Пояснительная записка Вступительный экзамен в магистратуру Сургпу по направлению подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития»




НазваниеПояснительная записка Вступительный экзамен в магистратуру Сургпу по направлению подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития»
страница1/4
Дата03.09.2012
Размер0.59 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА


для абитуриентов направления подготовки

050700.68 Специальное (дефектологическое) образование,

профиль Образование детей дошкольного возраста с нарушениями

психофизического развития


Сургут 2012

Печатается по рекомендации отдела

сертификации и методического сопровождения

образовательного процесса


Программа утверждена на заседании кафедры педагогического и специального образования

18 января 2012 года, протокол № 7


Специальная дошкольная педагогика и психология: Программа вступительного экзамена: для абитуриентов направления подготовки 050700.68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития) / Сост. Н.П. Рассказова, И.Ф. Павалаки. – Сургут: РИО СурГПУ, 2012.


Данное издание определяет цель, задачи вступительного испытания по специальной дошкольной педагогике и психологии, предъявляет требования к ответам и формулирует критерии их оценивания, содержит описание процедуры проведения экзамена, представляет содержание программы, примерный перечень вопросов и необходимых источников, а также методические рекомендации для подготовки к экзамену.

Программа вступительного экзамена адресована абитуриентам, решившим начать обучение в магистратуре по направлению подготовки 050700.68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития).


© Сургутский государственный педагогический университет, 2012


Пояснительная записка


Вступительный экзамен в магистратуру СурГПУ по направлению подготовки 050700.68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития») определяет уровень сформированности компетенций, предусмотренных профессиональными образовательными программами, и охватывает содержание дисциплин предметной подготовки.

Содержание программы вступительного экзамена в магистратуру по специальной дошкольной педагогике и психологии выстраивается на основе требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700.68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития»), примерный перечень вопросов подготовлен, прежде всего, с ориентацией на ведущие дисциплины профессиональной подготовки.

Программа вступительного экзамена и методические рекомендации для абитуриентов составлены с учетом требований к вступительным испытаниям, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

В магистратуру принимаются лица, имеющие высшее специальное (дефектологическое) образование; лица, имеющие высшее педагогическое образование.

Вступительные испытания в магистратуру проводятся в форме экзамена, который направлен на выявление уровня компетентности абитуриентов в сфере профессиональной деятельности, в области научно-педагогического исследования.

Вступительный экзамен по специальной дошкольной педагогике и психологии является формой проверки профессиональной готовности будущих магистрантов к выполнению своих профессиональных функций и решению комплекса педагогических, творческих, исследовательских, управленческих задач в сфере специального образования. Экзамен имеет интегрированный и комплексный характер, призван определить уровень теоретической и практической готовности будущих магистров дефектологии к решению широкого комплекса коррекционно-развивающих, воспитательных, образовательных, управленческих задач в сфере специального образования.

Целью вступительного экзамена является определение сформированности личностной культуры, профессиональной компетентности и готовности абитуриента к обучению в магистратуре, предполагающей научно-исследовательскую и педагогическую деятельность в сфере специального образования. 

Задачи экзамена:

1. Оценить уровень понимания, теоретической и практической готовности абитуриента к применению научных положений по организации педагогического процесса в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении.

2. Выявить степень сформированности умения анализировать результаты медико-психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

3. Определить степень сформированности профессиональных компетенций в области коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Исходя из квалификационных характеристик образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов педагогического и специального (дефектологического) образования, поступающий в магистратуру должен продемонстрировать:

- понимание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацию к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;

- владение в своей профессиональной деятельности современными компьютерными, информационными и телекоммуникационными технологиями;

- способность выбирать и реализовывать коррекционно-образовательные программы на основе индивидуально-дифференцированного подхода к лицам с ОВЗ;

- способность осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;

- способность осуществлять взаимодействие специалистов в области консультативно-просветительской деятельности.

Критерии оценивания ответов абитуриентов на вступительном экзамене.

Критериями оценки устного ответа поступающего в магистратуру являются полнота, логичность, доказательность, прочность, осознанность, теоретическая обоснованность, практическая направленность, самостоятельность в интерпретации информации и др.

Результаты экзамена определяются по 100-балльной шкале, разброс баллов в которой соотнесен и с традиционной шкалой оценивания (оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

100 – 76 баллов (разброс баллов соответствует оценке «отлично») выставляется экзаменуемому, продемонстрировавшему полное, всестороннее, осознанное знание программного материала и изложившему ответ логично, грамотно, убедительно, готовому к дальнейшему профессиональному совершенствованию, свободно владеющему основными понятиями специального образования, освоившему научные основы организации коррекционно-развивающего процесса, хорошо ориентирующемуся в формах и методах организации педагогического процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, работы с родителями воспитанников, имеющими ограниченные возможности здоровья.

75 – 51 баллов (разброс баллов соответствует оценке «хорошо») оценивается ответ, характеризующийся полнотой, осознанностью, правильностью, грамотностью и систематичностью изложения. Допускаются неточности в формулировках, негрубые ошибки, которые самостоятельно исправляются экзаменуемым в процессе беседы с экзаменующей комиссией. При этом экзаменуемый демонстрирует способность к самостоятельному пополнению и обновлению методических знаний в области специального образования в ходе дальнейшей профессиональной деятельности.

50 – 26 баллов (разброс баллов соответствует оценке «удовлетворительно») выставляется экзаменуемому, продемонстрировавшему полное, осознанное, правильное знание учебно-программного материала в объеме, достаточном для предстоящей работы по профессии. При ответе экзаменуемый может допустить некоторые неточности, негрубые ошибки, затрудняться в самостоятельном изложении материала, но правильно отвечать на задаваемые ему вопросы, способен решить профессиональную практическую задачу, в результате наводящих вопросов  исправлять допущенные ошибки и неточности. 

25 – 0 баллов (разброс баллов соответствует оценке «неудовлетворительно») ставится абитуриенту, обнаружившему неполное, неосознанное знание программного материала, допускающему грубые ошибки, неспособному самостоятельно изложить ответ на заданные вопросы. Абитуриент демонстрирует бессистемные, отрывочные знания, не может четко выразить свое мнение, привести пример, испытывает затруднения в решении профессиональных задач. Демонстрируемый уровень знаний не может быть признан достаточным для поступления в магистратуру.

Процедура проведения экзамена. К вступительному экзамену в магистратуру допускаются лица, завершившие полный курс обучения по профильной профессиональной образовательной программе высшего профессионального образования: 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология, 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование и т.д. В этом случае засчитываются результаты итогового государственного экзамена и проводится собеседование, на котором предлагается решить творческие профессиональные задачи.

К вступительному экзамену в магистратуру также допускаются лица, завершившие полный курс обучения по профессиональным образовательным программам педагогического направления. В этом случае экзамен проходит в соответствии с установленным порядком.

Порядок проведения вступительного экзамена в магистратуру СурГПУ определяется на основании СМК СурГПУ ДП 06 – 2008 Приём абитуриентов, Правилами приёма абитуриентов в СурГПУ.

Проведение вступительного экзамена в магистратуру осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии, которая формируется из представителей профессорско-преподавательского состава вуза.

Для подготовки к ответу на вопросы междисциплинарного вступительного экзамена абитуриенту отводится не более одного часа, а продолжительность ответа, как правило, не должна превышать 30 минут.

Решение экзаменационной комиссии принимаются на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена объявляются в тот же день после завершения сдачи экзамена всеми абитуриентами группы.

Структура экзаменационного билета. Билеты вступительного экзамена включают два теоретических вопроса и один практико-ориентированный вопрос. Первый вопрос направлен на выявление готовности будущих педагогов к решению задач, связанных с вопросами специальной психологии, второй – на выявление сформированности профессиональных компетенций в области коррекционно-развивающей деятельности; третий - на решение конкретных задач, связанных с воспитанием, обучением, развитием дошкольников с отклонениями в развитии.

Вопросы и задания вступительного экзамена в магистратуру соответствуют требованиям ФГОС ВПО направления подготовки 050700.68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития») к уровню профессиональной подготовки педагогов-дефектологов для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития.

Вопросы вступительного экзамена в магистратуру сформулированы с учетом профессиональных функций педагога-дефектолога по видам деятельности: организационно-управленческая, воспитательная, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, социально-педагогическая, научно-методическая, консультативная, культурно-просветительская.

Вопросы для экзамена предусматривают выявление  компетенции соискателя  в достаточно широкой области проблем теории современной специальной педагогики и психологии, что позволяет  оценить его  общую социальную и психолого-педагогическую культуру и эрудицию.

Формулировка вопросов ориентирует поступающего в магистратуру на проблемное изложение и многоплановый анализ материала с позиции  социального и психолого-педагогического подходов.

Вопросы формулируются достаточно объемно, что позволяет  соискателю в полной мере проявить способность к творческому конструированию ответа.

Экзаменационные вопросы по специальной педагогике предполагают анализ современных подходов в области коррекционно-развивающей деятельности, проектированию индивидуальных программ для детей, обучающихся в системе инклюзивного образования. В билеты включены вопросы, ориентированные на применение методик обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, анализ содержания и форм методической работы в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях.

Экзаменационные вопросы по специальной психологии ориентированы на анализ психологических особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития.

Методические рекомендации по проведению вступительного экзамена в магистратуру. Вступительный экзамен в магистратуру по специальной дошкольной педагогике и психологии является одной из форм проверки профессиональной готовности будущего магистра к решению комплекса профессиональных педагогических задач. Экзамен носит комплексный характер и рассматривается как единый вступительный экзамен в магистратуру.

Предложенные вопросы вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 050700.68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития») позволяют оценить имеющиеся у абитуриента теоретические знания, приобретенные профессиональные умения и навыки самостоятельной работы, умение применять полученные знания и использовать их в решении практических профессиональных задач в сфере специального образования.

На экзамене студенты могут пользоваться:

- нормативными документами, регламентирующими деятельность специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений;

- вариативными образовательными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии;

- программой вступительного экзамена в магистратуру.

Ответ абитуриента должен быть выстроен логично, соответствовать содержанию вопросов, которые необходимо осветить максимально подробно, убедительно, используя для этого примеры из практики специального образования.


Содержание программы


Раздел I. Специальная психология


Часть 1. Общие вопросы специальной психологии


1.1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики

Предмет, объект специальной психологии. Задачи специальной психологии. Основные понятия и проблемы специальной психологии. Основные направления специальной психологии.

1.2.Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Определение «степени нормальности» человека - междисциплинарная проблема. Статистическая норма. Функциональная норма. Факторы психического развития человека. Основные условия нормального развития ребенка (Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия). Теория преформизма (Ж.Ж.Руссо). Ребенок - как «чистая доска» (Джон Лок). Теория конвергенции двух факторов (Л.С.Выготский). Социально-биологическое формирование личности. Факторы риска недостаточности психического развития человека. Понятие закономерностей психического развития (Л.С.Выготский). Общие закономерности развития психики нормальных и аномальных детей.

1.3. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)

Дизонтогения. ( Швальбе, 1927).- Отклонение в формировании структур организма в период внутриутробного развития. Факторы, влияющие на тип дизонтогении. Психический дизонтогенез, его понятие (В.В.Ковалев). Взгляды отечественных и зарубежных ученых на основные нарушения психического развития человека. Классификация видов психического дизонтогенеза (В.В.Лебединский, 1985).Типология отклоняющегося развития. (Н.М.Семаго, 2000).


Часть 2. Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации


2.1. Психология детей с задержкой психического развития


2.1.1. Психология детей с задержкой психического развития как наука

Предмет и объект изучения. Задачи психологии со слабовыраженными отклонениями.

Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии в зарубежной и отечественной науке. Причины и механизмы задержки психического развития. Классификация по степени тяжести и этиопатогенитическому принципу. Классификация М.С. Певзнер. Формы ЗПР, определяемые причиной ее возникновения, в отечественной психопатологии и психиатрии (В.В.Ковалев,1979.Основные варианты задержки психического развития, выделенные в работах К.С.Лебединской (1982).


2.1.2.Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР

Особенности внимания детей с ЗПР (Л.И. Переслени, Г.М. Понарядова, Г.Н. Жаренкова). Развитие восприятия у детей с ЗПР (В.И. Белый, П.Б.Шошин, Г. Спионек). Особенности мышления детей с ЗПР. (С.А. Домишкевич, З.И. Калмыкова, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, Т.А. Стрекалова, Н.А. Менчинская). (Г.И. Жаренкова, С.Г. Шевченко). Особенности учебной деятельности детей с ЗПР. деятельности (Е.С. Слепович). Особенности речи детей с ЗПР: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Е.С. Иванова, Ю.Г. Демьянова, И.Ф. Марковской, В.И. Лубовский, Н.А Ципина, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова).


2.1.3. Особенности развития личности и эмоционально - волевой сферы

Особенности темперамента как психофизиологической основы личности у детей с ЗПР.

Тип темперамента детей с ЗПР по критерию обеспечения успешной социально-психологической адаптации.

Уровень эмоционального интеллекта при ЗПР. Особенности процесса социализации детей с ЗПР (И.А.Коробейников). Страхи детей дошкольного возраста с ЗПР (А.И.Захаров, Н.В.Новикова, Л.В.Кузнецова, Е.В.Васильева). Способность к эмпатии детей с ЗПР (О.К.Агавелян). Особенности восприятия и понимания эмоций человека. Особенности коммуникации детей с ЗПР. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Мотивационно-потребностная сфера детей с задержкой психического развития. Исследования мотивационно-потребностной сферы детей с задержкой психического развития. Причины школьной неуспеваемости младших школьников (Н.А.Менчинская, Н.Л.Белопольская, И.Ю.Кулагина, Т.Д.Пускаева и др.).

Особенности образа Я при задержке психического развития. Развитие самосознания в детском возрасте. Половозрастная идентификация у детей с ЗПР (Н.Л.Белопольская).


2.1.4. Особенности деятельности детей с ЗПР

Игровая деятельность детей с задержкой психического развития (Е.С. Слепович). Влияние игры на эмоциональную, двигательную и когнитивную сферу ребенка с ЗПР (И.А.Юркова, Н.Л.Белопольская, Л.В.Кузнецова, Е Б.Аксенова, Н.П.Слободяник, Е.А.Чернышова).

Учебная деятельность детей с ЗПР. Исследование способности к учению дошкольников (У.В.Ульенкова). Основные параметры сформированности полноценной произвольной деятельности учебного типа. Мотивационный компонент. Регуляционный компонент. Ориентировочно-операционный компонент.

Саморегуляция деятельности детей с ЗПР Саморегуляция деятельности и поведения у детей дошкольного возраста с ЗПР. Изучение сформированности действий самоконтроля у дошкольников с ЗПР (У.В.Ульенкова).


2. 2. Психология детей с интеллектуальной недостаточностью


2.2.1. Психология детей с интеллектуальной недостаточностью как наука

Предмет, объект и задачи науки. Причины умственной отсталости. Понятие «умственная отсталость» Специфика умственной отсталости при олигофрении (Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев). Степень выраженности дефекта при умственной отсталости. Классификация форм умственной отсталости (В.В.Ковалев, 1979, М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев 1982).

2.2.2. Особенности развития познавательной сферы умственно отсталых детей

Особенности внимания умственно отсталых детей (М.Н.Фишман, Л.И.Переслени, Э.С. Ополинского, Л.А.Рожкова). Ощущение и восприятие. Нарушение ощущений различной модальности, восприятия объектов и ситуаций. Своеобразие восприятия детьми окружающего их пространства (И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф). Память. Особенности памяти умственно отсталых детей. Объем запоминаемого материала. Точности и прочность запоминания учащимися словесного и наглядного материала. Эмоциональная насыщенность запоминаемого материала. Непроизвольное запоминание. Его продуктивность. Трудности при запоминании учебного материала. Речь. Становление речи умственно отсталого ребенка. Особенности речи ребенка дошкольного возраста. Особенности речи ребенка младшего школьного возраста. Особенности речи старших школьников. Особенности письма и чтения умственно отсталых школьников. Мышление. Особенности формирования мыслительной деятельности умственно отсталых дошкольников. Особенности мышления умственно отсталых детей младшего школьного возраста.


2.2.3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

Исследование личности умственно отсталых детей (феномен психического насыщения И.М. Соловьев). Психологический анализ личности умственно отсталых детей (Л.В.Занков).

Волевая сфера умственно отсталых дошкольников. Мотивационно-потребностная сфера умственно отсталых дошкольников.

Самооценка. Исследование самооценки умственно отсталых детей. Симптом Де-Греефа. Псевдокомпенсаторная переоценка своей личности умственно отсталыми детьми (Л.С.Выготский). Формирование уровня притязаний (Р.Б.Стеркина).


2.2.4. Особенности деятельности детей с умственной отсталостью

Формирование ведущего вида деятельности у умственно отсталых детей. Выраженное запаздывание в становлении всех ведущих видов деятельности. Эмоциональное общение со взрослым на первом году жизни. Предметно-манипулятивная деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра (Н.Д.Соколова, О.П.Гаврилушкина).

Продуктивные виды деятельности. Изобразительная деятельность умственно отсталых детей. Особенности ее формирования. Конструктивная деятельность и ее особенности (О.П.Гаврилушкина).

Психологическая готовность к школьному обучению умственно отсталых детей.


Часть 3. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа


3.1. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология)


3.1.1 Сурдопсихология как наука

Сурдопсихология как раздел специальной психологии. Предмет сурдопсихологии. Задачи сурдопсихологии.

Принципы психологического изучения детей с нарушениями слуха. Методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха.


3.1.2. Причины и классификация нарушений слуха

Понятие о стойких нарушениях слуха. Основные причины нарушений слуха. Патофизиология глухоты и тугоухости. Классификация стойких нарушений слуха (Л.В. Нейман).

Принципы психолого-педагогической классификации детей с нарушениями слуха (Р.М. Боскис). Учет возможностей использования слуха для речевого развития ребенка. Зависимость состояния речи от степени снижения слуха. Время потери слуха и состояние речи. Группы детей с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие и позднооглохшие.


3.1.3. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Ощущение и восприятие. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха (К.И. Вересотская, А.И. Дьячков, А.А. Венгер, А.Л. Венгер, А.П. Гозова, Н.В. Яшкова). Тактильно-вибрационные ощущения, их роль в познании окружающего мира у детей с тяжелыми нарушениями слуха. Двигательные ощущения (статические и кинестетические). Их роль в формировании разных форм речи у детей с нарушениями слуха (устной, дактильной) (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, Ж.И. Шиф, А.В. Запорожец). Роль осязания в познании свойств и качеств предметов на ранних этапах развития ребенка (А.П. Гозова). Особенности слуховых ощущений у детей с нарушениями слуха, их роль в познании окружающего мира. Особенности внимания глухих и слабослышащих детей. Образная память и особенности ее развития у детей с нарушениями слуха (Т.В. Розанова, М.М. Нудельман). Развитие словесной памяти у дошкольников. Запоминание слов, предложений и текстов глухими детьми (Д.М. Маянц, П. Олерон, Л.В. Занков). Стадии развития словесной памяти (И.М. Соловьев). Развитие наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями слуха (А.В. Запорожец, Н.В. Яшкова). Характерные особенности образного мышления глухих и слабослышащих детей (А.Р. Лурия, Т.В. Розанова). Возможности развития словесно-логического мышления у глухих и слабослышащих детей (П. Олерон, Т.В. Розанова). Своеобразие процесса овладения речью у детей с нарушениями слуха (Л.С. Выготский, Ф.Ф. Рау, С.А. Зыков, Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф, Л.П. Носкова и др.).Овладение письменной речью детьми с нарушениями слуха. Особенности понимания значений слов, грамматических отношений. Понимание прочитанного текста.


3.1.4. Особенности развития личности и эмоционально - волевой сферы

Особенности развития эмоционально-волевой сферы при патологии слуха (В. Петшак). Основные этапы развития личности ребенка в норме и при патологии слуха. Особенности развития самооценки и уровня притязаний у детей с нарушениями слуха (В.Г. Петрова, Т.Н. Прилепская, В.Л. Белинский).

Становление межличностных отношений у детей с нарушением слуха (Э.А. Вийтар, В.Л. Белинский, В.Г. Петрова).


3.1.5. Особенности деятельности

Особенности игр глухих и слабослышащих детей (Г.Л. Выгодская). Особенности развития продуктивной деятельности детей с нарушениями слуха. Изобразительная деятельность детей с недостатками слуха. Особенности предметного и сюжетного рисования. Особенности становления основных компонентов учебной деятельности у детей с нарушением слуха (Е.Г. Речицкая).

Особенности формирования предпосылок трудовой деятельности. Формирование двигательных навыков у детей с нарушением слуха. Особенности развития трудовой деятельности у детей с нарушением слуха. Выполнение трудовых операций детьми с нарушением слуха. Влияние нарушения слуха на выбор профессии.


3. 2. Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология)


3.2.1.Тифлопсихология как наука

Предмет и объект науки. Принципы, методы, основные задачи тифлопсихологии как науки. Становление и развитие тифлопсихологии. Причины нарушения зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей. Врожденная и приобретенная слепота. Прогрессирующие и не прогрессирующие нарушения зрительного анализатора.

Степень нарушения зрительной функции по уровню снижения остроты зрения. Группы детей в зависимости от использования зрительного анализатора в педагогическом процессе. Слепые дети. Абсолютно, или тотально, слепые дети. Частично или парциально, слепые дети. Слабовидящие дети. Слепорожденные дети. Ослепшие дети.

3.2.2. Особенности развития познавательной сферы

Влияние нарушения зрения на качества внимания. Замедленность процесса восприятия и темпа переключения внимания. Свойства внимания.Ощущение и восприятие при нарушении зрения. Взаимоотношения осязания и зрения (С.В.Кравков, Л.А.Шифман, И.М.Соловьев, Ф.Е.Иванов, В.М.Воронин). Теории приоритета в познании мира или слуха (Ф.Цех, М.Сизеран) или осязания (А.В.Бирилев). Роль слуха в жизни слепых. ( Д.Дидро, Н.Дюфо, Д.Грисбах). Современные экспериментальные психологические исследования. Осязание у слепых. Тифлопсихологические исследования осязания, осуществленные М.И.Земцовой, Ю.А.Кулагиным, Л.И.Солнцевой, В.М.Ворониным, Р.Б.Каффеманасом. Классификации осязания в тифлопсихологии: одномерное и последовательное формирование осязательного образа восприятия (Т.Геллер); активное и пассивное (А.А.Крогиус). Пространственное ориентирование детей с нарушениями зрения (Б.Г.Ананьев, Э.М.Айрапетянц, А.С.Батуев, А.А.Люблинская). Пространственная ориентировка слепых детей раннего и дошкольного возраста (Л.И.Солнцева). Уровни ориентировочной деятельности у детей школьного возраста (В.А.Кручинин).

Исследования особенности памяти слепых (А.А.Крогиус, Г.Шауерте, Л.П.Григорьева, В.А.Лонина). Исследование соотношения зрительной, слуховой и осязательной памяти у слепых, частично видящих, и слабовидящих. Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти. Специфика сохранения и забывания при слепоте и слабовидении. Особенности развития узнавания (Т.Н.Головина).

Концепции развития мышления лиц с дефектами зрения (С.Ф.Струве, А.М.Щербина, А.А.Крогиус, К. Брюклен, Б.И.Коваленко, М.И.Земцова, ФН.Шемякин, А.И. Зотов, Л.И.Солнцева, С.М. Хорош). Развитие речи лиц с нарушениями зрения(С.А.Покутнева).


3.2.3. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы

Описание эмоциональных состояний слепых в тифлопсихологической литературе (А.Крогиус, Ф.Цех, К.Бюрклен). Возрастные особенности эмоциональных состояний, возникающие у детей с нарушением зрения. Современные исследования эмоциональных состояний (Т.В.Корнева, А.А.Крогиус, Э.Келлер, Т.Руппонен). Влияние различных типов отношений в семье на развитие личностных качеств слепого и слабовидящего ребенка (Г.А.Буткина, С.М.Хорош). Исследование структур личности подростков и старших школьников с нарушением зрения (Р.А.Курбанов, А.М.Виленская).


3.2.4. Особенности деятельности

Роль деятельности в компенсации дефектов зрения. Предметная деятельность. Особенности предметной деятельности: замедленный темп формирования, трудности переноса их в самостоятельную деятельность, расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом (А.М.Витковская, Н.А.Бернштейн). Игровая деятельность детей. Роль игры: в развитии компенсаторных процессов (Л.И.Солнцева), зрительного восприятия (Л.И.Плаксина), ориентации в пространстве (В.А.Кучин, Р.Н.Азарян, В.П.Никитин); в формировании нравственных качеств (Э.М.Стернина, И.П.Чигринова), предметных и игровых действий (С.М.Хорош); коррекции и развитии средств общения (М.Заорска). Типы социального поведения детей в игре (Д.М.Маллаев, Р.А.Курбанов). Учебная деятельность у слепых и слабовидящих младших школьников (А.Ф.Самойлов, А.В.Политова).


3.3. Психология детей с нарушением речи (логопатопсихология)


3.3.1. Предмет и задачи логопатопсихологии

Предмет логопатопсихологии. Задачи, принципы и методы логопатопсихологии.

Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений.

3.3.2. Особенности развития познавательной сферы

Особенности восприятия детей с речевой патологией (Л.С.Цветкова, Т.М.Прицхалайшвили, Е.М.Мастюкова., Н.А.Чевелева, Г.С.Сергеева). Особенности памяти: заметное снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания, нарушение структуры деятельности (Г.С.Гуменная). Особенности внимания: неустойчивость, низкий уровень произвольного внимания, трудности в планировании своих действий, несформированность всех видов контроля за деятельностью (О.Н.Усанова, Ю.Ф.Гаркуша, Т.А.Фотекова).Особенности мышления. Состояние невербального интеллекта детей с общим недоразвитием речи. Особенности наглядно-образного мышления. (И.Т.Власенко, Г.В.Гуровец, Л.Р.Давидович, Л.А.Зайцева, В.А.Ковшиков, Ю.А.Элькин).

Особенности воображения: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаем ость, низкий уровень пространственного оперирования образами. (В.П.Глухов).


3.3.3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

Особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи: пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. Уровень притязаний младших школьников с нарушениями речи (О.Н.Усанова, О.А.Слинько). Осознанность речевого дефекта, степень фиксированности на нем заикающихся детей (С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова, В.И. Селиверстов, Л.А.Зайцева) и лиц с нарушением голоса (О.С.Орлова, Л.Е.Гончарук). Варианты эмоционального отношения заикающихся детей к своему дефекту. Степени фиксированности на своем дефекте (В.И.Селиверстов).


3.3.4. Особенности деятельности

Особенности игровой деятельности детей с нарушениями речи в зависимости от речевого дефекта. Изобразительная деятельность детей с речевой патологией. Коммуникативная деятельность.


3.4. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата


3.4.1. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата как наука

Предмет психологии детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата. Задачи, принципы и методы науки. Методологические основы науки.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Причины и клинические проявления ДЦП.

Формы детского церебрального паралича.


3.4.2. Особенности познавательного развития детей с церебральным параличом

Сенсорное развитие. Причины незрелости и нарушений сенсорных функций у детей с церебральным параличом.

Состояние слухового, зрительного, тактильно-двигательного анализаторов (анатомо-физиологический аспект). Распространенность нарушений слуха и зрения при ДЦП. Характеристика наиболее часто встречающихся нарушений слуха и зрения.

Особенности слухового восприятия (сосредоточения, локализации звука в пространстве, дифференциации звуковых раздражителей). Особенности зрительного восприятия (сосредоточения, прослеживания). Формы реагирования ребенка на звуковые и зрительные раздражители. Специфика недоразвития тактильного восприятия. Зависимость от тяжести выраженности двигательной патологии, опыта предметных действий.

Состояние интеллектуального развития при ДЦП.

Особенности мыслительной деятельности.

Состояние представлений об окружающем у детей с церебральным параличом.

Речевое развитие.

Механизмы речевых расстройств при ДЦП.


3.4.3. Особенности эмоционально-волевого и личностного развития, специфика становления межличностных процессов у детей с церебральным параличом

Своеобразие личностного развития при ДЦП. Значение семейного воспитания в формировании личности ребенка с церебральным параличом. Особенности межличностных процессов в группе детей с церебральным параличом.


3.4.5. Особенности деятельности детей с церебральным параличом

Динамическое влияние двигательного дефекта на игровой процесс. Тенденции изменения игровой деятельности детей с церебральным параличом в дошкольном возрасте. Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка с церебральным параличом. Взаимосвязь трудовых и игровых процессов в дошкольном возрасте. Влияние двигательных возможностей и состояния психической деятельности детей с церебральным параличом на овладение трудовыми процессами. Своеобразие развития трудовой деятельности. Роль социальных факторов (требований семьи и специальных учреждений) в формировании мотивационной основы трудовой деятельности.


Часть 4. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств

эмоционально-волевой сферы


4.1. Психология детей с расстройствами аутистического спектра


4.1.1. Психология детей с расстройствами аутистического спектра как наука

Предмет и объект изучения. Задачи психологии с нарушениями в эмоционально-личностной сфере. Яркие внешние проявления синдрома РДА: аутизм, стереотипность, задержка и нарушение речевого развития, раннее проявление расстройств. Время выделения, представленность в популяции, межполовые различия. Причины и механизмы возникновения РДА. Психологическая сущность РДА классификация состояний по степени тяжести. Полиэтиология синдрома РДА. Базовые патогенные факторы: снижение жизненного тонуса и порога аффективного дискомфорта и их последствия. Клинико-психологическая структура дефекта при РДА. Уровни эмоциональной регуляции жизнедеятельности в детском возрасте по В.В. Лебединскому и О.С. Никольской.


4.1.2. Классификации детского аутизма

Классификации детского аутизма: клинические классификации, классификация по характеру социальной дезадаптации (Л. Винг). Клинико-психологическая классификация (О.С. Никольская). Формы проявления аутизма: 1) как полная отрешенность от происходящего; 2) как активное отвержение; 3) как захваченность аутистическими интересами; 4) как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми.

Аутистические проявления при некоторых нервно – психических заболеваниях у детей


4.1.3. Особенности развития познавательной сферы

Неравномерность психического развития при РДА. Снижение общего жизненного тонуса как один из главных патогенных факторов, обусловливающих развитие личности по аутистическому типу. Особенности внимания. Особенности восприятия: зрительное, слуховое. Проявления различных видов чувствительности: тактильная, вкусовая, обонятельная, проприоцептивная. Особенности памяти и воображения. Своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи. Склонность к вербализации. Неологизмы. Монологи и аутодиалоги. Слова отрицания. Отсутствие речи о себе в первом лице. Неправильное употребление других личных местоимений. Вычурность интонаций. Связь интеллектуального развития со своеобразием аффективной сферы. Аутистическая направленность мышления.

4.1.4. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

Ведущий признак при синдроме РДА. Отставание в формировании комплекса оживления. Нарастание слабости эмоциональных контактов с близкими взрослыми по мере роста ребенка. Отсутствие желания понравится взрослым, заслужить похвалу, одобрение. Позднее появление слов «мама», «папа». Пресыщаемость от общения, склонность к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов. Особенности поведения при РДА.


4.1.5. Особенности игровой деятельности

Особенности игровой деятельности. Аутодиалоги в игре. Игры-фантазии с перевоплощением в других людей, животных, предметы. Спонтанность сюжета игры, трудности введения и изменения ее фабулы извне.

Особенности учебной деятельности. Возможность обучения по программе индивидуального обучения и по программе массовой школы.


Часть 5. Психология детей со сложными нарушениями развития


5.1. Психология детей со сложными нарушениями как наука

Предмет и объект науки. Основные задачи науки. Принципы и методы науки. Понятие «сложные нарушения». Осложненный дефект. Причины сложных нарушений развития. Варианты сложного нарушения. Наследственные и экзогенные причины. Классификация детей со сложными нарушениями по: сочетанности, выраженности, времени наступления, с одновременно или разновременно наступившими нарушениями.


5.2. Особенности развития познавательной сферы

Особенности ощущения и восприятия у детей со сложными сенсорными нарушениями. Кожная чувствительность и двигательная память способ познания окружающего. Использование остаточного зрения и слуха.


5.3. Особенности личности и эмоционально - волевой сферы

Вероятность ущербного, иждивенческого, эгоистического развития личности ребенка. Причины: обусловленные собственно сложным нарушением; отношение к нему окружающих людей; проблемы связанные с практикой обучения и воспитания.


5.4. Особенности деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков. Предметная и игровая деятельность детей со сложными нарушениями. Роль продуктивных видов деятельности в развитии ребенка со сложными нарушениями: лепка, моделирование, рисование. Особенности обучения детей со сложными нарушениями.


  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка Вступительный экзамен в магистратуру Сургпу по направлению подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития» iconРабочая программа учебной дисциплины иммунитет и здоровье Уровень основной образовательной программы бакалавриат Направление подготовки (специальность) 050700. 62 «Специальное (дефектологическое) образование»
Направление подготовки (специальность) 050700. 62 «Специальное (дефектологическое) образование»
Пояснительная записка Вступительный экзамен в магистратуру Сургпу по направлению подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития» icon050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование
Специальное (дефектологическое) образование с квалификацией (степенью) «бакалавр специального (дефектологического) образования» в...
Пояснительная записка Вступительный экзамен в магистратуру Сургпу по направлению подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития» icon050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование
Специальное (дефектологическое) образование с квалификацией (степенью) «бакалавр специального (дефектологического) образования» в...
Пояснительная записка Вступительный экзамен в магистратуру Сургпу по направлению подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития» iconПеречень вопросов для собеседования по истории для поступающих на 2 курс направления 050100 «Педагогическое образование», направления 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», направления 050400 «Психолого-педагогическое образование» (дневное и заочное отделение)
«Педагогическое образование», направления 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», направления 050400 «Психолого-педагогическое...
Пояснительная записка Вступительный экзамен в магистратуру Сургпу по направлению подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование утверждено приказом Минобрнауки России от 18 января 2010 г. №49 Профиль «Дошкольная дефектология»

Пояснительная записка Вступительный экзамен в магистратуру Сургпу по направлению подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития» iconОсновная образовательная программа Высшего профессионального образования Направление подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование утверждено приказом Минобрнауки России от 18 января 2010 г. №49 Профиль «Специальная психология»

Пояснительная записка Вступительный экзамен в магистратуру Сургпу по направлению подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития» iconПояснительная записка Целью вступительного испытания в магистратуру по направлению «Биологическое образование»
«Биологическое образование» является определение готовности экзаменуемого к продолжению обучения по основной образовательной программе...
Пояснительная записка Вступительный экзамен в магистратуру Сургпу по направлению подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование утверждено приказом Минобрнауки России от 18 января 2010 г. №49 Профиль «Логопедия»
...
Пояснительная записка Вступительный экзамен в магистратуру Сургпу по направлению подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития» iconАннотация рабочей программы Математика и информатика (математика)
Дисциплина «Математика и информатика» (Б. 2) является частью математического и естественнонаучного цикла дисциплин подготовки студентов...
Пояснительная записка Вступительный экзамен в магистратуру Сургпу по направлению подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития» iconПрограмма производственной практики логопедическая практика в лечебно-профилактических учреждениях направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Гоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница