Программа дисциплины «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум»




Скачать 162.41 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум»
Дата23.10.2012
Размер162.41 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум» для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра





Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет социологии


Программа дисциплины

Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум


для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра 

для магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков»


Автор программы:

Запорожец Оксана Николаевна,

к.социол.н., доц.,

o_zaporozhets@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры анализа социальных институтов «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой И.Ф. Девятко


Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г

Председатель В.Г. Ледяев


Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки



Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.68, обучающихся по магистерской программе «Комплексный социальный анализ» изучающих дисциплину «Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования».

Программа разработана в соответствии с:

  • Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;

  • Образовательной программой 040100.68 «Социология».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности Социология, утвержденным в 2011 г.

2Цели освоения дисциплины


Курс «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум» предполагает формирование представлений о теоретических основаниях исследовательской стратегии Grounded Theory, ее основных аналитических процедурах и возможности алгоритмизации анализа качественных данных с использованием программ компьютерной обработки (CAQDAS).

Курс способствует пониманию особенностей Grounded Theory, ее отличий от других аналитических стратегий качественной социологии, а также представлению основных исследовательских версий Grounded Theory, поддерживающих логику вариативности и гибкости аналитических процедур в качественной социологии, дающих возможность для самостоятельной разработки или творческой адаптации существующих аналитических схем.

Освоение особенностей качественного анализа в рамках курса происходит в ходе самостоятельного и группового анализа учебных кейсов и данных собственных исследовательских проектов.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать теоретические основания и основные исследовательские версии Grounded Theory, ее отличия от основных аналитических стратегий качественной социологии, категориальный аппарат исследовательской стратегии и аналитические процедуры, используемые в ходе «восхождения к теории», возможности и ограничения программ обработки качественных данных (CAQDAS) на примере использования NVivo 9;

  • Уметь применять основные аналитические процедуры Grounded Theory, задействовать возможности программы NVivo 9 для систематизации и анализа слабоструктурированных данных, использовать средства представления результатов анализа, предлагаемые Grounded Theory

  • Иметь навыки проведения и представления результатов самостоятельного исследования с использованием процедур Grounded Theory и возможностей программы NVivo 9



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы

(формируется частично)

СК-М1

- распознает теоретические основания и логику Grounded Theory как исследовательской стратегии;

- представляет связи и различия между основными исследовательскими версиями Grounded Theory

- интерпретирует логику Grounded Theory, приспосабливает ее к решению собственных исследовательских задач


Лекции, выполнение самостоятельного аналитического проекта, основанного на применении GT

Способен предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности

(формируется частично)

СК-М2

- дает определение основным понятиям Grounded Theory

- использует знания о процедурах Grounded Theory для анализа эмпирической информации

- оценивает познавательные возможности и ограничения Grounded Theory

Лекции, семинарские занятия, выполнение самостоятельного аналитического проекта, основанного на применении GT

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

(формируется частично)

СК-М6

- воспроизводит основную логику неразрывности сбора и анализа эмпирических данных

- владеет аналитическими процедурами Grounded Theory (основными видами кодирования, способами верификации исследовательских гипотез)

- обосновывает необходимость доработки исследовательских процедур, развития аналитической стратегии Grounded Theory

Работа с учебными кейсами, работа над самостоятельным аналитическим проектом с использованием программы компьютерного анализа данных

Cпособен самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

(формируется частично)

ИК-3

  • демонстрирует навыки самостоятельного проведения качественного социологического исследования

  • применяет программу компьютерного анализа слабоструктурированных данных NVivo 9

  • оценивает границы использования компьютерных программ анализа данных ( на примере NVivo 9) для работы со слабоструктурированными данными




Работа с учебными кейсами, работа над самостоятельным аналитическим проектом с использованием программы компьютерного анализа данных

Способен свободно общаться на иностранных языках для целей профессионального и научного общения

(формируется частично)

ИК-9

  • демонстрирует готовность к ведению профессиональной дискуссии на английском языке по основным проблемам качественной социологии

  • владеет профессиональной терминологией на английском языке, достаточной для чтения научной литературы по теме

Подготовка к занятиям (самостоятельная работа) – чтение литературы из списка основной и дополнительной с последующим разбором на семинарских занятиях

Способен оформлять и представлять результаты деятельности с использованием методов, методик и приемов презентации результатов

(формируется частично)

ИК-10

- демонстрирует способность представлять результаты исследования в формах, предусмотренных Grounded Theory

- использует возможности программы NVivo 9 для предоставления результатов исследования

Семинарские занятия, выполнение самостоятельного аналитического проекта, основанного на применении GT, эссе, итоговая презентация результатов самостоятельного аналитического проекта

Cпособен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

(формируется частично)

СЛК-8

− владеет основными методами сбора и анализа информации, используемых в Grounded Theory

− интерпретирует основные аналитические процедуры Grounded Theory

- использует аналитические процедуры релевантные исследовательским задачам



Семинары, подготовка и презентация самостоятельного исследования, основанного на использовании Grounded Theory, эссе



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору Цикла профессиональных дисциплин (вариативная часть).


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования

  • Качественные методы социологических исследований

  • Анализ социологических данных 1, 2



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знать теоретические основания и базовые принципы качественной методологии социологического исследования

  • Владеть навыками разработки дизайна, проведения качественного социологического исследования, анализа полученной информации

  • Использовать навыки проведения качественного социологического исследования


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Научный семинар

5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение в Grounded Theory: теоретические основания, конкуренция исследовательских подходов

22

2

-




20

2

Grounded theory как стратегия и метод исследования. Основные аналитические процедуры GT

80

4

6




70

3

Теоретическая чувствительность исследователя

12

2







10

4

Возможности и ограничения использования Computer Assisted Qualitative Data Analysis Software (CAQDAS) для анализа качественных данных. Применение программы NVivo для анализа в логике Grounded Theory

80

4

6




70

5

Итоги использования GT. Особенности теоретизирования в логике GT. GT в системе других аналитических процедур.

22

2

2




18




Всего часов

216

14

14




188


Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

4










Текущий

Эссе

1

Объем 3 000 слов, анализ процедуры использования Grounded Theory в самостоятельном исследовании

Итоговый

Зачет






Презентация результатов самостоятельного исследования с использованием Grounded theory



5.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

В целом, оценка за семинары складывается из следующих видов работ:

1) Участие в обсуждении темы, раскрывающее знакомство студента с литературой по теме, способность формулировать и аргументировать собственную позицию, оппонировать другим позициям

2) Анализ учебных кейсов

3) Анализ собственных исследовательских материалов


Критерии оценивания эссе:

- стиль и внутренняя организация (оцениваются ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения);

- знакомство с источниками (оценивается знакомство с литературой по курсу или разделу курса, материалами лекций или практических занятий, умение творчески использовать различные источники и ссылаться на них);

- корректность использования аналитических процедур (обоснование необходимости и возможности их применения, соответствие логике основных исследовательских версий Grounded Theory), транспарентность и обоснованность выводов анализа эмпирических данных;

- релевантность использования программы анализа слабоструктурированных данных исследовательским задачам, представление результатов исследования с помощью программы NVivo 9.

Оценивание итоговой презентации:

- владение аналитической логикой Grounded Theory

- знакомство с понятийным аппаратом Grounded Theory

- аргументированное и корректное использования возможностей программы NVivo 9 в ходе анализа и представления результатов

6Содержание дисциплины





    Тема 1: Введение в Grounded Theory: теоретические основания, конкуренция исследовательских подходов


Лекция – 2 часа

История возникновения и развития Grounded Theory. Теоретические основания GT. Зачем исследователю нужна GT? Основные подходы к использованию GT и «исследовательские войны» (Glaser vs Strauss, Glaser vs Charmaz). Процесс «восхождения к теории» в рамках GT: критика и апологетика предлагаемых процедур теоретизации.


Литература

Основная литература

  1. Страус А., Корбин Д. (2001) Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. М.: УРСС.

  2. Bryant, A., Charmaz, K. (2006) The Sage Handbook of Grounded Theory. Sage Publications. Part 1.

  3. Charmaz K. (2006) Constructing Grounded Theory. A Practical Guide Through Qualitative Analysis. Sage Publications. Pp. 1-12, 177-200.

  4. Glaser B., Strauss A. (2006) The Discovery of Grounded Theory: Strategies for Qualitative Research. Reprinted. Aldine Transaction. Pp. 21-160.

  5. Glaser B. (1998) Doing Grounded Theory: Issues & Discussion. Sociology Pr.

  6. Charmaz K. (2000) Grounded Theory: Objectivist and Constructivist Methods // Handbook of Qualitative Research (second Edition) (ed. by Denzin N. K., Lincoln Y. S.) Thousand Oaks. London. New Delhi.


Дополнительная литература:


  1. Charmaz K. (2002) Qualitative interviewing and grounded theory analysis // Handbook of Interview Research. Context and Methods (eds. Jaber F. Gubrium & James A. Holstein) Sage Publications: Thousand Oaks, London, New Delhi.

  2. Glaser B., Strauss A. (2005) Awarness of Dying. Aldine Transaction. Pp. 274-294.

  3. Васильева Т.С. (2001) Обоснованная теория в поле качественного исследования // Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. М.: УРСС.

  4. Готлиб А.С. (2002) Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Самара.

  5. Семенова В.В. (1998) Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет. Гл. VI, VII.


Тема 2. Grounded theory как стратегия и метод исследования. Основные аналитические процедуры GT.


Лекция – 4 часа

Основные принципы стратегии. Начало построения теории: открытое кодирование (понятие кода, фокусированное и построчное кодирование как разновидности открытого кодирования). Написание аналитического memo. Построение аналитических диаграмм как процедура анализа. Осевое кодирование как процедура качественного насыщения категорий и установления их количественной представленности. Выборочное кодирование - выдвижение и верификация гипотез о каузальных связях. Теоретическая выборка. Анализ познавательных возможностей и ограничений GT.


Семинар – 6 часов

Семинар предполагает анализ учебных кейсов, а также собственных исследовательских материалов для понимания специфики аналитических процедур GT. Первый этап семинара включает групповую аналитическую работу, в рамках которой анализируются учебные кейсы. Студенты выполняют следующие задания: открытое кодирование учебного интервью, написание аналитического мемо к наиболее значимым кодам, построение аналитической диаграммы на примере учебного интервью, групповое обсуждение конкретных примеров процедур открытого кодирования, апробация выборочного кодирования. Второй этап семинара посвящен аналитической работе участников с собственными исследовательскими материалами, он проходит в режиме индивидуальной работы и консультирования с последующим групповым обсуждением аналитических выводов, рефлексии используемых процедур GT.


Тема 3. Теоретическая чувствительность исследователя


Лекция – 2 часа

Теоретическая чувствительность исследователя и способы ее повышения: работа с литературой, групповая работа, анализ значимых контекстов, возможность задействования собственного опыта.

Основная литература


  1. Страус А., Корбин Д. (2001) Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. М.: УРСС.

  2. Glaser B., Strauss A. (2006) The Discovery of Grounded Theory: Strategies for Qualitative Research. Reprinted. Aldine Transaction.


Тема 4. Возможности и ограничения использования Computer Assisted Qualitative Data Analysis Software (CAQDAS) для анализа качественных данных. Применение программы NVivo для анализа в логике Grounded Theory


Лекция – 4 часа


История применения алгоритмизированных процедур анализа в качественной социологии. Аргументация возможностей и ограничений использования CAQDAS в качественных исследованиях. Основные виды CAQDAS, применяемые для анализа слабоструктурированных данных (ATLAS TI, NVivo 9, MAXqda): сопоставление практик использования. Основные аналитические процедуры NVivo 9: открытое, осевое, выборочное кодирование, написание исследовательских мемо и построение аналитических диаграмм. Представление результатов исследования с помощью NVivo 9.


Семинар – 6 часов

Работа с учебными кейсами (отдельными интервью и коллекциями, визуальными документами) освоение основных аналитических процедур NVivo 9: открытого, осевого, выборочного кодирования, написание исследовательских мемо и построение аналитических диаграмм. Представление результатов исследования с помощью NVivo 9.


Литература

Основная литература

Bazeley, P. (2007) Qualitative data analysis with NVivo

Edhlund , B. (2009) Nvivo 8 Essentials. The Ultimate Help When You Work With Qualitative Analysis

MacMillan K., Koenig T. (2004) The wow factor: preconceptions and expectations for data analysis software in qualitative research. Social Science Computer Review - Special issue: Sociology and computing. 22: 179.

Lewins A., Silver C. (2007) Using Software in Qualitative Research. A Step-by-step Guide. Sage Publications.

Nvivo 9. Getting started


Дополнительная литература

Gibbs, G. (2002) “Qualitative Data Analysis: Explorations with Nvivo (Understanding social research)”

Wiltshier F. (2011) Researching With NVivo 8. FORUM: QUALITATIVE

SOCIAL RESEARCH. Volume 12, No. 1, Art. 23. January 2011

7Образовательные технологии

Занятия проводятся в форме интерактивных лекций и семинаров в ходе которых стратегия Grounded Theory задействуется для анализа учебных кейсов и собственных полевых материалов.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


Тема эссе для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. Эссе сочетает рефлексию аналитических процедур Grounded Theory и анализ результатов самостоятельного эмпирического исследования, проведенного студентом, таким образом, тема эссе связана с выбранной студентом темой эмпирического исследования.

8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


(для самопроверки студентов)


Основные этапы становления Grounded Theory, содержание основных исследовательских версий обозначенной аналитической стратегии: сходство и размежевание;

Теоретические основания Grounded Theory

Кодирование как аналитическая процедура. Основные виды аналитического кодирования

Написание исследовательского мемо как часть процедуры «восхождения к теории»

Построение аналитических диаграмм: способ рефлексии и визуализация результатов исследования

Теоретическая чувствительность исследователя и способы ее повышения

Теоретическая выборка и процесс сбора информации

Возможности алгоритмизированных процедур анализа слабоструктурированных данных (CAQDAS)

Основные аналитические возможности и ограничения программы NVivo 9

Особенности кодирования с использованием программы NVivo 9

Особенности установления значимых аналитических связей с помощью программы NVivo 9

Проверка исследовательских гипотез и повышение обоснованности выводов

Особенности теоретизации в рамках Grounded Theory

9Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка формируется по следующей формуле: 40% составляет оценка за итоговое эссе, 30% - оценка за активность на семинарах (работа с учебными кейсами), 30% - оценка за презентацию результатов самостоятельного исследования.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


Базовый учебник по курсу отсутствует. Материалы курса представлены в электронном ридере.

10.2Основная литература


  1. Bryant, A., Charmaz, K. (2006) The Sage Handbook of Grounded Theory. Sage Publications. Part 1.

  2. Charmaz K. (2006) Constructing Grounded Theory. A Practical Guide Through Qualitative Analysis. Sage Publications. Страус А., Корбин Д. (2001) Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. М.: УРСС.

  3. Glaser B., Strauss A. (2006) The Discovery of Grounded Theory: Strategies for Qualitative Research. Reprinted. Aldine Transaction.

  4. Страус А., Корбин Д. (2001) Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. М.: УРСС.



10.3Дополнительная литература


Дополнительная литература для каждой темы курса ранее представлена в разделе 7

10.4Программные средства


Программа анализа слабоструктурированных данных NVivo 9, Демо-версия программы NVivo 9 (доступна на сайте www.qsrinternational.com)

10.5Дистанционная поддержка дисциплины


В ходе преподавания курса используется электронный ридер. Дистанционная поддержка работы с программой NVivo 9 и необходимое он-лайн консультирование осуществляется посредством сайта www.qsrinternational.com – разработчика программы NVivo 9.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для преподавания дисциплины используется нотбук, проектор, программа NVivo 9.


Похожие:

Программа дисциплины «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум» iconПрограмма I 1
...
Программа дисциплины «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум» iconРабочая программа дисциплины «Информационно-аналитические продукты и услуги»
Программа дисциплины «Информационно-аналитические продукты и услуги» федерального компонента цикла сд составлена в соответствии с...
Программа дисциплины «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум» iconПрограмма дисциплины Практикум на ЭВМ
Программа дисциплины Практикум на ЭВМ (обработка данных сложной структуры) для подготовки бакалавров по направлению 010500. 62 (бакалаврская...
Программа дисциплины «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум» iconК. В. Титов практикум по отечественной
Практикум по Отечественной истории. Часть I. Аналитические задания: учеб-метод пособие для студентов всех направлений подготовки...
Программа дисциплины «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум» iconПримерная программа модуля «Таможенные процедуры» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело
Дисциплина «Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры» (наименование дисциплины будет меняться)
Программа дисциплины «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум» iconРабочая программа по дисциплине «теория и история налогообложения»
Цель дисциплины сформировать у студентов базовые знания в области теории налогов и истории налогообложения, привить навыки применения...
Программа дисциплины «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум» iconПрактикум по теории вероятностей в схемах
Воронцова О. Р. Практикум по теории вероятностей: учебное пособие / О. Р. Воронцова. – Кострома : Изд-во кгту, 2007. – 45 с
Программа дисциплины «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум» iconРабочая программа дисциплины «Основы технологии машиностроения»
Целью изучения дисциплины является овладение студентами обоснованной системой знаний и практическими навыками проектирования технологических...
Программа дисциплины «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум» iconПрограмма дисциплины практикум по культуре речевого общения
Программа дисциплины «Практикум по культуре речевого общения второго иностранного языка (немецкий язык)». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Программа дисциплины «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум» iconПрограмма дисциплины социология потребления для направления 040200. 62 Социология подготовки бакалавра Автор программы
Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-1» и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница