«Образовательный менеджмент в России и за рубежом» (3 кредита, 108 часов) Авторы (разработчики)




Скачать 134.51 Kb.
Название«Образовательный менеджмент в России и за рубежом» (3 кредита, 108 часов) Авторы (разработчики)
Дата22.10.2012
Размер134.51 Kb.
ТипДокументы
Базовый модуль «Образовательный менеджмент в международном и межкультурном контекстах»


Модуль по выбору

«Образовательный менеджмент в России и за рубежом»


(3 кредита, 108 часов)


Авторы (разработчики):

Шерайзина Роза Моисеевна, доктор педагогических наук, профессор

Федотова Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор

Певзнер Дмитрий Михайлович, аспирант

Модуль по выбору «Образовательный менеджмент в России и за рубежом»»

Авторы:


Шерайзина Р.М., доктор педагогических наук, профессор

Федотова Г.А., доктор педагогических наук, профессор

Певзнер Д.М., аспирант

Место модуля в образовательном процессе

Модуль, содержащий знания о становлении и развитии образовательного менеджмента в России и за рубежом, является составной частью базового модуля «Образовательный менеджмент в международном и межкультурном контекстах» и рассчитан на применение в третьей фазе – магистратура.

Цели и задачи

Основная цель: формирование профессиональной компетентности как совокупности социально-педагогической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, межкультурной и рефлексивно-креативной компетенций обучающихся

Задачи:

Развитие научно-педагогической компетенции в ходе проектирования Концепции образовательного менеджмента, включающей представления о сущности, специфике, моделях и принципах образовательного менеджмента в России и за рубежом.

Формирование межкультурной компетенции в процессе осознания ключевых терминов для решения проблем и применение их для решения проблем своей профессиональной деятельности в поликультурном пространстве.

Развитие профессионально-рефлексивной компетенции в процессе критического анализа и сравнения зарубежных образовательных систем и проектов, выявления общего и особенного в их содержании и структуре.

Формирование информационно-профессиональной компетенции в информационно-образовательном пространстве через получение нужной информации о российских и зарубежных программах в области образовательного менеджмента и возможность ведения диалога в международном пространстве.

Структура модульного элемента

Модульный элемент представляет собой две дидактические единицы, на изучение которых по интегративной модели подготовки образовательных менеджеров на третьей фазе отводится 108 часов (три кредита), из них аудиторных – 58 часов, самостоятельная работа – 50 часов; итоговая форма контроля: защита проекта.



Дидактические единицы

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Кол-во часов

литература

Модульный элемент «Генезис развития образовательного менеджмента В России и за рубежом»

(1,2 кредита, 42 часа)

1. Генезис развития образовательного менеджмента за рубежом. Условия и факторы возникновения и развития управления за рубежом: сущность категории «управление», классы управления, структурные элементы системы управления, общие законы и закономерности управления; предпосылки возникновения управления в Древней Греции, Древнем Риме, Италии, Англии.

Эволюция концепций научных школ в управлении.

Конец XIX-начало XX вв США – «школа научного управления» Ф.Тейлора: научная система управления трудовым процессом. 20-ые гг. XX века –теория классического (административного) управления А. Файоля: принципы и основные функции управления. 30-е гг. XX века - «школа человеческих отношений» Мэри Паркет Фоллет. Социальная философия менеджмента, принципы и концепция Э. Мэйо. Развитие идей о «человеке в организации» (К. Арджирис, Р. Лайкерт и др.). 60-е годы XX века: Поведенческие концепции Д. МакГрегора (теория «X» и «Y»). С 50-ых гг. XX в. – по наст. время- школа науки управления (Ф. Герберт).

Обзорная лекция «Эволюция концепций зарубежных научных школ управления».

Практическое занятие «Выявление и описание основных идей зарубежных школ управления».

Кейс-стади.

Самостоятельная работа с текстами.


Критериально-рейтинговая оценка результатов разработки сравнительной таблицы «Хронологическая систематизация основных зарубежных школ управления», участия в дискуссиях, групповых презентациях; экспресс-опрос основных понятий по теме.

Групповая дискуссия и рефлексия.


Всего 22 час, из них:

ЛК - 4

ПР – 8

СРС - 10

6; 7; 9; 17; 18; 49; 58

2.Генезис развития образовательного менеджмента в России. Основные этапы становления и развития теории управления образованием, сущностные характеристики основных концепций управления образованием в России (школоведческая, функциональная, развивающая, коммуникативная), основные подходы к управлению (ситуационный, оптимизационный, личностно-ориентированный, исследовательский, национально-региональный). Принципы стратегического инновационного управления образованием

Лекция-практикум «Образовательный менеджмент в России: история и современность».

Дискуссия «Старая и новая парадигма управления: за и против».

Практикум «Сравнительная характеристика методологических подходов в теории образовательного менеджмента».

Кейс-стади.

Участие в дискуссиях.

Рефлексия разработанной таблицы «Сравнительная характеристика методологических подходов в теории образовательного менеджмента».

Анализ презентаций соискателей по результатам групповой работы.

Рейтинг слушателей по результатам участия в различных формах аудиторной и самостоятельной работы.



Всего 20 час, из них:

ЛК-4

ПР – 6

СРС - 10

6; 7; 9; 14; 21; 22; 44; 55

Модульный элемент «Образовательный менеджмент: современный контекст» (1,8 кредита, 66 часов)

1.Образовательный менеджмент как междисциплинарный и многоаспектный феномен. Современные определения понятий «менеджмент» и «образование». Различные подходы к понятию «образовательный менеджмент» в России и за рубежом. Образовательный менеджмент как социокультурный феномен. Ведущие модели управления образованием (сравнение англо-американской и европейской «школы»). Область применения образовательного менеджмента. Виды и уровни образовательного менеджмента: управление системой обучения и развития персонала организации; управление образовательным процессом, образовательным учреждением. Инновационные подходы к управлению современными образовательными системами

Лекция с элементами дискуссии «Образовательный менеджмент: управление образованием или управление посредством

образования?» Семинар-погружение «Образовательный менеджмент как междисциплинарный и многоаспектный феномен».

Мозговой штурм «Образовательный менеджмент и менеджмент в образовании: общее и особенное».

Практикум «Составление глоссария основных понятий в сфере

образовательного менеджмента и их системный анализ».

Критериально-рейтинговая оценка результатов

участия:

в дискуссиях; в практических занятиях. Презентации результатов индивидуальной и групповой работы.

Всего 22 часа, из них:

ЛК-4

ПР – 8

СРС - 10

1; 2; 3; 4; 10; 12; 13; 15; 16; 18; 23; 35; 43; 45; 47; 51; 53; 54; 56; 59; 60

2.Образовательный менеджмент как средство развития организации и человеческих ресурсов в России и за рубежом. Теоретические основы организационного развития. Актуальность проблемы организационного развития. Сущность категории «Организационное развитие». Концепция организационного развития.

Проблемная лекция «Образовательный менеджмент: организационное развитие и развитие человеческих ресурсов в России и за рубежом».

Проблемный семинар «Образовательный менеджмент как ресурс организационного развития».

Групповая дискуссия «Образовательный менеджмент и

инновационное поведение персонала организации: негатив и позитив».

Кейс-стади.

Критериально-рейтинговая оценка результатов

участия: в дискуссиях, практических занятиях. Экспертная оценка разработанной сравнительной таблицы.

Наблюдение за участием в работе семинара и дискуссиях.

Всего 22 часа, из них:

ЛК-4

ПР – 8

СРС - 10

1; 2; 3; 4; 11; 13; 15; 18; 27; 29; 30; 31; 38; 42; 43; 45; 47; 51; 53; 54; 56; 60

3.Образовательный менеджмент современного вуза. Современный вуз: проблемы и тенденции развития. Тенденция автономизации высшей школы. Особенности высшей школы как организации. Международные образовательные программы. Магистерская программа «Образовательный менеджмент» как инновационная.

Лекция-медиапрезентация «Образовательный менеджмент современного вуза: проблемы и тенденции».

Дискуссия «Интернационализация и глобализация высшего образования: плюсы и минусы».

Практикум «Анализ и систематизация международных

программ и проектов вуза».

Семинар «Деятельность выпускника магистерской программы «Образовательный менеджмент» как профессия».

Кейс-стади.

Критериально-рейтинговая оценка результатов

разработки программ.

взаимоэкспертиза разработанных программ.

Творческий экзамен или защита выпускной работы (по выбору слушателей).

Всего 22 часа, из них:

ЛК-4

ПР – 8

СРС - 10

1; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 12; 15; 16; 18; 19; 20; 21; 22; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 36; 37; 38; 40; 41; 42; 46; 47; 48; 50; 52; 53; 56



Список рекомендованных источников:


Основная литература:

  1. Decker F. Bildungsmanagement für eine neue Praxis. München, 1995.

  2. Fosket N., Lumby J. Leading and managing education: International dimensions. London, 2003

  3. Gütl B., Orthey F.M., Laske S. Bildungsmanagement. München und Mering, 2006.

  4. Pellert A. Einführung in das Hochschul- und Wissenschaftsmanagement. Ein Leitfaden für Theorie und Praxis. Bonn: Lemmens, 2006

  5. Wittwer, Wolfgang: Weiterbildung als Beruf. Studienbrief EB 0041. Hrsg. Von Zentrum fur Fernstudien und Universitare Weiterbildung [Текст]. Universitat Kaiserslautern. 2003.

  6. Александрова М.В., Шерайзина Р.М. Ведущие управленческие школы в образовании: Уч.пос.; НовГУ им. Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2006.

  7. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина.-СПб.: Питер, 2007.

  8. Введение в магистерскую программу «Образовательный менеджмент»: учебное пособие / авт.-сост. Р.М. Шерайзина, М.В.Александрова; под науч.ред. Г.А.Федотовой; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008.

  9. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб.-3-е изд., перераб. И доп.. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 504 с.

  10. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: уч.пос.-М., 2006.

  11. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии [Текст]: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008.

  12. Князев Е.А. Кадры управления в высшем образовании как приоритет для устойчивого развития высшей школы. - М., 2001

  13. Кристова Е.Н. Внутрифирменное (корпоративное) обучение как значимый ресурс развития компании [Текст]. – М.: институт организационного консультирования. 2003.

  14. Кричевский Ю.А. Очерки истории и теории управления образованием.- СПб, 2001.

  15. Менеджмент образования: учеб. пособие /под. ред. А.П.Егоршина. – М.:Логос,2009.

  16. Менеджмент средней и высшей школы: 100 новых понятий: Сравнитель­ный словарь на русском и немецком языке/ Авторы-издатели О.Грауман, Р.В.Кек, М.Н.Певзнер, А.Г.Ширин. - Хильдесхайм, Германия, 2004.

  17. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.

  18. Образовательный менеджмент: учебное пособие для магистратуры по направлению «Педагогика»// Иванов Е.В., Певзнер М.Н., Петряков П.А., Федотова Г.А., Шерайзина Р.М., Ширин А.Г./сост. и общ.ред Иванова Е.В., Певзнера М.Н. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 412 с.

  19. Стратегический менеджмент вуза: Учебное пособие /Под общ. ред. А.Л. Гаврикова / Авт.-сост. А.Л.Гавриков, В.А. Исаев, Т.А. Каплунович, М.Н.Певзнер, Д.В.Пузанков, В.Ф.Рябов, Р.М. Шерайзина, А.Г. Ширин. - Великий Новгород: НовГУ, 2003.

  20. Ткач Н.Ф., Шишов С.В. Стратегическое управление в образовании: Учебное пособие для управленческих кадров. – Мурманск; Хельсинки: НИЦ "Пазори", 2000.

  21. Цирульников А.М. Управление вариативными образовательными системами. – Великий Новгород: НРЦРО, 1999.

  22. Шамова Т.И. Управление образовательными системами.- М.. 2002.

  23. Шерайзина Р.М. Лидерство и командный менеджмент в стратегическом управлении вузом: учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.

  24. Шерайзина Р.М. Магистратура и образовательный менеджмент: Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009.

  25. Шерайзина Р.М. Подготовка кадров в области образовательного менеджмента в современном вузе // Академический вестник «Человек и образование». – 2008. - №2(15). – С. 22-26.


Дополнительная литература:

  1. Petryakov, Pjotr, & Pevzner, Mikhail Научные подходы к образовательному менеджменту как междисциплинарной области знаний и практике управления образовательными системами// Hochschule und Schule in der internationalen Diskussion Scneider Verlag Hohengehren, 2010, S.401-417.

  2. Schanz, Heinrich(Hrsg.):Berufs-und wirtschaftspadagogische Grundprobleme [Текст].- Baltmannsweiler. 2001.

  3. Schereisina, Rosa Образовательный менеджмент – инновационное направление профессиональной подготовки специалистов в области управления// Hochschule und Schule in der internationalen Diskussion Scneider Verlag Hohengehren, 2010, S.318-328.

  4. Voigt, Witleried: Berufliche weiterbildung [Текст] – Munchen. 1986.

  5. Wittwer, Wolfgang (Hrsg.): Methoden der Ausbildung. Didaktiche Werkzeuge fur Ausbilder [Текст].-Koln. 2000.

  6. Zedler, Peter: Einfuhrung in die Bildungsplanung [Текст].- Stuttgart. 1979.

  7. Александрова М.В, Шерайзина Р.М. Образовательный менеджмент и инновационное развитие// Проблемы многоуровневой подготовки в области образовательного менеджмента: материалы третьей международной научно-практической конференции; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.-Великий Новгород,2008.с.202-213

  8. Александрова М.В., Шерайзина Р.М. Подготовка кадров в области образовательного менеджмента в современном вузе//Человек и образование №2. Научно-педагогическое издание.-СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2008,-С.22-25

  9. Александрова М.В, Шерайзина Р.М. Стратегическое управление вузом как фактор развития его человеческого капитала// Роль человеческого капитала в инновационном становлении России. (Материалы конференции). Том 1. – Казань, 2006. – С. 170-177.

  10. Барановский А.И. Образовательный менеджмент: актуальные проблемы становления // Современные наукоемкие технологии, 2008.-№ 1.

  11. Ванцова Т.С. Менеджер образования: особенности управленческо-педагогической деятельности//Профессиональное образование.– 2002. – №10

  12. Грауманн О., Певзнер М.Н., Ширин А.Г., Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования// Высшее образование в России №6, 2009.

  13. Гусарова Е.Н. Технологии обучения взрослых. Семинары, тренинги для менеджеров, руководителей, студентов, преподавателей гуманитарных специальностей [Текст]. – М.: АПКиППРО, 2005.

  14. Женчур М.Н. Управление знаниями в крупных коммерческих организациях [Текст]: дисс. … канд. экон. Наук. – М.:РГБ, 2005.

  15. Журавлева Л.В. Программа профессиональной подготовки менеджеров образования. - Сургут: «Дефис», 2000.

  16. Журавлёва Л.В. Теоретические основы профессиональной подготовки менеджеров образования. – «Дефис», Сургут, 2000.

  17. Инновационный образовательный менеджмент: российский и международный контекст: Материалы третьей междунар. науч.-практ. конф., 14-15 мая 2007г./ Александрова И.С., Александрова М.В., Афанасьева Р.А. и др..-Великий Новгород, 2007.

  18. Казакова Н.В. Некоторые подходы к управлению знаниями и интеллектуальным капиталом в современной экономике [Текст] // Инновации. – 2003. - № 1 (58).

  19. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление.- М., 2000.

  20. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых [Текст]. – М.: Просвещение, 1985.

  21. Магистратура и Болонский процесс: вузовский эксперимент: Научно-методическое пособие / Под ред. профессора В.А.Козырева. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.

  22. Методы эффективного обучения взрослых: учебное пособие [Текст]. / Авт.-сост. Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров и др. – М.: ИПК Госслужбы, 1998.

  23. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Грауманн О. Многоуровневая подготовка в области образовательного менеджмента: опыт сотрудничества университетов России и Германии// Педагогика №4 2010 с.94-102

  24. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991.

  25. Проблемы многоуровневой подготовки в области образовательного менеджмента: материалы третьей международной научно-практической конференции; авт.-сост. И ред. Р.М. Шерайзина, О.С.Орлов; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008.

  26. Рябов, В.В. Компетентность как индикатор человеческого капитала [Текст]: мат. четвертого заседания методического семинара, 16.11.2004. – М.:ИЦПКПС, 2004.

  27. Субъектная парадигма в моделировании образовательного менеджмента непрерывного профессионального образования: сб. научных статей/ автор сост. и общ. ред. Т.А. Каплунович, Р.М. Шерайзина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2010. -124с.

  28. Суртаева Н.Н. Обучающееся учреждение XXI века – вектор реформирования отечественного образования [Текст] // Человек и образование. – 2005. - № 2.

  29. Сухов П.Ю. Бизнес-школы в дополнительном профессиональном образовании [Текст] // Основы андрагогики: учебное пособие для студ. Высш. учебн. заведений / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др. ; под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2003.

  30. Третьяков П.И. и др. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/П.И.Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева; под ред.П.И. Третьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с.

  31. Фишман Л.И. Модели образовательного менеджмента: обзорный анализ//Школьные технологии. – 2000. – №4.

  32. Шерайзина Р.М., М.В. Александрова, Л.Н. Янчевская Концепция инновационной системы профессиональной подготовки магистров – образовательных менеджеров//Вестник Новгородского Государственного Университета, Сер.: Педагогика. Психология.2010 -№58 с.58-62

  33. Шерайзина Р.М. Многоуровневая подготовка в области образовательного менеджмента в международном контексте //Проблемы многоуровневой подготовки в области образовательного менеджмента: материалы третьей международной научно-практической конференции; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2008. с.5-15

  34. Шерайзина Р.М. Многоуровневая подготовка магистров-образовательных менеджеров как инновационная система// Профессиональное образование в России и за рубежом.- Вып.1.-Кемерово: ГОУ «КРИРПО»,2009.-40-45 с.

  35. Шерайзина Р.М. Компетентностный подход к подготовке менеджеров для социальной сферы// Модернизация профессионального педагогического образования: компетентностный подход: Сб. нуч. статей / Сост. и науч. ред. Г.А. Федотова; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – С. 3 – 10.

Похожие:

«Образовательный менеджмент в России и за рубежом» (3 кредита, 108 часов) Авторы (разработчики) iconОбразовательная программа «Образовательный менеджмент и организационное развитие»
Программа «Образовательный менеджмент и организационное развитие» является базовой в курсе профессиональной переподготовки, представляет...
«Образовательный менеджмент в России и за рубежом» (3 кредита, 108 часов) Авторы (разработчики) iconПрограмма учитывает богатый опыт преподавания этой дисциплины в России и за рубежом, составлена в полном соответствии с ключевыми положениями государственного образовательного стандарта специальности «Менеджмент организации»
Сборник методических материалов по курсу «Менеджмент». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. – 10 с
«Образовательный менеджмент в России и за рубежом» (3 кредита, 108 часов) Авторы (разработчики) icon36 часов Всего часов по дисциплине 108 часов
Силлабус (учебная программа) составлен кафедрой медбиофизики и информатики на основании рабочей программы по дисциплине «Медицинская...
«Образовательный менеджмент в России и за рубежом» (3 кредита, 108 часов) Авторы (разработчики) icon«Научно-техническая библиотека Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»
Проблемы реализации стратегии модернизации с учетом международного опыта (на примере Китая) // Менеджмент в России и за рубежом....
«Образовательный менеджмент в России и за рубежом» (3 кредита, 108 часов) Авторы (разработчики) iconПреподаватели: Костин А. Н., старший преподаватель кафедры тидм
...
«Образовательный менеджмент в России и за рубежом» (3 кредита, 108 часов) Авторы (разработчики) iconДисциплина «Банковский менеджмент и маркетинг»
Общая теория денег и кредита. Учебник / под ред проф. Жукова Е. Ф. – М.: Юнити, 1995
«Образовательный менеджмент в России и за рубежом» (3 кредита, 108 часов) Авторы (разработчики) iconТема: Авторы-разработчики
Цель: изучить проблемы сохранности культуры чувашского народа в микрорайоне школы моу «Ярабайкасинская сош» на современном этапе
«Образовательный менеджмент в России и за рубежом» (3 кредита, 108 часов) Авторы (разработчики) iconОбщая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зач ед. (108 часов) Цели и задачи дисциплины
России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения,...
«Образовательный менеджмент в России и за рубежом» (3 кредита, 108 часов) Авторы (разработчики) iconПрограммы, авторы Год издания Кол-во часов в неделю Названия учебников и авторы учебников

«Образовательный менеджмент в России и за рубежом» (3 кредита, 108 часов) Авторы (разработчики) iconКомпетенции
Совокупный образовательный результат (компетенции) ооп подготовки бакалавра направления 080200. 62 Менеджмент по профилю Производственный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница