Методические указания к курсу «Политическая эпистемология»




Скачать 263.49 Kb.
НазваниеМетодические указания к курсу «Политическая эпистемология»
Дата21.10.2012
Размер263.49 Kb.
ТипМетодические указания
Министерство образования Российской Федерации

Ярославский государственный университет им.П.Г.Демидова

Факультет социально-политических наук

Кафедра социально-политических теорий


методические указания



к курсу «Политическая эпистемология»


Ярославль 2001

Составитель Н.В. Досина



Методические указания к учебному курсу «Политическая эпистемология» для студентов первого курса отделения политологии факультета социально-политических наук (сост. Н.В. Досина, Яросл. Гос. ун-т, Ярославль, 2001, 15 с


Методические указания к учебному курсу «Политическая эпистемология» составлены в соответствии с программой курса и охватывают все её основные темы. Включённые в Указания вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания, призванные активизировать эти занятия, усилить интерес к политической эпистемологии, способствовать лучшему усвоению курса.

Методические указания относятся к студентам первого курса отделения политологии факультета социально-политических наук.


Печатается по решению научно-методического совета факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.


Рецензент: кафедра социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.


Учебная программа курса «Политическая эпистемология» имеет целью развития у студентов интереса и навыков организации политического исследования. Она призвана способствовать знанию студентами основных используемых в политической науке исследовательских методов и осуществлению ими выбора методологии исследования, формированию у студентов навыков организации политического исследования.

Курс включает в себя три раздела, в которых помещены 13 тем.. В структуре курса - лекции, семинарские занятия, выполнение практических заданий исследовательского характера, написание эссе. Лекционная форма обучения предполагает включение элементов дискуссии; семинарские занятия построены на обсуждении работ и материалов проблемного характера. С целью вовлечения студентов в активную деятельность разработаны проблемно-ориентированные темы докладов, рефератов и курсовых работ. В процессе освоения курса предполагается участие в научной студенческой конференции. Студенты знакомятся со структурными компонентами политического знания, основными принципами, законами, правилами его определения, особенностями формирования и развития теоретического политического знания (периодизацией способов проявления политического знания), с основными способами конвенциональной техники работы с понятиями.

Форма итоговой аттестации – экзамен. В Указаниях содержатся вопросы для подготовки к экзамену.


Раздел I.

АВТОНОМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ


Тема 1.

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. (6 час.)


Лекционные вопросы


Объект и предмет политического знания. Политическое как предмет политического знания. Уровни политического. Социологические определения политического. Власть как суть политического. Понимание существа власти в концепциях политического. Понимание политического в концепциях Х. Арендт и К. Шмитта. Политическое знание и политическое действие, нерасторжимая связь познавательного и практически-действенного политических компонентов. Государство как центр политического. Предписывающий характер политического знания. Полифункциональность политического знания. Особенности политического знания.



Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания.


  1. Трудности определения политического.

  2. Концепции политического Х. Арендт и К. Шмитта.

  3. Политическое знание как познавательный компонент политической деятельности.

  4. Власть как важнейшая форма реализации политического.

  5. Особенности политического знания.


Используемые в теме понятия.


Политическое знание, политическое, политика, политическая власть, государство и право, политическая свобода и политическое насилие, политическое действие, сфера публичности, политический субъект, конфликт и консенсус, политический анализ.


Список рекомендуемой литературы.


  1. Арендт Х. Традиции и современная эпоха // Вестник Моск. Ун. – серия 7, Философия. – 1992. – №1 - С. 80-95.

  2. Бедтер П., Пукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания: пер. Е. Руткевич. – М., 1995. – 323с.

  3. Ильин М.В., Коваль Б.И. Что есть политика и что наука о политике: опыт нетрадиционного обзора // Полис. – 1991. - №4. – с.103-115.

  4. Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980. – 359с.

  5. Мантейм Дж., Рич Р.К. Политология: методы исследования. – М., 1997.

  6. Панарин А.С. Философия политики. – М., 1994. Раздел IV. Политическая эпистемология.

  7. Фигал Г. «Публичная» свобода: спор власти и насилия (к понятию «политического» Ханны Арендт) // Вестник Московского университета. – Серия 12. Соц-полит. исследования. – 1994. - №5. – с.52-62.

  8. Шмитт К. Понятие политического. – М., 2000.


Тема 2.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (6 часов)


Лекционные вопросы.


Структурная организация политического знания. Типы политического знания. Политические теории. Концепции политического развития. Политические программы. Политические идеалы. Политические лозунги. Факторы, эстерминирующие избирательную гносеологическую активность субъектов политического отражения. Задачи гносеологического анализа политического знания. Проблемы выявления предмета отражения в политическом знании. Анализ степени адекватности политического знания, политической реальности. Раскрытие процессов происхождения политического знания в структуре сознания человека. Проблема обнаружения теоретико-познавательных корней истинности или ложности политического знания. Функциональная природа политического знания


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания.


  1. Составьте схему, показывающую структурную организацию политического знания. Покажите особенности эмпирического и теоретического политического знания.

  2. Назовите причины нетождественности, факторы, эстерминирующие избирательную гносеологическую активность субъектов политического отражения.

  3. Почему встаёт проблема гносеологического анализа политического знания?

  4. Перечислите основные задачи гносеологического анализа политического знания. Какие проблемы включаются в состав этих задач? Приведите примеры, показывающие, что проведение гносеологического анализа возможно по отношению не только к концептуальному знанию, но и ко всем другим элементам политического сознания – идеалам, оценкам, традициям, нормам политической деятельности и т.д.


Используемые в теме понятия.


Типы политического знания, структурные компоненты политического знания, избирательная гносеологическая активность, идеология, участие в политическом.


Список рекомендуемой литературы.


  1. Демидов А. И. Учение о политике: философические основания. – М., 2001. – 283с.

  2. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. – М., 2000. – 1024 с.

  3. Платонов А.К. Политическое знание. – СПб., 1999. Политическая наука: новые направления. – М., 1999.

  4. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. – М., 1995 – 165с.

  5. Стрлич Д. Структура политической науки. // Политическая наука. – М., 2000. - №4.


Тема 3.

ПРЕДЕЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (6 час.)


Лекционные вопросы.


Экстенсивные границы политического знания, содержательные отличия между политическим знанием и другими видами социального знания и анализ их эпалектической связи. Размежевание между политическим знанием и негносеологическими продуктами политической жизнедеятельности. Различия гносеологического и негносеологического содержания в структурах политической психики. Возможные формы существования неявного политического знания. Интенсивные границы политического знания. Проблема истинности политического знания. Функциональные границы политического знания.


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания.


  1. Кратко рассмотрите основные особенности политической философии. Что в развитии теоретического политического мышления современности можно отнести к политической философии?

  2. Дайте определение предмета и метода политологии. Есть ли в политическом знании объективное содержание или оно сориентировано исключительно на клиента?

  3. Тождественно ли понятие теоретического политического знания понятиям «теория политики» и «политическая теория»?

  4. Перечислите исследовательские методы, используемые в политологии. Дайте определение методологии и значение её выбора для исследователя.

  5. Определите цели политической идеологии. Какова роль политической идеологии в организации политического поведения?

  6. Представьте аспекты влияния политического знания на правовое знание.

Используемые в теме понятия.


Политическое знание, предельные основания политического знания, политическая философия, политическая теория, политическая идеология, политическая психика.


Список рекомендуемой литературы.


  1. Бонетон Ф. Введение в политическую науку. Пер. с фр. – М., 2002. – 367с.

  2. Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. – М., 2001. – 283с.

  3. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. – М., 1986. – 330с.

  4. Краснов Б.И. Политология как наука и учебная дисциплина. // Соц-полит. журнал. – 1995. - №1. – с. 52-71.

  5. Лекторский В.А. Самосознание и рефлексия в научном познании. // Общ. науки. – 1980. - №2. – с. 123-127.

  6. Современная политическая теория. Пер. с англ. – М., 2001. – 480с.

  7. Соловьёв А.И. Политическая наука. Политическая теория и политические технологии. – М., 1999. - …. с.

  8. Философия политики. Кн. 1: теоретико-методологические проблемы изучения политики (Б.Н. Бессонов, Т.А. Алексеева, Д.Г. Жовтун и др.) - М., 1994 – 199с.


Тема 4.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (6 час.)


Лекционные вопросы.


Политическая идеология: понятие, структура и функции. Характерные типологические черты современных идеологичесикх процессов. Значание политической психики в организации политического поведения. Соотношение политической идеологии и политической психологии. Сущность политических ценностей. Функционирование системы политических ценностей и функции политических норм.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и задания.


1. Современный американский политолог Шон Розенберг определяет политическую идеологию как «взаимосвязанную систему верований, которые в большей степени являются продуктом политической культуры, чем индивидуального размышления. Определяемые таким образом идеологии отличаются и идентифицируются одна от другой соотносительно с конституирующей по системе убеждений». Проанализируйте это определение, выскажите свою позицию по отношению к нему.

2. Если политическая идеология перестает выполнять свои политические функции (мобилизация масс на выполнение определенных политических задач) возможны различные варианты ее трансформации. Перечислите их, объясните прогресс политической идеологии.

3. Политико-психологические знания отличаются ограниченностью и узостью, но также открытостью и активностью новому. Приведите примеры, характеризующие сложность процессов формирования идеологических взглядов.

Тема 5

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (4 часа)



Лекционные вопросы.


Факторы, воздействующие на становление политического знания. Формы политического знания. Бессознательное психическое применительно к анализу политического знания. Два уровня бессознательно-психического: стаический и динамический. Познавательная политическая установка субъекта как главный элемент структуры динамического бессознательного. Структура полдитической установки. Значение политической установки. Объективация мышления. Политическая пропаганда и политические символы. Политическая утопия как вид политического знания, как специфическая форма идеологии. Типы массового политического сознания. Структура массового политического сознания.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и задания.


  1. Какой элемент бессознательного в политической психике играет наиболее значительную роль в формировании политического знания?

  2. Какова структура политической установки?

  3. Первичное отражение реальности, лежащее в основе установки, получило название стимуляционного образа. Почему?

  4. Что способно вывести политическое познание из узких рамок, задаваемых фиксированными политическими установками?

  5. Что содержит в себе «политическая выгода» субъекта?

  6. Охарактеризуйте структуру и основные черты массового политического сознания. Какова роль национальной культурной традиции в формировании конкретных массового политического сознания?


Используемые в теме понятия.


Навыки, автоматизм, память, установки, интуиция, неосознанные ощущения и восприятия, политические потребности, политические интересы, политическая выгода, политическая идеология, политическая воля, массовое политическое сознание.


Список рекомендуемой литературы.


  1. Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного. О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. - М., 1968. - 468 с.

  2. Бек В.Феноменология: Мир жизни и обыденности знания.// Монсон П. Современная западная социология: теории, р\традиции, перспективы: Пер. Со шв. - СПб., 1992. - с. 71 - 106.

  3. Мид Дж. От жеста к символу.// Американская социологическая мысль: Тексты. - М., 1994. - с. 221 - 224.

  4. Морис-Георгица Г. Политические символы./ Элементы теории политики: Пер. С польс.: Сб. Статей. - Р.-на-Д.,1991. - с. 343 - 354.

  5. Надирашвили Ш. Понятия установки в общей и социальной психологии. - Тбилиси, 1974. - 170 с.

  6. Политическая психология. - М., 2000.

  7. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтине: Пер. С фр. - М., 1995. - 416 с.

  8. Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. - М., 2001. - 283 с.

  9. Политическая энциклопедия:: В 2-х т. - М., 1999.



Раздел II.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОЙ И НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ


Тема 6.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (4часа)


Лекционные вопросы.


Проблемы места человека в мире политики, его роли в государстве в общественной мысли древних. Развитие средневековой политической мысли. Становление априорно-дедуктивного анализа политики. Марксизм о сущности политики, политического знания, политических перспективах развития общества. Марксизм и позитивизм как альтернативные формы развития политического знания.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и задания.


  1. Принципы материализма и историзма, лежащие в основе взглядов К. Маркса. Политическая история учения Маркса. Понятие ленинского этапа в развитии марксистской философии. Проблема идеологических функций марксистско-ленинской философии, противопоставления буржуазной и коммунистической идеологии.

  2. Влияние позитивизма на развитие политического знания ХХ века.

  3. Проблема объективности социально-политического знания.

  4. Ценностный аспект социального познания.


Используемые в теме понятия: факторы, воздействующие на становление политического знания, механизмы формирования политического знания.


Список рекомендуемой литературы.


  1. Арон О. Этапы развития социологической мысли: Пер. С франц. - М., 1992. Глава «Карл Маркс».

  2. Бертер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. - М., 1966 - 359 с.

  3. Вебер М. Избр. Произведения: Пер. с нем. - М., 1990. - 808 с.

  4. Демидов А.И. Учения о политике: философские основания. - М., 2001. - 283 с.

  5. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направлений- СПб., 1994. - 209 с.

  6. История политических и правовых учений. Древний мир./ Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1985. - 350 с.

  7. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение./ Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1986. - 349 с.

  8. История политичесикх и правовых учений XVII - XVIII вв./ Под ред. В.С.Нерсесянца. - М., 1989. - 448 с.

  9. История политичесикх и правовых учений XIX в./ Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1993. - 342 с.

  10. История политических и правовых учений XX в./ Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1995. - 348 с.

  11. Курс политологии: Учебник для вузов: 2-е изд., доп. - М., 2001. - 460 с.

  12. Монсон П. Марксизм/ Монсон П. Современная социология: Теории, традиции, перспективы: Пер. со шв. - Спб. 1992. - с. 106 - 153.

  13. Рикер П. Конфликт интрепретаций: Очерки о черневтике: Пер. с фр. - М., 1995. - 416 с.



Тема 7.

ПОЗИТИВИСТСКИЙ ИДЕАЛ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА В ПЕРИОД ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ (4 часа)


Лекционные вопросы.


Факторы, воздействующие на становление американской политической науки. Объем и содержание понятия «политическая наука». Метод политической науки (Ф.Р. Либер, Т.Д. Вулси, У.Уиллоуби, Дж. У. Берджесс, В. Вильсон ). Основные черты истории институционализации политической науки в США. Политическое образование в США. Воплощение принципов либерализма в американской политической науке.


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания.


  1. Либерализм в качестве предпосылки становления американской политической науки. Сопряженность американского индивидуализма и принципом гуманизма, правом человека на манифестацию своих политических мнений, убеждений и требований. Доклады о Конституции и типе республике в США в конце XVIII в. Общество политических исследований Б. Франклина.

  2. Ф. Либер о методах, объекте и образовательных целях политической науки.

  3. Повлияли ли процессы институциализации политической науки на формирование её предмета, уточнение её предметной области вообще на определение

  4. её методологической основы?

  5. В работе «Политика» (1884 г.) У. Крейн и Б. Мозес выдвигают мысль о том, что политическая наука объединяет две отрасли: аполитическую политику и практическую политику. Объясните создание этого положения. Насколько оно перекликается с задачами развития современной политической науки?

  6. Американские исследователи о связи политической науки и социологии. Работа У. Уиллоуби «Права государства». Достоинства и недостатки первого этапа развития американской политической науки.


Список рекомендуемой литературы.


  1. Либер Ф. Юридическая и политическая герменефтика. 1837.

  2. Либер Ф. История и политическая наука: необходимые исследования в свободных странах. 1858 г.

  3. Крейн У., Мозес Б. Политика. 1884 г.


Тема 8.


ПОЗИТИВИСТСКИЙ ИДЕАЛ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПЕРИОД ОФОРМЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ (8 часов)


Лекционные вопросы.


Прикладной характер американской политической науки. Влияние Джона Дьюи на политическое знание в Америке. Две основные тенденции в развитии американской политической науки на рубеже XIX - XX вв:

1) как науки о государстве и 2) как науки о политической реальности, открываемой и познаваемой акцент на человеческом измерении политики в американской политической науке (В. Вильсон, Ж. Брюс, Л. Лоуэлл). Творческая деятельность и модель политики Ч. Мерриама. Сциентистская тенденция в политической науке.


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания.


  1. Инструментальный характер американской политической науки.

  2. Проанализируйте работу Ч. Мерриама «Новые аспекты политики» (1925 г.). Насколько вы согласны с типом политики, предлагаемымы им в качестве нового? Каково ваше мнение о политике Ч. Мерриама?

  3. Сциентическое направление в политической науке. Рыночная модель политики Дж. Кэтлина: ее достоинства и недостатки. Что, по мнению Дж. Кэтлина, выступает мерой измерения политики?

  4. 4.Психологическое направление в американской политической науке, возглавляемое Г. Лассвеллом. Его основные идеи и проблемы.


Используемые в теме понятия.


Инструментализм, политика и управление, оценка эффективности научных результатов, социальная инженерия, демократические принципы, системы контроля над индивидом и социальными группами, использование эксперимента и анализ значимых данных, сциентизм.


Список используемой литературы.


  1. Демидов А. И. Учение о политике: философские основания. – М., 2001. – 283 с.

  2. Мерриам Ч. Новые аспекты политики.(1925 г.)

  3. Мерриам Ч. систематическая политика.(1995 г.)

  4. Эллиет У. Прагматический взрыв в политике.(1928 г.)

  5. Лассвелл Г. Анализ политического поведения.(1947 г.)

  6. Лассвелл Г. Власть и общество: контуры политического анализа.(1950 г. , в соавторстве)

  7. Лассвелл Г. Политически ориентированные науки и население.(1975 г., в соавторстве).



Тема 9.

БИХЕВИОРАЛИЗМ В АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ (8 час.)


Лекционные вопросы.


Предпосылки бихевиоральной революции в американской политической науке. Понятия «бихевиоризм» и «бихевиорализм». Основные методологические принципы и теоретические установки бихевиорализма. Проблема квантификации. Д. Истон об особенностях бихевиорализма. Влияние установки логического позитивизма на изучение политики. К. Поппер на развитие бихевиорализма в американской политической науке. Кризис бихнвиорализма в 60-е годы ХХ века.


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания.


  1. Предпосылки и факторы развития бихевиорального подхода в американской политической науке.

  2. Хайнц Эулау определил идейные позиции бихевиорализма следующим образом: «Политические институты являются поведенческими системами или системами действия. Поскольку они не могут существовать без людей, на чьем поведении основывается их существование, поскольку политическое поведение не может существовать вне сети межличностных отношений, которую мы называем политическими институтами.» Какие, с вашей точки зрения, недостатки обнаруживает бихевиорализм в таком определении?

  3. Классической работой бихевиорализма считается книга О. Кэмбелла и его коллнг «Американский выборщик» (1960 г.). Против чего выступал бихевиоризм? Какова была теоретическая установка бихевиорализма? Как она соотносилась с марксистской установкой?

  4. Как конкретно повлияла принятая бихевиоризмом установка логического позитивизма на изучение политики в 60-80-е годы?

  5. Работы К. Поппера и их влияние на развитие бихевиоралистического направления в политической науке.


Используемые в теме понятия.


Стадия развития науки, индивидуальное политическое поведение, сеть межличностных отношений, электоральное поведение, массовое (недифференцированное) поведение, политическая социализация, политизация, гражданское послушание, политическая поддержка, поведение политических элит, лидерство.


Список рекомендуемой литературы.


  1. Бихевиорализм в политической науке (под ред. Х. Эулау).

  2. Измерения перспектив в современном политическом анализе. Чтения о природе и различиях научного и политического исследования (под ред. Х. Билла и Т. Лауфа ).

  3. Поппер К. Логика научного исследования (Логика и рост научных знаний. Под ред. В. Н. Садовского. – М., 1992. – т. 1,т. 2 ).

  4. Поппер К. Открытое общество и его враги. т. 1, т. 2.



Тема 10.

КРИЗИС ИДЕАЛА ПОЗИТИВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ: ПОСТБИХЕВИОРАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И АНТИБИХЕВИОРАЛИЗМ (8 час.)


Лекционные вопросы.


Социально-культурные факторы возникновения постбихевиорализма как нового этапа развития политической науки. Томас Кун: история науки как смена парадигм (конверсия). Тема смены научных парадигм в работах американских авторов. Структурно-функциональный подход к анализу политической реальности. Д. Истон как основатель системного анализа политической жизни в американской политической науке. Общие черты теории модернизации и развития в американской политической науке. Культурно-логическое понимание политики как процесса возникновения новой научной парадигмы.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и задания.


  1. Основная идея книги Т. Куна «Структура научных революций». Используемые Куном понятия: «парадигма», «нормальная наука», «научные революции» - их содержание и значение. Влияние Т. Куна на развитие политической науки, на широкое обсуждение предмета политической науки.

  2. Форма структурно-функционального анализа политики. Новая система понятий: установка, конфликт, игра, взаимосвязь, социализации плюрализм, оценивание. Принцип структурно-функционального анализа, разработанные Р.Мертоном и Т. Парсонсом.

  3. Модели политической системы Г. Алмонда, Д. Истона. Определите различия в подходах, оцените созданные авторами модели.

  4. Системный анализ политической реальности, его особенности и значение. Работа Д. Истона «Системный анализ политической жизни».

  5. Работа С. Хантингтона «Политическая наука, американские региональные исследования и их парадигмы американской политики ».

  6. Проблема политической модернизции в работах американских авторов.

  7. Культурологическое понимание политики.



Используемые в теме понятия.


Контркультура , социальные движения, ценностный подход к науке, парадигмы, научные революции, убеждение, мнение, политическая система, «входные» и «выходные» параметры политической системы, политическая социализация, установка, конфликт, игра, взаимосвязь, плюрализм, оценивание, рациональный выбор, социальные роли, макро- и микроисследования политики, политическая культура.


Список рекомендуемой литературы.


  1. 1.Эшкрафт. Один шаг назад, два шага вперед. Рефлексия по поводу современной политической теории. 1983 г.

  2. Кун Т. структура научных революций. 1962 г. Рус. пер. 1975 г.

  3. Ландау М. Политическая теория и политическая наука. Исследования в области методологии политического анализа. 1979 г.

  4. Истон Д. Политическая система: исследование состояния политической науки. 1971 г.

  5. Комоцкая В.Д. , Тихомирова Е.Б. Поколение пятидесятых в американской политологии: Сэм Пол Филипс Хантингтон// Соц.-полит. науки. – 1991. - №9. – С. 54-56.

  6. Комоцкая В.Д., Тихомирова Е.Б. Сэмюэл Ф. Хантингтон как представитель американской политической науки/ Власть и демократия:зарубежные ученые о политической науке. – М.,1992. – С. 61-80.

  7. Лекторский В.А. Рациональность, %, и принцип либерализма (взаимосвязь социальной философии и методологии Поппера)//Вопросы философии – 1995. - №10. – С. 27-44.



Тема 11.

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ (8 час.).


Лекционные вопросы.


Причины актуализации политического знания. Особенности и тенденции развития политической науки. Политическая наука в России:пути назначения социально-политической реальности.


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания.


  1. Причины актуализации политической науки.

  2. В 70-е годы ХХ века в результате «когнитивных подходов» к изучению политики появились теории рационального действия (rational actor theory). В чем значение этих подходов?

  3. Работа Джона Роулса «Теория справедливости» как результат влияния концепции экономического моделирования и игровой теории.

  4. Плюрализм направлений и моделей анализа политической реальности в современной политической науке. Современная политическая наука как комплекс разноуровневого политического знания.

  5. Особенности развития современной российской политической науки.


Используемые в теме понятия.


Политическая мысль, политическая практика, политика как временная форма договорного поведения и его институтов, политический процесс, рациональный вывод, сфера политического, ценностный подход.


Список рекомендуемой литературы.

1. Даль Р. Современный политический анализ. Пер. с англ. /Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки: Реф. сб. Вып. IV – М., 1991. – С. 51-96.

2. Роулс Дж. Теория справедливости. Пер. с англ. – Новосибирск, 1995.- 556 с.

3. Политическая наука: новые направления. – М., 1999 г.

4. Политическая наука в России: интеллектуальный % и реальность. Хрестоматия. – М., 2000. – 684 с.

5. Политическая энциклопедия: В 2-х Т. – М., 1999 г.


Раздел III.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ КОНВЕНЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ПОНЯТИЯМИ


Тема 12.

ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ


Лекционные вопросы


Объяснение и понимание как детерминистский и мотивированный (целевой) типы описания в политической науке. Основания понимания. Концепция социокультурного понимания.


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания.


1.Определить основания дифференциации между объяснением и пониманием.

2. Понятие самоценности в качестве базы понимания. А.С.Панарин пишет: «Предпосылку понимания создает определенный минимум доверия. У меня есть шанс понять другого только при наличии определенной презумпции – презумпции доверия в отношении того, что бытие другого имеет смысл, что оно принадлежит к столь же необходимым компонентам мира, как и мое собственное существование. Очевидно, не меньшими эвристическими возможностями в контексте понимания обладает любовь» Насколько данное суждение соответствует Вашим представлениям о политической аналитике?

3. В современной России наблюдается раскол, противостояние двух типов переживания политической ситуации. Что, по- Вашему необходимо сделать в целях предотвращения опасности непримиримого противостояния сторонников правых и левых политических сил?


Используемые в теме понятия


политический субъект, политическое поведение, детерминированность, целеполагание, целостность.


Список рекомендуемой литературы


  1. 1.Боднар А., Цетвинский О. Роль объяснения в науке о политике/Элементы теории политики: Сб. статей Пер. с польск..-Р.-на-Д., 1991.- С.29-54

  2. Демидов А.И. Понимание в политике//Полис.-1995.-№3

  3. Панарин А.С. Философия политики.-М., 1994. – Раздел четвертый. Объяснение и понимание в политике.

  4. Пригожин И., Стенгерс А. Порядок из хаоса.-М., 1988

  5. Франкл В. Человек в поисках смысла.-М., 1980.


Тема 13.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ (2 часа)


Лекционные вопросы.


Социально оспариваемые понятия. Соотношение сущностных и инструментальных понятий. Конвенционализация, инструментальный характер понятий: операции измерения явлений и процедур в политике.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания.


  1. Содержание и объем понятия.

  2. Какие понятия могут быть сущностно оспариваемыми? Приведите примеры.

  3. В чем заключается работа с инструментальными понятиями? Зачем нужна эта работа?


Используемые в теме понятия.


Основания политического действия, языковедческий обзор понятия политики, конвенциональность.


Список рекомендуемой литературы.


  1. Болл Т. Власть// Полис. – 1993 - №5.

  2. Вебер М. Объективность социально-научного и социально-политического знания.//Вебер М. % - М., 1990 г.

  3. Ильин Я. Ц. Слова и смыслы. – М., 1997 г.

  4. 26 основных понятий политического анализа. // Полис. – М., 2000 . – 1024 с.

  5. Политология: Словарь-справочник./ сост. Василик М.А. и др. – М., 2000.- 328 с.

  6. Политическая энциклопедия: В 2-х Т. – М., 1999.



РЕКОМЕНДАЦИИ

по написанию реферативного обзора по монографии


Реферативный обзор по монографии приравнивается к курсовой работе.. Его объем должен составлять не менее 24 страниц рукописного текста.

Основные требования к содержанию реферативного обзора:


  1. Структура работы должна включать введение, несколько параграфов, заключение.

  2. В работе должны быть отражены идеи первоисточника, показана их актуальность, связь с современными политологическими проблемами.

  3. Автор должен высказать свое отношение к рассматриваемым проблемам, дать им оценку с точки зрения социального прогресса, определить степень их перспективности с точки зрения политического развития России.

  4. По ходу обзора целесообразно использовать цитаты из первоисточника.

  5. При написании работы можно использовать статьи и научные труды авторов, посвященные данной монографии.


СПИСОК МОНОГРАФИЙ,

предлагаемых для реферативного обзора.


  1. Арендт Х. VITA ACTIVA или О деятельной жизни.-СПб., 1999.- 420 с.

  2. Бек У. Общество риска на пути к другому модерну/Пер. с нем.-М., 2000.-383 с.

  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания/Пер.-М., 1995.- 323 с.

  4. Берлин И. История свободы. Россия/Пер. –М., 2001.- 544 с.

  5. Вебер М. Избранное. Образ общества/ Пер. с нем.-М., 1994.-704 с.

  6. Даль Р. Введение в экономическую демократию.-М., 1991.

  7. Дарендорф Р. Дорога к свободе//Вопросы философии.-1990.-№9

  8. Дарендорф Р. От одного государства к цивилизованному сообществу//Полис.-1993.-№4

  9. Кун Т. Структура научных революций/Пер. с англ.-М., 1975.-288 с.

  10. Манхейм К. Диагноз нашего времени/Пер. с нем и англ..-М., 1994. Идеология и утопия.-С.7-276

  11. Ортега –и –Гассет Восстание масс//Вопросы философии.-1989.-№2-4 .

  12. Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций/Под ред. В.Н.Большакова.-СПб., 2000.- 512 с.

  13. Парсонс Т. Человек в современном мире.- Минск, 1992.

  14. Поппер К. Нищета историцизма//Вопросы философии.-1992.-№8-9

  15. Поппер К. Открытое общество и его враги/Пер. с англ.-М., 1992

  16. Поппер К. Логика и рост научного знания.-М., 1983.

  17. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика.-М., 1995.- 416 с.

  18. Рикер П. Конфликт интерпретации. Очерки о герменевтики.-М., 1995.-416с. 19. Ролз Дж. Теория справедливости/Пер. с англ.-Новосибирск, 1995.-550 с.

  19. Тойнби А.Дж. Постижение истории/Пер. с англ.-М., 2001.- 640 с.

  20. Тоффлер О. Сдвиг власти.-Н.-Й., 1992.

  21. Хаксли О. О, дивный новый мир.-М., 1989.

  22. Хелд Д. Политическая теория и современное государство. Очерки о государстве, власти и демократии.-М., 1989

  23. Хейзинга Homo Ludens. Человек играющий/Пер. с нид.-М., 2001.- 350 с.

  24. Элиас Н. Общество индивидов/Пер. с нем.-М., 2001.-331 с.

Похожие:

Методические указания к курсу «Политическая эпистемология» iconМетодические указания к курсу «Политическая регионалистика»
Печатается по решению научно-методического совета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Методические указания к курсу «Политическая эпистемология» iconМетодические указания по курсу История
Сборник тестов и методические указания по курсу «История отечественной журналистики XIX века». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002....
Методические указания к курсу «Политическая эпистемология» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов по курсу «философия» инаписанию контрольной работы для студентов факультета заочного образования
Методические указания составлены в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом и типовой программой по...
Методические указания к курсу «Политическая эпистемология» iconМетодические указания к лабораторным работам по курсу
Методические указания к лабораторным работам по курсу "Internet технологии" для студентов специальности Т. 10. 01. 00 "Автоматизированные...
Методические указания к курсу «Политическая эпистемология» iconМетодические указания к лабораторным работам по курсу «Палеонтология»
Методические указания отражают современные достижения в области геологиче
Методические указания к курсу «Политическая эпистемология» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по курсу
Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Вычислительная техника и программирование», (для студентов 2 курса...
Методические указания к курсу «Политическая эпистемология» iconМетодические указания к лабораторным работам по курсу «Материаловедение»
Основные свойства строительных материалов: Методические указания к лабораторным работам по курсу «Материаловедение», «Строительные...
Методические указания к курсу «Политическая эпистемология» iconМетодические указания к курсу «Современные проблемы филологии»
Методические указания разработаны кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка Ф. Г. Самигулиной
Методические указания к курсу «Политическая эпистемология» iconМетодические указания к выполнению курсовых работ по курсу «Общая геология»
...
Методические указания к курсу «Политическая эпистемология» iconМетодические указания к лабораторным работам по курсу прикладной геодезии Для студентов V курса заочного отделения факультета дистанционных форм обучения. Специальности «Прикладная геодезия»
Методические указания к лабораторным работам по курсу прикладной геодезии. Изд. МиигаиК. Упп «Репрография», 2011 г., с. 38
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница