Государственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Материалы




НазваниеГосударственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Материалы
страница1/9
Дата20.10.2012
Размер1.09 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


Материалы

к квалификационному экзамену

по теории и методике преподавания

общеобразовательных предметов


(в помощь методистам Р(Г)УМК,

руководителям районных (городских)

методических объединений,

учителям-предметникам)


Витебск • 2009


Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения образования «Витебский областной институт развития образования»


Материалы к квалификационному экзамену по теории и методике преподавания общеобразовательных предметов. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 85 с.



Составители:

Ю.С. Кардычко - начальник отдела общеобразовательных дисциплин ГУО «ВО ИРО», Л.Г.Ермоленко, Т.Т.Талькова, В.В. Пикулик, С.М.Шингарёва, О.В.Лазинская, Л.И. Титова, Л.Ф.Зубенко, В.И. Моисеенко, В.А.Гончарова, Р.И. Бабашко, С.Н. Кузьменко – методисты отдела общеобразовательных дисциплин ГУО «ВО ИРО»


Рецензенты:

Попкова Е.В. – заведующая кафедрой педагогики, психологии и частных методик ГУО «ВО ИРО», кандидат педагогических наук;

Жерулик Т.В. – методист учебного отдела ГУО «ВО ИРО»



Данные материалы составлены на основе материалов к квалификационным экзаменам по теории и методике преподавания общеобразовательных предметов, разработанных ГУО «Академия последипломного образования» и раскрывают содержание и процедуру проведения квалификационного экзамена на высшую категорию по теории и методике преподавания общеобразовательных предметов.

Адресованы руководителям учреждений образования, методистам УМК РОО (ГОО), руководителям предметных методических объединений, учителям-предметникам.


Цели и задачи квалификационного экзамена


Квалификационный экзамен на высшую категорию учителя проводится в соответствии с Положением об аттестации педагогических работников системы образования Республики Беларусь, утвержденным приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 07.12.1995 № 456, в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 30.11.2000 № 55, с дополнениями и изменениями, внесенными в Положение об аттестации педагогических работников системы образования Республики Беларусь, в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 26.04.2006 №40; Положением о квалификационном экзамене, утвержденным приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от07.12.1995 №456; приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24.11.1999 №699, п.53.

Целью проведения квалификационного экзамена является определение соответствия уровня научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников требованиям, предъявляемым к специалистам высшей категории.

Задачи квалификационного экзамена вытекают из его цели и предполагают оценку профессиональной деятельности учителя по следующим основаниям:

  • владению учителем теорией и методикой преподавания предмета;

  • способности к реализации профессиональной деятельности на основе системного моделирования и проектирования;

  • способности к рефлексивному анализу деятельности в целом, ее фрагментов и отдельных элементов;

  • способности к управлению своей профессиональной деятельностью в зависимости от сложности ситуации;

  • способности к организации, реорганизации, согласованию своей деятельности в процессе ее анализа и в процессе коммуникации;

  • реализации цели непрерывного профессионального образования;

  • повышение значимости последипломного образования и самообразования учителя.


Критерии высшей квалификационной категории

учителя-предметника

Критерии высшей квалификационной категории сохраняют свое содержание независимо от вида образовательного учреждения и являются основанием для профессионального роста специалиста.

Квалификационные требования к учителю высшей категории:

  • высокий уровень научно-теоретической подготовки;

  • способность к исследовательской деятельности, подразумевающей наличие у педагога умения видеть проблемы и противоречия в различных педагогических ситуациях и находить путь ихразрешения на основе развитой способности к рефлексии собственной профессиональной деятельности;

  • способность моделировать, проектировать педагогический процесс с учетом тенденций развития образования, предметной науки, социокультурной ситуации в мире, Республики Беларусь;

  • владение системой современных педагогических методов и технологий, позволяющих педагогу решать учебные задачи в разных условиях;

  • умение создавать условия при организации образовательного процесса, способствующее усилению учебной мотивации и активности учащихся в процессе овладения ими специальными и общеучебными знаниями и методами;

  • умение осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках дифференциации и индивидуализации обучения;

  • владение техниками развития универсальных мыслительных и коммуникативных способностей учащихся на основе специальных знаний и умений;

  • владение методиками и технологиями развития исследовательских и творческих способностей учащихся;

  • умение развивать и совершенствовать специальные и общеучебные умения учащихся средствами предмета;

  • умение обеспечить системную осознанность учащимися специальных знаний на основе межпредметных связей.


Примерная программа подготовки

к квалификационному экзамену


І раздел

Нормативная правовая база образовательного процесса по предмету

  1. Закон Республики Беларусь «Об образовании». В редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года № 95-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844).

  2. Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» от 5 июля 2006 г. № 141-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 108, 2/1238).

  3. Декрет Президента Республики Беларусь от 17.07.2008 № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

  4. Положение об учреждении, обеспечивающем получение общего среднего образования.

  5. Общеобразовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования».

  6. Учебные программы (по предмету) для 11-летней школы.

  7. Інструкцыя аб парадку фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы ў агульнаадукацыйных установах Рэспублікі Беларусь (Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 13 жніўня 2008 г. № 65).

  8. Инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь о преподавании предмета.

  9. Типовой учебный план для всех типов общеобразовательных учреждений.

  10. Пояснительная записка к типовому учебному плану.

  11. Постановление об утверждении правил проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 декабря 2006 г. № 108).

  12. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам (Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 674).

  13. Правила аттестации учащихся общеобразовательных учреждений.

  14. Санитарные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений» (с дополнениями от 30.09.2008 № 156).

  15. Методические рекомендации «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)».

  16. *Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь.


ІІ раздел

Актуальные вопросы педагогики и психологии

  1. Концепции содержания образования. Современные подходы к определению содержания образования.

  2. Психологическая сущность гуманитарно-личностного подхода в обучении.

  3. Образовательное целеполагание. Таксономия целей обучения. Технологии образовательного целеполагания. Способы диагностического целеполагания в обучении и воспитании учащихся.

  4. Формирование общеучебных умений и навыков школьников.

  5. Формирование познавательной активности школьников.

  6. Формирование индивидуальной учебной деятельности школьников. Индивидуальная образовательная траектория.

  7. Принципы обучения, их классификация и значение в профессионально-педагогической деятельности.

  8. Конструирование системы занятий. Технологическая карта. Тематическое планирование занятий.

  9. Методики и технологии обучения. Основания для их выбора и применения. Современные образовательные технологии. Технологический подход к обучению. Классификация образовательных технологий. Условия эффективного применения образовательных технологий.

  10. Средства обучения и их применение.

  11. Сущность воспитания как направления профессиональной деятельности. Методические основы современного процесса воспитания.

  12. Сотрудничество и диалог как компоненты образовательного процесса.

  13. Рефлексия в обучении. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания.

  14. Проблема обучения и развития.

  15. Понятие «зоны ближайшего развития».

  16. Стратегии и методы исследования психологического развития ребенка. Стратегия наблюдения. Стратегия эксперимента. Основные формы констатирующего эксперимента.

  17. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления.

  18. Возрастные особенности детей, их учет при организации образовательного процесса.

  19. Здоровьесбережение участников образовательного процесса. Профилактика вредных привычек.

  20. Требования образовательного стандарта и обучение предмету в общеобразовательном учреждении.


Литература

Актуальные вопросы педагогики и психологии

1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Ю. К. Бабанский. —М.: Просвещение, 1986. —182 с.

2. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е.Бершадский, В.В.Гузеев. — М.: Центр «Пед. поиск», 2003. — 256 с.

3. Беспалъко, В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для всех спец. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. — М.: Пед. о-во России, 2003. —512 с.

5. Гин, А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя / А. А. Гин. — М.: Вита-Пресс, 2005.

6. Гузеев, В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии / В. В. Гузеев. — М.: Нар. образование, 2001.

7. Дзюбенко, С.В. Теоретические основания развития исследовательской компетентности педагогов в общеобразовательном учебном заведении / С.В. Дзюбенко // Веснік адукацыі. — 2006. —№10.

8. Добриневская, А.И. Об организации и научно-методической поддержке эксперимента по мультипрофильному обучению/А.И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. — 2002. — № 2.— С. 93-107.

9. Дьяченко, В.К. Новая дидактика / В.К. Дьяченко. — М.: Нар. образование, 2001.

10. Заир-Бек, Е.С. Педагогическое проектирование в системе образования / Е. С. Заир-Бек. — СПб., 1994.

11. Запрудский, Н.И О двух стратегиях обучения в мультипрофильной школе / Н. И. Запрудский // Кіраванне ў адукацыі. — 2006. — № 2.

12. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии / Н.И. Запрудский. — Минск: Сэр-Вит, 2004. — 288 с.

13. Зверева, В. И. Диагностика педагогической деятельности учителя / В. И. Зверева. — М.: Новая шк.э 2002. — 61с.

14. Кабуш, В. Т. Ученическое самоуправление: Теория и прак­тика: метод. пособие / В. Т. Кабуш. — Минск, 1997.

15. Катович, Н.К. Педагогические основы регионализации сис­темы воспитания школьников в Беларуси / Н. К. Катович. — Минск, 1999.

16. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесниковой, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колес­никовой. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 288 с.

17. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — СПб.: Питер, 2006. — 940 с.

18. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. — М.: Пед. о-во России, 2001.

19. Кухарев, Н.В. Диагностика педагогического мастерства / Н.В. Кухарев, В. С. Решетько. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2002. — Ч.З. — 256 с.

20. Левитес, Д. Г. Автодидактика: теория и практика конструи­рования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. — М.: Изд-во Моск.. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. — 320 с.

21. Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уро­ков для тех, кто учит / Д.Г. Левитес. — М.; Воронеж, 2001.

22. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образова­тельные технологии / Д.Г. Левитес. — М.: Ин-т практ. психоло­гии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 228 с.

23. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени про­фессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика. — 1995.— №6. —С. 55—63.

24. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Марко­ва.—М., 1996.

25. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. — М.: Флинта, 1998. — 242 с.

26. Монахов, В.В. Проектирование авторской (собственной) ме­тодической системы учителя / В. В. Монахов, Т. К. Смыковская // Школьные технологии. — 2001. — № 4. — С. 46—64.

27. Монахов, В.В. Педагогическое проектирование — современ­ный инструментарий педагогических исследований / В. В. Мона­хов // Школьные технологии. — 2001. — № 5. — С. 75—89.

28. Окунев, А. А. Как учить не уча / А.А. Окунев. — СПб. : Пи­тер, 1996.

29. Педагогические мастерские: теория и практика / сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. — СПб., 1998.

30. Подласый, И.П. Продуктивная педагогика / И. П. Подласый.—М., 2003.

31. Поташник, М.М. Как подготовить и провести открытый урок / М.М. Поташник, М.В. Левит. — М.: Пед. о-во России, 2003. —112 с.

32. Проблемы профессиональной компетентности кадров обра­зования : содержание и технологии аттестации: учеб.-метод. посо­бие / М-во образования и науки Респ. Беларусь, Ин-т повышения квалификации и переподгот. рук. работников и спец. образования; под ред. А. И. Жука. — Минск, 1996. — 242 с.

33. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/Г.К. Селевко. — М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.

34. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. — М.: Ло­гос, 1999.—272 с.

35. Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: прак­тика пед. менеджмента / П. И. Третьяков. — М.: Новая шк., 1998. — 288 с.

36. Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе : практикоориентированная монография / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. —2-е изд. — М.: Новая шк., 2001.

37. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: мето­дика продуктивного обучения / А. В. Хуторской. — М.: ВЛАДОС, 2000. —320 с.

38. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2001.

39. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для под­ростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. — Рига: ГОД «Экспери­мент», 1995. —238 с.

40. Чинкина, Н.Ш. Помогите учителю стать творцом // Нар. образование / Н. Ш. Чинкина. — 2000. — № 3. — С. 120—125.

41. Шакуров, P. X. Творческий рост педагога / Р.X. Шакуров. — М.: Знание, 1985. — 80 с.

42. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. — М., 2001.

43. Янчук, В А. Психологическое обеспечение внедрения инно­ваций в образовательной сфере /В. А. Янчук // Инновации в обра­зовании. — 2000. — № 1.— С. 15—25.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Государственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Материалы iconГосударственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Ресурсы сети Интернет для педагогов и учащихся
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения образования «Витебский областной институт развития...
Государственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Материалы iconГосударственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Ресурсы сети Интернет для педагогов и учащихся А
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения образования «Витебский областной институт развития...
Государственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Материалы iconГосударственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке
Печатается в соответствии с решением Совета Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной...
Государственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Материалы iconВитебский областной институт развития образования
Ситникова И. А., Дворецкая Ж. Г. Состояние и перспективы международного сотрудничества в гуо «Витебский областной институт развития...
Государственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Материалы iconМетодическое сопровождение сертификации педагогических кадров Практические материалы Витебск • 2011
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения образования «Витебский областной институт развития...
Государственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Материалы iconОбразовательная программа принята на заседании Ученого совета гоу дпо «Костромской областной институт развития образования»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Государственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Материалы iconОбразовательная программа принята на заседании Ученого совета гоу дпо «Костромской областной институт развития образования»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Государственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Материалы iconЛенинградский областной институт развития образования ступеньки педагогического мастерства по итогам областного
Комитет общего и профессионального образования ленинградской области ленинградский областной институт развития образования
Государственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Материалы iconМетодические рекомендации по подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по русскому языку
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Калининградский...
Государственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Материалы iconПрограмма информатизации гбоу нсо сош «Областной центр образования»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Средняя общеобразовательная школа «Областной центр...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница