Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра естественно-математического образования




НазваниеДополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра естественно-математического образования
страница1/4
Дата23.10.2012
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»


Кафедра естественно-математического образования






УТВЕРЖДЕНА _________________2012 г.

На заседании Ученого совета

ГБОУ ДПО ИРОСО

Протокол № ____



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ЛОГИКЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Южно-Сахалинск

2012


Повышение эффективности и качества преподавания математики в логике нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации/ Сост. Панова Н.В., заведующая кафедрой естественно-математического образования, Сакович Л.П., кандидат педагогических наук, проректор по учебно-методической работе, доцент кафедры естественно-математического образования. Южно-Сахалинск, 2012



  1. ВВЕДЕНИЕ


Математическое образование в системе среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности ребенка.

Качественное математическое образование является одним из ключевых ресурсов, обеспечивающих инновационное развитие России, сильным конкурентным преимуществом нашей страны.

В процессе разработки и введения Федерального Государственного образовательного стандарта, обновления содержания образования, изменения потребностей личности, общества и государства в образовании, формируется социальный заказ системе повышения квалификации педагогических работников, выражающийся в требованиях к повышению профессиональной компетентности учителей математики, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни, выполнение которых должно привести к новому уровню личностного развития учащегося и развития его способностей.

Программа курсов повышения квалификации учителей математики и сопровождающие её учебные материалы разработана в соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. и следующими ведущими компонентами Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования:

  • требованиями к структуре основных образовательных программ основного общего образования;

  • требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • требованиями к квалификации педагогических кадров.

Программа адресована слушателям системы повышения квалификации: учителям математики образовательных учреждений.

Актуальность создания данной программы определяется необходимостью подготовки педагогических работников к реализации Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентация их на ценностные установки, цели и задачи современного образования, определенные государственным стандартом.

Цель программы: повышение профессиональной компетентности учителей математики в соответствии с современными требованиями к преподаванию математики в условиях модернизации образования.

Программа направлена на решение ряда задач, в том числе:

  • освоение педагогами идеологии Федерального Государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению;

  • освоение педагогами структуры и содержания основных документов Федерального Государственного образовательного стандарта;

  • формирование знаний педагогов о решении проблем личностного и когнитивного развития ребенка, в том числе, отбора эффективных инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка;

  • освоение педагогами новой системы требований к оценке итоговой образовательной деятельности обучающихся;

  • содействие в самообразовании и личностном развитии педагога;

  • освоение педагогами современных педагогических стратегий обучения детей и др;

  • формирование готовности учителей к использованию ЭОР, что будет

способствовать повышению эффективности деятельности учителей, а также обеспечению нового качества образования, повышению его доступности и эффективности в условиях реализации ФГОС ООО.

Учебная программа курсов повышения квалификации выполняет следующие функции:

  • образовательную;

  • консультативную;

  • методическую;

  • проектную;

  • внедренческую;

  • экспертную;

  • информационную;

  • рефлексивную.

На реализацию программы курсов повышения квалификации учителей математики отводится 108 часов.

Программа включает в себя 3 ведущих раздела:

  1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности.

  2. Психолого-педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работника образования.

  3. Частно-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности.

Особенностью программы является наличие в её содержании инвариантной (разделы 1,2) и вариативной части (раздел 3), а также различные формы обучения.

В зависимости от состава слушателей курсов количество учебных часов на изучение инвариантных и вариативных разделов может меняться. При проведении курсов возможна корректировка содержания с учетом конкретных запросов слушателей, выявленных затруднений педагогов и наполнения вариативной части программы содержанием «под заказ».

Содержание программы повышения квалификации работников образования ориентировано на активную работу каждого слушателя в деятельностном режиме. Для этого планируются разные формы сотрудничества между слушателями и преподавателями: работа в группах, проектирование, освоения техник личностного общения, диалогового взаимодействия, коллективной мыследеятельности, а также обучение в дистанционной форме (модуль 2.6). В содержании (программе) разделов определено оптимальное соотношение лекционных и практических занятий.

Форма обучения: очная с отрывом от производства и дистанционная без отрыва от производства.

Формы учебной работы: лекции, лекции-диалоги, семинары, дискуссии, практические занятия, сценирование занятий, индивидуальные консультации, проектирование, проведение педагогических мастерских, мастер-классы, круглый стол и др.

Формы текущего и итогового контроля: контрольная работа, защита проекта, зачеты.

Ожидаемые результаты курсов повышения квалификации:

Критерии компетентности слушателя по итогам прохождения курсов.

В результате прохождения курсов слушатель должен знать:

  • Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности, в том числе нормативно-правовые основы образовательной области «Математика»;

  • психолого-педагогические основы преподавания математики в современной школе, в том числе приемы и методы развития математических способностей у школьников в урочной и внеурочной деятельности;

  • современные подходы к преподаванию математики с использованием современных педагогических технологий, в том числе технологии проектного обучения, технологии деятельностного подхода;

  • содержание коллекций существующих ЭОР по математике, их особенности и существенные характеристики;

  • основные направления и модели использования современных ЭОР по математике; существенные характеристики деятельности учащихся по освоению математического содержания на основе использования ЭОР;

  • современные требования к итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы;

  • дидактические основы конструирования современного учебного занятия по математике.

В результате прохождения курсов слушатель должен уметь:

  • применять полученные знания в учебно-воспитательном процессе;

  • разрабатывать уроки с использованием технологий деятельностного подхода к обучению;

  • конструировать современные учебные занятия с учетом требований к преподаванию математики;

  • проводить анализ и самоанализ учебного занятия;

  • моделировать и выстраивать деятельность по профессиональному саморазвитию.

  • использовать методику организации и проведения исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочной и внеурочной работе по математике;

  • осуществлять отбор содержания для обучения математике на основе ЭОР;

  • критически оценивать потенциальные возможности ЭОР для получения результатов обучения математике в соответствии с ФГОС;

  • осуществлять деятельность по анализу и отбору ЭОР по математике для использования их в процессе обучения математике;

  • разрабатывать содержание и планы проведения уроков различного типа на основе ЭОР при обучении математике

  • применять методические приемы подготовки учащихся к итоговой аттестации за курс основной и старшей школы

Нормативно-правовая база:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 № 313-ФЗ).

  2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

  3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).

  4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.– М.: Просвещение, 2009.

  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2008.

  6. Примерные программы по учебным предметам (Математика 5-9 классы). Проект. – 3-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2011.




  1. СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности (6 часов).


Модуль 1.1 Общество и образование (2 часа).

Тема 1.1.1. Государственная политика в области образования. Государственные образовательные стандарты второго поколения, их роль в сохранении единого образовательного пространства (2 часа).

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

Общие положения Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями: требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования; требования к условиям реализации основной образовательной программы (кадровые условия, психолого-педагогические, информационно-методические и др.).

Проект Федерального Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.


Модуль 1.2. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности (2 часа).

Тема 1.2.1. Закон Российской Федерации «Об образовании». Трудовые правоотношения в образовании (2 часа).

Основные положения закона Российской Федерации «Об образовании».

Трудовой договор. Режим работы и отдыха педагогических работников. Условия оплаты труда. Льготы и компенсации. Типовые положения, локальные акты, определяющие деятельность образовательных учреждений различных типов и видов (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и др.).


Модуль 1.3. Правовые основы аттестации работников образования

(2 часа).

Тема 1.3.1. Роль аттестации для педагога. Нормативные документы по аттестации педагогических работников (2 часа).

Роль аттестации в стимулировании целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности, профессиональной, коммуникативной, информационной, духовной культуры педагога.


Раздел 2. Психолого-педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работника образования (52 часа).


Модуль 2.4. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности (8 часов).

Тема 2.4.1. Понятие о жизненном кризисе, виды кризисов, пути и способы их преодоления. Профессиональный кризис педагога и его специфика (2 часа).

Определение кризиса как особого психического образования, которое возникает в ситуации решить возникшую жизненную проблему обычными, приемлемыми способами. Бытовое, философское и психологическое понимание кризиса. Положительное и отрицательное в кризисе. Специфика кризиса педагога в современных условиях. Пути и способы преодоления кризиса, в том числе и путем саморазвития.

Тема 2.4.2. Основные механизмы саморазвития (2 часа).

Состояние профессиональной деятельности российского учителя. Тенденция эмоционального выгорания. Тенденция использования достижений прошлого. Задачи изменения отношения к профессиональной деятельности.

Тема 2.4.3. Моделирование путей и способов саморазвития, профессиональное саморазвитие. Возможные проблемы и трудности в этой деятельности (2 часа).

Метод, методика, технология. Моделирование. Особенности технологизации деятельности по саморазвитию. Этапы моделирования и построения деятельности по саморазвитию.

Практическая работа: Моделирование путей и способов саморазвития, профессиональное саморазвитие (2 часа).

Тема 2.4.4. Самосознание как основное условие развития личности (2 часа).

Адаптивное поведение и профессиональное саморазвитие. Система представлений человека о самом себе. Структура самосознания. Система ценностей при саморазвитии и самообразовании.

Практическая работа: Структурирование системы ценностей при саморазвитии и самообразовании (2часа).


Модуль 2.5. Современные педагогические технологии (8 часов).

Тема 2.5.1. Технологии обучения и воспитания (2 часа).

Понятие «педагогическая технология». Классификации. Функции и задачи педагогической технологии. Структура педагогической технологии. Образовательные технологии, направленные на формирование метапредметных результатов

  1   2   3   4

Похожие:

Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра естественно-математического образования iconСвердловской области «институт развития образования» (Гбоу дпо со иро) Кафедра профессионального образования
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра естественно-математического образования iconДополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» непрерывное образование: ориентиры инновационного развития
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования»
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра естественно-математического образования icon потребности в кадрах экономики Сахалинской области на 2012 2018 годы
Правительства Сахалинской области от 26. 07. 2011 №530-р «Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по адаптации системы профессионального...
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра естественно-математического образования iconМетодические рекомендации Екатеринбург 2012 Рецензенты: Пакалина Е. Н., доцент кафедры профессионального образования гбоу дпо со «Институт развития образования»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра естественно-математического образования iconМурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области
О состоянии и перспективах развития системы образования Сахалинской области: публичный доклад. – Южно-Сахалинск, 2012. 62 с
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра естественно-математического образования icon«Институт развития образования Новосибирской области» Центр оценки качества образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра естественно-математического образования iconО преподавании предметов естественно-математического цикла в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра естественно-математического образования iconО преподавании предметов естественно-математического цикла в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра естественно-математического образования icon«Институт развития образования» (гбоу дпо со «иро»)
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра естественно-математического образования iconКурганской области педагогическое зауралье
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница