«Новое в законодательстве о здравоохранении с точки зрения защиты прав пациента»




Скачать 104.53 Kb.
Название«Новое в законодательстве о здравоохранении с точки зрения защиты прав пациента»
Дата19.10.2012
Размер104.53 Kb.
ТипЗакон
ПРОТОКОЛ № 2/2012


Заседания Регионального отделения Общественного Совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по Республике Татарстан по теме: «Новое в законодательстве о здравоохранении с точки зрения защиты прав пациента»


г.Казань 21 июня 2012

«14:00» часов.

Президиум:


Зайнуллина Аниса Ильевна - Председатель Регионального отделения Общественного Совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по Республике Татарстан;

Шайхутдинова Любовь Николаевна – заместитель руководителя Управления Росздравнадзора по Республике Татарстан

Члены Регионального отделения Общественного Совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по Республике Татарстан.


В работе Совета приняли участие члены Регионального отделения Общественного Совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по Республике Татарстан, представители Министерства здравоохранения РТ, заместители главных врачей, представители Координационного Совета Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства, страховых компаний, а также представители прессы и приглашенные.

После приветственного слова председателя Регионального отделения Общественного Совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по Республике Татарстан Зайнуллиной А.И., с докладом выступила – заместитель руководителя Управления Росздравнадзора по Республике Татарстан Шайхутдинова Любовь Николаевна.

Она затронула тему нового в Российском законодательстве в сфере здравоохранения с точки зрения защиты прав пациента.

Так в частности в свете Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан» дано определение понятия – «медицинская организация», разъяснен порядок предоставления сведений, составляющих врачебную тайну (ст.13), имеется право выбора врача и медицинской организации (ст.21), разъяснен порядок получения информации о состоянии здоровья (ст.22), порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (ст.37), что следует понимать под понятием «народная медицина» или методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте (ст.50), применение вспомогательных репродуктивных технологий (ст.55), искусственное прерывание беременности (ст.56) , право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности (ст.69), ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников (ст.74).

Было озвучено как Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ
"О рекламе" статья 3 раскрывается понятие рекламы – «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц», а так же в свете Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности"
(принят ГД ФС РФ 22.04.2011г.,
вступил в силу 3 ноября 2011 года) разъяснен порядок предоставления лицензий, новое в данном нормативно-правовом акте заключается в том, что лицензия действует бессрочно (ст.9 п.4).

Также Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дано разъяснение по организации и проведению плановых проверок.

Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009г. N 944
"Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью" разъяснен порядок осуществления и основания для проведения как плановых так и внеплановых проверок.

Изменения внесены в КоАП РФ , в частности в ст. 14.1. «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» в части взыскания штрафных санкций.

Постановлением Комитета РТ по тарифам от 19 февраля 2010 г. N 8-1/соц «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам» осуществляется государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения (ст.60), производится Мониторинг безопасности лекарственных препаратов (ст.64).

Были озвучены такие нормативные акты как: Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ», Приказ от 23 августа 2010 г. N 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств», а также Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007г.N110
(в ред.от 20.01.2011г.) "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".

С докладом «Возможности страховой медицинской организации по защите прав и интересов пациента. Результаты деятельности» выступил Заместитель генерального директора по ОМС ООО «Страховая компания АК БАРС-МЕД», Коваль Вячеслав Владимирович, он остановился на нововведениях в ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» в части права выбора и замены гражданином страховой медицинской организации, путем подачи заявления на выбор или замену страховой медицинской организации, в качестве конкурентных преимуществ для граждан осуществляющих выбор СМО страховая компания «АК БАРС-МЕД» разрабатывает и реализует различные мероприятия для повышения доступности и качества медицинских услуг.

Страховая компания «АК БАРС-МЕД» на рынке ОМС с 2004 года, на 1.08.2012г. количество застрахованных лиц в компании 3 250 000 граждан РТ.

Одним из важных направлений в деятельности компании по защите прав застрахованных является работа с обращениями застрахованных граждан, в 2011г. поступило 176 746 обращений, из них по вопросам организации ОМС 149 779 обращений, по вопросам защиты прав 26 967 обращений.

Из 1 425 жалоб поступивших в представительства и филиалы компании 1 215 жалоб признаны обоснованными, из них наибольший процент составляют жалобы по вопросам отказа в медицинской помощи по ОМС (40%), жалобы по вопросам организации работы МО (36%), и жалобы по вопросам взимания денежных средств за мед. помощь (12%). В части судебной защиты интересов граждан за 2011г. в судебном порядке было рассмотрено 11 исков, из которых в 8 случаях было принято решение в пользу застрахованных граждан с возмещением денежных средств на общую сумму 82 801 руб.

В досудебной защите прав застрахованных граждан из 1 215 устных и письменных жалоб удовлетворено 1 171 (из них с материальным возмещением 95). Для удобства населения РТ в распоряжении компании работает круглосуточный контакт-центр обеспечивающий получение качественной и доступной мед.помощи, а также информационной поддержки. С июня 2011г. был запущен проект «Здесь и сейчас», основной задачей которого является решение проблем застрахованных с медицинской организацией, не выходя за ее пределы.

С целью изучения удовлетворенности застрахованных граждан качеством и доступностью мед.помощи, проводится анкетирование граждан в мед.учреждениях, а также проведение информационной работы с застрахованными лицами, например при помощи стендов страховой компании с информацией, контактных телефонах, и т.д. В процессе работы были выявлены такие проблемы с которыми сталкиваются граждане, как отсутствие узких специалистов, очередность на прием к врачу-специалисту, проведение диагностических, инструментальных и лабораторных исследований более срока утвержденного «Программой госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории РТ».

Для проведения экспертизы качества мед.помощи на территории республики компания привлекает более 120 врачей-экспертов качества мед.помощи высшей квалификационной категории, кандидатов и докторов мед.наук, включенных в регистр экспертов системы ОМС РТ.

Более 35 000 тематических ЭКМП проведены по оценке выполнения мед.организациями стандартов, предусмотренных программой «Модернизация здравоохранения в РТ на 2011-2012гг.».

Одна из имеющихся проблем компании – дефицит стрессоустойчивых, подготовленных, профессиональных кадров.

С докладом «Функционирование учреждений системы частного здравоохранения в условиях действия нового законодательства» выступил директор ООО «Казанский медицинский диагностический центр «Клиника Нуриевых», Нуриев Ильяс Рафаилович.

Им была затронута тема в рамках 3-х Федеральных Законов : 1) ФЗ № 99-ФЗ от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Одной из новелл, как уже говорилось ранее, действие лицензии стало бессрочным, лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, по истечении срока их действия подлежат переоформлению (бессрочно), существенно сократились сроки, что является большим плюсом в работе (45 рабочих дней), при обнаружении недостатков предоставление права на их устранение, при рассмотрении заявления на предоставление лицензии, лицензирующий орган проводит в отношении соискателя проверки (плановые, внеплановые) без согласования с органами прокуратуры и т.д. Данный ФЗ частным сектором в здравоохранении в целом оценивается позитивно, но вызывают сложности требования по квалификации мед.персонала, завышенным санитарным требованиям к помещениям и сертификации мед.оборудования.

2) ФЗ №61-ФЗ от 12.04.201г. «Об обращении лекарственных средств» - этим законом введены новые требования к упаковке лекарств, одновременно поменялись условия проведения клинических испытаний и требования к организациям, которые их проводят, прямой контакт производителей с экспертами исключен, поскольку Министерство здравоохранения само принимает документы на регистрацию лекарств от производителей и передает их в экспертные организации. В целом данные нововведения приносят компаниям некоторое облегчение , но в то же время у представителей частных аптек вызывает беспокойство тот факт, что государственное регулирование цен, ломает рыночные механизмы ценообразования (примером может служить ситуация с препаратом «Арбидол» во время зимней эпидемии гриппа, необоснованное завышение цен коммерческими аптеками, в то время как в государственных аптеках его не имелось в достаточном количестве.).

3) ФЗ №323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан» , итак, данным законом сформулированы новые принципы оказания медицинской помощи, например: позволяет пациенту самому выбрать врача, закрепляет единые стандарты оказания мед.помощи на территории всей РФ, закрепляет обязательное страхование гражданской ответственности медучреждениями перед пациентами, легализует «суррогатное материнство», повторно запрещает эвтаназию, вводит «неделю тишины» перед проведением аборта для принятия женщиной решения, официально закрепляет статус платной медпомощи в муниципальных медучреждениях, государственные и муниципальные медучреждения вынуждены будут выходить на рынок платных услуг и напрямую конкурировать с частными клиниками. К этому их просто обязывает вступивший 1.01.2011г. ФЗ №83-ФЗ, согласно которому до 1.07.2012г. организационно-правовой статус всех бюджетных медучреждений разделится на несколько групп, одни- туберкулезные лечебницы, лепрозории и т.д., то есть те социально значимые ЛПУ, где невозможно заработать деньги, их отнесут к «казенным», остальные будут существовать только за счет госбюджета, а другие станут автономными некоммерческими организациями. Эти больницы и поликлиники будут выполнять определенный госзаказ, но оказание платных услуг официально станет одной из основных статей дохода, и соответственно, может ограничить права граждан на бесплатную медпомощь (ст.41 Конституции РФ).

Таким образом, усилится конкурентность на рынке мед.услуг, причем исходные условия конкуренции будут не в пользу частного сектора. Причина в том, что государство выделяет безвозмездно в виде целевой аренды помещения, медоборудование, льготы на оплату коммунальных услуг, а также дополнительные различные программы государственного финансирования на модернизацию, информатизацию и т.д. Частный сектор может противопоставить лишь сервис, качество (результативность) и короткие сроки выполнения. В законе сделана попытка разделить за что можно и нельзя взимать деньги, а именно : нельзя взимать с пациентов плату в случаях оказания мед.услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых, назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно важных и необходимых – в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости, размещение в маломестных палатах, создания условий пребывания в стационарных условиях, транспортные услуги при сопровождении медработником пациента т.д. Можно взимать плату в случаях по желанию граждан, они имеют право на получение платных мед.услуг, платные мед.услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств, при оказании платных мед.услуг должны соблюдаться порядки оказания медпомощи, платные мед.услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медпомощи либо по просьбе пациента в виде отдельных консультаций или медицинских вмешательств, и т.д. В целом данный закон регламентирует больше деятельность государственных и муниципальных учреждений, чем частный сектор здравоохранения, в то же время с 1997 года Государственная дума не может принять федеральный закон «О регулировании частной медицинской деятельности». Что касается доступности льготных лекарств и гарантий доступности медпомощи в разных регионах, закон их не обеспечивает, поскольку переносит часть финансовой нагрузки за эти гарантии на сами регионы, которые уже различаются по экономическому уровню своего развития.


Вопросы присутствующих


Нагуманов Э.В. «Как может частное здравоохранение помочь в лечении онкобольных»?


Ответ: «Мы можем предложить оказание услуг по исследованию костного мозга за 7 дней, это быстро, эффективно, можно расширить диапазон оказываемых услуг, например, проводить генетическую экспертизу, в отношении выявления способностей у детей (спортсменов) как давно уже делают в Китае».


«Как ведется работа по жалобам пациентов?»


Ответ: «Работа проводится с помощью отдела качества и мониторинга, проблемы стараются решать на месте, в досудебном урегулировании конфликтов и споров».


Сагдеева Е.Т. «Если к примеру в городской поликлинике пациент обращается первоначально к терапевту, который назначает ему сдачу анализов, результаты которых возвращаются к нему же, т.е пациент на руки их не получает, врач –терапевт в свою очередь дает по ним профессиональное заключение. В частном секторе здравоохранения человек имеет возможность, оплатив анализы получить результаты лично. Какие действия предусмотрены вашей клиникой при обнаружении в результатах данных исследований, опасного инфекционного заболевания или вируса?»


Ответ: «Такие действия предусмотрены, при получении результатов пациентом, ему дается заключение с рекомендациями обратиться в соответствующее учреждение здравоохранения, кроме того имеется возможность провести исследования анонимно».


Алексеева С.Г. «Имеются проблемы финансирования, необходимо чтобы лечение проводилось, не исходя из экономии (например, закупка дешевых некачественных Китайских препаратов и оборудования), а исходя из качественности».


Мартынов А.А. «Беспрецендентная ситуация складывается если следовать п.5 «Программы госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи», по территориальному обслуживанию граждан, если каждый житель будет прикреплен к РКБ №2, соответственно в больнице будут огромные перегрузки, нехватка врачей-специалистов и персонала, беспорядок в обслуживании населения и т.д. Все это будет разрушать систему здравоохранения, если прикрепление будет выше норматива на 15-20%, поскольку врачи не имеют права отказаться от приема, а поток будет увеличиваться, и приведет к тому, что начнется волна недовольства качеством обслуживания. Необходимо дополнительно работать в этом направлении».


Коваль В.В. «Необходимо взаимодействие с Минздравом и Управлением Росздравнадзора, а также с другими госструктурами, нужно делать одно общее дело, проблемы решать совместно».


Заключительное слово Председателя Регионального отделения Общественного Совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по Республике Татарстан Зайнуллиной Анисы Ильевны.

Похожие:

«Новое в законодательстве о здравоохранении с точки зрения защиты прав пациента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: "Теоретические проблемы защиты прав человека" составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного
Целью курса является формирование у студентов знаний о правах человека, о законодательстве, международных актах и механизмах защиты...
«Новое в законодательстве о здравоохранении с точки зрения защиты прав пациента» icon1. «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.»
Нь живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало...
«Новое в законодательстве о здравоохранении с точки зрения защиты прав пациента» iconКнига Нормана Казинса «Анатомия болезни»
К14 Анатомия болезни с точки зрения пациента: Пер с англ. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 95 с., ил
«Новое в законодательстве о здравоохранении с точки зрения защиты прав пациента» iconСодержание Введение 2 Заключение 5 Список литературы 6
Эта парадигма позволяет рассматривать всякое коммуникативное явление как минимум с двух сторон: с точки зрения его создания и с точки...
«Новое в законодательстве о здравоохранении с точки зрения защиты прав пациента» iconВ поисках себя личность и ее самосознание
Собственный вопрос показался ему настолько абсурдным, что он смутился и не посмел продолжать разговор. Но нелепое с точки зрения...
«Новое в законодательстве о здравоохранении с точки зрения защиты прав пациента» iconВ. И. Прокопцов Санкт-Петербургская государственная
Иначе говоря, с точки зрения информации публикации могут различаться, а с точки зрения вложенной в получение ее интеллектуальной...
«Новое в законодательстве о здравоохранении с точки зрения защиты прав пациента» iconНейрокомпьютинг, теории мышления и патогенез шизофрении
Предлагаемое сообщение попытка подойти к некоторым трудным проблемам патогенеза шизофрении, а также шизофреноподобных психозов и...
«Новое в законодательстве о здравоохранении с точки зрения защиты прав пациента» iconА. А. Малюк ПринциПы формирования теории защиты информации
С философской точки зрения наиболее полное и адекватное представление о любом объективном
«Новое в законодательстве о здравоохранении с точки зрения защиты прав пациента» iconБиоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правом
Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине это права пациента, испытуемого и т д.)...
«Новое в законодательстве о здравоохранении с точки зрения защиты прав пациента» iconИспользование категорий «собственность» И«недвижимость» в российском законодательстве
Основные знания относительно изучаемой категории содержатся в научных работах как представителей юридической, так и экономической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница