


2

1

1

1

1

1

1

с 35-37


с44-48


с 48-87

Раздел 2. Высшая нервная деятельность







    1. Строение ЦНС. Основные представления о ВНД, определение. Условные и безусловные рефлексы. Стадии образования условных рефлексов.

    2. Торможение в ЦНС.

    3. Память. Общая характеристика. Виды памяти. Роль различных структур мозга в формировании памяти.

    4. Типы ВНД. Понятия о темпераменте. Понятие о потребностях и мотивациях.

    5. Сознание и мышление.

    6. Сон и бодрствование. Фазы сна. Физиологическая основа сна.

    7. Механизм принятия решения и осуществление решения.

2


2

2

1


1

1

2

с 132-154

Раздел 3. Промышленная токсикология







3.1. Понятия о вредных веществах. Классификация вредных веществ. Классы опасности вредных веществ. Отравления, классификация, принципы диагностики. Параметры, влияющие на токсичность вредных веществ. Фармакокинетика и фармакодинамика. Превращения вредных веществ в организме. Принципы лечения острых и хронических отравлений.

2




Раздел 4. Профессиональные заболевания







4.1. Этиопатогенез профессиональных заболеваний. Классификация профзаболеваний. Основные принципы диагностики и лечения профессиональных заболеваний. Регистрация и учет профзаболеваний.

2




Раздел 5. Механизмы воздействия вредных производственных факторов на человеческий организм







5.1. Медико-биологические характеристики вредных факторов. Классификация механизмов воздействия.

2



3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (тематический план)


5.2. Воздействие на организм параметров микроклимата, вибрации, звуковых явлений, освещенности, эл. тока, электромагнитных полей, ионизирующего и лазерного излучений, инфракрасного излучения и ультрафиолетового излучений.

2




Раздел 6. Гигиена труда







6.1. Понятие об оптимальных, допустимых и вредных условиях труда. Принципы нормирования трудовой деятельности. Влияние условий труда на организм человека.

2






4.ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ


Лабораторные занятия

1. Зрительный анализатор: строение оптической и проводящей системы глаза, световая чувствительность, цветовосприятие, острота зрения, восприятие мельканий. Восприятие движений, би-и монокулярное зрение.(2 часа)

3. Слуховой анализатор. Строение, функции, механизм звукообразования. Восприятие звука, чувствительность слухового анализатора, восприятие высоты, силы звука и локализация источника звука.(2 часа)

2. Вестибулярный анализатор, строение, функции. Кинестетический анализатор. Висцеральный анализатор. Вкусовой анализатор. Кожный анализатор: тактильная, температурная, вибрационная. Пороги чувствительности. Определение, сущность.(2 часа)

3. Типы ВНД. Понятие о темпераменте. Понятие о потребностях и мотивациях. Сознание и мышление. Механизм принятия решения и осуществление решения. Сон и фазы сна. Физиологическая основа сна.(2часа)

4. Медико-биологические характеристики вредных факторов. Классификация механизмов воздействия. Воздействие на организм параметров микроклимата, вибрации, звуковых явлений.(2)

5. Медико-биологические характеристики вредных факторов. Классификация механизмов воздействия. Воздействие на организм параметров освещенности, электрического тока, электромагнитных полей, ионизирующего и лазерного излучений, инфракрасного излучения и ультрафиолетового излучений.(2)

6. Этиопатогенез профессиональных заболеваний. Классификация профзаболеваний. Основные принципы диагностики и лечения профессиональных заболеваний. Регистрация и учет профзаболеваний.(2)

7. Понятие об оптимальных, допустимых и вредных условиях труда . гигиеническая характеристика условий труда. Принципы нормирования трудовой деятельности. Влияние условий труда на организм человека.(2)

8. Основы законодательства РФ об учете и регистрации профессиональной патологии.(2)


Самостоятельная работа студентов

Общие принципы работы сенсорных систем. Сенсорное и сенсомоторное поле.(5 часов)

Классификация сенсорных систем, их структурно-функциональная организация. Анализаторы, определение, основные понятия.(5часов)

Зрительный анализатор: строение оптической и проводящей системы глаза, световая чувствительность, цветовосприятие, острота зрения, восприятие мельканий. Восприятие движений, би-и монокулярное зрение.(10часов)

Слуховой анализатор. Строение, функции, механизм звукообразования. Восприятие звука, чувствительность слухового анализатора, восприятие высоты, силы звука и локализация источника звука.(10 часов)

Вестибулярный анализатор, строение, функции. Кинестетический анализатор Висцеральный анализатор. Вкусовой анализатор.

Кожный анализатор: тактильная, температурная, вибрационная. Пороги чувствительности. Определение, сущность.(5часов)

Строение ЦНС. Основные представления о ВНД, определение. Условные и безусловные рефлексы. Стадии образования условных рефлексов. Торможение в ЦНС.(5 часов)

Память. Общая характеристика. Виды памяти. Роль различных структур мозга в формировании памяти. Типы ВНД. Понятие о темпераменте. Понятие о потребностях и мотивациях. Сознание и мышление.(5часов)

Классификация вредных веществ. Классы опасности вредных веществ. Отравления, классификация, принципы диагностики. Параметры, влияющие на токсичность вредных веществ. Фармакокинетика и фармакодинамика. Превращения вредных веществ в организме. Принципы лечения острых и хронических отравлений.(10часов)

Этиопатогенез профессиональных заболеваний. Классификация профзаболеваний. Основные принципы диагностики и лечения профессиональных заболеваний. Регистрация и учет профзаболеваний.(5 часов)

Понятие об оптимальных, допустимых и вредных условиях труда . гигиеническая характеристика условий труда. Принципы нормирования трудовой деятельности. Влияние условий труда на организм человека.(12 часов)


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература

5.1.1. Основная литература

1. Лекционный курс.

2. Безопасность жизнедеятельности. Под редакцией С.В. Белова. – М: Высшая школа, 1999.

3. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда. Высшая школа: М, 2005.


5.1.2. Дополнительная литература

1. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность-М: Издательский центр Академия, 2007.

2. Чумаков Б.Н. Физиология человека для инженеров. –М: Педагогическое общество России, 2006.

3. Юшкова О.И. Основы физиологии человека (для горных Вузов) – М: МГГУ, 2004.


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Демонстрационные плакаты. Телевизор и видеомагнитофон.

Похожие:

Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 10- «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 10- «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности направление подготовки 280700 «Техногенная безопасность»
Целью освоения дисциплины является изучение причинно-следственных связей между качеством среды обитания и здоровьем человека, медико-биологических...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 10- «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет» Кафедра безопасности жизнедеятельности
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности (мбобжд): Метод указ к контр работе / Самар гос техн ун-т; Сост. А. В....
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 10- «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 10- «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 10- «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 10- «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 10- «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 10- «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 10- «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» iconРегиональный центр экологического
Медико биологические основы безопасности жизнедеятельности: Методические указания дня студентов дневного отделения / Сост. В. А....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница