План-конспект урока географическое положение России




Скачать 160.84 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока географическое положение России
Дата21.10.2012
Размер160.84 Kb.
ТипУрок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Географическое положение России


(Тема урока)




ФИО (полностью)

Кучина Ольга Вячеславовна



Место работы

МБОУ «Гимназия №1», г.о. Балашиха, Московская область



Должность

учитель географии и экономики



Предмет

география



Класс

8 класс



Тема и номер урока в теме

Географическое положение России (2 урок)



Базовый учебник

В.П.Дронов и др. География России. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 класс


Цель урока: формировать представление о главных особенностях географического положения России и его влиянии на природные условия страны.

Задачи:

- обучающие: формировать представление о видах и уровнях географического положения России; сформировать представление о положении России относительно градусной сети, частей света, морей и океанов; формировать представление о влиянии особенностей географического положения России на природные  условия страны;

- развивающие: совершенствование умений работы с географическими картами; формирование умений анализа полученной географической информации; формирование навыков индивидуальной и групповой работы; формирование умений использования информационных технологий;

- воспитательные: формирование умения слушать собеседника; формирование доброжелательного отношения к одноклассникам; воспитание чувства гордости и уважения к родной стране и людям, проживающим на ее территории.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: физическая карта России, атлас по географии для 8 класса, контурная карта, ПК, проектор, интерактивная доска


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из приложения 1)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организаци-онный момент




Приветствует учеников, напоминает изучаемую тему «Географическое пространство России»

Приветствуют учителя, слушают его.

1

2

Проверка знаний



Границы России. Контрольные задания.(№6)


Предлагает вспомнить основные вопросы, изученные на прошлом уроке.

Фронтальный опрос по теме границы и пространства России:

1) Чему равна площадь страны?

2) Сравните ее площадь с размерами обитаемой суши, материков и стран.

3) Чему равна длина государственных границ России: общая, сухопутная, водная?

4) Какое количество непосредственных соседей у нашей страны?

5) С какими государствами границы России наиболее разнообразны в природном отношении?


Индивидуальный опрос двух учеников по их желанию. Предоставить возможность ответить сначала более сильному ученику. При необходимости оказание помощи при работе с интерактивной доской.*

Оценка работы класса и отдельных учеников.



Отвечают на вопросы учителя:

1) 17,1 млн. км².

2) 1/8 часть площади обитаемой суши, 1/3 часть материка Евразия, практически площадь материка Южная Америка, крупнейшая страна мира.

3) Общая – 60 000 км, сухопутная – 20 000 км, водная – 40 000 км.

4) 16 соседей первого порядка.

5) Грузия и Азербайджан – по суше и морю, климатические различия, Китай – по суше и воде, по равнинам и горам, по климатическим условиям.

Отвечают на тестовые вопросы. Остальные ученики выступают экспертами и оценивают уровень выполнения задания.

5

3

Изучение нового



Географическое положение России. Визитная карточка России. Виды географического положения.(№ 1)

Географическое положение и границы России.

(№ 2)



Актуализация темы урока: ученики уже имеют представление о пространствах России, теперь должны определить географический адрес страны. Предлагает вспомнить понятие «Географическое положение».


Знакомит с уровнями географического положения (микроуровень, мезоуровень, макроуровень). Информацию по уровням ГП просит перенести в тетрадь в виде схемы.


Знакомит с видами географического положения (иллюстрация блока 1): математико-географическим, физико-географическим, экономико-географическим, этно-географическим, историко-географическим, культурно-географическим. (Данная информация дублируется в учебнике в §3)

Учитель предлагает ответить на вопросы:

1) С какими из видов географического положения вы уже знакомы?


2) Когда касались данного направления учебной деятельности?


Предлагает вспомнить план характеристики физико-географического положения материка (беседа).



Записывают в тетради тему урока: «Географическое положение России».


Ученики должны вспомнить, что ГП – это положение географического объекта на карте относительно других объектов.

Составляют схему:

Уровни ГП страны




Микро Мезо Макро

(соседское) (региональное) (мировое)


Воспринимают информацию визуально и на слух.


Отвечают на поставленные вопросы:

1) Знакомы с математико-географическим и физико-географическим положением.

2) При изучении вопросов географического положения материков и океанов.

Вспоминают план характеристики ФГП материка:

- положение относительно экватора;

- положение относительно 0 меридиана;

- положение относительно климатических поясов;

- положение относительно материков (частей света) и океанов.



20









Географическое положение и границы России.

(№ 2)


Географическое положение и границы России.

(№ 2)


Предлагает дать краткую характеристику ФГП страны на основе уже имеющихся знаний (беседа).


Предлагает открыть контурные карты на стр. 1 и отметить положение крайних точек России и подписать их название (работа выполняется на основе демонстрации модели математико-географического положения – блок 2). Учитель напоминает правила работы с контурными картами (положение крайних точек отмечается крестиком, надписи производятся печатными буквами черным цветом, аккуратно и разборчиво).

Предлагает подписать названия морей, омывающих территорию страны (работа выполняется частично на основе использования модели физико-географического положения – блок 3, частично самостоятельно на основе полученных ранее знаний).

Предлагает назвать основные черты географического положения России, которые ученики выяснили на уроке.


Примерный ответ (с демонстрацией ответа у физической карты):

- Россия полностью расположена в северном полушарии;

- большая часть страны расположена в восточном полушарии, а восточная

окраина находится в западном полушарии;

- на территории страны расположены 3 КП: арктический, субарктический, умеренный;

- страна находится в двух частях света – Европе и Азии;

- Россию омывают 3 океана: Атлантический – с запада, Северный Ледовитый – с севера, Тихий – с востока.

Ученики выполняют предложенное задание.


Ученики выполняют предложенное задание и сдают контурные карты с заданием предыдущего урока (границы России и соседи первого порядка) учителю.


Ученики называют три основные черты ГП России: северное положение, в двух частях света, омывается 3 океанами.




4

Закрепление и обобщение

Сравнение географического положения России и положения других государств. Практические задания.(№ 9)

Акцентирует внимание на главных особенностях положения страны еще раз (демонстрация видеоролика из галереи ЭОР).

Предлагает ученикам разделиться на группы (4 группы – возможна помощь учителя при их формировании) и выполнить следующие проблемные задания (время на подготовку ограничивается 4-5 минутами):


1 группа – черты ГП России, положительно влияющие на условия жизни населения;


2 группа - черты ГП России, положительно влияющие на условия хозяйственной деятельности населения;


3 группа - черты ГП России, отрицательно влияющие на условия жизни населения;


4 группа - черты ГП России, отрицательно влияющие на условия хозяйственной деятельности населения.


Подведение итогов: оценка работы групп и выставление отметок по желанию групп.



Класс делится на группы по уровню подготовки примерно одинаковые. Для выполнения задания ученики могут пользоваться доступными источниками информации (учебник, карты атласа), время ответа ограничивается 1-2 минутами.

Примерные варианты ответов:

1 группа: достаточно места для размещения, большое разнообразие ландшафтов, возможность сохранения ненарушенных человеком земель, культурные особенности в сочетании традиций Европы и Азии.

2 группа: достаточная территория для размещения хозяйства, возможность заниматься разнообразными видами хозяйственной деятельности, большие запасы природных богатств, роль сухопутного моста между Западом и Востоком, большие возможности для развития внешней торговли.

3 группа: территориальная разобщенность жителей, суровые условия для проживания, сохранение своеобразия культуры.

4 группа: большие транспортные затраты, большие затраты на жизнеобеспечение, изолированность внутренних районов страны.

Анализируют и оценивают работу групп по объему и точности ответа и взаимодействию в группе.



15

5

Задание на дом

Географическое положение России. Контрольные задания.(№ 3)

Географическое положение России. Физико-географическое положение России. П1(№ 4)

Географическое положение России. Физико-географическое положение России. К1(№ 5)

Контроль. Особенности географического положения России (упрощенный вариант) (№ 7)

Контроль. Особенности географического положения России. Ч.2 (упрощенный вариант) (№ 8)

Предлагает выполнить задания по выбору:

- тесты в оболочке** (уточняет размещение ресурсов и обращает внимание на то, что предложены задания разного уровня сложности – предлагается печатная версия адресов и уровней):

- тест (№3) в качестве индивидуального домашнего задания (№№ 1-4);

- тест (№4) в качестве индивидуального домашнего задания (№№ 1-3);

- тест (№5) в качестве индивидуального домашнего задания (№№ 1-9);

- тест (№7) в качестве домашнего задания (№№ 1-3);

- тест (№8) в качестве домашнего задания (№№ 1-2);

- сравнить географическое положение России с одной из стран (Китай, Канада, США) по вопросам из рубрики «Мои географические исследования» учебника стр.13(работа в устной или письменной форме по желанию ученика);

- при необходимости повторить пройденный материал по тексту §3 учебника.

Ученики выбирают один из предложенных вариантов задания, задают уточняющие вопросы (если это необходимо) и делают записи в рабочей тетради или дневнике.

2

6

Рефлексия




Благодарит учеников за работу, просит оценить урок по сложности материала и эмоционально-личностным характеристикам.

Ученики высказывают свое отношение к материалу урока, уровню взаимодействия учителя и учеников, уровню взаимодействия между учениками.

2



Приложение 1 к плану-конспекту урока

Географическое положение России

(Тема урока)


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1


2


3


4


5


6


7


8


9

Географическое положение России. Визитная карточка России. Виды географического положения.


Географическое положение и границы России.





Географическое положение России. Контрольные задания.


Географическое положение России. Физико-географическое положение России. П1


Географическое положение России. Физико-географическое положение России. К1


Границы России. Контрольные задания.


Контроль. Особенности географического положения России (упрощенный вариант)


Контроль. Особенности географического положения России. Ч.2 (упрощенный вариант)


Сравнение географического положения России и положения других государств. Практические задания.

Информационный модуль содержит теоретические материалы по уровням ГП


Информационный модуль содержит теоретические материалы по видам ГП России.


Контрольный модуль.


Практический модуль в тестовой форме.


Контрольный модуль.


Контрольный модуль.


Контрольный модуль для испытывающих затруднения в обучении школьников.


Контрольный модуль для испытывающих затруднения в обучении школьников.


Практический модуль.

Справочный материал по уровням ГП России в форме иллюстрации.


1 блок – иллюстрация видов ГП;

2 блок – модель математико-географического положения;

3 блок – модель физико-географического положения.


Тест в качестве индивидуального домашнего задания (№№ 1-4).


Тест в качестве индивидуального домашнего задания (№№ 1-3).


Тест в качестве индивидуального домашнего задания (№№ 1-9)


Тест для проверки домашнего задания с использованием интерактивной доски (№№ 1-4)


Тест в качестве домашнего задания (№№ 1-3)


Тест в качестве домашнего задания (№№ 1-2)


Использование видеофрагмента для формулировки проблемного вопроса.

Географическое положение России. Визитная карточка России. Виды географического положения. И1


Географическое положение и границы России


Географическое положение России. Контрольные задания


Географическое положение России. Физико-географическое положение России. П1


Географическое положение России. Физико-географическое положение России. К1


Границы России. Контрольные задания


Контроль. Особенности географического положения России (упрощенный вариант)




Контроль. Особенности географического положения России. ч.2 (упрощенный вариант)


Сравнение географического положения России и положения других государств. Практические задания






Примечания

* Конспект урока составлялся для работы в ученическом коллективе, где уроки географии проводятся с регулярным применением интерактивной доски и работе на ней школьников.

** Такое задание возможно предлагать как домашнее только после того, как выполнение подобных заданий было осуществлено в классе при непосредственной помощи учителя. Оно не является обязательным в связи с его спецификой (возможности работы онлайн).

Похожие:

План-конспект урока географическое положение России iconПлан-конспект урока физико-географическое положение Африки
Физико–географическое положение Африки. История открытия и исследования. Урок №18
План-конспект урока географическое положение России iconПриложение 2 Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании Предмет
Тема: Географическое положение и открытие Антарктиды. Современные исследования Антарктиды
План-конспект урока географическое положение России iconЭкономико-географическое и политико-географическое положение. Формирование территории
Новгородская область расположена на северо-западе европейской части России, занимая территорию Приильменской низменности и северных...
План-конспект урока географическое положение России iconПрограмма состоит из шести частей: часть I «Рос­сия на карте мира»
России: физи­ко-географическое, математико-географическое, эко­номико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое,...
План-конспект урока географическое положение России iconУрок "Белки" План конспект урока «Белки»
...
План-конспект урока географическое положение России iconУрок «Географическое положение и рельеф Австралии»
Изучить географическое положение Австралии, формы ее рельефа, полезные ископаемые, определить крайние точки и ознакомиться с путешественниками,...
План-конспект урока географическое положение России iconПлан-конспект урока народный орнамент России. Выражение характера человека через украшения
Цель урока: дать первоначальные представления о русском народном орнаменте в декоративно прикладном искусстве
План-конспект урока географическое положение России iconГеографическое положение России
Цель: создать условия для усвоения учащимися особенностей географического положения России
План-конспект урока географическое положение России iconПлан-конспект урока внешняя политика России во второй половине 19 века. Тема
Цель: Повторить, какие задачи внешней политики России первой половины 19 века не были решены
План-конспект урока географическое положение России iconПлан-конспект урока по географии в 9 классе
Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница