Урок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс)




Скачать 211.26 Kb.
НазваниеУрок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс)
Дата23.10.2012
Размер211.26 Kb.
ТипУрок
Урок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс).


Форма урока: урок-послесловие.


Цель: показать «Слово о полку Игореве» как предтечу великой русской литературы, как произведение, в котором ярко раскрыт менталитет русской нации; показать глубину, неисчерпаемость литературного памятника; развивать интерес к русской культуре и литературе, к исследовательской деятельности.


Задачи:

1) способствовать развитию критического мышления учащихся, коммуникативных навыков, монологической речи; развивать умение формулировать и отстаивать свою позицию в споре (в дебатах);

2)оживить и приблизить к современности страницы «Слова о полку Игореве», показать учащимся вневременную важность проблем, поднятых в произведении; познакомить с нераскрытыми тайнами «Слова…», заинтересовать ими;

3)воспитывать патриотизм (гордость принадлежностью к русскому народу), интерес и любовь к истории и культуре родного края.


Наглядность и оборудование.

  1. Презентация «Путь к Каяле».

  2. Презентация «Когда же было написано «Слово…»?»

  3. Книжная выставка «Не замолкнет в веках «Слово…»«, на которой представлены разные издания и переводы «Слова о полку Игореве», исследовательские работы, посвящённые изучению «Слова…».

  4. Кроссворды детей на тему « «Слово о полку Игореве» и Ярославский край».

  5. Мультимедийный компьютер.

  6. Мультимедиапроектор.

  7. Экран навесной.


Предварительное домашнее задание:

  1. Подготовиться к итоговой игре-викторине на знание содержания, исторической основы, истории открытия «Слова о полку Игореве».

  2. Групповое задание: подготовиться к мини-дебатам на тему: «К вопросу о подлинности «Слова о полку Игореве»

А). Первая группа (1-2чел.): аргументированно доказать, что произведение создано в ХII веке современником похода князя Игоря;

Б). Вторая группа (1-2 чел.): аргументированно доказать, что произведение является мистификацией и создано в ХVIII веке современником А.И.Мусина-Пушкина или самим Мусиным-Пушкиным.


-Каждая группа готовит по контр-вопросу оппонентам. (Литература для подготовки выступлений рекомендуется учителем).


3. Индивидуальные задания.

А). Подготовить выступление – презентацию на тему «Путь к Каяле» (задание даётся за неделю до урока).

Б). Подготовить выступление-презентацию на тему: «Когда же было написано «Слово…»?» (обзор фрагментов монографии А.А.Зализняка) (задание даётся за неделю до урока).

В). Подготовить литературоведческую справку о понятии «послесловие» (в мультимедийном варианте, для демонстрации на экране».


Г). Подготовить кроссворд на тему: « «Слово о полку Игореве» и Ярославский край».


Этапы урока.

  1. Во вступительном слове учителя настроить учащихся на обобщение знаний по теме «Слово о полку Игореве», заинтриговать нераскрытыми тайнами «Слова…».




  1. В игре-викторине, в решении кроссвордов, подготовленных детьми, обобщить знания учащихся по теме «Слово о полку Игореве», показать неисчерпанность этой темы.




  1. Презентацией «Где же находится река Каяла?» приблизить литературный памятник к реальной действительности, уточнить путь дружины князя Игоря в причерноморские степи, сопоставив разные точки зрения учёных-литературоведов; представить версию профессора, генерал-лейтенанта инженерно-технической службы В.Г.Фёдорова, где и при каких обстоятельствах было разгромлено войско Игоря и где находится река Каяла (или что такое река Каяла).




  1. В мини-дебатах по вопросу подлинности «Слова…» , авторства «Слова…» подвести учащихся к пониманию идейной и культурной важности этого произведения для русского самосознания.




  1. Презентацией «Когда же было написано «Слово…»?» познакомить учащихся с основными положениями монографии академика А.А.Зализняка « «Слово о полку Игореве»: взгляд лингвиста», поставить точку в споре о подлинности «Слова…».




  1. Монологом-заключением учителя подвести учащихся к выводу: идеи «Слова…», дух «Слова…» оставили след в многовековой русской истории и культуре (в истории и культуре Ярославского края в том числе), стали неотделимой частью русского менталитета; увлечь учащихся нераскрытыми тайнами «Слова…».



Содержание урока.


Учитель: Уважаемые 9-классники! Ну вот мы и прочитали последние строки «Слова о полку Игореве», коснулись печальной истории русской земли более чем 800-летней давности, увидели, как отозвалось «Слово…» в живописных полотнах русских художников, почувствовали смятение души и горестное сожаление в словах арии бородинского «Князя Игоря», познакомились с поэтическими переводами древнерусского произведения и выучили наизусть отрывки из них, даже поразмышляли над намётками будущих сочинений. Вроде бы и всё- выполнена привычная работа по изучению литературного произведения.

Зачем же нужен этот урок? Какова его тема? Об этом мы поговорим чуть позже, слегка освежив в памяти факты и события, связанные с открытием «Слова…», его исторической основой.

Для этого мы разделимся на 2 команды, чтобы ответить на вопросы викторины. Каждая команда назначает «эксперта». «Эксперт» выбирает правильный ответ из нескольких предложенных учителем. Команда соглашается или не соглашается с «экспертом», получая при этом балл, если согласилась с правильным выбором или не согласилась с неправильным выбором «эксперта».

(Текст викторины предложен командам в распечатанном виде и проецируется на экран, как и кроссворд « «Слово о полку Игореве» и Ярославский край». За разгадывание кроссворда балл получает команда, справившаяся первой. Ученик, составлявший кроссворд, в разгадывании не принимает участия).


Викторина по «Слову о полку Игореве».

(Текст викторины взят в газ. “Литература”, 2004 № 7, С. 26-27,

Бороздунова Л. Викторина о “Слове о полку Игореве”).


Первый этап.

История открытия и публикации «Слова…».


  1. «Слово…» было найдено…

А) в начале 90-х годов ХVIII века;

Б) в конце 90-х годов ХVIIIвека;

В) в начале ХIХ века.


2. «Слово…» было найдено известным любителем и собирателем русских древностей …

А) Н.Н.Бантыш-Каменским;

Б) А.И.Мусиным-Пушкиным;

В) А.Ф.Малиновским.


3.Текст «Слова…»…

А) представлял собою отдельную рукопись;

Б) был включён в сборник древнерусских произведений, оригинальных и переводных.


4.Сборник был приобретён в числе других рукописей у бывшего архимандрита закрытого к тому времени …

А) Богоявленского монастыря;

Б) Спасо-Ярославского монастыря;

В) Ново-Троицкого монастыря.


5.С рукописи «Слова…» были сделаны копии, одна из которых предназначалась для…

А) Екатерины II;

Б) Павла I;

В) Александра I.


6.»Слово о полку Игореве» было впервые издано …

А) в 1800 году;

Б) в1805 году;

В) в 1810 году.


7.В 1812 году сборник, включавший «Слово…», …

А). был вывезен из Москвы перед наполеоновским нашествием и утерян;

Б). сгорел в московском пожаре;

В) был выкраден из дома Мусина-Пушкина и не найден до сих пор.


8.»Слово…» дошло до нас в единственном списке …

А) ХIV века;

Б) ХV века;

В) ХVI века.


Второй этап.

Историческая основа «Слова…».


  1. Главный герой «Слова…» был князем…

А) в Переяславле-Залесском;

Б) в Новгороде-Северском;

В) во Владимире


2.Поход Игоря на половцев состоялся в …

А)1185 году;

Б)1186 году;

В)1187 году.


3.Поход князя Игоря на половцев закончился…

А) поражением русичей и пленением князя Игоря;

Б) победой половцев и пленением хана Кончака;

В) поход не принёс удачи ни одной из сторон.


4. Перед походом князь Игорь…

А) попросил разрешения у киевского князя Святослава и получил его;

Б) попросил разрешения у киевского князя Святослава и не получил его;

В) не сговаривался со Святославом.


5.В походе у берегов Донца войско Игоря застало зловещее предзнаменование в виде…

А) землетрясения;

Б) урагана;

В) солнечного затмения.


6.Узнав, что застигнуть половцев врасплох не удалось, что они вооружены и готовы к бою, Игорь…

А) решил возвратиться домой;

Б) предпочёл продолжить поход;

В) решил выждать более удобный момент.


7.Всего столкновений войска Игоря с половцами было…

А) одно;

Б) два;

В) три.


8.Первый бой с половцами закончился…

А) победой русичей;

Б) победой половцев.


9.Второй бой, закончившийся поражением русичей, длился…

А) сутки;

Б) двое суток;

В) трое суток.


10. В этом бою Игорь…

А) был убит;

Б) был тяжело ранен;

В) был ранен и взят в плен.

11.Из половецкого плена…

А) Игорь бежал с помощью половцев;

Б) его выкрали русичи;

В) хан Кончак отпустил его с почётом.


12.Из плена Игорь отправился…

А) в Новгород-Северский;

Б )в Путивль;

В) в Киев.


(Ключ.


Первый этап.

1).а; 2).б; 3).б; 4).б; 5).а; 6).а; 7).б; 8).в.


Второй этап.

1).б; 2).а; 3).а; 4).в; 5).в; 6).б; 7).б; 8).а; 9).в; 10).в; 11).б; 12).в.)


Команды также разгадывают кроссворд « «Слово о полку Игореве» и Ярославский край», выведенный на экран и распечатанный для команд.


Учитель: Я очень рада, что задания оказались для вас лёгкими; но есть вопросы, заданные «Словом…», на которые до сих пор не найден ответ. Поэтому мы здесь, на нашем уроке, тема которого звучит так (открывается ранее закрытая запись на доске): «Урок-послесловие «Нераскрытые тайны «Слова…»«.

Почему «послесловие»?

-Во-первых, потому, что проводим мы его после изучения вами «Слова…»;

-во-вторых, потому, что проводим мы его после более чем 800-летней истории Руси, услышавшей урок автора «Слова…»- как этот горький урок прозвучал в нашей истории?

-В-третьих, потому, что композиционно послесловие…

Ответьте, пожалуйста, что значит в вашем представлении термин «послесловие»?

(Учащиеся предлагают разные варианты формулировки термина, общий смысл которых - «заключительная часть произведения, несущая пояснения к тексту»).

Учитель: Вот как дано определение понятия «послесловие» в «Литературном энциклопедическом словаре», справку из которого нам любезно подготовил…

(Ученик проецирует текст определения на экран, читает и комментирует формулировку:


«Послесловие – дополнение к литературному произведению, содержащее выводы и необходимые, по мнению автора, пояснения к тексту. Обычно следует непосредственно за литературным произведением.

В отличие от эпилога, не является продолжением фабулы.

Послесловие зачастую тесно связано с произведением единым авторским замыслом, выполняя роль внефабульной мотивировки изображаемого.

Помимо послесловия от автора широко распространено послесловие к тексту от другого лица – критика, составителя, редактора.»

В.А.Калашников.

Литературный энциклопедический словарь. Москва, «Советская энциклопедия»,1987, с.291.)

Учитель: Мы, конечно, не претендуем на роль автора, желающего сделать выводы в произведении, ни на роль критика, составителя, редактора… Но вот роль заинтересованного читателя – для нас.

Цель нашего урока - прикоснувшись к нераскрытым тайнам «Слова…», убедиться, насколько интересно и злободневно это произведение для наших современников; узнать, как прозвучало это произведение в русской истории и в истории Ярославского края – и поразмышлять над загадками «Слова…» - может быть, кому-нибудь из вас в будущем посчастливится найти ответ на вопросы, заданные «Словом…».

Итак, первая загадка «Слова…»: где была разбита дружина Игоря, а сам русский князь попал в плен?

Ученики: В причерноморских степях, южнее Новгорода-Северского, на реке Каяле.

Учитель: Вот уже более двухсот лет, с тех пор, как было опубликовано «Слово…» А.И.Мусиным-Пушкиным, учёные-литературоведы, учёные-географы ищут реку Каялу в причерноморских степях – и найти не могут…

Наиболее интересной версией о том, где находится река Каяла, поделится…

Ученик: (сообщение сопровождается демонстрацией презентации «Путь к Каяле»).

Многие учёные размышляли о том, где же произошло страшное сражение дружин князя Игоря с половцами, где находится река Каяла.

Сам автор «Слова о полку Игореве», бывший, по мнению многих исследователей, участником трагического похода, даёт возможные координаты места битвы:

Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоревы.

Земля гудит,

реки мутно текут,

пыль поля прикрывает,

стяги говорят:

половцы идут от Дона,

и от моря,

и со всех сторон русские полки обступили.

Следовательно, место боя – в районе притока Дона (река Каяла), недалеко от морского побережья.

Цель этой работы – уточнить путь дружины князя Игоря в «землю незнаемую», представить версию генерал-лейтенанта В.Г.Фёдорова – где и при каких обстоятельствах было разгромлено войско князя Игоря и где находится река Каяла.

Н.М.Карамзин, В.В.Стеллецкий, И.А.Аристов, Л.В.Лонгинов, В.А.Афанасьев, К.В.Кудряшов, учитывая приведённую выше цитату из «Слова…», считали, что второй бой Игоревой дружины с половцами произошёл недалеко от побережья Азовского моря, на притоках реки Дон (демонстрируется карта из презентации):

-на реке Кагальник (Н.М.Карамзин),

- на реке Быстрой (В.В.Стеллецкий, В.А.Афанасьев),

-на реке Кальмиус (Н.А.Аристов, К.В.Кудряшов),

- на реке Мокрые Ялы (Л.В.Лонгинов),

причем название рек Кагальник, Кальмиус, Малые Ялы созвучны названию реки Каяла из «Слова о полку Игореве».

Совершенно иную точку зрения выдвигает профессор В.Г.Фёдоров, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, исследовавший «Слово…»с позиции военного.

На основании детального военного анализа, с учётом всех обстоятельств: длины пеших и конных переходов, скорости движения и тактики войск, связи упомянутых в произведении конкретных деталей с конкретными признаками той или иной местности – делает свои выводы, что сражение дружины Игоря с половцами происходило у слияния рек Орели и Орельки, примерно в 70 километрах к западу от современного города Изюма.

Обратимся к доказательствам В.Г.Фёдорова.

«Игорь, завидуя чести, полученной Святославом, не долго медля, собрал войско..»

(В.Н.Татищев. «История Российская с древнейших времён»,с.257,т.3)

«Поход Игоря в 1185 году преимущественно был набегом, рассчитанным главным образом на внезапность и на отсутствие больших половецких сил, которые могли бы быть собраны против его дружин.

У Игоря не могло быть значительных сил: у него не было достаточно времени для длительной подготовки и сбора войска».

«Слово «полк» имело в то время двоякое значение: оно означало войско (армию)- «Слово о полку Игореве», то есть «Слово о войске Игоря», - и часть этого войска. Средняя численность полка обыкновенно принималась в одну тысячу человек.

Войска Игоря, состоявшие из пяти или шести полков (если считать, что у сына Игоря Владимира было 2 полка), могли иметь примерно 6-8 тысяч человек».

Эти соображения подтверждает и В.Н.Татищев. Основываясь на имевшейся у него летописи, он при описании окружения дружин Игоря во время битвы на Каяле говорит о 5 тысячах русских, взятых в плен половцами.

Значительно труднее определить состав рати Игоря. В войске Игоря могли участвовать, кроме дружинников, только охотники из народа, откликнувшиеся на призыв князя, поэтому пеших воинов было сравнительно мало.

«Войско Игоря вышло из Новгород-Северска 23 апреля …и в течение первых 8 дней перехода прошло 300 вёрст; средняя скорость движения -33 версты в день. За 4 дня (5-8 мая) рать Игоря прошла около 160-170 вёрст, проходя по 40-42 версты в день. Во второй половине 9 мая, в ночь на 10 мая войско Игоря совершило форсированный переход в 70 вёрст. У Игоря не было другого выхода, кроме исключительно быстрого перехода для того, чтобы напасть на половцев врасплох – слишком мала была его дружина.

Сведения, полученные Игорем от разведчиков («…стяги глаголют: половцы идут от Дона, и от моря…»), заставляли Игоря или бесславно и даже с позором вернуться домой, или попытаться броситься вперёд и внезапно напасть на половецкие вежи.

Для правильного определения местонахождения реки Каялы необходимо предварительно, на основе летописей, составить календарный план похода дружины Игоря.

23 апреля - выступление из Новгород-Северска;

1 мая - переход через верховья Северного Донца, наблюдение солнечного затмения;

1 – 2 мая - движение к Осколу;

3 – 4 мая – отдых и соединение с дружиной князя Всеволода;

  1. – 8 мая – переход соединённых дружин к реке Сальнице у Изюма;

9 мая – встреча с разведчиками и переход к реке Сюурлий;

10 мая – первый удачный бой дружин молодых князей с половцами у Сюурлия;

11 мая – окружение дружин Игоря соединившимися отрядами половцев;

12 мая – гибель полков Игоря.

Место гибели полка Игоря на реке Каяле надо искать ближе, чем его ищут многие исследователи, отождествляющие с Каялой реки Кагальник, Кальмиус, Мокрые Ялы, реку Быструю. Не в глубине половецких степей лежит Каяла, а вблизи рубежей русской земли того времени.

Реку Каялу следует искать в непосредственной близости от Сюурлия, а эту последнюю в расстоянии одного форсированного перехода от Сальницы. Розыски не отдельных рек, а совокупности трёх рек, лежащих одна от другой на указанных выше расстояниях, должны значительно облегчить поиски реки Каялы. Мы считаем правильным указание В.Н.Татищева о бое при реке Суугли, называемой сейчас Орель (демонстрируется слайд с картой.)

Почему же в «Слове о полку Игореве» автор говорит о ветре с моря и о половецких воинах, идущих с Дона?

В.Г.Фёдоров утверждает, что у слияния рек Орели и Орельки находится система болот и озёр, которые во времена Игоря сливались в одно громадное озеро, и называвшееся, по-видимому, морем в отличие от малых озёр.

А строку «Половцы идут от Дона…» следует понимать – со стороны Дона, т.е. с востока.

Не следует заниматься поисками рек с названиями, близкими по созвучию. «…приходится решительно придерживаться мнения, высказанного П.Е.Ваденюком в 1878 году, что Каяла - название не географическое, оно происходит от слова «каяти» – каяться, окаянный. Это мнение разделяет и профессор И.К.Гудзий, считающий, что Каяла означает «окаянная река».

Сам автор «Слова о полку Игореве» подтверждает это в своей знаменитой фразе: «Кают князя Игоря, иже погрузи жир на дне Каялы, реки половецкой».


Учитель: Очень интересная версия, правда? Но одна из многих. Если вы увлеклись этой тайной – посетите форум в интернете «Где находится река Каяла?» - какая могучая дискуссия кипит там по этому поводу! Кто знает, может быть, кто-нибудь из вас поставит точку в розысках трагической Каялы..

Кстати – о дискуссии. Дома два ваших товарища готовились озвучить точки зрения двух противоположных сторон по другому вопросу, о котором спорят тоже 2 века: когда и кем было написано «Слово о полку Игореве», подлинник это, написанный современником Игоря, или подделка-мистификация какого-либо любителя шуток и старины из века ХVIII?

Итак, позиция первая.

Ученик-1: В подлинности «Слова о полку Игореве» сомневались ещё современники и соотечественники А.И.Мусина-Пушкина М.Т.Коченовский, И.И.Давыдов, О.И.Сенковский, позднее – французский славист Луи Леже, в ХХ веке - его соотечественник, литературовед А.Мазон.

Их доводы довольно убедительны, приведу лишь некоторые.

Во-первых, странно то, что текст «Слова…» найден в единственном экземпляре, в то время как другие древнерусские произведения известны, как правило, в нескольких списках.

Во-вторых, ещё удивительнее то, что текст «Слова…», недостаточно изученный исследователями, таинственно исчез (якобы сгорел в пожаре Москвы 1812 года).

В-третьих, «Слово…», представленное А.И.Мусиным-Пушкиным, было написано на бумаге, а не на пергаменте (в ХII веке бумаги на Руси ещё не существовало).

Это сомнения, касающиеся истории открытия «Слова…».

Теперь что касается содержания и языка произведения.

Автор «Слова…» ведёт не последовательное, а фрагментарное повествование: перескакивает с речи Игоря перед дружиной на рассказ о солнечном затмении, с описания солнечного затмения на монолог Всеволода, переносит слушателей из Дикого поля в Киев и Путивль, размышляет о древнерусской истории. Такая манера ведения повествования нехарактерна для произведений древнерусской литературы.

Сам автор кажется слишком образованным для той простой эпохи, а его манера речи больше напоминает немецкие романтические произведения ХVIII века.

Скорее всего, это произведение написали и выдали за древнерусское известные мистификаторы конца ХVIII века А.И.Бардин или А.И.Сулакадзев, подражая «Задонщине»,- они любили подобные шутки. А может быть, «Слово…» написал сам А.И.Мусин-Пушкин, а потом сжёг, опасаясь разоблачения.


Вопрос оппонента: Как же объяснить, что некоторые «тёмные» для современников Мусина-Пушкина места в «Слове…» были объяснены в лишь ХХ веке, в связи с открытиями в области диалектных слов?


Ученик-1: Вероятно, у мистификатора под рукой была неизвестная древнерусская летопись, которой он пользовался, создавая подделку.

Учитель: слово предоставляется Ученику-2; мы готовы выслушать иную точку зрения относительно подлинности «Слова…».

Ученик-2. В подлинности «Слова…» не может быть никаких сомнений: оно было написано в ХII веке гениальным автором, скорее всего, участником Игорева похода.

Во-первых, очень ярко, детально и подробно описан поход, переданы чувства, испытанные воинами, - так мог рассказать о печальных событиях только их участник.

Во-вторых, фрагментарность повествования в «Слове…» имеет свою причину: цель автора – не рассказать современникам о событиях, хорошо им известным, а воззвать к патриотическим чувствам русичей, призвать князей к объединению перед лицом общей опасности. “Слово…” и было написано для всерусского собора князей в 1187 году.

В-третьих: хотя “Слово…” найдено в одном экземпляре, но могут быть найдены и новые; ведь и “Поучение Владимира Мономаха” первоначально было найдено в единственном экземпляре.

В-четвертых, сгоревшую рукопись “Слова…” видели не только издатели, но и Н. М, Карамзин, а он отличил бы подделку от подлинника.

В-пятых, только в XX веке многие “темные места” “Слова…” поддались расшифровке – с развитием исторической лингвистики.

Следовательно, “Слово о полку Игореве” – памятник древнерусской литературы XII века.

Вопрос оппонента: “Если это не стилизация, то почему же автор-христианин (Русь уже два века христианское государство) постоянно обращается к языческим богам, что так любят делать любители фольклора в XVIII веке?”

Ученик 2: Русичи - христиане и в XII и в XIV веке, веря во Христа, обращались в языческим богам, что и подтверждают летописи. Языческие обряды Масленицы сохранились даже в наше время.

Учитель: Спасибо за четкое и интересное изложение 2-х версий: каждый из вас был красноречив и убедителен, умело подобрал аргументы для доказательства своей позиции. Но я немножко слукавила: дискутировать не о чем. Все дело в том, что в вопросе о времени написания “Слова о полку Игореве” следует поставить точку. Сравнительно недавно, в 2004 году, была опубликована небольшая работа известного лингвиста академика А.А. Зализняка, в которой он убедительно доказывает: с версией о поддельности “Слова…” следует расстаться. Основные положения монографии А.А. Зализняка вам озвучит ваша одноклассница.

(Демонстрируется презентация “Когда же было написано “Слово полку Игореве””)

Ученица: С того момента, как “Слово…” было опубликовано А.И. Мусиным-Пушкиным в 1800 году, не смолкает дискуссия о подлинности данного памятника древнерусской литературы. Выдвигалось мнение, что это произведение было написано талантливым автором XVIII века, знатоком древнерусской литературы и истории, может быть, самим Мусиным-Пушкиным.

В своей книге ““Слово о полку Игореве”: взгляд лингвиста” академик А.А. Зализняк решает вопрос о том, когда же было написано “Слово…”: В XII веке современником князя Игоря или в веке XVIII, неким талантливым мистификатором-Анонимом (так называет его проф. Зализняк).

Вот какую задачу ставит перед собой А.А. Зализняк: ”Давайте посмотрим, какими лингвистическими знаниями должен был обладать Аноним для того, чтобы имитировать древнерусский язык. Были ли доступны ему эти знания? Что вообще знали о древнерусском языке в конце XVIII века?”

Идея на время воплотиться а Анонима и посмотреть на возникшую перед ним задачу подделки его собственными глазами оказалась очень плодотворной.

Вначале автор монографии, проанализировав “Слово…”, делает такие выводы о его языке: “Язык “Слова…” – правильный древнерусский XI-XII веков, на который наложены орфографические особенности, свойственные писцам XV-XVI веков северо-запада Руси. В версии подлинности “Слова…” эта картина объясняется без всякий затруднений: текст был создан в конце XII-XIII века и переписан на северо-западе в XV или XVI веке. Проблема состоит в том, можно ли получить правдоподобное объяснение этой картины также и в рамках версии поддельности “Слова…””.

Какими же знаниями должен был обладать мистификатор-Аноним, чтобы написать “Слово…” в XVIII веке?

Первое: создать текст, удовлетворяющий языковым нормам языка XII века;

Второе: сымитировать эффекты орфографического, морфологического и иного характера (включая ошибки), которыми обычно сопровождалось копирование древнего текста переписчиком XV-XVI века.

Третье: сымитировать диалектизмы, характерные для северо-западных писцов XV-XVI веков.

Четвертое: сымитировать нарастание ошибок при переписывании древнего текста (у уставших писцов процент ошибок постепенно нарастал, причем в определенной последовательности).

Так возможно ли было, обладая возможностями XVIII века о древнерусской литературе и древнерусском языке, написать “Слово…”, мистифицируя современников и потомков? Нет.

“Речь может идти только о человеке, овладевшем точными языковыми знаниями, в том числе такими, которых остальные исследователи достигнут на 1-2 века позднее. Появление такого человека в конце XVIII века было вряд ли возможным. Особенно если учесть, что к перечисленным особенностям должно добавиться знание фольклора, диалектов, а также материалов берестяных грамот, которые впервые были найдены XX века.”

Вывод: “Слово о полку Игореве” было написано в XII веке современником князя Игоря, образованным человеком, гениальным писателем, болевшим за судьбы раздробленной Руси и мечтавшем о воссоединении удельных княжеств против общего врага – кочевников.

Учитель: Вот и разгадано – на памяти нашего поколения – еще одна тайна “Слова…”.

Кода мы готовились к уроку, одним из вас был задан вопрос: не все ли равно, когда было написано “Слово…”, - главное, что оно есть…

Не все равно. “Слово…” уже вошло во многовековую историю народа, стало частью русского духа. Поверить в поддельность – лишиться части истории, части души – и какой!

“Брат брату молвит: это моё. И это тоже моё. И стали малое называть великим. Отчаяние летописца – на многие века.

На многие столетья предсказал он несчастья Русской земли. Припал к ней пророческим ухом и услышал тупой гул ордынских коней, которые до дна выпивали ручьи. Он не знал, что в далеких степях набирала силу империя Чингисхана. Но как любой талантливый поэт, был пророком…

Тревожно в “Слове…”. Восемь веков прошло, а тревога осталась. “Слово…” растворилось в нашем воздухе, в нашей крови”. Эти слова написал наш современник Игорь Шкляревский.

И он прав: очень русское произведение. Вы готовили и разгадывали кроссворд ““Слово…” и Ярославский край”. Да, многими нитями связана наша земля и “Слово…”, но главное – духовная связь. Смотрите: отчаянно горд и отважен князь Игорь – отчаянно горды и отважны князья Василько Ростовский (плененный, отказавшийся служить монголам – честь дороже! – и казненный), Всеволод Константинович Ярославский, защищавший свою землю на Сити и погибший в неравном бою с монголами. Отчаянно отважны ярославцы, бившиеся за свою свободу на Туговой горе: “Звук мечей и военный труб заменился стонами и воплями безутешной скорби осиротевших, и долго, долго после того сходились ярославцы на место сражения плакать и тужить по убитым, - так говорится в предании на Туговой горе”.

А потом будет Куликово поле, и ярославские, ростовские, белозерские, угличские, переяславаские, мологские дружины сплотятся вокруг московского князя Дмитрия Донсокого, отстаивая независимость Руси. А благословит воинов на бой наш земляк Сергий Радонежский, и поединщиком выступит монах Пересвет – тоже наш земляк. Читал ли кто из воинов, шедших на Куликово поле, “Слово о полку Игореве”? Возможно, да – Ярославская земля была богата центрами летописания и библиотеками (в том числе и при Спасо-Преображенском монастыре). Возможно, нет – но дух “Слова…” был близок воинам Дмитрия Донского: “За Землю Русскую!”

А потом будет Смутное время, и опять, как во времена усобиц, “…по Русской земле редко пахари на лошадей покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля”.

И Ярославль – центр сопротивления Польской интервенции. Знали ли ярославцы, создавая совет “Всея земли”, золотое слово Святослава? (“Слово…” уже было переписано неизвестным северным летописцем и уже, вероятно, хранилось и библиотеке Спасо-Преображенского монастыря). Если и не знали, то чувствовали так же: “За Землю Русскую!”

Неслучайно так восхитило “Слово…” А.И. Мусина-Пушкина: он тоже русский…


…Не все тайны “Слова…” разгаданы: сохранились еще “темные места” в тексте, неизвестно имя автора, не найдено больше ни одного списка “Слова…”, может быть, разгадать эти тайны и совершить эти открытия предстоит вам?

И написать новое послесловие – для новых учеников.

А пока, закрыта последняя страница “Слова…”

Используемая литература



  1. Академик А.А. Зализняк: “С версией о поддельности о “Слова о полку Игореве придется расстаться”. В газ. “Литература”, 2007, №10, стр. 34-37.

  2. Бороздунова Л. Викторина о “Слове о полку Игореве”. B газ. “Литература”, 2004 № 7, С. 26-27

  3. Гудзий Н.К. По поводу ревизии подлинности “Слова о полку Игореве”. В кн. “Слово о полку Игореве – памятник XII века”. Москва – Ленинград, изд. АН СССР, 1962

  4. Косоруков Л. Гений без имени. Москва, 1986.

  5. Лихачёв Д.С. Изучение “Слова…” и вопрос о его подлинности. В кн. “Слово о полку Игореве” – памятник XII века. Москва – Ленинград, изд. АН СССР, 1962

  6. История Ярославского края. Ярославль, 2000 год.

  7. “Слово о полку Игореве”, Москва, “Детская литература”, 1986.

  8. “Слово о полку Игореве”. 800 лет. Москва, “Советский писатель”, 1986.

  9. Федоров В.Г. Кто был автором “Слова… ” и где расположена река Каяла. Москва, “Молодая гвардия”, 1956.

Похожие:

Урок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс) iconПрезентация по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор». ( Урок внеклассного чтения по русской литературе в 11 классе)
...
Урок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс) iconУрок внеклассного чтения
Цели: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого...
Урок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс) iconУрок внеклассного чтения по рассказам В. П. Астафьева
Проанализировать рассказы В. П. Астафьева: «Белогрудка», «Капалуха», «Васюткино озеро»
Урок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс) iconУрок внеклассного чтения в 6 классе
Создание рабочей атмосферы урока, атмосферы самостоятельного поиска и стремления к высоким результатам
Урок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс) iconТемы сочинений на лингвистическую тему (гиа -9 класс)
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова В. П. Шереметевского: «Орфография слова есть биография слова». Аргументируя...
Урок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс) iconУрок внеклассного чтения в 7 классе
Цель: показать жанровое разнообразие тематики рассказов А. П. Чехова, активизировать самостоятельную работу учеников, развивать их...
Урок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс) iconУрок внеклассного чтения в 7 классе А
Цель: Привитие этнической культуры через познание своего города, раскрытие литературно-Исторического наследия народов края для развития...
Урок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс) iconУрок внеклассного чтения в 7 классе
«Обида», «Волки». Через все его произведения проходит мысль: надо человеком быть! Не важно, где живут герои Шукшина. Главное – как...
Урок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс) iconПлан урока внеклассного чтения 4 класс
Цели урока – на примере русских народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её роль в жизни сказочного героя;...
Урок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс) iconКалендарно-тематическое планирование уроков по литературе класс
Плановых классных сочинений 7, домашних сочинений 1, зачетов 3, практических работ 2, уроков внеклассного чтения 11, уроков развития...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница