Программа дисциплины «Введение в профессию» для направления 030600. 62 «История»




Скачать 335.95 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Введение в профессию» для направления 030600. 62 «История»
страница1/3
Дата22.10.2012
Размер335.95 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3
Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Факультет истории


Программа дисциплины «Введение в профессию»


для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра


Авторы программы:


Будницкий О.В. д-р ист.н. obud@mail.ru

Вишленкова Е.А. д-р ист. н., проф. evishlenkova@mail.ru

Данилевский И.Н. д-р ист.н, проф. viddanin@mail.ru

Каменский А.Б. д-р ист. н., проф. akamenskii@hse.ru

Полетаев А.В. д-р экон. н., проф. apoletayev@yandex.ru

Давидсон А.Б.. д-р ист. н., проф. adavidson@yandex.ru

Савельева И.М. д-р ист. н., проф. isavelieva@yandex.ru

Смилянская Е.Б., д-р ист. н., проф. esmilian@mail.ru

Уваров П.Ю. д-р ист.н., проф. oupav@mail.ru

Уколова В.И. д-р ист. н., проф.


Одобрена на заседании кафедры политической истории «__»____________2010 г.

Зав. кафедрой А.Б. Каменский


Одобрена на заседании кафедры социальной истории «__»____________2010 г.

Зав. кафедрой П.Ю. Уваров


Одобрена на заседании кафедры истории идей и

методологии исторической науки «__»____________2010 г.

Зав. кафедрой И.Н.Данилевский


Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2010 г.

Председатель Н.А. Проскурякова


Утверждена УС факультета истории «__»____________2010 г.

Ученый секретарь О.С.Воскобойников


Москва, 2010



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Введение в профессию».

Программа разработана в соответствии с стандартом НИУ ВШЭ.



  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» являются:

  • Формирование у студентов общих представлений об особенностях истории как науки, ее месте в системе гуманитарного знания, взаимосвязи с иными социальными и гуманитарными науками, функциях, основных разделах и направлениях

  • Знакомство студентов с базовыми понятиями исторической науки

  • Знакомство студентов с основными формами знания о прошлом

  • Формирование у студентов общих представлений о понятии «исторический источник», его значении в историческом исследовании и знакомство с важнейшими методами работы с источниками

  • Знакомство с новейшими направлениями исторической науки и методами изучения прошлого

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисцплины.


В результате освоения дисциплины студент должен:

    • Знать: базовые понятия исторической науки, ее основные разделы и направления, современные трактовки функций исторического знания, особенности образов прошлого в разных формах знания, специфику исторического времени, взаимосвязь истории с иными науками социально-гуманитарного цикла

    • Понимать значение исторического источника в изучении прошлого

    • Уметь отличать проблемы исторического познания от проблем, относящихся к иным областям знания

    • Иметь первичные навыки реферирования научной литературы


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формиро-

ванию и развитию компе-

тенции

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения


ОНК-4

Дает определение исторической науки, распознает проблемы исторического познания, представляет связи исторической науки с иными социально-гуманитарными науками, обосновывает научность исторического знания, понимает возможности и ограничения реконструкции прошлого.

Лекции, дискуссии, написание реферата




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку.

Изучение данной дисциплины носит характер введения в профессиональное образование и предваряет изучение таких дисциплин БУПа, как «Специальные исторические дисциплины», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Теория и история исторического знания», «Исследовательский семинар».


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Понимание язык литературы по общим проблемам исторической науки


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при

изучении следующих дисциплин: «Специальные исторические дисциплины», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Теория и история исторического знания», «Исследовательский семинар», «Всемирная история» «История российской государственности и др.


5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел

Всего часов

Лекции

Самостоя-тельная работа

1

Историческая наука в системе гуманитарного знания

Кафедра политической истории

12,5

4

8,5

2

История и знание о прошлом

Кафедра истории идей и методологии исторической науки

25

8

17

3

Исторический источник и его место в историческом исследовании

Кафедра истории идей и методологии исторической науки

12,5

4

8,5

4

Исторические источники в исследованиях по социальной истории

Кафедра социальной истории

12,5

4

8,5

5

Микро- и макро подходы в истории

Кафедра социальной истории

12,5

4

8,5

6

Новые направления исторической науки

Кафедра социальной истории

12,5

4

8,5

7

Синхронизация как метод создания комплексных моделей исторического познания


Кафедра социальной истории

7

2

5

8

Исторические реконструкции культурного наследия.


Кафедра социальной истории

7

2

5

9

Почему историки переписывают историю?

Кафедра политической истории

6,5

2

4,5










108

34

74




  1. Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля




Кафедра

Параметры

Промежуточный

Реферат




КПИ, КСИ, КИИиМИН




Итоговый

Зачет




КПИ, КСИ, КИИиМИН







    1. Критерии оценки знаний, навыков

Реферат – продемонстрировать владение первичными навыками реферирования научной литературы.

Зачет – знание базовых понятий исторической науки, ее основных разделов и направлений, современные трактовки функций исторического знания, особенности образов прошлого в разных формах знания, специфику исторического времени, взаимосвязь истории с иными науками социально-гуманитарного цикла; понимание значения исторического источника в изучении прошлого; умение отличать проблемы исторического познания от проблем, относящихся к иным областям знания.



  1. Содержание дисциплины

Раздел 1. Историческая наука в системе гуманитарного знания

Тема 1. Представления о прошлом как часть миросознания человека.

Цели изучения прошлого. Профессиональное знание и массовые представления о прошлом. Историческая информация и ее использование в социально-гуманитарной сфере. Проблема научности исторического знания. Доказательства возможности создания достоверной картины прошлого; опасности и ограничения. Понятие исторического источника; объективность и субъективность его интерпретации. Особенности истории как науки. Что значит «знать историю»?

Тема 2. Направления исторической науки и исторические дисциплины.

Политическая, экономическая, социальная, военная история и история культуры как разделы исторического знания. «Метанарратив» и микроистория. Историческая антропология, история семьи, частной жизни, история эмоций, история детства, история смерти, история повседневности, гендерная история и другие направления современной исторической науки. «Теории истории». История как многофакторный процесс. Детерминированность исторического процесса и альтернативная история. Национальная и «глобальная» история. Проблема уникальности в истории.


Литература к разделу1.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С. 6-29.

http://lib.ru/FILOSOF/BLOK_M/apologia.txt

Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 10-14; 195-207. http://www.krotov.info/libr_min/11_k/kol/lingvud_00.htm

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kollin/index.php

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. С. 14-21.

http://all-ebooks.com/2010/01/06/86634-istoricheskijj-sintez-i-shkola-annalov.html

http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181257530-istoricheskij-sintez-i-shkola-annalov.html

Тош Д. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка. М., 2000. С.33-56.

http://all-ebooks.com/2009/08/23/60660-stremlenie-k-istine.-kak-ovladet.html


Раздел 2. История и знание о прошлом.

Тема 3. Значения и смыслы «истории»

Основные значения слова «история». Античность: формирование значений. Средние века: эволюция смыслов. Эволюция исторического знания в новоевропейской культуре. Смыслы «истории» в ХХ веке.

Тема 4. Понятие «прошлого»

Базовые характеристики двух образов времени в философии. Два типа времени в истории. Становление чувства прошлого. Прошлое как Другое. Появление специализированного знания о прошлом в обществознании. Конструирование прошлого и социальные теории. Категория времени в историческом анализе. Структуры исторического времени. Событие как элемент исторического анализа и темпоральная организация истории. Концептуализация исторических эпох: хронологические границы и содержание. Понятие современности.

Тема 5. Вненаучные формы знания о прошлом. Часть I.

Архаичное знание. Общая характеристика архаичных представлений, образы времени и темпоральная картина мира.

Религия. Трансцендентная и социальная реальности, теология «истории» и христианская историография.

Тема 6. Вненаучные формы знания о прошлом. Часть I I

Философия. Модели и схемы: базовые подходы, циклические и стадиальные модели исторического процесса.

Идеология. Идеологические темпоральные универсумы. Роль идеологии в становлении историографических школ. «Партийная», «национальная» и «гендерная» история.

Искусство. Трансляция ценностей и знание о прошлом. История и искусство: реальность и тексты

  1   2   3

Похожие:

Программа дисциплины «Введение в профессию» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Введение в профессию» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Введение в профессию» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни»  для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Введение в профессию» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Введение в профессию» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Общая и историческая география» для направления 030600. 62 «История» (бакалавриат)
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Введение в профессию» для направления 030600. 62 «История» iconРабочая программа дисциплины Введение в профессию
Целью освоения дисциплины «Введение в профессию» является формулирование профессиональной направленности студента, усвоение основного...
Программа дисциплины «Введение в профессию» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Специальные исторические дисциплины» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Введение в профессию» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Введение в профессию» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Введение в профессию» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История правовых и политических учений» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница