Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса




Скачать 201.82 Kb.
НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
Дата19.10.2012
Размер201.82 Kb.
ТипРабочая программа
Приложение 3.6 к приказу № 165 от 31 мая 2011 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Для 1 класса

(для учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой, базовый уровень)

Составитель – Кузнецова О. А.

Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в пределах 20 %), в частности, сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).

Программа включает 4 раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, Поурочное тематическое планирование и Требования к уровню подготовки учащихся. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства в данной программе по своему типу являются комбинированными.

Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования)

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).


Основные содержательные линии

В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:


  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.


Задачи, реализуемые в 1 классе:

  1. Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

  2. Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.

  3. Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.

  4. Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.

  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.

  6. Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.


Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 1 классе отводится 1 час в неделю. Предмет «Изобразительное искусство» в 1 классе может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс. Один из вариантов интеграции этих предметов на 1 ступени обучения, позволяющий реализовывать государственные образовательные стандарты по изобразительному искусству и технологии, представлен в следующей таблице:






Количество часов в неделю

Предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Изобразительное искусство и художественный труд

2

2

2

2

Технический труд








1




Информатика











1


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Основное содержание КУРСА


Наименование раздела

Количество часов

1. Мир изобразительных (пластических искусств)

8

2. Художественный язык изобразительного искусства

8

3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

14

Всего часов:

30



Мир изобразительных (пластических) искусств

(8 часов)

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.

Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений В. Васнецова) ; пейзаж (на примере произведений И.И.Левитана, Куинджи, В.Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).

Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.

Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей.

Художественный язык изобразительного искусства

(8 часов)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.


Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью


(14 часов)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной ( лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.


Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.


Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).


Тематический план


№ урока

Тема урока

Практическая работа

Тип урока

Форма урока

Информ. сопрово-ждение

Дата (план)

Дата (факт)

1.

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Творчество И.И.Левитана.

Изображение золотой осени (акварель, гуашь)
















2.

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт с натуры.

Натюрморт из овощей и фруктов (акварель, гуашь)
















3.

Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, поэзии, музыки.

Композиция по представлению (акварель, гуашь)
















4.

Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка.

Рисование осеннего пейзажа по представлению (акварель, гуашь)
















5.

Основы изобразительного языка живописи. Превращение пятна в изображение.

Рисование с натуры ветки рябины ( акварель, гуашь)
















6.

Понятие о силуэте и симметричном изображении.

Рисование с натуры или представлению сечки (акварель, гуашь)
















7.

Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома.

Рисование золотого петушка (гуашь)
















8.

Повтор главных элементов травного орнамента Хохломы.

Рисование травного орнамента (гуашь)
















9.

Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома.

Повтор и вариаця элементов орнамента Хохломы (гуашь)
















10.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла.

Импровизация по мотивам хохломской росписи (гуашь)
















11.

Ансамбль русского народного костюма.

Украшение наряда красавицы (акварель, фломастеры)
















12.

Изображение по памяти фигуры человека.

Изображение дома Деда Мороза (графические материалы)
















13.

Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова.

Изображение героев зимних сказок (гуашь)
















14.

Основы изобразительного языка графики.

Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями (графические материалы)
















15.

Линия и мазок в художественном изображении.

Рисование снежных цветов на окне (акварель)
















16.

Знакомство с каргопольской игрушкой.

Роспись силуэтов игрушек (гуашь)
















17.

Импровизация на тему каргопольских игрушек.

Роспись глиняных игрушек (гуашь)
















18.

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников.

Украшение снаряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер)
















19.

Образ богатыря в живописи и графике.

Портрет русского богатыря (гуашь)
















20.

Изображение по воображению животных. Конь.

Декоративная композиция по представлению (гуашь)
















21.

Использование в своей работе разных приёмов живописи.

Рисование первых весенних цветов по памяти (акварель)
















22.

Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь)
















23.

Передача настроения ярмарки в декоративной композиции.

Вариация дымковских узоров (гуашь)
















24.

Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте.

Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь)
















25.

Использование разных технических приёмов при работе с красками.

Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь)
















26.

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой.

Рисование героев сказок Пушкина по представлению (гуашь)
















27.

Пропорции и форма различных садовых цветов.

Рисование с натуры весенних цветов (акварель)
















28.

Знакомство с произведениями Куинджи, Ван Гога, К.Моне.

Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь)
















29.

Понятие о тёплых и холодных цветах, о множестве оттенков.

Превращение красочного пятна в дерево (акварель)
















30.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Государственная Третьяковская галерея.

Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору)


















В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе ученик должен

знать/понимать

  • некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;

  • отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка);

  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);

уметь

  • различать теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.


Литература


Примерные программы начального общего образования. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/

Сборник нормативных документов. Начальная школа. – М., Дрофа, 2007.

Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Часть 2. – М., Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1 класс. – М., Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.

Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству 5 8 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству 5, 6, 7 классы Программа разработана на основе федеральной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №21»
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса iconРабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса iconРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена с учётом межпредметных...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса на 2011/2012 учебный год
Директор муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса iconПо изобразительному искусству
Авторская программа В. М. Неменский по изобразительному искусству для 5-7 классов // Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса iconРабочая программа по изобразительному искусству
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы по изобразительному...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса iconРабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.
«Изобразительное искусство» под редакцией доктора педагогических наук, профессора В. С. Кузина, утверждённой Министерством образования...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования
«Изобразительное искусство 5 – 9 классы» (научный руководитель авторского коллектива Т. Я. Шпикалова), рекомендованной Министерством...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница