Программа дисциплины Управление развитием информационных систем для направления 080500. 68 бизнес-информатика подготовки магистра




Скачать 173.39 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Управление развитием информационных систем для направления 080500. 68 бизнес-информатика подготовки магистра
Дата22.10.2012
Размер173.39 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Управление развитием информационных систем для направления 080500.68

бизнес-информатика подготовки магистра





Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет бизнес-информатики


Программа дисциплины Управление развитием информационных систем




для направления 080500.68 Бизнес-информатика подготовки магистра


для магистерской программы «Бизнес-информатика


Автор программы: Р.Б. Васильев, д.т.н., rvasiliev@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры стратегического управления информационными системами «_17__»____сентября________ 2012 г


Зав. кафедрой Васильев Р.Б.


Рекомендована секцией УМС «бизнес-информатика «___»____________ 2012 г

Председатель Таратухина Ю.В.


Утверждена УС факультета бизнес-информатики «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь Фомичев В.А. ________________________


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.68 «бизнес-информатика» подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «бизнес-информатика»

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», уровень подготовки: магистр, утвержденным 26 июня 2011.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 080500.68 бизнес-информатика подготовки магистра по специализации управление жизненным циклом информационных систем, утвержденным в 2012 г.

2 Цели освоения дисциплины


Целью дисциплины «Управление развитием информационных систем» является получение теоретических знаний о принципах управления, а также практических навыков по разработке стратегий развития информационных систем для обеспечения поддержки реализации стратегий развития основной деятельности компаний и органов госуправления.

Дисциплина является важной составной частью теоретической подготовки специалиста в области ИТ-консалтинга и занимает существенное место в его будущей практической деятельности. Она обеспечивает возможность эффективной работы специалиста в ИТ-службах предприятий и государственных учреждений.

Дисциплина включает в себя комплекс теоретических основ и методов, которые обеспечивают целостный, процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленных на повышение эффективности владения и развития информационных систем для достижения бизнес-целей организаций и создания новых конкурентных преимуществ.

Программа предусматривает ряд практических и семинарских занятий по каждой теме дисциплины. При этом практические занятия проводятся по тем вопросам и практическим задачам дисциплины, решение которых требует разбора конкретных типовых ситуаций. С этой же целью ряд практических задач предполагается решать путем разработки специальных ситуационных примеров, а также рассмотрения и анализа содержания реальных проектов.

В самостоятельную работу студента входит закрепление основного теоретического материала, освоение дополнительного теоретического материала по указанию преподавателя, а также подготовка к семинарским и практическим занятиям.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:


  • Знать принципы формирования бизнес-стратегий, методы анализа состояния информационных систем, характеристики рынка информационных технологий, роль ИТ в достижении бизнес-целей организаций, принципы и методы организации управления развитием информационных систем, мировой опыт планирования развития информационных систем.

  • Уметь анализировать и формировать показатели эффективности использования информационных технологий в организациях, разрабатывать стратегии развития информационных систем, формировать портфель инвестиционных ИТ-проектов, рационально организовывать работу службы ИТ и взаимодействие с вендорами и партнерами.

  • Иметь навыки (приобрести опыт) в анализе тенденций развития мирового и российского рынка информационных технологий, перспектив развития информационных систем в бизнесе и сфере госуправления, использовании методов управления современными организационно-экономическими системами,



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Принятие организационо-управленческие решений и готовность нести за них ответственность, в т.ч., в нестандартных ситуациях

ОК-3

Владеет и применяет

Лекции, семинары, выполнение домашних заданий

Подготовка аналитических материалов для оценки мероприятий и выработки стратегических решений в области ИКТ

ПК-1

Владеет и применяет

Лекции, семинары, выполнение домашних заданий

Планирование процессов управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия и организация их исполнение

ПК-5

Владеет и применяет

Лекции, семинары, выполнение домашних заданий

Проведение научных исследований для выработки стратегических решений в области ИКТ

ПК-15

Демонстрирует

Лекции, семинары, выполнение домашних заданий

Методы консультироватия по вопросам развития ИТ-инфраструктуры предприятия

ПК-17

Владеет и использует

Лекции, семинары, выполнение домашних заданий



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализации Управление жизненным циклом информационных систем в рамках магистерской программы «бизнес-информатика» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


  • Системная диагностика организации

  • Управление инвестициями в ИТ


5 Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Семинары и практические занятия




1

Введение. Назначение и содержание стратегии развития информационных систем

36

8

8

20

2

Анализ состояния информационных систем

60

10

10

40

3

Построение портфеля инвестиционных ИТ-проектов

60

10

10

40

4

Организация работ по реализации ИТ - стратегии

60

10

10

40




Итого:

216

38

38

140



6 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Параметры




2

3

4
















Реферат




1




Объем до 20 стр., время на подготовку – три месяца, время оценки – две недели

Домашнее задание







1

Презентации до 13 слайдов, время на подготовку три недели, время оценки – одна неделя




Контрольная работа





1




Объем до 4 стр., время оценки – одна неделя

Итоговый

Экзамен








1

Письменный экзамен 90 мин. Время оценки – одна неделя



Критерии оценки знаний, навыков


Студент должен продемонстрировать умение продемонстрировать знание разделов дисциплины и способность представить результаты выполнения домашних заданий и качественный реферат на заданную тему в соответствии с требуемыми компетенциями, а также выполнить контрольную работу.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7 Содержание дисциплины


    Раздел 1 Назначение и содержание стратегии развития информационных систем



Аудиторных часов – 16. Самостоятельная работа – 20 часов.

Миссия и цели организации. Назначение и содержание стратегии развития информационных систем. Задачи, решаемые в ходе разработки стратегии. Определение роли информационных технологий в развитии бизнеса и организации управления. Характеристика бизнеса организации.


Литература по разделу

  1. Васильев Р.Б, Калянов Г.Н, Лёвочкина Г.А. Управление развитием информационных систем. - М.: Горячая линия-Телеком, 2009. Глава 4.

  2. Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левочкина Г.А., Лукинова О.В. Стратегическое управление информационными системами / Под ред. Калянова Г.Н. - М: Интернет-университет Информационных технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. Лекция 1.



Раздел 2. Анализ состояния информационных систем


Аудиторных часов – 20. Самостоятельная работа – 40 часов.

Идентификация существующих информационных систем и бизнес процессов, которые они поддерживают. Цели и функциональное назначение действующих систем (задач). Бизнес процессы, поддерживаемые системами (задачами). Адекватность используемых технологических решений и продуктов (архитектуры систем), корректность отношений с вендорами и внешними поставщиками ИТ-услуг. Эффективность технологии эксплуатации систем (задач). Качество организационно-технической документация по системам (задачам). В т.ч. технических заданий, проектной документации. Степень удовлетворенности конечных пользователей и покрытия их информационных потребностей действующими системами. Уровень подготовленности персонала. Наличие обученных групп пользователей. Планы обучения. Статус систем (задач) в Компании. Наличие актов приемки в эксплуатацию, программ и методик испытаний, приказов о внедрении систем. Характеристика ИТ - инфраструктуры. В т.ч., состояние и состав аппаратного обеспечения, системного ПО, обеспечение информационной безопасности. Стоимостные оценки поддержки текущего состояния ИТ. Организация управления ИТ, планы работ по развитию ИТ. Анализ существующих планов развития и предлагаемых проектов в аспекте их соответствия информационным потребностям, стратегии развития бизнеса и организации управления. Анализ проблемных областей. Методы анкетирования, проведения интервью и круглых столов при проведении анализа.


Литература по разделу

1. Васильев Р.Б, Калянов Г.Н, Лёвочкина Г.А. Управление развитием информационных систем. - М.: Горячая линия-Телеком, 2009. Глава 3.

2. Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левочкина Г.А., Лукинова О.В. Стратегическое управление информационными системами / Под ред. Калянова Г.Н. - М: Интернет-университет Информационных технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. Лекция 3.


Раздел 3. Построение портфеля инвестиционных ИТ - проектов

Аудиторных часов – 20. Самостоятельная работа – 40 часов.

Общая картина будущего состояния информационных технологий. Идентификация и детализация основных направлений развития информатизации. Портфель инвестиционных проектов по развитию информатизации. Регистр ожидаемых результатов от реализации портфеля выбранных проектов. Оценки необходимых ресурсов. Организационная модель развития информационных технологий. Основные принципы управления процессом развития и контроля соответствия получаемых результатов регистру ожидаемых. Перспективный план реализации стратегии.




Литература по разделу

1. Васильев Р.Б, Калянов Г.Н, Лёвочкина Г.А. Управление развитием информационных систем. - М.: Горячая линия-Телеком, 2009. Глава 4.

2. Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левочкина Г.А., Лукинова О.В. Стратегическое управление информационными системами / Под ред. Калянова Г.Н. - М: Интернет-университет Информационных технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. Лекция 4.


Раздел 4. Организация работ по реализации ИТ – стратегии

Аудиторных часов – 20. Самостоятельная работа – 40 часов.


Категории партнеров. Поставщики оборудования, программных продуктов и услуг. Критерии выбора партнеров. Роль системного интегратора в процессе развития информационных систем. Управление взаимодействием. Организация тендеров на поставку оборудования и внедрение информационных систем.


Литература по разделу

1. Васильев Р.Б, Калянов Г.Н, Лёвочкина Г.А. Управление развитием информационных систем. - М.: Горячая линия-Телеком, 2009. Глава 5.

2. Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левочкина Г.А., Лукинова О.В. Стратегическое управление информационными системами / Под ред. Калянова Г.Н. - М: Интернет-университет Информационных технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. Лекция 5.


Проведение занятий осуществляется в форме лекций и семинаров с рассмотрением кейсов и защитой домашних заданий.

8 Образовательные технологии


Разбор практических задач и кейсов. Встречи с представителями российских и зарубежных компаний.

9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля



Примерная тематика домашних заданий:


  1. Разработка презентации ИТ - компании

  2. Разработка коммерческого предложения на внедрение корпоративной информационной системы условного предприятия

  3. Разработка стратегии развития информационных технологий условной организации

  4. Разработка процедуры деятельности Службы ИТ


Примерная тематика рефератов (для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке):


  1. Тенденции развития ИТ в отрасли (указать наименование отрасли)

  2. Альтернативные модели организации Службы ИТ

  3. Виды и технологии аудита состояния информационных систем

Примерная тематика контрольной работы:

1. Методика извлечения исходных данных для разработки ИТ – стратегии

2. Определение меры автоматизации

9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Приведите примеры определений миссии и целей организации

  2. Опишите структуру документа «Стратегия развития ИС»

  3. Для чего нужна стратегия?

  4. Какие роли выполняют ИС в деятельности организаций?

  5. Каким образом описывается основная деятельность организаций?

  6. Приведите пример описания профиля компании

  7. Какие исходные данные нужны для анализа состояния ИС?

  8. Какие методы применяются для сбора исходных данных?

  9. Что такое статус ИС в организации и как он определяется?

  10. Как определяется уровень подготовки пользователей и персонала службы ИТ?

  11. Как выявляются информационные потребности руководителей и сотрудников?

  12. Опишите процесс идентификации проблемных областей

  13. Что такое матрица направлений развития ИС?

  14. Как происходит приоритизация направлений развития ИС?

  15. Как осуществляется переход от матрицы направлений к портфелю проектов?

  16. Что такое регистр ожидаемых результатов?

  17. Как производится оценка ресурсов, необходимых для реализации проекта?

  18. Какие функции должна выполнять служба ИТ?

  19. Дайте определение вендору и партнеру, приведите примеры

  20. Назовите типы контрактов на сопровождение и развитие ИС

  21. Какие документы входят в состав тендерной документации?

  22. Опишите типовую процедуру проведения тендера на внедрение ИС

  23. Как формируются цены на ИТ-инфраструктуру, программные продукты и услуги?

  24. Какие функции выполняет системный интегратор?

10 Порядок формирования оценок по дисциплине


Дисциплина читается во втором, третьем и четвертом модулях. Промежуточный контроль не запланирован. В четвертом модуле предусмотрен итоговый контроль – экзамен.

Формирование оценки по дисциплине, проводится следующим образом.


Формирование накопленной оценки за 2модуль


На аудиторных занятиях оценивается активность студентов при работе на лекциях и практических занятиях, участие в дискуссиях и обсуждениях заданий, правильность решения поставленных задач.

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях - Оаудиторная.

Оценивается самостоятельная работа студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях; полнота освещения темы докладов.

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу– Осам. работа.

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за 2 модуль рассчитывается следующим образом:


Онакопленная за 2 модуль = 0,5·Оаудиторная + 0,5·Осам. работа

Используется арифметический способ округления накопленной оценки.


Формирование накопленной оценки за 3 модуль


На аудиторных занятиях оценивается активность студентов при работе на лекциях и практических занятиях, участие в дискуссиях и обсуждениях заданий, правильность решения поставленных задач.

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях - Оаудиторная.

Оценивается самостоятельная работа студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях; полнота освещения темы докладов.

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу– Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает правильность выполнения контрольной работы и подготовку реферата следующим образом:

Отекущий = 0,5·Ок/р +0,5·Ореф ;

Используется арифметический способ округления накопленной оценки текущего контроля.

В случае получения неудовлетворительной оценки за задание текущего контроля предусматривается его пересдача.

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за 3 модуль рассчитывается следующим образом:


Онакопленная за 3 модуль = 0,7·Отекущий + 0,15·Осам. работа +0,15·Оаудиторная

Используется арифметический способ округления накопленной оценки.


Формирование накопленной оценки за 4 модуль


На аудиторных занятиях оценивается активность студентов при работе на лекциях и практических занятиях, участие в дискуссиях и обсуждениях заданий, правильность решения поставленных задач.

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях - Оаудиторная.

Оценивается самостоятельная работа студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях; полнота освещения темы докладов.

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу– Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает правильность выполнения студентом домашнего задания, предусмотренного РУП:

Отекущий = Одз .

В случае получения неудовлетворительной оценки за задание текущего контроля предусматривается его пересдача.

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за 4 модуль рассчитывается следующим образом:


Онакопленная за 4 модуль = 0,5·Отекущий + 0,25·Осам. работа +0,25·Оаудиторная

Используется арифметический способ округления накопленной оценки.


Формирование результирующей оценки за дисциплину


Итоговая накопленная оценка за дисциплину формируется следующим образом:

Оитоговая накопленная = (Онакопленная за 2 модуль + Онакопленная за 3 модульнакопленная за 4 модуль ):3.

Используется арифметический способ округления итоговой накопленной оценки.


Результирующая оценка за дисциплину выставляется по следующей формуле:


Орезультирующая итоговая = 0,4·Оэкзамен + 0,6·Оитоговая накопленная,


где Оэкзамен – оценка за итоговый контроль (ответ непосредственно на

экзамене).

Оценка за итоговый контроль (результат на экзамене) Оэкзамен блокирующая, при неудовлетворительной оценке она равна результирующей.

Используется арифметический способ округления результирующей итоговой оценки. В диплом ставится результирующая итоговая оценка.

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник





  1. Васильев Р.Б, Калянов Г.Н, Лёвочкина Г.А. Управление развитием информационных систем. - М.: Горячая линия-Телеком, 2009

  2. Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левочкина Г.А., Лукинова О.В. Стратегическое управление информационными системами / Под ред. Калянова Г.Н. - М: Интернет-университет Информационных технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.



    1. Основная литература


1. А. Данилин, А. Слюсаренко «Архитектура и стратегия, инь и янь информационных технологий, Интернет-Университет ИТ, Москва, 2005 г.

2. Дж. Лодон, К. Лодон «Управление информационными системами», изд. Питер, 7-ое издание (классика МВА), 2005 г.

3. Боронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.И. и др. «Информационные технологии и управление предприятием», изд. ДМК Пресс, 2004 г.

4. A practical guide to information systems strategic planning. Anita Cassidy. Auerbach Publications. 2006.

    1. Дополнительная литература

1. Н. Ермошкин, А. Тарасов «Стратегия информационных технологий предприятия: Как Cisco Systems и ведущие компании мира используют Интернет Решения для Бизнеса», Московский Гуманитарный Университет, 2003 г.

2. Clarke S. Information Systems Strategic Management: An Integrated Approach - Routledge, London, NY, 2007 г. 

3. Applegate L., Austin R., McFarlan F.W. (all of the Harvard Business School) Corporate Information Strategy and Management: the Challenges of Managing in a Network Economy - McGraw-Hill Irwin,  2003 г.

4. Benson R., Bugnitz T., Walton W. From Business Strategy to IT Action: Right Decisions for a Better Bottom Line - John Wiley & Sons, Inc., 2004 г.




    1. Справочники, словари, энциклопедии не используются

    2. Программные средства не используются

    3. Дистанционная поддержка дисциплины не используется

12 Материально-техническое обеспечение дисциплины


Используются ноутбук и проектор для проведения лекций и семинаров.


Автор ________________________ Р.Б. Васильев



Похожие:

Программа дисциплины Управление развитием информационных систем для направления 080500. 68 бизнес-информатика подготовки магистра iconПрограмма дисциплины Оценка надежности информационных систем для направления 080500. 68 подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Программа дисциплины Управление развитием информационных систем для направления 080500. 68 бизнес-информатика подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Программа дисциплины Управление развитием информационных систем для направления 080500. 68 бизнес-информатика подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Программа дисциплины Управление развитием информационных систем для направления 080500. 68 бизнес-информатика подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Программа дисциплины Управление развитием информационных систем для направления 080500. 68 бизнес-информатика подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Программа дисциплины Управление развитием информационных систем для направления 080500. 68 бизнес-информатика подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Системы управления эффективностью бизнеса» для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Программа дисциплины Управление развитием информационных систем для направления 080500. 68 бизнес-информатика подготовки магистра iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста [Оставьте этот титульный лист для дисциплины,
Программа предназначена для студентов направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика», направления 010400. 62 «Прикладная...
Программа дисциплины Управление развитием информационных систем для направления 080500. 68 бизнес-информатика подготовки магистра iconПрограмма дисциплины Современные методы и средства бизнес-моделирования  для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Программа дисциплины Управление развитием информационных систем для направления 080500. 68 бизнес-информатика подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Управление данными» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки направления...
Программа дисциплины Управление развитием информационных систем для направления 080500. 68 бизнес-информатика подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Управление данными» Для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница