Урок внеклассного чтения в 6 классе




Скачать 75.58 Kb.
НазваниеУрок внеклассного чтения в 6 классе
Дата23.10.2012
Размер75.58 Kb.
ТипУрок

Урок внеклассного чтения в 6 классе

МАСТЕРСКАЯ

«Учись читать!»

Цели урока:

  1. Образовательные

    • Расширять кругозор учащихся, познакомить с именем Д.С. Лихачева, с его книгами.

    • Отрабатывать навык внимательного чтения, осмысления прочитанного.

    • Активизировать знания учащихся по литературе.

  2. Развивающие

  • Развивать умение выражать свои мысли в письменной и устной форме.

  • Совершенствовать навык устного монологического ответа.

  • Расширять словарный запас учащихся.

3. Воспитывающие

  • Прививать интерес к книге, потребность вдумчивого, внимательного чтения.

  • Мотивировать учащихся на чтение.

  • Воспитывать потребность знания культуры своей страны, любви к своему Отечеству.


Задачи учителя:

  1. Создание рабочей атмосферы урока, атмосферы самостоятельного поиска и стремления к высоким результатам.

  2. Дифференцированная индивидуальная помощь учащимся в ходе урока.


Оформление:

  1. Выставка книг Д.С.Лихачёва.

  2. Стенд к 100-летию Д.С.Лихачёва: высказывания учёного и его портреты.

  3. Презентация к рассказу о Д.С.Лихачёве.

  4. На доске:

Учись читать! Д.С.Лихачёв

Чтение «Письма о добром»

Как надо читать? Любите читать!

Интересное чтение.


1). Выступление подготовленной группы учащихся.

Выступление сопровождается показом презентации и даёт возможность познакомить шестиклассников с личностью Д.С.Лихачёва:


1. Уходящий 2006 год в нашей стране назван годом Лихачёва. 28 ноября этого года ему исполнилось бы 100 лет. Дмитрий Сергеевич не дожил до своего юбилея. Он скончался на 93-ем году жизни. Почему же столетие Дмитрия Сергеевича Лихачёва стало не только всероссийским, но и всемирным событием? Что совершил за свой долгий век русский учёный, историк, литературовед, деятель культуры?


2. «С рождением человека родится и его время. В детстве оно молодое и течет по-молодому – кажется быстрым на коротких расстояниях и длинным – на больших. В старости время точно останавливается.

Воспоминания открывают нам окно в прошлое. Они не только сообщают нам сведения о прошлом, но дают нам и точки зрения современников событий, живое ощущение современников», - писал Лихачёв в своих воспоминаниях о детстве.


3. Согласно архивным данным основатель петербуржского рода Лихачевых – Лихачев Павел Петрович – был принят в 1794 г. во вторую гильдию купцов Санкт-Петербурга. Приехал он в Петербург, конечно, раньше и был достаточно богат, ибо вскоре приобрел большой участок на Невском проспекте, где открыл мастерскую золотошвейного дела на два станка и магазин – прямо против Большого Гостиного двора.


4. Семидесяти лет Павел Петрович и его семья получили звание потомственных почетных граждан Санкт-Петербурга. Звание потомственных почетных граждан было установлено манифестом 1832 г. императором Николаем I и передавалось по наследству.

Удивительным образом это почётное звание унаследовал и Дмитрий Сергеевич. В наши дни ему присвоили звание почётного гражданина Санкт-Петербурга.


5. Санкт-Петербург – родной город Д.С.Лихачёва. Здесь он родился, окончил школу, поступил в Петроградский университет, по окончании которого в 1928 году был арестован за участие в научном студенческом обществе, отсюда сослан в Соловецкий лагерь и сюда вернулся в 1934 году.

Дмитрий Сергеевич пережил блокаду Ленинграда и оставил о ней поразительные записи. Возможно, это самое сильное из того, что написано о блокаде. Читать эти страницы страшно и вместе с тем необходимо для каждого. «Разверзлись небеса, и в небесах был виден Бог», — говорит Лихачев, рассказывая о блокаде. «В голод люди, — говорит Дмитрий Сергеевич, — показали себя. Обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательными, беспримерными героями, другие — злодеями, мерзавцами, убийцами, людоедами. Середины не было. Все было настоящее».


6. «Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной дисциплины и социальности», - писал Д.С. Лихачев.

Много сил приложил Дмитрий Сергеевич для сохранения культурного наследия нашей страны. Во многом благодаря ему нам открыты бесценные страницы древнерусской литературы, «Слова о полку Игореве».


7. Академик Лихачев был автором более 1000 научных трудов, фундаментальных исследований литературы Древней Руси. В 80-е годы Лихачев возглавлял Советский фонд культуры. В последние годы жизни руководил отделом древнерусской литературы Пушкинского Дома Российской академии наук.

Действительный член Российской Академии наук, доктор философских наук, профессор, Герой социалистического труда, лауреат государственных премий, почетный член многих зарубежных академий, Лихачев – первый кавалер ордена Андрея Первозванного после его восстановления.


8. Осенью 1999 года средства массовой информации сообщили: «В Санкт-Петербурге в четверг 30 сентября 1999 г. в Боткинской больнице на 93-м году жизни скончался выдающийся филолог, литературовед, деятель российской культуры академик Дмитрий Лихачев».

Похоронен Дмитрий Сергеевич Лихачев на Комаровском кладбище под Петербургом.


9. Дмитрия Сергеевича Лихачева можно назвать человеком XX века. Его труды невозможно переоценить. Он – наш современник, потому что, несмотря на то, что он умер, его помнят, его читают, цитируют, и пока это будет продолжаться, он будет жить среди нас.

Истинный интеллигент – говорят о Д.С.Лихачёве. Немногие могут похвастаться такой репутацией. Для Лихачёва интеллигентность была высокой оценкой человека.

«Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель».

Д.С. Лихачев


2). Слово учителя. Учитель сообщает о цели мастерской.

3). Мастерская.

Мастерская в 6 классе – это первый опыт такой работы. Этому предшествовала определённая подготовка: мы учились работать в парах, в группах (семинары, групповые задания), учились не только слушать, но и слышать друг друга, без чего невозможна работа в мастерской.

I.- Индуктор. Обращаем внимание детей на слово «чтение» на доске и предлагаем дать ассоциации к этому слову. «С»: выслушиваем всех желающих.

II.- Работа с материалом. Предлагаем вспомнить случай, когда книга повлияла на нашу жизнь: изменила представления о чём-либо, помогла принять правильное решение и т.п.

III.- Социализация. В парах ребята решают, достоин ли их случай внимания и по желанию озвучивают для всех. Делаем вывод – насколько важно чтение в нашей жизни?

IV.- Информационный запрос. Известный всему миру учёный, писатель, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв обращается к вам в своей книге «Письма о добром», делится с вами своими размышлениями о жизни. Одно из этих писем нам предстоит сегодня прочесть и выяснить, как же надо читать? (Вопрос на доске).

V.- Работа с информацией. Работа в группах с письмом «Любите читать Д.С.Лихачёва. Дети прочитывают, находят ответы на вопрос, обсуждают варианты. «С»: озвучиваем выводы. (Одна группа отвечает, другие дополняют).

VI.- Рефлексия. Индивидуальная творческая работа: «Интересное чтение».


Любите читать!

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится - вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.

Если первый раз прочли произведение невнимательно - читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. "Бескорыстному" чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках - то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из "Войны и мира", "Капитанской дочки", несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, Повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы: все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

"Незаинтересованное", но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все - она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует - как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классической. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - свое время.

Д.С.Лихачёв

Похожие:

Урок внеклассного чтения в 6 классе iconПрезентация по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор». ( Урок внеклассного чтения по русской литературе в 11 классе)
...
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconУрок внеклассного чтения в 7 классе
Цель: показать жанровое разнообразие тематики рассказов А. П. Чехова, активизировать самостоятельную работу учеников, развивать их...
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconУрок внеклассного чтения в 7 классе А
Цель: Привитие этнической культуры через познание своего города, раскрытие литературно-Исторического наследия народов края для развития...
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconУрок внеклассного чтения в 7 классе
«Обида», «Волки». Через все его произведения проходит мысль: надо человеком быть! Не важно, где живут герои Шукшина. Главное – как...
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconКонспект открытого урока внеклассного чтения в 11 классе
«Память о войне к нам переходит по наследству…» (по рассказу А. Платонова «Взыскание погибших»)
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconУрок внеклассного чтения
Цели: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого...
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconКонспект внеклассного занятия «Урок чистой воды», проведённого во 2 «В» классе моусош №2 Карасукского района

Урок внеклассного чтения в 6 классе iconУрок внеклассного чтения по рассказам В. П. Астафьева
Проанализировать рассказы В. П. Астафьева: «Белогрудка», «Капалуха», «Васюткино озеро»
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconКонспект интегрированного урока внеклассного чтения и музыки, проведенного в 2006/07 учебном году Конспект урока математики в 4 классе
Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и музыки, проведенного в 2006/07 учебном году
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconУрок-суд в 11 «А» классе Урок изо в 6 «А» классе у рок презентация для 5-х классов квн в 8 классе «Мы против курения!»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница