Политика в сфере образования в США и россии в начале XXI века: сравнительный анализ




НазваниеПолитика в сфере образования в США и россии в начале XXI века: сравнительный анализ
страница1/3
Дата21.10.2012
Размер0.51 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И КАНАДЫ


На правах рукописи


ДЕНИСЕНКОВА Наталья Николаевна




ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В США И РОССИИ

В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ



Специальность 23.00.02 -

Политические институты,

этнополитическая конфликтология,

национальные и политические процессы

и технологии



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата политических наук


Москва

2009

Работа выполнена в Центре социально-политических исследований

Института США и Канады Российской академии наук


Научный руководитель:

доктор политических наук, профессор

шведова надежда александровна


Официальные оппоненты:

доктор политических наук, профессор

канапьянова раушан мусахановна


кандидат исторических наук, доцент

забелина татьяна юрьевна


Ведущая организация:

Российский государственный гуманитарный

университет (РГГУ)


Защита состоится «_____» ________2009 г. в ____ часов

на заседании диссертационного совета Д 002.244.02

при Институте Соединенных Штатов Америки и Канады Российской академии наук

по адресу: 123995, Москва, Хлебный пер., 2/3, конференц-зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Института Соединенных Штатов Америки и Канады Российской академии наук


Автореферат разослан «___» __ ________________ 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат политических наук











Н.А. Гегелашвили



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Государственная политика в сфере образования как часть социальной политики играет важнейшую роль в функционировании американского и российского общества и государства. Образование является одним из ключевых факторов современного общественного развития и важнейшей составляющей человеческого капитала. Не случайно в мире наблюдается рост числа стран, в которых образование осознается и рассматривается как один из основных стратегических ресурсов социального и экономического развития.

Политика в сфере образования затрагивает существенные интересы практически всех слоев, групп и классов общества, находящихся в центре политической жизни страны: возрастает социальная и политическая значимость проблем, связанных с образованием.

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, необходимостью системного анализа социального института образования, исходя из осознания приоритетности развития этого социального института как обеспечивающего стабильное прогрессивное и устойчивое функционирование всех сфер жизни общества; целесообразностью сопоставления подходов разных стран к образовательной политике, различных политических концепций и парадигм в целях постоянной корректировки отечественной образовательной политики.

Во-вторых, важностью комплексного исследования устойчивых тенденций в системах образования разных стран (на примерах США и России) для осмысления роли, места и значения политики государства в сфере образования как составной части его социальной деятельности на современном этапе, позволяющего уяснить, каковы пределы активной преобразующей силы процесса формирования и реформирования системы образования, воздействие которой ощущается в социальной сфере общества.

В-третьих, потребностью поиска путей интеграции отечественной системы образования в европейскую образовательную систему. Принятые решения о присоединении России к Болонскому процессу реализуются медленно и встречают серьезные препятствия как со стороны общественности и педагогического сообщества, так и со стороны властных структур. Не все правящие круги в России согласны с необходимостью присоединения к Болонскому процессу, и поэтому данный процесс на практике постоянно тормозится. До сих пор нет четкого, с научной точки зрения выверенного, ответа на вопросы: способна ли реально функционирующая отечественная система образования к реформированию; действительно ли российская система образования является инновационным ресурсом в России, о чем неоднократно заявляли руководители государства? Проведенные в ряде регионов РФ эксперименты в области образования показали положительные результаты. Однако переход к практическим действиям по реформированию сферы образования в масштабах всей страны встречает растущее социальное сопротивление.

В-четвертых, необходимостью в условиях глобализации обеспечения качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, что является приоритетным направлением для мировой образовательной политики (и в частности для образовательной политики РФ). Без учета гендерного измерения развитие качественного образования в подлинно демократическом обществе, которое основывается в первую очередь на принципах прав личности, не представляется возможным. В этой связи задачей российской политической науки становится изучение государственной политики и механизма в образовательной сфере, адекватное и научно обоснованное осмысление позитивного американского опыта в строительстве и поддержании социально достаточной системы образования, интегрирующей гендерный подход, нацеленный на прогресс.

Степень научной разработанности проблемы.

При написании работы был привлечен достаточно широкий круг источников, которые можно подразделить на четыре блока (публикации официальных документов и выступлений, издания различных органов исполнительной власти, к которым отнесены и официальные издания статистического характера, доклады и аналитические записки, изданные научно-исследовательскими центрами и специальными комиссиями, а также неправительственными общественными организациями, пресса различной ориентации). Для полноты исследования и сравнения были использованы официальные документы исполнительной ветви власти1. Необходимость критического осмысления данных источников обусловлена тем, что те, кто находится у власти, выражая свои базовые установки в документах, нередко руководствуются и конъюнктурными соображениями, которые служат пропагандистским целям, особенно в период избирательных кампаний.

Среди разнообразия источников важнейшими для данной диссертации были материалы высшего законодательного органа США, представляющие исключительный интерес для исследователя, поскольку их отличает комплексный и достоверный характер. Первостепенное значение имеют материалы слушаний комитетов Конгресса США, которые представляют собой механизм обратной связи законодательного органа и общества, в процессе которого позиции сторон достигают определенного уровня консенсуса, что делает данный источник незаменимым для исследования1.

В качестве источников справочного характера автором привлекались периодические издания и публикации вашингтонской информационно-исследовательской организации "Congressional Quarterly", которые обычно содержат большое количество полезных сведений о текущей деятельности, расстановке сил и борьбе в Конгрессе США2.

Особое место принадлежит статистическим справочникам и информационным изданиям3. В частности, незаменимым подспорьем в работе служили такие издания, как "National Center for Educational Statistics. Data Sources on Lifelong Learning", публикуемое ежегодно Министерством торговли США, (Бюро Переписи) National Science Board. Science and Engineering Indicators“ и "Statistical Reference Index", в котором содержится индекс к избранным статистическим материалам, подготовленным неправительственными источниками: профсоюзами, частными и некоммерческими ассоциациями, неправительственными общественными организациями, институтами, объединениями деловых кругов, коммерческими издательствами, университетами и независимыми исследовательскими центрами. Индекс публикуется ежемесячно с последующей ежегодной подборкой. Помимо источников, в ходе подготовки диссертации были изучены труды отечественных авторов по широкому кругу проблем: работы, дающие общее представление о государственном устройстве, социально-экономическим и политическим тенденциям развития страны в новейшее время1. Многочисленная специальная научная литература по проблемам образовательной политики, с известной степенью условности, может быть объединена в три группы: 1) труды, посвященные проблемам образования в целом2; 2) монографии по конкретным вопросам политики в сфере образования3; 3) работы по реформированию системы высшего образования4. Несвободные, как и российские работы, от конъюнктурных политических колебаний труды американских ученых содержат как обширный фактологический материал, так и многие идеи, подходы, не потерявшие своей ценности и актуальности.

Наибольший интерес, с точки зрения степени разработки исследуемых проблем, представляют работы российских исследователей: Солдаткина В.И., Крутовой И.Ю., Анищевой Л.И., Воловик И.В5. Заметный вклад в исследование проблем развития сферы образования в России и США внесли российские ученые – Супян В.Б., Шведова Н.А., Лютов А.А., Шпаковская Л.Л., Бессарабова И.С., Гершунский Б.С. и др.1, которые ставили вопрос о приоритетах образовательной политики на государственном уровне и эффективности развития системы образования в целом. Следующее направление – труды, в которых анализируются проблемы инноваций в государственной политике и управлении образованием. Так, работа Пономарева Н.Л., Смирнова Б.М.2, в определенном смысле, типичный пример публикаций данной школы.

Научные основы современной образовательной политики в США были выработаны американским философом Дж. Дьюи еще в конце ХIХ – начале ХХ столетия3. Основные тезисы его позиции: соединение обучения с производственным трудом; единство теории и практики в процессе обучения; постоянная связь школы с жизнью; построение преподавания на близком к интересам учащихся материале4. Следует подчеркнуть, что на современном этапе большинство сторонников каждого из двух существующих направлений мысли о природе и цели социальной политики - консервативном и либеральном - разделяют идею о том, что государство должно строить "разумную социальную политику", т.е. "помогать тем, кому помогать необходимо". Различия состоят в определении тех, кто именно нуждается в помощи, и в том, что является «соответствующим уровнем» помощи. Главной задачей американского высшего образования является расширение его доступности. Заслуживают серьезного осмысления перспективы американской государственной образовательной политики первых десятилетий XXI века5. Проблемы образования рассматриваются как основа и неотъемлемая часть научно-технической политики. Признается зависимость поступательного социального развития США от «производства» ученых, инженеров и иных специалистов. При этом считается, что в современном американском обществе никто не может эффективно выполнять свои функции, не обладая определенным уровнем знаний в области науки и техники. Американские специалисты подчеркивают, что «система образования от дошкольных учреждений до исследовательских университетов в настоящее время не отвечает предъявляемым к ней жизнью требованиям». Выражается неудовлетворенность, прежде всего уровнем школьного обучения в области естественных наук и математики. Для этого предлагается усовершенствовать образовательную политику государства путем разработки программ развития критического мышления у учащихся и внушения им уважения к научной работе. Пока же представители американских вузов считают, что тем требованиям, которые они предъявляют к абитуриентам, отвечает не более трети выпускников школ1. Попытка предоставить гражданам США за счет т.н. «образования в течение всей жизни» равные возможности в сфере занятости – важная тенденция формирования образовательной политики в США2.

В США разработана теория человеческого капитала, в которой поставлена задача осмысления проблем формирования и воспроизводства рабочей силы, в более широком контексте – роли и значения созидательных способностей человека, а также его вклада в экономический рост. Над теорией человеческого капитала работали многие выдающиеся американские экономисты, в частности Т. Шульц, Г. Беккер, Д. Минцер, Л. Туроу, Д. Кендрик. Именно они впервые поставили вопрос о роли инвестиций в человеческий капитал, доказывая особую важность образования для экономического роста и развития.

Одна из главных задач государственной политики в области образования Соединенных Штатов сформулирована как воспроизводство человека-личности, «совместимого» с функционирующими разнообразными отношениями американского общества. Не случайно одной из целей образовательных процессов в США является не только усвоение знаний, но и формирование у индивида целостной осознанной картины мира и общества, «впитывание» особенностей американской культуры, формирование особого менталитета и определенных ориентаций (ценностных, политических и др.), выработка способов взаимодействия с другими людьми3.

В настоящее время исследователи выделяют четыре основных направления федеральной политики в сфере высшего образования: финансовая помощь студентам; оказание ученикам помощи в окончании средней школы и получении ими в дальнейшем высшего образования; помощь по укреплению высших учебных заведений; помощь для улучшения подготовки в вузах школьных учителей. По мнению Н.И. Булаева4, в России по ряду направлений и специальностей необходимо приблизить функционирование образовательной системы к интересам регионов.

Вопросам американской высшей школы, политике гендерного равенства в целом и в области образования в частности посвящено немало работ5. Однако в отечественной политической науке до последнего времени отсутствовали специальные работы, в которых был бы представлен сравнительный анализ государственной образовательной политики американского и российского государств, вопросы реформирования системы образования в США и России.

Объектом исследования в данной работе является образовательная политика современного государства, а предметом исследования – механизмы и особенности формирования и реализации государственной образовательной политики в современном обществе.

Цели и задачи исследования. Главной целью данного исследования является анализ существующих основных компонентов американской и российской моделей образования, а также определение степени и пределов влияния государственной политики всего государственного механизма на эволюцию системы образования. В более конкретном плане в диссертации поставлены следующие исследовательские задачи:

  • провести анализ образовательной политики и сформулировать авторское понимание ее структуры и социального предназначения;

  • выделить и проанализировать процессы формирования и реализации государственных образовательных политик в Российской Федерации и в США;

  • проанализировать содержание и инновационный характер государственной политики Российской Федерации в сфере образования;

  • выявить и определить основные особенности политики США в сфере образования, показать, как происходят преобразования в системе высшего образования страны;

  • провести сравнение нормативно-правовой базы формирования и реализации образовательных политик, а также механизмов управления и финансирования в системе высшего образования Российской Федерации и США;

  • рассмотреть гендерные аспекты в реализации образовательных политик в Российской Федерации и США, проанализировав концептуальные основы формирования и реализации гендерного равенства в современных условиях.

Методологическая основа исследования. На современном этапе развития политической науки методологические возможности исследований значительно расширились за счет системного применения разнообразных научных подходов. Так, формационный подход позволяет провести анализ социальной структуры, в условиях которых действует система высшего образования, а цивилизационный - направлен на исследование социокультурных факторов, влияющих на образовательную политику и объясняющих особую роль образования в общественно-политических ценностных ориентациях и отношениях. В качестве методологической основы был использован междисциплинарный подход, впитавший опыт смежных отраслей науки (истории, социологии, права), давших возможность рассматривать систему образования, в частности высшего, с разных точек зрения. В диссертации были использованы сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы, применение которых позволило выявить общее и особенное в сфере высшего образования в США и России.

В диссертации использована принципиально новая методология – гендерный анализ, которому принадлежит особое место в систематизации и научном исследовании мира политического. Внедрение принципиально новой методологии – гендерного анализа с учетом его системных и специфических характеристик – и использование методики сравнительного анализа стали одним из важнейших инструментов исследования политических процессов и явлений в данном диссертационном исследовании.

В работе присутствуют два содержательных компонента - описательно-событийный и теоретико-аналитический, которому отдается предпочтение, поскольку исследование сфокусировано на разработке концепции деятельности государства в сфере образования в современном мире. Автор предпринял попытку соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политики в сфере образования. Общенаучные методы – анализ, синтез, обобщение, аналогия и другие – также использовались автором.

Эмпирическую базу для диссертации составили материалы научных конференций, данные социологических исследований, проведенных Институтом социологии РАН, Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), центром Roomier-Monitoring. Автором активно использовались текущие материалы нескольких сайтов Интернета.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  • представлена авторская трактовка понятия «образовательная политика», уточнена ее структура и социальное предназначение, а также заполнен существенный пробел в исследовательской тематике по проблемам политики в сфере образования в США и России в начале XXI века в сравнительном ракурсе;

  • впервые в отечественной научной литературе показаны приоритетные направления образовательной политики США и России в системе высшего образования в контексте влияния тенденций мирового развития на политику в сфере образования;

  • конкретизированы сущностные характеристики (структура и функции) образовательной политики в системе высшей школы современной России и уточнены направления реализации российской инновационной образовательной политики;

  • выявлена тенденция к возрастанию координирующей и контролирующей роли государства в сфере высшего образования, которая носит устойчивый и поступательный характер;

  • проведено сравнение нормативно-правовой базы формирования и реализации образовательных политик, а также механизмов управления и финансирования в системе высшего образования в РФ и США;

  • определены факторы гендерного неравенства в системе высшего образования США и России и выявлена взаимосвязь между влиянием гендерных исследований на политическую мобилизацию общества по обеспечению равных условий для мужчин и женщин и степенью участия государственного механизма в решении гендерных проблем в сфере образования.

Некоторые из проанализированных в диссертационной работе источников, а также статистические исследования, проводимые в США, используются впервые.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы, изложенные в диссертации, могут представлять методологическую основу для продолжения исследования образовательной политики в современном политическом процессе, создания целостной концепции образовательной политики, изучения ее динамики и возникновения новых политических форм и средств реформирования системы образования, что позволит в перспективе повысить эффективность государственной образовательной политики в России, в том числе за счет более глубокого использования зарубежного опыта. Основные положения и выводы автора о закономерностях формирования механизма государственной политики в сфере высшего образования, о социальных функциях государственных образовательных программ представляют несомненный интерес для выработки законодательной базы и практических действий в российской сфере образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические выводы и практические рекомендации могут быть:

  • применены органами законодательной и исполнительной власти России, субъектов Федерации и местного самоуправления, политическими партиями, общественными и религиозными организациями, средствами массовой информации в их практической деятельности по организации и реформированию образовательной деятельности;

  • учтены органами законодательной власти различного уровня в их законотворческой деятельности по вопросам образования;

  • применены в учебном процессе в высших учебных заведениях в преподавании политологии, философии, социологии, других гуманитарных и общественных наук, а также в обучении, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих;

  • использованы при подготовке аналитических и научно-исследовательских разработок, проведении научно-практических семинаров и конференций, парламентских слушаний и т.п. по образовательной проблематике.

Апробация диссертационного исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях на научно-практических конференциях в ряде регионов России (в Москве, Санкт-Петербурге и Смоленске) и на кафедрах: экономической теории, философии, социологии и истории ГОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщений» (МИИТ); гуманитарных и социально-экономических дисциплин Смоленской военной академии войсковой ПВО имени маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского. Диссертантка в 2006-2007 годах приняла участие в выполнении научно-исследовательского проекта РГНФ № 07-03-02050а (руководитель проекта доктор политических наук Н.А. Шведова) по теме «Социально-экономический и общественно-политический статус женщин в России и США: сравнительный гендерный анализ». Работа обсуждалась на объединенном заседании Центра социально-политических исследований и Центра внутриполитических исследований Института США и Канады РАН 3 июня 2009 года и была рекомендована к защите. Основные результаты исследования отражены в одиннадцати научных статьях.

Структура исследования, обусловленная поставленными целью и задачами, включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы и источников, на которые опиралась соискательница.

  1   2   3

Похожие:

Политика в сфере образования в США и россии в начале XXI века: сравнительный анализ iconТематика курсовых работ по общей социологии
Современные западная и российская социология: сравнительный анализ тенденций развития в начале XXI века
Политика в сфере образования в США и россии в начале XXI века: сравнительный анализ iconГосударственная политика охраны авторского права в россии в конце ХХ начале XXI вв.: Политологический анализ
Государственная политика охраны авторского права в россии в конце ХХ – начале XXI вв.: Политологический анализ
Политика в сфере образования в США и россии в начале XXI века: сравнительный анализ iconЭкспертное сообщество в политической сфере в конце ХХ начале XXI века
Диссертация выполнена на кафедре культуры мира и демократии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Политика в сфере образования в США и россии в начале XXI века: сравнительный анализ iconКалендарно-тематическое планирование по интегрированному курсу «История России. XX начало XXI века» и«Новейшая история XX начало XXI века». (68 часов) Учитель : Терентьева Галина Аркадьевна Класс
«История России. XX начало XXI века» и «Новейшая история XX начало XXI века». (68 часов)
Политика в сфере образования в США и россии в начале XXI века: сравнительный анализ iconОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»
Род hoйhо (подрод Дани) в XX -начале XXI века
Политика в сфере образования в США и россии в начале XXI века: сравнительный анализ iconГеополитические стратегии россии и сша: сравнительный анализ (1989-2009 гг.)
Специальность 23. 00. 04 политические проблемы международных отношений и глобального развития
Политика в сфере образования в США и россии в начале XXI века: сравнительный анализ iconПрограмма дисциплины «Государственная политика в сфере этнонациональных отношений»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 68 «Политология»...
Политика в сфере образования в США и россии в начале XXI века: сравнительный анализ iconПрограмма дисциплины Экологическая политика: сравнительный анализ (Environmental policy: comparative analisys)  для направления 030200. 68«Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Политика в сфере образования в США и россии в начале XXI века: сравнительный анализ icon1. в начале 20 века Российская империя занимала первое место в мире по
Характерными особенностями развития сельского хозяйства в России в начале 20 века являлись
Политика в сфере образования в США и россии в начале XXI века: сравнительный анализ iconI. Россия в начале XVI века (5 часов)
Территория, население и сельское хозяйство; города, ремесло и торговля в начале XVI века. Знать национальный состав населения и хозяйственную...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница