Т. В. Сережкина Психологическое консультирование




НазваниеТ. В. Сережкина Психологическое консультирование
страница1/7
Дата21.10.2012
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
Молодежь и наука XXI века: Доклады и тезисы докладов студенческой конференции, посвященной 50-летию КГТУ и 10-летию УИФ КГТУ. Усть-Илимск: РИО УИФ КГТУ, 2006.


СОДЕРЖАНИЕ



Т. В. Сережкина Психологическое консультирование ……………………

С. Г. Широких Психотерапия …………………………………………….…

А. С. Козлова Психотерапия …………………………………………….…..

О. В. Онищенко Взаимосвязь ценностных ориентаций и удовлетворенностью карьерой ……………………………………………………………....

Е. Ю. Иваненко Влияние типологических особенностей на стили руководства менеджеров ………………………………………………………..…

О. В. Заноздра Психологическая самозащита онкологических больных

Д. С. Беликова К вопросу утилизации лесопромышленных отходов ……

В. Г. Драган Характеристика качества воды Усть-Илимского водохранилища ………………………………………………………………………...

А. В. Дружинин, А-др В. Дружинин, В. Ю. Андрющенко, Н. В. Павловец, С. Е. Сафронов Способ разделения зерен минералов в водной среде с

использованием гидроциклона ………………………………………………

К. Н. Ковтун Создание управляющей компании для предприятий маши-

ностроительного комплекса ООО «Тимокс» ………………………………..

М. А. Антипов Самооценка On-Line ………………………………………..

М. А. Антипов Регулятор частоты вращения кулеров …………………….

А. В. Даренских Электродвигатель асинхронный много-статорный ….....

А. В. Зарубицкий, Д. Н. Потапов Анализ методов экспериментального ис-следования деформированного и напряженного состояний конструкций …….

А. В. Дружинин, А-др В. Дружинин, В. Ю. Андрющенко, Н. В. Павловец, С. Е. Сафронов Комбинированный способ передвижения малотоннажных судов ……………………………………………………………………...

3

8

15


17


18

25

29


31


34


36

39

42

45


48


51



Т. В. Сережкина, студентка ПИП-03 УИФ КГТУ


Психологическое консультирование


Методологические основы психологического консультирования


Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования, так же, как и для любого другого вида психологической помощи.

Цель психологического консультирования: культурно-продуктивная лич-ность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия для создания им осознанных неглобальных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.

Психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.

При этом, психолог, независимо от его теоретической ориентации, использует в своей работе такие понятия, как жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность.

Рассмотрим два направления психологического консультирования:

– бихевиориальное направление – социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия и др.;

– гуманистическое направление – гештальттерапия, групповая терапия, логотерапия, психодрама.

Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.


Интервью как основной метод психологического консультирования


Описывая интервью как основной метод психологического консультирования, мы исходим из следующих предварительных соображений: психолог-консультант работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает


3

диалогическую работу, то она проводится в специально назначенное время или другим специалистом – диагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, составят тему взаимодействия психолога и клиента.

Существует пятишаговая модель процесса интервью.

Первая стадия интервью – структурирование, достижение взаимопонимания или, как ее часто маркируют, – «Привет!».

Психолог структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его вза-имодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. При этом психолог решает проблемы установления контакта. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от индивидуальных и куль-турных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, т. е. задачи эмоционального и когнитивного принятия си-туации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто соответствие пси-холога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации о кон-тексте темы: происходит выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: «В чем проблема?».

Психолог на этом этапе интервью может и часто должен выступить в ро-ли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все детали исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях. Вся информация направлена на осоз-нание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить как «Желаемый результат». Маркировка этой стадии: «Чего вы хотите добиться?».

Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут.


4

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии: «Что еще мы можем сделать по этому поводу?».

Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента.

Пятая стадия интервью – обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа: «Вы будете делать это?».

Психолог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. Из практики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения.

Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет или искусственно ограниченное пространство.

Интервью является основным методом психологического консультирования, т. к. оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются важнейшие профессиональные качества психолога – личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом.

Консультирование состоит из анализа не только вербальных реакций психолога и клиента. Не менее важна рефлексия психолога и на невербальные интеракции с клиентом во время интервью. При этом необходимо учитывать, что невербальный язык отражает: условия взаимодействия с клиентом (время и место беседы, оформление кабинета и т. п.); информационный поток (смысл речевого высказывания может быть выражен невербально); интерпретацию содержания темы участниками взаимодействия. Основные навыки внимания психолога проявляются в его визуальном контакте с клиентом (когда и почему индивид перестает смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), в фиксации интонации и типа речи (громкость произносимого и т. п.), а также в учете всех изменений темы.

Естественно, что самым важным показателем успешности интервью будут переживания клиента, которые могут быть описаны в обобщенном виде так: «Я стал другим».

Работа психолога-консультанта требует постоянной личностной и профессиональной рефлексии, что предъявляет высокие требования к энергетическим возможностям профессионала, к его нервно-психической устойчивости.


5

Индивидуальное консультирование


Естественно, что содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Точная работа на заказ отличает профессионального психолога от непрофессионального.

Анализ работы практического психолога в ситуации индивидуального консультирования показывает, что этот вид профессиональной работы требует направленной рефлексии психолога на два важнейших научных понятия – на понятие нормы психологического развития и на понятие позиции во взаимодействии. Остановимся на причинах актуализации содержания этих понятий в работе практического психолога.

Основную причину мы видим в том, что профессиональное взаимодействие с клиентом требует принятия решений о его содержании. Кроме заказа клиента это содержание структурируется возможностями психолога ориентироваться в актуальных и потенциальных свойствах внутреннего мира клиента. Эта ориентация невозможна, на наш взгляд, без рефлексивной проработки психологом понятия нормы психического развития.

Содержание этого понятия позволяет дифференцировать задачи взаимодействия (социальные, этические, нравственные, психологические) с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с клиентом. Понятие нормы психического развития требует использования в индивидуальном консультировании теоретического представления о периодизации психического развития.

При индивидуальном консультировании практический психолог должен проверить выраженность акцентуации у клиента и принять обоснованное решение о возможной совместной работе с врачами (терапевтом, психиатром, психоневрологом, невропатологом, сексологом и другими).

В практике широко применяется тест-опросник Шмишека, который учитывает эту особенность проявления акцентуаций, а также методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э. Г. Эйдемиллер). Сочетание этих методик с прямыми вопросами о возможных неблагоприятных наследственных факторах позволяет психологу решить вопрос о некоторых природных особенностях человека.

В практической работе с детьми и подростками широко используется классификация акцентуаций, разработанная А. Е. Личко (1977); она может быть применена и в работе со взрослыми людьми.

Согласно этой классификации, можно выделить следующие типы акцентуации характера: 1) астеноневротический вариант; 2) сензитивный; 3) пси-хоастенический; 4) эпилептоидный; 5) неустойчивый; 6) инфантильно-зави-симая акцентуация; 7) шизоидный тип; 8) гипертимный вариант.

Кроме анализа акцентуаций характера практический психолог, обращаясь к своим представлениям о механизмах психического развития, должен


6

исследовать такую важнейшую природную характеристику человека, как состояние его соматического здоровья.

В нее входят четыре уровня отражения болезни заболевшим человеком:

– чувственный уровень ощущений;

– эмоциональный, связанный с различными видами реагирования на отдельные симптомы заболевания в целом и его последствия;

– интеллектуальный, связанный с представлением, знанием больного о сво-ем заболевании;

– мотивационный, связанный с отношением больного к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.

В процессе индивидуальной работы с клиентом психологу (особенно в ра-боте со взрослыми) приходится обращаться к пониманию им сущности человека при формулировке для клиента психологической задачи. Психолог должен четко уметь выразить свой подход к сущности человека – сформулировать свою философскую позицию, в которой он раскрыл бы смысл жизни человека.

Итак, индивидуальное консультирование ставит перед психологом проблемы осознания таких понятий, как норма психического развития и связанных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья.


Групповое консультирование


Наиболее частым вариантом работы в ситуации группового консультирования является анализ психологом детско-родительских отношений или отношений между взрослыми людьми в условиях производственного конфликта.

При групповом консультировании независимо от исходных теоретических позиций психолога ему приходится иметь дело со сложной системой, какой является любая группа. Поэтому основы системного подхода имплицитно присутствуют в любой теории о групповом консультировании.

Итак, первое, с чем начинает работать психолог в групповом консультировании, – это система реально существующих отношений между людьми (которые реально в ситуации консультирования могут и не присутствовать).

Задача психолога состоит в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы, в котором были бы представлены взаимосвязанные модельности внутреннего мира каждого члена группы. Для решения этой задачи психолог должен располагать психологическим материалом о типе отношений между членами группы.


7

С. Г. Широких, студентка ПИП-03 УИФ КГТУ


Психотерапия


Психотерапия как профессия психолога


Термин «психотерапия» (от греч. psyche – душа и therapeia – лечение) в большинстве случаев воспринимается как медицинский. Под психотерапией понимается система психических воздействий, используемая для лечения нервных, психических и других заболеваний.

Методы воздействия, которые классифицируются, как психотерапевтические, основываются на данных психологии, педагогики, социологии, физиологии, медицины и других наук. Это междисциплинарный характер методов особенно ярко проявляется в современных формах психотерапии.

Психотерапия территориально покидает стены клиник и начинает занимать место во внебольничной среде. Многие психотерапевты находят применение своим силам в других государственных и негосударственных структурах: кабинеты социально-психологической помощи семье, телефон доверия и т. д. Практика оказания психологической помощи начинает опережать теоретические знания в области психотерапии.

Психолог-психотерапевт может территориально работать как в медицинском учреждении, так и в немедицинском. Допуском к психотерапевтической работе является диплом или сертификат о соответствующей квалификации.

Становление профессии практического психолога требует от самого психолога не только работы на социальный заказ, но и формирование со-циального заказа, на долю психолога-психотерапевта ложится огромная личная ответственность за становление профессии.

Психолог-психотерапевт работает практически с категорией психического здоровья и категорией нормы психического развития, которые для каждой личности имеют огромное значение. Занимаясь реконструкцией личности клиента, психотерапевт берет на себя роль создателя элементов личности другого человека, разделяя с ним ответственность за изменение в его внутреннем мире.

В работе психотерапевт в индивидуализированной, персонифицированной форме воплощает представление об индивидуальной норме психического развития, содержащей в себе характеристики психического развития. Существенное отличие профессиональных действий психотерапевта и психолога-консультанта можно обозначить так: психотерапевт работает с больным человеком и отвечает за его выздоровление, а психолог-консультант работает со здоровым человеком и создает ему условия для личностного роста, за осуществление этого роста отвечает клиент.


8

Почему психотерапию можно отнести к психологической профессии?

Главным аргументом являются свойства объекта, на который направлены усилия психолога, – это характеристики внутреннего мира человека, модальности этого внутреннего мира: мысли, чувства, желания, возможности, интегральные свойства образа «Я». Аргументы связаны с содержанием и ме-тодами воздействия на параметры внутреннего мира человека. Общее в них то, что они не предполагают использования никаких других инструментов, кроме вербальных и невербальных средств коммуникации психолога и клиента. Предметом взаимодействия психотерапевта и клиента становятся модальности внутреннего мира клиента, отраженные психологом.

Психолог играет самую активную роль в построении предметов взаимодействия, он динамизирует всю эту ситуацию, структурирует ее время и прост-ранство.

Результат психотерапии можно описать следующим образом: до взаимодействия с психологом клиент выделял одно содержание своего внутреннего мира, после взаимодействия с психологом это содержание переструктурировалось.

В зависимости от того, на какие характеристики внутреннего мира человека оказывается воздействие, можно выделить четыре основные модели психотерапии:

1. Психотерапия как метод лечения, воздействующий на состояние функ-циональных систем организма в сфере психических и соматических функций.

2. Психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения.

3. Психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля.

4. Психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми.

Психотерапевт работает вместе с терапевтом и другими специалистами, которые применяют симптомоцентрированную лекарственную терапию и дру-гие непсихологические воздействия.

Для построения предмета взаимодействия с клиентом психологу необходимы точные знания о том, какие изменения во внутреннем мире человека, в содержании его субъективных модальностей вызваны заболеванием. Для этого он должен обладать конкретными клиническими знаниями и обобщенной клинической теорией, что отличает содержание подготовки психолога-психотерапевта от подготовки психолога-психодиагноста. Понятие нормы психического развития и содержания клинической картины болезни являются содержанием профессионального мышления психотерапевта, т. е. именно они влияют в большей степени на построение предмета взаимодействия с клиентом.


9

Предметом взаимодействия психолога и клиента больного неврозом яв-ляется эмоциональный конфликт. Психолог будет работать на разрешение конфликта, на придание ему характера конструктивного с точки зрения задач развития личности.

Психолог не ставит медицинский диагноз, он работает с его содержанием, с основной симптоматикой. Работая с неврозом, психолог анализирует причины, вызвавшие личностные конфликты, определяющие состояние клиента.

Психолог, работающий с ипохондриком, сталкивается с необходимостью изменить его в выгодную позицию – позицию больного.

В том случае, если психолог работает с клиентом, у которого есть клинический медицинский диагноз, его позиция предполагает использование научного материала двух самых основных категорий: категории психического здоровья и категории норм психического развития.

Реконструкция личности клиента осуществляется психологом успешно только в том случае, если он четко рефлексирует содержание своего воздействия, его обоснованность и эффективность, т. е. использует в своей работе научные данные психологии и психиатрии. Чтобы выбрать наиболее эффективный путь лечения, психолог должен уметь сориентироваться в психологических механизмах как в особенностях личности клиента. Психолог-пси-хотерапевт – это один из представителей профессии типа «Человек–Чело-век», который работает с «материалом» человеческих отношений, строя их и непосредственно в них участвуя.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Т. В. Сережкина Психологическое консультирование iconМетодические рекомендации Пермь • 2004 Психологическое консультирование кризисных состояний. Методические рекомендации. Пермь: оцпппн, 2004. с. Методическое пособие подготовлено на основе материалов обучающей программы «Психологическое консультирование»
Методическое пособие предназначено для психологов, психотерапевтов, консультантов телефонных служб, которые встречаются в своей работе...
Т. В. Сережкина Психологическое консультирование iconКонтрольная работа по психологическому консультированию психологическое консультирование по проблемам
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Т. В. Сережкина Психологическое консультирование iconРазвитие персонала через развитие организации. Организационное развитие: истоки, технологии, методы
Ключевые понятия главы: организационное развитие, самодиагностика, недирективное консультирование, саморазвивающаяся организа­ция,...
Т. В. Сережкина Психологическое консультирование iconМетодические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме
Разработка и апробация методик семейного психологического консультирования по федеральной программе: Формирование установок толерантного...
Т. В. Сережкина Психологическое консультирование iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факульет педагогики и психологии кафедра психологии
Психология: Программа вступительного экзамена: для абитуриентов направления подготовки 030300. 68 Психология /профиль Психологическое...
Т. В. Сережкина Психологическое консультирование icon«Российский новый университет» 142003, Московская обл., г. Домодедово
Уважаемые студенты! Методические материалы к зачету по дисциплине – Введение в психолого-педагогическое консультирование, экзамену...
Т. В. Сережкина Психологическое консультирование iconПрограмма «образовательный менеджмент» Вариативный модуль «Организационное консультирование»
Вариативный модуль «Организационное консультирование» (три модульных элемента 6 кредитов, 216 часов)
Т. В. Сережкина Психологическое консультирование iconПрограмма вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по магистерским программам: Психология развития Психологическое консультирование Дубна, 2011 г. Программа «Вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру»
Программа «Вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру» по направлению «Психология»: Учебная программа. Авторы: проф....
Т. В. Сережкина Психологическое консультирование iconПрограмма дисциплины «Управленческое консультирование» для направления 080500. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Т. В. Сережкина Психологическое консультирование iconПрограмма дисциплины «Управленческое консультирование» для направления 080500. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница