Программа Сети Домов прав человека «Международное право в правозащитной деятельности»




НазваниеПрограмма Сети Домов прав человека «Международное право в правозащитной деятельности»
страница1/7
Дата19.10.2012
Размер1.07 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7










INTERNATIONAL LAW IN ADVOCACY


О применении международных стандартов прав человека1

при подготовке национальной и международной защиты

(на примере анализа ситуации в связи с уголовным и административным преследованием лиц, принимавших участие в несанкционированном митинге 19 декабря 2010 года в Минске, Республика Беларусь)


Данный материал подготовлен в рамках программы Сети Домов прав человека «Международное право в правозащитной деятельности» при участии экспертов и выпускников программы «Международное право в правозащитной и адвокатской деятельности», Белорусского Хельсинкского Комитета.

Программа Сети Домов прав человека «Международное право в правозащитной деятельности» поддержана Министерством Иностранных Дел Королевства Норвегии, Советом Министров Северных стран Фонда Германа Маршалла (США). Фонд Домов прав человека представляет Сеть Домов прав человека и обладает правом интеллектуальной собственности на данный материал.


Настоящий материал создан в результате коллективной работы:

  • белорусских юристов2 - проводили мониторинг дел, связанных с событиями 19

декабря 2010, работали над нормами национального права Республики Беларусь, применением международного права на национальном уровне, отдельными аспектами международного права прав человека, а также осуществили окончательное редактирование текста публикации,

  • международных экспертов –

Андрея Есина3, который подготовил обзор стандартов Европейского Суда по правам человека по всем аспектам публикации) и

Евгения Голощапова4, подготовил обзор стандартов Комитета ООН по правам человека (КПЧ) и иным нормам международного права прав человека в сфере свободы собраний, свободы от пыток и запрета дискриминации, по отдельным критериям приемлемости жалоб в КПЧ и заполнению формуляра жалобы в КПЧ),


  • ряда правозащитных организаций.



В работе экспертов использованы материалы открытых судебных заседаний, правовые позиции адвокатов, отраженные в ходе их выступлений в прениях, толкования отдельных правовых элементов и характеристик, непосредственно касающихся тех прав и свобод, осуществление которых было ограничено или нарушено в процессе преследования лиц, принимавших участие в в несанкционированном собрании в 19 декабря 2010 года, как в процессе разгона и задержания участников митинга, так и в ходе расследования и судебного разбирательства административных и уголовных дел.

Целью настоящей работы является оказание экспертной поддержки адвокатам и правозащитникам путем разработки и предоставления письменных рекомендаций и комментариев относительно правовой квалификации и аргументации в отношении фактов нарушений прав человека.

Данная публикация содержит обобщенный анализ национального законодательства Республики Беларусь относительно действия международного права, обзор практики международных органов и может служить практическим руководством в работе по подготовке обращений в Комитет ООН по правам человека.


Содержание

Введение. Описание фактов. Универсальность прав человека.

  1. Правовые основания применения международного права в национальном судопроизводстве и обращения в международные органы

    1. Обоснование применения в производстве по уголовному либо административному делу в Республике Беларусь норм международного права

    2. Основания обращения в международные органы за защитой нарушенного права

      1. Правовое основание для обращения в Комитет ООН по правам человека

      2. Условия приемлемости обращения в КПЧ.

    3. Применимое право

  2. Содержание отдельных элементов прав МПГПП и примеры правовой аргументации при их защите

    1. Право на мирные собрания

    2. Право на свободу и личную неприкосновенность

    3. Свобода от пыток

    4. Право на справедливое судебное разбирательство

    5. Запрет дискриминации

  1. Рекомендации по подготовке и оформлению текста жалобы в Комитет ООН по правам человека



Введение. Описание фактов. Универсальность прав человека


Описание событий

19 декабря 2010 г. в Республике Беларусь состоялись выборы Президента. В тот же день десятки тысяч людей вышли на площади города Минска, чтобы принять участие в мирном собрании и выразить свое мнение о состоявшихся выборах. В процессе проведения собрания на пл. Независимости в г. Минске незначительное количество людей совершали действия, направленные на повреждение окон и дверей Дома правительства. Эти действия непосредственно в момент их совершения правоохранительными органами не были пресечены. При этом общий мирный характер акции на площади не изменился. Однако через некоторое время началось массовое подавление мирной акции путем привлечения значительного количества сотрудников милиции и других структур, которые применяли силу и специальные средства, направленные на разгон демонстрации. Многие участники акции были избиты и насильно водворены в специально оборудованные и подогнанные для целей задержания большого количества людей автомашины. В результате этих действий более 700 человек были задержаны,5 более 600 из них привлечены к административной ответственности по статье 23.34 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь («Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия или пикетирования»), в отношении большинства из которых применен административный арест до 15 суток. Кроме того, несколько десятков участников указанного собрания были привлечены к уголовной ответственности по ст.293 Уголовного кодекса Республики Беларусь («Массовые беспорядки») и по ст. 342 УК Республики Беларусь («Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок»)6, многим из них было назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет.7

С конца декабря 2010 года и в течение 2011 года неправительственные организации и международные миссии проводили мониторинг судебных процессов, связанных с указанными событиями. В результате собранных данных были выявлены систематические массовые нарушения прав человека, допускаемые при производстве предварительного расследования, судебном рассмотрении уголовных дел, а также при привлечении граждан к административной ответственности.

Эксперты отмечают, что выявленные в ходе мониторинга нарушения типичны в правоприменительной практике Республики Беларусь, и имеют место при осуществлении административного и уголовного преследования также по иным делам.


Универсальность прав человека

Права человека как универсальная ценность впервые нашли свое нормативное отражение в Уставе ООН (1945), отражены в каталоге Всеобщей Декларации прав человека (1948) и закреплены затем в качестве принципов и норм международного права в ряде международных документов (например, в Заключительном акте СБСЕ 1975 года и ряде международных договоров)8 . Для Республики Беларусь таким договором, в частности, является Международный пакт о гражданских и политических правах9 (далее - Пакт, МПГПП). Каталог прав, гарантированных этим международным документом, был перенесен в Конституцию Республики Беларусь 1994 г., и таким образом эти права и свободы были закреплены на конституционном уровне. Обеспечение прав и свобод было провозглашено высшей целью государства, государство должно гарантировать права и свободы, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (из статьи 21 Конституции Республики Беларусь).


Из этого следует, что права каждого, кто находится под юрисдикцией государства Республики Беларусь, должны иметь правовое обеспечение и защиту, как на национальном, так и на международном уровне. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления защиты прав и свобод личности(статья 59 Конституции).

При осуществлении функции профессиональной защиты , таким образом, адвокаты и адвокатура как институт, призванный обеспечивать принципы правосудия, должны обладать знаниями и навыками применения как норм национального законодательства, так и международно-правовых норм и стандартов, регулирующих защиту прав и свобод человека. В тех случаях, когда национальное законодательство противоречит международному праву или если нарушенное право не получило эффективной защиты во внутренней правовой системе, – адвокаты должны предоставить правовую помощь и содействовать таким образом праву каждого на защиту с применением международных инструментов и механизмов. Это требование вытекает из обязанности адвоката использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, обратившихся к нему за правовой помощью.10

Для выполнения этой правовой работы адвокату необходимо:

  • понимание существа прав, гарантированных Пактом,

  • знание механизма действия норм международного права во внутригосударственной правовой системе,

  • обладание навыками составления аргументации при обосновании нарушения права,

  • а также ознакомление с правилами подготовки и процедурой подачи обращений в органы международной защиты.



1. Правовые основания применения международного права в национальном судопроизводстве и обращения в международные органы


1.1. Обоснование применения в производстве по уголовному либо административному делу в Республике Беларусь норм международного права.


В соответствии со ст. 8 Конституции Республики Беларусь, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. По признанной в Беларуси научной концепции, автором которой является доктор юридических наук профессор Г.А. Василевич (бывший председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, в настоящее время - Генера льный прокурор), из данной нормы вытекает, что «наполнение конституционных норм» должно соответствовать международному праву. При этом к общепризнанным принципам в сфере обеспечения прав и свобод человека принято относить те, которые содержатся в важнейших международно-правовых актах, составляющих Билль о правах, то есть, в том числе, в Международном пакте ООН о гражданских и политических правах.11

Согласно ч. 3 с.21 Конституции, государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными мобязательствами государства.

Международный пакт о гражданских и политических правах является международными договором Республики Беларусь.

Согласно Закона «О международных договорах Республики Беларусь» (ч. 2 ст.33), нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта.

В соответствии со ст.3 этого же Закона, исполнение международных договоров Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами международного права, Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 года. Указанная Конвенция (вступилдд0жл а в силу для Беларуси 31.05.1986, ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 10.04.1986).

Венская конвенция устанавливает принцип обязательности и добросовестности выполнения международного договора его участником (ст.26), а также содержит норму о том, что «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора» (ст.27).

Из статьи 116 Конституции Республики Беларусь следует, что международно – правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь, имеют большую юридическую силу, чем законы (это следует из полномочий Конституционного Суда давать заключения о соответствии законов таким международно – правовым актам).

Статья 1, ч. 4 УПК Республики Беларусь предусматривает, что международные договоры Республики Беларусь, определяющие права и свободы человека и гражданина, в уголовном процессе применяются наряду с настоящим Кодексом.

Статьей 1.1. ч.3 Процессуально – исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлено, что данный кодекс основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права. Если вступившими в силу международными договорами Республики Беларусь предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Кодексом, применяются правила международных договоров.

Из приведенных норм следует, что в Республике Беларусь на конституционном и законодательном уровне закреплено:

  • нормы международных договоров, в частности Международного пакта о гражданских и политических правах являются частью правовой системы Республики Беларусь и могут применяться непосредственно;

  • нормы Пакта как международного договора обладают более высокой юридической силой по сравнению с внутренним законодательством, а в соответствии с научным толкованием, - обладают приоритетом как общепризнанные принципы международного права.

Это означает, что государственные органы и должностные лица должны применять нормы МПГПП при разрешении конкретной правовой ситуации (что вытекает из их обязанности действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства – ст.7 Конституции Республики Беларусь). Кроме того, индивид (его защитник) вправе ссылаться на эти нормы при защите права, что еще более обосновано в том случае, если внутреннее законодательство либо правоприменительная практика не соответствуют международному договору.

Такой позиции придерживается Конституционный Суд Республики Беларусь, отмечая, что полноценная защита прав и свобод человека и гражданина обеспечивается при условии надлежащей имплементации норм международного права в законодательство страны. В связи с этим представляется необходимым создание условий для эффективного применения норм международного права в нормотворческой и правоприменительной деятельности.12

Ведущий белорусский ученый – международник Л.В. Павлова указывает на проблему фактической имплементации международных норм, состоящую в том, что общие суды имеют крайне незначительную практику их применения.13 Среди основных причин такой ситуации она называет то, что ст. 112 Конституции и схожая с ней норма ст.3 Кодекса о судоустройстве и статусе судей предусматривают, что судьи осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней нормативных актов, не устанавливая напрямую право и обязанность судов применять международные обязательства. Кроме того, по ее мнению, «одним из осложняющих обстоятельств является неприученность белорусских судей к применению норм международного права не только в силу традиционной приверженности к использованию только национального законодательства, но и недостаточной профессиональной подготовки в области международного права, а также неинформированности судей и других правоприменительных органов относительно действующих договоров Республики Беларусь».14

В связи с данной проблемой полагаем целесообразным в каждом случае, когда в правовых документах защита намерена делать ссылку на международно-правовые нормы, обосновывать необходимость и обязательность их применения, используя правовую аргументацию, изложенную выше.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Программа Сети Домов прав человека «Международное право в правозащитной деятельности» iconМеждународное право прав человека
Сборник методических материалов по курсу «Международное право прав человека». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 36 с
Программа Сети Домов прав человека «Международное право в правозащитной деятельности» iconШаг в будущее материалы
Прокурорский надзор. Организация правоохранительной деятельности. Адвокатура», Гражданское право. Предпринимательское право. Семейное...
Программа Сети Домов прав человека «Международное право в правозащитной деятельности» iconМеждународное право прав человека
Постепенное расширение участия международного сообщества в решении задач по защите прав. Особенности общественных отношений в сфере...
Программа Сети Домов прав человека «Международное право в правозащитной деятельности» iconРеферат на тему: «Всеобщая Декларация прав человека»
Второй мировой войны, точнее, после принятия Всеобщей декларации прав человека. С момента принятия этого документа начинается международное...
Программа Сети Домов прав человека «Международное право в правозащитной деятельности» iconПравовые аспекты корпоративного управления по контролю за распоряжением и защитой прав акционеров
Специальность: 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Программа Сети Домов прав человека «Международное право в правозащитной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное гуманитарное право. Права человека»
Организационно-методическое описание учебного курса «Международное гуманитарное право права человека»
Программа Сети Домов прав человека «Международное право в правозащитной деятельности» iconПрограмма спецкурса «международное право окружающей среды» (международное экологическое право) (общее количество часов 32) Москва 2001 Настоящая программа спецкурса «Международное право окружающей среды»
Целью курса является углубленное изучение студентами (по сравнению с общим курсом международного права) вопросов международно-правовой...
Программа Сети Домов прав человека «Международное право в правозащитной деятельности» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Программа кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное...
Программа Сети Домов прав человека «Международное право в правозащитной деятельности» iconПрограмма вступительных испытаний (экзамена) в аспирантуру по научной специальности 12. 00. 03. Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное Составитель
Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное
Программа Сети Домов прав человека «Международное право в правозащитной деятельности» iconПрограмма кандидатского экзамена основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Юридические науки, по специальности 12. 00. 03 «гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»
«Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право» по юридическим наукам, утвержденной приказом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница