Экономические инструменты функционирования государственных вузов со сложной организационной структурой




Скачать 321.02 Kb.
НазваниеЭкономические инструменты функционирования государственных вузов со сложной организационной структурой
страница1/3
Дата21.10.2012
Размер321.02 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3

На правах рукописи




ШИЛОВСКАЯ ЛАРИСА ЛЕОНИДОВНА




ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ

СО СЛОЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ




Специальность 08.00.05 – Экономика и управление

народным хозяйством: экономика, организация

и управление предприятиями, отраслями,

комплексами – сфера услуг

Специальность: 08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика




АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Тольятти 2010



Работа выполнена на кафедре менеджмента ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»



Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор Мальцева Галина Ивановна


Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Масюк Наталья Николаевна


доктор экономических наук, профессор

Миронова Ольга Алексеевна


Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права»



Защита состоится 26 октября 2010 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.331.01 при Поволжском государственном университете сервиса по адресу: ул. Гагарина, д. 4, ауд. 302, г. Тольятти, 445667.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжского государственного университета сервиса (г. Тольятти).


Автореферат разослан 24 сентября 2010 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета

Д 212.331.01

кандидат экономических наук, доцент



Ю. Р. Шнякина

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей человека и поддержанию его нормальной жизнедеятельности по своему функциональному назначению классифицируется как социально-культурная услуга. К сфере социально-культурной деятельности по развитию человеческого потенциала и общественного развития относят образование. Образовательные услуги, оказываемые потребителю в соответствии с государственным заданием органами государственной власти или государственными учреждениями безвозмездно или по установленным ценам, являются государственными образовательными услугами. Среди участников процесса оказания государственных услуг находится современное образовательное учреждение высшего профессионального образования – государственный вуз, представляющий собой взаимосвязанную совокупность факультетов, кафедр, институтов, филиалов, научно-исследовательских лабораторий, центров, музеев, библиотек, спортивных и культурных подразделений, подразделений общественного питания и медицинского обслуживания. В настоящее время высшая школа России представлена более чем 1100 вузами, в том числе находящимися в системе Рособразования – 344 учреждениями. Приоритетное развитие высшего профессионального образования предусматривает поддержку на государственном уровне и требует решения комплекса накопившихся проблем. Совершенствование правового положения государственных учреждений, в том числе в сфере образования, обеспечивается принятием законодательных актов, суть которых состоит в повышении ответственности и расширении самостоятельности участников бюджетного процесса, организационно опирающихся на выделение новых типов государственных учреждений– бюджетные, автономные, казенные – и новых механизмов их финансового обеспечения. Создание условий и предпосылок для повышения эффективности предоставления государственных услуг является целью, предусмотренной Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации. Особое место при этом отводится реформе бюджетного учета, основными направлениями которой являются: использование метода начислений, интеграция учетного процесса с бюджетной классификацией, объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.


Образовательное учреждение высшего профессионального образования как субъект управления системы образования одновременно представляет собой объект управления, его сложность определяется тем, что каждое направление деятельности осуществляется множеством в значительной мере автономных подразделений. Эффективное функционирование такого учреждения не может основываться на традиционных подходах к этому процессу. Основным требованием к функционированию становится его способность влиять на результаты деятельности вуза. Экстраполируя модель финансового обеспечения на основе оценки деятельности по ключевым показателям во внутреннюю среду, менеджмент вуза неизбежно приходит к необходимости создания системы оценки деятельности подразделений на основе достигнутых ими результатов. Однако оптимальное выполнение названных задач невозможно без учета экономической природы хозяйствования, которая присуща взаимоотношениям внутри вуза.

Изучение проблем функционирования государственного вуза со сложной организационной структурой в условиях масштабных организационных изменений, включающих модернизацию российского образования и реформирование бюджетного процесса, требует обобщения результатов практики, анализа возможных тенденций в развитии экономических инструментов управления вузом, включая бюджетный учет, и определяет актуальность рассматриваемой в рамках диссертации проблемы.

Степень разработанности проблемы. Проблемы развития сферы услуг и управления предприятиями и организациями этой сферы освещены в работах Е. В. Башмачниковой, Л. С. Демидовой, М. Е. Дорошенко, Л. И. Ерохиной, О. И. Васильчук, Н. Н. Масюк, А. А. Мусакина и др.

Существенное влияние на разработку теоретических и практических проблем сферы образовательных услуг оказали такие ученые, как Г. А. Балыхин, М. Я. Баширова, А. А. Воронин, А. М. Гринь, А. О. Грудзинский, А. Г. Грязнова, Н. Р. Кельчевская, Е. А. Князев, А. К. Клюев, Г. И. Лазарев, Г. И. Мальцева, О. В. Митина, Ю. В. Рожков, Н. В. Фадейкина, В. М. Филиппов и др.

Среди зарубежных исследователей, освещавших вопросы стратегического планирования, бухгалтерского и управленческого учета в своих работах, известны М. Ван Бред, Р. Дамари, К. Друри, Б. Нидлз, Э. Хендрексон, Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер.

Вопросам бухгалтерского и управленческого учета, а также анализа посвящены работы А. Ф. Аксененко, П. С. Безруких, А. С. Бакаева, Т. Г. Вакуленко, М. А. Вахрушиной, Л. П. Воробьевой, К. М. Гарифуллина, В. Б. Ивашкевича, Н. П. Кондракова, М. И. Кутера, Е. А. Мизиковского, О. А. Мироновой, В. В. Патрова, В. Ф. Палия, Л. В. Поповой, Я. В. Соколова, Е. В. Строковой, В. И. Ткача, А. Д. Шеремета и др.

Высоко оценивая полученные ими эмпирические, методологические и практические результаты, следует отметить, что динамика изменений внешней среды, в которой находятся государственные вузы, столь значительна, что требует актуализации уже известных экономических инструментов и разработки новых. Недостаточность формального регулирования внутренних взаимоотношений вуза не дает возможности его менеджменту в полной мере использовать систему бюджетного учета в качестве информационного ресурса для оценки и анализа деятельности его обособленных структурных подразделений. Изложенные обстоятельства обусловили выбор темы предлагаемого исследования, его цели и задачи.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является разработка предложений по совершенствованию экономических инструментов функционирования вузов со сложной организационной структурой.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  • исследовать законодательную базу формирования внутренней структуры вузов, определить и систематизировать субъектный состав внутренних отношений по основным классификационным признакам;

  • раскрыть содержание внутренних экономических взаимоотношений и возможность применения моделей экономического управления в вузах со сложной организационной структурой;

  • исследовать зависимость изменений основных условий функционирования обособленных структурных подразделений вуза от применения различных моделей экономического управления;

  • разработать модель поддержки принятия управленческих решений в сфере деятельности обособленных структурных подразделений вуза;

  • разработать методику бюджетного учета операций, отражающих внутренние расчеты при осуществлении приносящей доход деятельности вуза, на основе модификации структуры балансовых счетов бюджетного учета;

  • обосновать возможность изменения структуры информации в системе бюджетного учета для оценки финансовых результатов деятельности обособленных структурных подразделений вузов в условиях действия различных моделей экономического управления;

  • предложить модификацию форм финансовой отчетности в качестве основы для формирования внутренней отчетности о финансовых результатах деятельности обособленных структурных подразделений в целях анализа этих результатов для принятия управленческих решений.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе функционирования обособленных структурных подразделений государственных вузов как учреждений сферы услуг.

Объектом исследования является государственный вуз со сложной организационной структурой как субъект, обеспечивающий основную деятельность в сфере образовательных услуг.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования. Методологическая основа исследования базируется на использовании общенаучных методов и методов фундаментальных наук, таких как структурный и системный анализ, метод сравнений и сопоставлений, метод моделирования, наблюдения, группировки, детализации, экспертной оценки, бенчмаркинга, метод аналогий, метод декомпозиционного моделирования, классифицирования, адаптации, сегментации.

Теоретической основой исследования стали научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области исследования организационно-экономических механизмов субъектов образовательной системы, бухгалтерского и управленческого учета, а также анализа хозяйственной деятельности.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили материалы, содержащиеся в официальных нормативных актах в области регулирования деятельности образовательных учреждений, бюджетного и управленческого учета и анализа хозяйственной деятельности; международные стандарты финансовой отчетности, а также инструктивные документы. В качестве информационных источников были использованы: монографические исследования, журнальные статьи, научные доклады и отчеты, материалы конференций и семинаров, диссертационные работы и официальные статистические материалы.

Научные результаты, выносимые на защиту, состоят в научном обосновании разработанных экономических инструментов функционирования государственных вузов со сложной организационной структурой как субъектов сферы услуг.

В результате проведенного научного исследования на защиту выносятся следующие наиболее существенные научные результаты:

по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг:

  • на основе выявления отличительных и общих признаков понятий «организационная структура», «структурное подразделение», «филиал», «представительство» упорядочен и обновлен понятийный аппарат, используемый при методическом обеспечении функционирования обособленных структурных подразделений вузов;

  • разработана классификация видов обособленных структурных подразделений вузов, позволяющая идентифицировать конкретное обособленное подразделение, а также предложить комплекс локальных актов, регламентирующих процедуры создания и функционирования этих подразделений;

  • разработана классификация типов условий функционирования обособленных структурных подразделений вузов, включающая в себя набор из пяти группировочных признаков хозяйствования: условия использования имущества, условия формирования доходов, условия формирования расходов, условия формирования финансового результата, условия использования финансового результата, позволяющая дифференцированно устанавливать измеримые показатели результативности работы этих подразделений;

  • разработана организационно-экономическая модель поддержки принятия управленческих решений в сфере деятельности обособленных структурных подразделений государственного вуза как интегрированная совокупность элементов финансово-экономического взаимодействия, ресурсного обеспечения, показателей, норм, нормативов, условий функционирования этих подразделений, заключающаяся в выявлении зависимости между эффективностью принимаемых управленческих решений и функционированием модели;
  1   2   3

Похожие:

Экономические инструменты функционирования государственных вузов со сложной организационной структурой iconКонспект урока по предмету «окружающий мир»
Данный урок планировался и был проведен во 2 классе, где обучаются дети со сложной структурой дефекта (III-IV, VI, VIII вид)
Экономические инструменты функционирования государственных вузов со сложной организационной структурой iconБиблиографический указатель библиографическое пособие значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом
Одной из важнейших функций библиотек является библиографическая, т е создание различных библиографических пособий
Экономические инструменты функционирования государственных вузов со сложной организационной структурой iconИмперативы и организационно-экономические инструменты адаптации системы высшего образования к вызовам экономики знаний

Экономические инструменты функционирования государственных вузов со сложной организационной структурой iconЗаконом РФ «Об образовании»
О формировании организационной нормативной основы функционирования образовательных учреждений
Экономические инструменты функционирования государственных вузов со сложной организационной структурой iconРабочая программа и методические указания Для специальности 030601 «Журналистика»
Здесь рассматривается система понятий, которые представляют журналистское творчество как профессиональную деятельность со сложной...
Экономические инструменты функционирования государственных вузов со сложной организационной структурой iconОтчет о работе гоу цппрк «Детская личность»
«Разработка и реализация программ углубленной трудовой подготовки детей-инвалидов со сложной структурой дефекта (эписиндром, дцп...
Экономические инструменты функционирования государственных вузов со сложной организационной структурой iconА. Э. Бобровников в статье рассматриваются аспекты построения Web-сайта системы тестирования с фреймово-иерархической структурой предметного наполнения в Internet. Предложенная модель фреймовой иерархии предметного нап
Принципы функционирования Web-сайта системы тестирования с фреймово-иерархической структурой предметного наполнения в Internet
Экономические инструменты функционирования государственных вузов со сложной организационной структурой iconПояснительная записка к организации коррекционной работы
Группа для детей со сложной структурой дефекта ( детский церебральный паралич) функционирует на базе гбоу црр-детский сад №1948 с...
Экономические инструменты функционирования государственных вузов со сложной организационной структурой iconЛокальные акты образовательного учреждения (Рекомендовано Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования Минобразования России в качестве методического материала)
О формировании организационной нормативной основы функционирования образовательных учреждений
Экономические инструменты функционирования государственных вузов со сложной организационной структурой icon«Форд Мотор Компани» и «Дженерал Моторс»: конкуренция принципов управления и менеджмента
С конца XIX в в капиталоемких отраслях промышленности стали создаваться гигантские объединения – холдинги со сложной, многодивизиональной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница