Пособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004 Рецензенты




НазваниеПособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004 Рецензенты
страница1/50
Дата20.10.2012
Размер4.94 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
А.П.Назаретян

Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории


(Синергетика – психология – прогнозирование)

Пособие для вузов

Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004


Рецензенты:

доктор истор. наук А.В. Коротаев

доктор психол. наук, чл.-корр РАН В.Ф. Петренко

доктор физ.-мат. наук Л.В. Лесков

канд. биол. наук В.И. Жегалло

доктор филос. наук К.Х. Делокаров


Аннотация

Общество не первый раз в своей истории сталкивается с особым типом кризисов (демографических, экологических, военно-политических), которые вызваны несбалансированной деятельностью людей. Были среди них и глобальные.


Чем все эти кризисы, происходившие на различных исторических стадиях, сходны между собой? Почему они периодически повторяются и какую роль играют в развитии общества и природы? Существуют ли единые механизмы обострения антропогенных кризисов, и по каким симптомам можно прогнозировать их приближение? Наконец, каковы шансы планетарной цивилизации преодолеть надвигающийся комплексный кризис, какую цену за это придется заплатить, и каковы могут быть долгосрочные последствия?


Автор исследует эти вопросы, привлекая данные исторической психологии, культурной и сравнительной антропологии, эволюционной биологии и космологии, а также обобщающие модели самоорганизации.


Книга адресована научным работникам различных специальностей, преподавателям вузов, аспирантам и студентам. Ее материал может быть использован при разработке междисциплинарных курсов Универсальной истории (Big History) для гуманитарных, естественнонаучных и технических факультетов.


Оглавление


Предисловие


Вводный очерк. Размышление о методе постнеклассической науки. От существования – к становлению; от субъекта – к миру; от возможности – к действительности.


Очерк I. В зеркале двух веков. Предварительные оценки и сценарии


1.1 . Двадцатый век, суровый и милосердный


1.2 . Распутье двадцать первого века


Очерк II. Векторы исторической эволюции


2.1. Архетипы времени в традиционной культуре


2.2. Эволюционная идея в социологии и антропологии ХХ века


2.3. Три эволюционных вектора: эмпирические обобщения


2.4. Четвертый эволюционный вектор: интеллектуальная способность и когнитивная сложность


2.5. Пятый эволюционный вектор: гипотеза техно-гуманитарного баланса


2.6. Диспропорции в развитии социального интеллекта, антропогенные кризисы и культурные революции


2.7. Homo prae-crisimos – синдром Предкризисного человека


2.8. Общий знаменатель эволюционных векторов. Синергетическая модель культурной эволюции


2.8.1. Устойчивое неравновесие, «удаление от естества» и провоцирование неустойчивостей


2.8.2. Синергетический и психологический аспекты социального конфликта, или: почему так трудно избавиться от войн?


ОчеркIII. Универсальный контекст истории человечества


3.1. Векторы и кризисы в «дочеловеческой» истории


3.1.1. Беспокойное семейство Hominidae


3.1.2. Коллизии устойчивого неравновесия в биосфере


3.1.3. «Набухающая» Вселенная


3.2. Разум в мировой системе взаимодействий


3.2.1. Что такое «законы природы», и нарушает ли их человек?


3.2.2. Технология чуда и чудо технологии. Интеллект как Демон Максвелла


3.3. О механизмах, движущих силах и «законах» истории. Новое обобщение синергетической модели


Очерк IV. Возвращаясь в будущее


4.1. Двадцать первый век, загадочный и драматичный


4.2. Перспективы интеллекта в натуралистической и в постнеклассической прогностике


4.3. И все-таки, спираль или заколдованный круг? (Юмористическое каприччо на тему Эмпедокла)


Предисловие


Освоение науки надо начинать с конца.


Л.Д. Ландау


В.И. Вернадский предвидел, что грядущая наука будет внутренне выстраиваться не по дисциплинам, а по проблемам, и сегодня мы уже наблюдаем взрывообразное умножение животрепещущих проблем, которые даже не могут быть корректно поставлены в рамках какой-либо единственной научной специальности. Поэтому, на наш взгляд, учебные пособия нового поколения призваны демонстрировать методы комплексного обсуждения вопросов, взаимно дополняя ракурсы различных дисциплин.


В этом и состоит сверхзадача настоящей книги. Первый раз она была опубликована в 2001 году московским издательством «ПЕР СЭ» в качестве научной монографии. И получила неожиданно широкий отклик не только в профессиональных изданиях по философии, психологии и истории, но и в популярных и в общественно-политических журналах «Огонек», «Наука и религия», «Человек», «Октябрь», на сайтах «Интернет» и на телевидении.


Отдельные фрагменты книги перепечатывались в журналах и сборниках с небольшими согласованными изменениями. Международный энциклопедический словарь «Глобалистика» (М., 2003) содержит одиннадцать статей, посвященных категориям и моделям, которые были предложены и подробно проанализированы в данной книге.


К сожалению, имел место и случай плагиата, на что указали в феврале 2003 года газеты «Газета», «Известия», «Новое время».


Новое издание существенно переработано с учетом замечаний, а также новейших данных и гипотез астрономии, астрофизики, эволюционной биологии, антропологии, исторической социологии и психологии, включая исследования с участием автора.


Структура и стиль изложения приближены к учебным задачам. Кроме того, книга дополнена Словарем, отразившим более 750 использованных в тексте терминов из различных научных областей, от физики до психологии. Конечно, мне никогда не отказывали в доброжелательных консультациях мои друзья – профессиональные астрономы, физики, математики, биологи, генетики, географы, историки, социологи и философы. Но то, что работа выполнена не коллективом ученых, а одним автором, позволило взаимно увязать терминологические статьи, выстроить их в едином ключе и раскрыть содержание понятий языком, доступным читателю с добротным средним образованием.


Словарь может иметь самостоятельное значение для преподавания и для междисциплинарных контактов, поскольку нам неизвестны соразмерные по предметному охвату дидактические материалы, изданные в России или за рубежом.


Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям как гуманитарных, так и естественных специальностей, и ориентировано на двуединую учебную задачу: естественнонаучное образование гуманитариев и гуманитаризация естественнонаучного образования. Обстоятельно показано, почему современная (постнеклассическая) наука размывает условные отраслевые границы, в чем состоят единство, преемственность и взаимосвязь различных фаз универсальной эволюции. Читатель может на конкретных примерах убедиться, какие последствия влекли за собой разрывы между технической и гуманитарной культурой в различные периоды человеческой истории.


Из многолетнего педагогического опыта мне известно, что примеры такого рода и указание на их закономерный характер (закон техно-гуманитарного баланса) хорошо запоминаются студентами и дают полезный воспитательный эффект. Он дополняется анализом сценариев обозримого будущего с обсуждением того, как судьба планетарной цивилизации зависит от особенностей мышления и деятельности двух ближайших поколений.


Пособие содержит свежий и актуальный материал к пяти стандартным курсам вузовской программы: Концепции современного естествознания; Глобальная экология; Экологические и демографические вызовы XXI века; Культурология; Антропология, – а также к спецкурсам по культурной антропологии и исторической психологии. Кроме того, оно может служить подспорьем для оригинального курса Универсальной истории (Big History), аналоги которого преподаются с 1990-х годов в ряде университетов США, Западной Европы, Австралии и Латинской Америки, а теперь и в некоторых российских вузах.


Весь материал изложен в полемическом контексте, с обсуждением альтернативных точек зрения и их аргументации. Автор старался в каждом случае отчетливо обозначить соотношение между установленными фактами, теоретическими интерпретациями и гипотезами, оставляя читателю широкий простор для самостоятельных суждений.


В ряде случаев, с приближением к границам известного, использовались испытанные приемы: юмор, самоирония и самокритика. «Юмористическим каприччо» завершен основной текст, да и в Словаре терминов несколько статей, посвященных самым скользким и конъюнктурным публицистическим понятиям, написаны в стиле знаменитого «Словаря Сатаны» Амбруаза Бирса.


Автор будет благодарен за любые замечания, содержательные или композиционные, особенно по поводу Словаря.


Вводный очерк


Размышление о методе постнеклассической науки. От существования – к становлению; от субъекта – к миру; от возможности – к действительности


Dubito, ergo cogito... Cogito, ergo sum.


R. Cartesius


Прогресс – это длинный крутой подъем, который ведет ко мне.


Ж.П. Сартр


Мне не очень нравится существовать в этом мире, но я не перестаю удивляться вселенскому чуду моего существования.


В. Гарун


Изменяется ли состояние Вселенной оттого, что на нее смотрит мышь?


А. Эйнштейн


Изучая и сопоставляя поведение животных, зоопсихологи обнаружили примечательный феномен этологического баланса. Чем более мощным оружием наделила природа тот или иной вид, тем прочнее у его представителей инстинктивный запрет на убийство себе подобных.


Из этого выдающийся ученый, лауреат Нобелевской премии К. Лоренц [1994, c.237] вывел остроумное заключение: «Можно лишь пожалеть о том, что человек… не имеет “натуры хищника”». Если бы люди произошли не от таких биологически безобидных существ, как австралопитеки, а например, от львов, то войны занимали бы меньше места в социальной истории.


Своеобразным ответом стала серия сравнительно-антропологических исследований внутривидовой агрессии [Wilson E., 1978]. Выяснилось, что в расчете на единицу популяции львы (а также гиены и прочие сильные хищники) убивают друг друга чаще, чем современные люди.


Этот результат прозвучал сенсационно не только для моралистов, объявляющих человека самым злобным и кровожадным из зверей. Он требует серьезного осмысления, так как контрастирует с рядом хорошо известных обстоятельств.


Во-первых, лев действительно обладает гораздо более мощным инстинктивным тормозом на убийство особей своего вида, чем человек; к тому же палеопсихологи зафиксировали, а нейрофизиологи объяснили механизм подавления большинства природных инстинктов уже на ранней стадии антропогенеза [Поршнев Б.Ф.,1974], [Гримак Л.П., 2001].


Во-вторых, плотность проживания животных в природе несравнима с плотностью проживания людей в обществе, а концентрация и у людей, и у животных обычно повышает агрессивность.


Наконец, в-третьих, несопоставимы «инструментальные» возможности: острым клыкам одного льва противостоит прочная шкура другого, тогда как для убийства человека человеком достаточно удара камнем, а в распоряжении людей гораздо более разрушительное оружие.


Удивительные результаты демонстрируют и сравнительно-исторические исследования. Например, австралийские этнографы сопоставили войны между аборигенами со Второй мировой войной. Как выяснилось, из всех стран-участниц только в СССР соотношение между количеством человеческих потерь и численностью населения превысило обычные показатели для первобытных племен [Blainay G., 1975].


По нашим подсчетам, во всех международных и гражданских войнах ХХ века погибло от 100 до 120 млн. человек (ср. [Мироненко Н.С., 2002]). Эти чудовищные числа, включающие и косвенные жертвы войн, составляют около 1% живших на планете людей (не менее 10,5 млрд. в трех поколениях). Приблизительно такое же соотношение имело место в XIX веке (около 35 млн. жертв на 3 млрд. населения) и, по-видимому, в XVIII веке, но в XVI – XVII веках процент жертв был выше.


Трудности исследования связаны с противоречивостью данных и с отсутствием согласованных методик расчета (ср. [Wright Q., 1942], [Урланис Б.Ц., 1994]). Но и самые осторожные оценки обнаруживают парадоксальное обстоятельство. С прогрессирующим ростом убойной силы оружия и плотности проживания людей процент военных жертв от общей численности населения на протяжении тысячелетий не возрастал. Судя по всему, он даже медленно и неустойчиво сокращался, колеблясь между 4% и 1% за столетие.


Более выражена данная тенденция при сравнении жертв бытового насилия. Ретроспективно рассчитывать их еще труднее, чем количество погибших в войнах, но, поскольку здесь нас интересует только порядок величин, воспользуемся косвенными свидетельствами.


В ХХ веке войны унесли не меньше жизней, чем бытовые преступления, а также «мирные» политические репрессии (так что в общей сложности от всех форм социального насилия погибли, вероятно, около 3% жителей Земли){[1]}. Но в прошлом удельный вес бытовых жертв по сравнению с военными был иным. Особенно отчетливо это видно при сопоставлении далеких друг от друга культурно-исторических эпох.


Так, авторитетный американский этнограф Дж. Даймонд, обобщив свои многолетние наблюдения и критически осмыслив данные коллег, резюмировал: «В обществах с племенным укладом... большинство людей умирают не своей смертью, а в результате преднамеренных убийств» [Diamond J., 1999, p.277].


При этом следует иметь в виду и повсеместно распространенный инфантицид, и обычное стремление убивать незнакомцев, и войны между племенами, и внутриплеменные конфликты. В качестве иллюстрации автор приводит выдержки из протоколов бесед, которые проводила его сотрудница с туземками Новой Гвинеи. В ответ на просьбу рассказать о своем муже ни одна из женщин (!) не назвала единственного мужчину. Каждая повествовала, кто и как убил ее первого мужа, потом второго, третьего...


Парадоксальное сочетание исторически возраставшего потенциала взаимного истребления со снижением реального процента насильственной смертности уже само по себе заставляет предположить наличие какого-то культурно-психологического фактора, последовательно компенсирующего рост инструментальных возможностей. Выявить этот фактор и его динамику, опосредованную антропогенными кризисами, – одна из задач настоящей книги.


Но я предварил Размышление данным примером, чтобы проиллюстрировать методологический прием характерный для постнеклассической науки [Степин В.С., 1992]. Гротескно изложу его суть, обратившись к старинной философской проблеме, которая долгое время принималась людьми практическими за досужую игру.


Многие мыслители с разочарованием признавали, что сомнение даже в самых интуитивно очевидных фактах, вплоть до существования окружающего мира, не может быть устранено при помощи исчерпывающих доводов. Невозможность опровергнуть стойкого солипсиста, утверждающего, что весь мир есть не более чем совокупность его (или моих?) субъективных ощущений, называли позором для философии и человеческого ума. Прибегали к «осязаемым аргументам» (ударам палкой), которые, конечно, по существу ничего не решали.


Для мышления, жаждущего безупречности, это был концептуальный тупик. Ведь если даже существование внешнего мира приходится принимать как условное «допущение», то и все прочие суждения о нем строятся на песке...


Между тем решение умозрительной головоломки было найдено даже раньше, чем сама она сделалась модной темой философских изысканий. Ехидный солипсист неуязвим до тех пор, пока не осмелится на завершающий шаг, усомнившись также и в своем собственном существовании. Сделать такой шаг он просто обязан, чтобы быть последовательным. Но тогда он сразу попадает в хитрую ловушку, петлю Декарта: сомневаюсь, значит, мыслю, а мыслю – значит, существую!
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Похожие:

Пособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004 Рецензенты iconПособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004 Рецензенты
Общество не первый раз в своей истории сталкивается с особым типом кризисов (демографических, экологических, военно-политических),...
Пособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004 Рецензенты iconЛефевр В. А. Конфликтующие структуры. Издание второе, переработанное и дополненное
Источник сканирования: Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: Изд-во «Советское...
Пособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004 Рецензенты iconУчебное пособие Издание второе, переработанное и дополненное
Комаровский Ю. А. Использование различных референц- эллипсоидов в судовождении: Учеб пособие. Изд второе, перераб и дополн. Владивосток:...
Пособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004 Рецензенты iconОт хогарта до сальвадора дали пособие для изучающих английский язык издание второе переработанное и дополненное Москва 1999
Рекомендовано кафедрой иностранных языков историче­ского факультета мгу им. М. В. Ломоносова
Пособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004 Рецензенты iconВведение в системный анализ издание второе, переработанное и дополненное
Буторин В. К. Введение в системный анализ. Курс лекций. Издание 2-е, переработанное и дополненное / Новокузнецк: нфи кемГУ. – 2005....
Пособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004 Рецензенты iconПоппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер с англ., под ред. В. Н. Садовского
Первое издание — 1945. Второе издание (переработанное) — 1952. Третье издание (переработанное) — 1957. Четвертое издание (переработанное)...
Пособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004 Рецензенты iconУчебник издание пятое, переработанное и дополненное проспект москва 2001 Том 3 удк 347 ббк 67. 99(2)3 Гражданское право. Том Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное
Гражданское право. Том Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное. /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: «Проспект»,...
Пособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004 Рецензенты iconНестеренко Ю. А. Хирургия Учебник для медицинских училищ 4-е изд переработанное и дополненное. Предыдущее издание 1998г
Учебник для химико-технологических специальностей вузов – 3-е изд. Переработанное и дополненное – М.: Ид альянс, 2008
Пособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004 Рецензенты iconСудебная медицина в лекциях издание второе (дополненное и переработанное)
Лекция V. Танатология Стр
Пособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004 Рецензенты iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений 2-е издание, переработанное и дополненное
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница