Программа дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология»




Скачать 208.79 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология»
Дата21.10.2012
Размер208.79 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации



Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет менеджмента




Программа дисциплины


Теория организации


для направления 030300.62 «Психология»

подготовки бакалавра


Автор программы: Решетникова К.В., к.э.н., доцент, kreshetnikova@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры управления человеческими ресурсами « __» 20 г.

Зав. кафедрой В.И.Кабалина


Рекомендовано секцией УМС Секция «Менеджмент» «___»____________ 20 г

Председатель Н.Б.Филинов


Утверждено УС факультета психологии

Ученый секретарь Е.Б.Старовойтенко «____»________20 г.


Москва




Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Теория организаций».

  • Программа разработана в соответствии с:[ Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "государственный университет - Высшая школа экономики", в отношении которого установлена категория "национальный исследовательский университет" Введите ссылку образовательный стандарт (ГОС, ФГОС или стандарт НИУ) ;

  • Образовательной программой по направлению подготовки 030300.62 – Психология. Уровень подготовки: бакалавр.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030300.62 – Психология. Уровень подготовки: бакалавр.
  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Теория организаций» являются

- подготовка в области менеджериальных знаний, позволяющая выпускнику успешно участвовать в решении комплексных задачи по управлению в организациях различных сфер деятельности;

-освоение предметно-специализированных компетенций, способствующих выполнению выпускниками, основных задач их профессиональной деятельности, связанной с анализом форм организаций взаимодействий в трудовых коллективах, выявлением проблем, затрудняющих функционирование организации, проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

  1. основные модели и исследования в области теории организации.

  2. определения основных терминов и понятий в теории организаций;

  3. общие характеристики организации, ее внутренней и внешней среды;

  4. основные подходы к проектированию организационных структур разных типов

уметь

  1. анализировать и оценивать состояние конкретной организации с использованием изученных теоретических моделей,

  2. распознавать основные типы организационных структур

  3. выявлять проблемы в структуре и организации и предлагать обоснованные и конструктивные предложения по ее совершенствованию.

иметь навыки:

  1. работать в малой группе, организовывать взаимодействие с членами группы, распределять обязанности, анализировать и совершенствовать механизмы групповой работы.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции


Способность и готовность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации

психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий

ПК-4

1. Умеет осуществлять поиск необходимой информации, сопоставлять и анализировать информацию, полученную из разных источников

2.Демонстрирует знание принципов применения различных концепций и моделей, разрабатываемых в рамках теории организации, для формирования управленческих технологий

Лекции и семинары; активные и интерактивные методы обучения (дискуссии, анализ кейсов)

Способность и готовность к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах

ПК-21

1.Знает общие характеристики организации, ее внутренней и внешней среды

2.Демонстрирует знание методов анализа и изменения внутренней среды организации

3.Демонстрирует знание различных теоретических и технологических подходов к формированию программ организационных изменений и умение их проектировать


Лекции и семинары; активные и интерактивные методы обучения (дискуссии, анализ кейсов)



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин. Настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Для прохождения курса по теории организации желательно предварительное изучение следующих дисциплин:

  • Общий менеджмент;

  • Институциональная экономика;

  • Психология труда;

  • Философия;

  • Экономика;

  • Социология;

  • Социальная психология;

  • Общая психология;


Также приветствуется знание следующих курсов:

  • Основы организационной психологии;

  • Экономика-2;

  • Социология-2


Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Психология управления персоналом;

  • Психологическое и бизнес-консультирование.


  1. Тематический план учебной дисциплины




п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа





Лекции

Сем. и практ.занятия




1.

Теория организации в системе наук

10

2




8

2.

Понятие и сущность организации

14

2

2

10

3.

Внутренняя среда организации. Организационная структура

16

2

4

10

4.

Внутренняя среда организации. Контекстуальный и проектный подходы

18

4

4

10

5.

Внутриорганизационные процессы

14

2

2

10

6.

Внешняя среда организации

18

4

2

12

7.

Организационное развитие

18

2

4

12

Итого

Зачет

эссе

108

18

18

72



  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1




Текущий

(неделя)

Домашнее задание





Письменная работа:

Объем 30-40 п.с.

Итоговый

Зачет




Письменная работа: тест



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль (домашнее задание) предполагает выполнение письменной работы – аналитический отчет.

Требования к аналитическому отчету:

Работа выполняется коллективно в группах по 3-4 человека. Группа должна провести диагностику деятельности самостоятельно выбранной компании по следующим аспектам:

  1. Общая характеристика компании: сфера деятельности, краткая история, основные бизнес- процессы.




  1. Анализ организационной структуры по следующим параметрам:

- Формализация,

- Специализация,

- Иерархия власти,

- Централизация,

- Профессионализм сотрудников,

- Соотношение групп персонала.

По согласованию с преподавателем можно выбрать другую модель описания организационной структуры.

В тексте работы должна быть представлена блок-схема организационной структуры. Схема должна быть ясной, четкой и информативной, в ней присутствуют все необходимые обозначения, сопровождающиеся легендой. Обозначены направления вертикального подчинения, горизонтальные связи между подразделениями.


  1. Характеристика внешней среды компании и особенности взаимодействия с внешней средой:

- цели и стратегия организации;

- стадии жизненного цикла

- организационные изменения и развитие

Должна быть дана оценка окружающей среды организации, определена степень ее сложности и неопределенности. Объяснено, в какой степени структура организации отвечает требованиям окружающей среды.


  1. Анализ проблемных зон и определение возможных путей решения


Для анализа того или иного аспекта деятельности компании необходимо опираться на существующие в теории и консультационной практике диагностические модели, позволяющие охарактеризовать каждую область. Модели для диагностики выбираются студентами по своему усмотрению, но параметры анализа должны быть обозначены.

    • Критерии оценки содержания: при анализе ситуации и разработке рекомендаций должны быть использованы специальные инструменты и модели, изученные в курсе. Иными словами, текст не должен быть написан на обывательском уровне осмысления ситуации. Рекомендации должны быть приведены не в назывном порядке (сделать то-то и то-то), а вместе с механизмом реализации (как это можно сделать). Все рекомендации должны носить обоснованный характер, т.е. логически вытекать из поставленных в работе задач и проделанного анализа ситуации.


Работа должна быть разделена на смысловые части, должна присутствовать логика рассуждений при переходе от одной части к другой.

Работа должна сопровождаться списком использованной литературы. Ссылки на релевантную литературу и список литературы должны быть оформлены в соответствии с существующими стандартами


    • Критерии оценки оформления:

Рекомендуемый объем – 30-40 стр. текста, выполненного на компьютере. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта - 12, интервал – полуторный.

При оценке учитывается как содержание, так и оформление работы, продуманное форматирование. Особое внимание обращается на знание русского языка - отсутствие грамматических и орфографических ошибок - и культуру изложения. Текст должен быть представлен профессионально и грамотно, структурирован.

Несоответствие работы критериям оформления – снижение оценки на 1-3 балла.


Работа сдается преподавателю по электронной почте на последнем занятии.

За каждые сутки опоздания снимается 1 балл. Максимальный срок опоздания 3 дня. По истечении этого срока работы не принимаются. Исключение составляют случаи болезни студентов, подтвержденные соответствующими документами.

Каждый из участников группы пишет свой раздел (главу) и сдает его под своим именем. Письменная работа каждого члена команды не должны превышать 10 страниц ( размер шрифта 12, через полтора интервала). Каждый раздел сопровождается отдельным списком литературы.

Оценка за письменную работу (индивидуальная) проставляется как оценка за домашнее задание.

    1. Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских следующим образом: за выступление группы на семинарском занятии выставляется одинаковая оценка всем выступавшим в рамках одного проекта. Если кто-либо из студентов не участвует в выступлении на семинаре по проекту, то оценка за семинарское занятие ему не выставляется. (Оаудиторная)

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,5* Оауд

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП. В данном случае:

Отекущий = 0,5·Одз ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,6* Онакопл + 0,4*·Озач

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.

Студент имеет возможность пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, получив дополнительное письменное задание по указанию преподавателя (анализ кейса или статьи в зависимости от пропущенной темы). Пересдача такого рода возможна до сессионной недели.


ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль (зачет) блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

  1. Содержание дисциплины

Тема 1. Теория организации в системе наук


Теория организаций как одна из базовых управленческих дисциплин. Соотношение теории организаций и теории управления в разных теоретических подходах. Разграничение предметных областей теории организаций и теории управления. Связь теории организаций со смежными научными дисциплинами, изучающими организацию: экономикой, социологией, психологией, юридической наукой.

Основная литература:

  1. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М., 2007 г.– Глава 1., с. 11 – 17.



Дополнительная литература:

1. Адамецки К. О науке организации. М, 1972

  1. Щербина В.В. Социальные теории организации.: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.

  2. Гвишиани, Д. М. Организация и управление / Гвишиани, Д. М. . - М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана , 1998. - 332 с.

  3. Катькало В.С. Эволюция теории сратегического управления. – С.-Пб., Издат. Дом С.-П. гос. Ун-та, 2006.

  4. Щербина В.В. Социология организаций и организация как предмет социологического анализа. – Глава ХХY. Общая социология: уч. пособие под ред. проф. Эфендиева А.Г. – М.: Инфра-М, 2000.

  5. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Т.1-2. – М., Экономика, 1989.

  6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.: Учебник. – М, Высшая школа, 1994.

  7. Hodge B.S., Antony W.P., Gales L.M. Organization Theory (a Strategic Approach) – 5 ed. – Prentice Hall, 1996.

  8. Williamson O.E. Organization Theory, From Chester Barnard to the Present and Beyond. – Oxf.: Oxford University Press, 1995.



Тема 2. Понятие и сущность организации


Основные подходы к определению понятия организации. Организация как процесс упорядочения поведения активных социальных объектов. Организация как социальная система. Специфические черты организации как социальной системы.

Различные трактовки организации как социальной системы: модели организации как искусственной и естественной системы, признаки каждой модели.

Условия возникновения и развития организации. Функциональное разделение и координация деятельности по горизонтали. Вертикальное разделение труда. Дифференциация видов управленческой деятельности по их содержанию. Формирование социокультурных деятельностных и поведенческих стандартов.

Различные подходы к формированию типологии организаций. Типология организаций Т.Парсонса. Типология Ч.Барнарда. Типология Г.Минцберга. Типология А.И.Пригожина.

Основная литература:

  1. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М., 2007. – Глава 3, с. 46 – 56

2. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001 – Часть 1., с. 21 – 89.


Дополнительная литература:

1. Щербина В.В. Социальные теории организации.: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

3. Лафта Дж.К. Теория организации: Учебное пособие. М. 2003.

4. Берталанфи Л. Фон. Общая теория систем: критический обзор// Исследование по общей теории систем., М., 1969.

5. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1995.

6. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.,

7. Simon H.A. and March J.G. Organizations. – New York: John Wiley, 1958.


Тема 3. Внутренняя среда организации. Организационная структура.

Организационная структура как важнейшая характеристика внутренней среды организации. Различные подходы к определению организационной структуры.

Принципы формирования и параметры измерения организационной структуры. Степень разделения труда как параметр измерения организационной структуры. Горизонтальная и вертикальная дифференциация.

Степень концентрации власти как параметр измерения организационной структуры. Проблема границ контроля. Централизация и децентрализация. Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации организационной структуры.

Степень формализации отношений как параметр измерения организационной структуры. Понятие формализации. Формальные и неформальные организационные структуры.

Принципы департаментализации. Основные типы организационных структур. Линейно-функциональные структуры. Дивизиональные структуры. Проектные и матричные структуры.


Основная литература:

  1. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М., 2007. – Часть II., с. 73-136

  2. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001 – Часть II, с. 89 - 147.


Дополнительная литература:

  1. Щербина В.В. Социальные теории организации.: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.

  2. Кунц Г., О`Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих решений. В 2-тт. – М.: Прогресс, 1981.

  3. Месарович М. и др. Теория иерархических многоуровневых систем. – М.: Мир, 1973.

  4. Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями. – М., 1983.

  5. Mintzberg H. The Struturing of Organizations: A Synthesis of the Research – Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1979.



Тема 4. Внутренняя среда организации. Контекстуальный и проектный подходы.

Факторы, влияющие на формирование организационной структуры.

Цели организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция «управления по целям» П.Друкера. Стратегия организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция А.Чендлера Технология как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция Вудворт. Концепция Томпсона.Размер организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Исследования Астонской группы.Тип персонала как фактор, влияющий на выбор структуры. Работы представителей калссической школы и школы человеческих отношений, определяющие взаимосвязь типа персонала и структуры организации. Тип организационной культуры как фактор, влияющий на выбор структуры.

Проектный подход: задачи организационного проектирования в рамках искусственной модели организации. Процесс формирования организационной структуры. Принципы и методы проектирования.

Организационный дизайн. Концепция организационного дизайна Г. Минцберга и ее значение для развития теории организаций.

Оценка эффективности организационных структур.


Основная литература:

  1. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М., 2007. – Часть VI., с. 306-353.

  2. Дафт Р. Теория организации. – Пер. с англ. - М., ЮНИТИ, 2006. – Глава 2, с.58 – 87,

Глава 3, с.99 – 140.

  1. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001 – Часть II, с. 147-185.


Дополнительная литература:

  1. Щербина В.В. Социальные теории организации.: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.

  2. Chandler A.C. Strategy and Structure. – Camb.(Mass.): MIT Press, 1962

  3. Lawrence Paul R., Lorsch Jay W. Organizational Structure and Design. – Irwin and Dorsey, 1970.

  4. Drucker P. Practice of Management. – L.: Heinemann, 1955.

  5. Минцберг Г. и др. Школы стратегий. – СПб: Питер, 2001

  6. Miller D. “Strategy, Structure, and Environment: Context Influence upon Some Bivariate Associations” – Journal of Management Studies, 16 (October) 1979, 294-316.


Тема 5. Внутриорганизационные процессы.

Власть в организациях. Легитимация властных отношений. Власть и авторитет. Типы власти. Типология М.Вебера: харизматическое господство, традиционное господство, легальное господство. Модель «идеальной бюрократии» М.Вебера. Лидерство и руководство.

Процесс принятия решений в организациях. Классификация организационных решений. Этапы и методы принятия решений.

Организационные коммуникации: подходы к определению понятия. Процесс коммуникаций: элементы и направления организационных коммуникаций. Помехи и коммуникационные барьеры.


Основная литература:

  1. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М., 2007. – Часть III., с. 137-195.

  2. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001 – Часть III, с.185 - 299.


Дополнительная литература:

  1. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. – М, 1992.

  2. Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М., 1998.

  3. Лютенс Ф. Организационное поведение. – М., 1999.

  4. Блейк Р, Моутон Д. Научные методы управления – Киев, 1990

  5. Екатеринославский Ю.Н. Управленческие ситуации. Анализ и решения. – М, 1988.

  6. Роджерс С.Э., Агарвала –Роджерс Р. Коммуникации в организациях. – М., 1980.

  7. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002.

  8. Yukl G.A. Leadership in Organizations. – Engewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1989.

  9. Mintzberg H. Power In and Around Organizations – Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1983.

Тема 6. Внешняя среда организации


Понятие внешней среды, основные характеристики и параметры измерения внешней среды. Проблема границ организации. Открытые и закрытые организационные системы.

Инвайронментальные концепции организации. Альтернативные концепции взаимоотношений организации и внешней среды: адаптация и естественный отбор. Адаптация организации: проблема неопределенности и ресурсная зависимость. Стратегии приспособления организации к внешней среде.

Перспектива естественного отбора: понятие организационной популяции, экологической ниши. Выживание организации.


Основная литература:

1. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001 – Часть IV, с.327 - 395.


Дополнительная литература:

  1. Щербина В.В. Социальные теории организации.: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.

  2. Ансофф И.Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989

  3. Lawrence Paul R., Lorsch Jay W. Organization and Environment – Irwin and Dorsey, 1969.

  4. Hannan M.T., and Freeman J. “The Population Ecology of Organizations” – American Journal of Sociology (82, 5, 1977: 929-964).

  5. Miller D. and Freisen P.H. “Momentum and revolution in Organizational Adaptation” – Academy of Management Journal, 23, 1980a: 591 – 614.

  6. Pfeffer J. and Salancik G.R. The External Control of Organization: A Resource Dependence Perspective. – New York: Harper & Row, 1978.



Тема 7. Организационное развитие.

Понятие организационные изменений. Различные подходы к определению источников и причин организационных изменений.

Классификации организационных изменений. Процесс организационных изменений: факторы, агенты изменений, методы интервенции, модели оценки изменений.

Различные подходы к понятию организационного развития. Фокусная и популяционная перспектива организационного развития.

Представление об организационном развитии в естественной модели организации: теория жизненных циклов организации.

Представление об организационном развитии в искусственной модели организации: организационное проектирование: принципы, этапы и методы.


Основная литература:

  1. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М., 2007. – Глава 4, с. 57-66; часть VI., с. 306-353.

  2. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001 – Часть III, с.298 -327; глава 12, с.433-439.


Дополнительная литература:

  1. Щербина В.В. Социальные теории организации.: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.

  2. Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации. – М., 1990

  3. Уотермен Р. Фактор обновления. – М., 1988.

  4. Арджирис К. Организационное научение. – М.:ИНФРА-М, 2004.

  5. Mintzberg H. and Westley F. “ Cycles of Organizational Change” – Strategic Management Journal, 13, 1992, 39-59.

  6. Морган Г. Имиджи организации: восемь моделей организационного развития. – Пер. с англ. – М.: Вершина, 2006.


8.Образовательные технологии


Семинарские занятия проходят в режиме презентации и обсуждения результатов групповой работы в форме кейс-стади. Сформированные для выполнения домашнего задания группы по 3-4 человека самостоятельно выбирают организацию, анализ деятельности которой будет проводится. Для этого могут быть использованы публикации в специализированных журналах, бизнес-изданиях, материалы Интернета, а также реальная практика, если есть возможность получить и обнародовать необходимую для анализа информацию.

На каждом занятии обсуждается соответствующий аспект (тема) курса на примере выбранной студентами организации. По результатам презентаций и обсуждений группа готовит аналитический отчет (с учетом замечаний и предложений по доработке), который является формой промежуточного контроля.


9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Тематика заданий текущего контроля


Тема домашнего задания: Как улучшить организацию работы выбранной компании.

9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


1. Теория организаций как одна из базовых управленческих дисциплин. Соотношение теории организаций и теории управления. Связь теории организаций со смежными научными дисциплинами, изучающими организацию: экономикой, социологией, психологией, юридической наукой

2. Основные подходы к определению понятия организации.

3. Организация как процесс упорядочения поведения активных социальных объектов

4. Организация как социальная система. Специфические черты организации как социальной системы.

5. Различные трактовки организации как социальной системы: модели организации как искусственной и естественной системы, признаки каждой модели.

6. Условия возникновения и развития организации.

7. Различные подходы к формированию типологии организаций

8. Различные подходы к определению организационной структуры. Принципы формирования и параметры измерения организационной структуры.

9. Разделение труда: горизонтальная и вертикальная дифференциация. Проблема границ контроля. Централизация и децентрализация.

10. Формализация. Формальные и неформальные организационные структуры.

11. Основные типы организационных структур. Линейно-функциональные структуры. Дивизиональные структуры. Проектные и матричные структуры.

12. Контекстуальный подход: ситуационные переменные.

13. Цели организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция «управления по целям» П.Друкера.

14. Стратегия организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция А.Чендлера

15. Технология как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция Вудворт. Концепция Томпсона.

16. Размер организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Исследования Астонской группы.

17. Тип персонала как фактор, влияющий на выбор структуры. Работы представителей классической школы и школы человеческих отношений, определяющие взаимосвязь типа персонала и структуры организации.

18. Тип организационной культуры как фактор, влияющий на выбор структуры.

19. Проектный подход: организационный дизайн. Концепция организационного дизайна Г. Минцберга и ее значение для развития теории организаций.

20. Власть и делегирование полномочий. Лидерство и руководство.

21. Процесс принятия решений в организациях.

22. Организационные коммуникации.

23. Понятие внешней среды, ее основные характеристики и параметры измерения .

24. Проблема границ организации. Открытые и закрытые организационные системы.

25. Адаптация организации: проблема неопределенности и ресурсная зависимость. Стратегии приспособления организации к внешней среде.

26. Перспектива естественного отбора: понятие организационной популяции, экологической ниши. Выживание организации.

27. Понятие организационных изменений. Различные подходы к определению источников и причин организационных изменений. Процесс организационных изменений: факторы, агенты изменений, методы интервенции, модели оценки изменений.

28. Различные подходы к понятию организационного развития. Фокусная и популяционная перспектива организационного развития.

29. Теория жизненных циклов организации.

30. Возможности оценки эффективности организационных изменений.

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1. Базовый учебник


  1. Дафт Р. Теория организации. – Пер. с англ. - М., ЮНИТИ, 2006.

  2. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2007 г.

10.2. Основная литература


  1. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001

  2. Коллект. автор Ридер по курсу "Теория и социология организаций". М. ГУ-ВШЭ, 2000. - 359 с.

  3. Коллект. авторов Управление изменениями. Высшая школа менеджмента, 2010. - 495 с.

  4. Коллект. авторов Теория организаций. Высшая школа менеджмента, 2010.

10.3. Дополнительная литература





  1. Адамецки К. О науке организации. М, 1972

  2. Ансофф И.Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989

  3. Арджирис К. Организационное научение. – М.:ИНФРА-М, 2004.

  4. Берталанфи Л. Фон. Общая теория систем: критический обзор// Исследование по общей теории систем., М., 1969.

  5. Блейк Р, Моутон Д. Научные методы управления – Киев, 1990

  6. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Т.1-2. – М., Экономика, 1989.

  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.: Учебник. – М, Высшая школа, 1994.

  8. Гвишиани, Д. М. Организация и управление / Гвишиани, Д. М. . - М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана , 1998. - 332 с.

  9. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. – М, 1992.

  10. Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями. – М., 1983.

  11. Катькало В.С. Эволюция теории сратегического управления. – С.-Пб., Издат. Дом С.-П. гос. Ун-та, 2006.

  12. Кунц Г., О`Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих решений. В 2-тт. – М.: Прогресс, 1981.

  13. Лафта Дж.К. Теория организации: Учебное пособие. М. 2003.

  14. Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М., 1998.

  15. Лютенс Ф. Организационное поведение. – М., 1999.

  16. Месарович М. и др. Теория иерархических многоуровневых систем. – М.: Мир, 1973.

  17. Минцберг Г. и др. Школы стратегий. – СПб: Питер, 2001

  18. Морган Г. Имиджи организации: восемь моделей организационного развития. – Пер. с англ. – М.: Вершина, 2006.

  19. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1995.

  20. Роджерс С.Э., Агарвала –Роджерс Р. Коммуникации в организациях. – М., 1980.

  21. Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации. – М., 1990

  22. Уотермен Р. Фактор обновления. – М., 1988.

  23. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002.

  24. Щербина В.В. Социология организаций и организация как предмет социологического анализа. – Глава ХХY. Общая социология: уч. пособие под ред. проф. Эфендиева А.Г. – М.: Инфра-М, 2000.




  1. Chandler A.C. Strategy and Structure. – Camb.(Mass.): MIT Press, 1962

  2. Drucker P. Practice of Management. – L.: Heinemann, 1955.

  3. Hannan M.T., and Freeman J. “The Population Ecology of Organizations” – American Journal of Sociology (82, 5, 1977: 929-964).

  4. Hodge B.S., Antony W.P., Gales L.M. Organization Theory (a Strategic Approach) – 5 ed. – Prentice Hall, 1996.

  5. Lawrence Paul R., Lorsch Jay W. Organization and Environment – Irwin and Dorsey, 1969.

  6. Lawrence Paul R., Lorsch Jay W. Organizational Structure and Design. – Irwin and Dorsey, 1970.

  7. Miller D. “Strategy, Structure, and Environment: Context Influence upon Some Bivariate Associations” – Journal of Management Studies, 16 (October) 1979, 294-316.

  8. Miller D. and Freisen P.H. “Momentum and revolution in Organizational Adaptation” – Academy of Management Journal, 23, 1980a: 591 – 614.

  9. Mintzberg H. and Westley F. “ Cycles of Organizational Change” – Strategic Management Journal, 13, 1992, 39-59.

  10. Mintzberg H. Power In and Around Organizations – Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1983.

  11. Simon H.A. and March J.G. Organizations. – New York: John Wiley, 1958.

  12. Yukl G.A. Leadership in Organizations. – Engewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1989.



10.4.Справочники, словари, энциклопедии


  1. Щербина В.В. Социальные теории организации.: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.








Похожие:

Программа дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология бизнеса  для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»...
Программа дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Автор: к э. н., доцент Решетникова Кира Викторовна
Внутренняя среда организации. Факторы, влияющие на формирование организационной структуры
Программа дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология конфликта Для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...
Программа дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология межкультурных отношений для направления/ специальности 030300. 68 Психология подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология делового общения для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»,...
Программа дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Теория и методология измерения в психологии и образовании  для направления 030300. 68 "Психология" подготовки магистров для магистерской программы «Измерение в психологии и образовании»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика
Сга направления 030300. 62 «Психология» разработана в соответствии и на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Программа дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Психолингвистика» для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница