Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2011-2012 год. Школьный этап 9 класс Часть I




Скачать 90.86 Kb.
НазваниеВсероссийская олимпиада школьников по биологии 2011-2012 год. Школьный этап 9 класс Часть I
Дата18.10.2012
Размер90.86 Kb.
ТипДокументы

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2011-2012 год. Школьный этап 9 класс


Часть I. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание)


1.Запасные питательные вещества в цитоплазме растительных клеток представлены:

а) пигментными гранулами; б) крахмальными зернами;

в) кристаллами щавелевокислого кальция; г) глыбками гликогена.

2.Химический индикатор лакмус получают из:

а) грибов; б) водорослей;

в) лишайников; г) хвощей.

3. Хлоропласты присутствуют в клетках:

а) корня люцерны посевной; б) основной ткани листа земляники садовой;

в) камбия липы мелколистной; г) мицелия бледной поганки.

4. Отдел высших растений, представители которого берут свое начало от водорослей (обособленная ветвь эволюции):

а) хвощи; б) мхи;

в) папоротники; г) голосеменные.

5.В отличие от всех покрытосеменных у голосеменных отсутствует (-ют):

а) камбий; б) эндосперм;

в) перикарпий; г) семядоли.

6.Фитофтороз картофеля (картофельная гниль) – распространенное опасное заболевание (возможен недобор урожая до 70 %), вызывает поражение листьев, клубней. Возбудителем является гриб рода Phytophthora, относящийся к классу:
а) зигомицетов; б) оомицетов;
в) аскомицетов; г) базидиомицетов.

7.Берёзовый трутовик получает азот, необходимый для биосинтеза собственных белков, в форме:

а) нитратов б) аммонийных солей;

в) мочевины; г) аминокислот.

8.Какие болезнетворные микроорганизмы могут развиваться в закрытых консервных банках без доступа кислорода?

а) стафилококки; б) палочки ботулизма;

в) возбудители сальмонеллеза; г) вибрионы холеры.


9.Признак, общий для мхов, папоротников и голосеменных:

а) наличие цветков; б) наличие корней;

в) наличие проводящей системы;

г) развитие семян.

10.В сказке А.С. Пушкина "О попе и работнике его Балде" Балда, устраиваясь на работу, одним из условий поставил: "…Есть же мне давай вареную полбу…" Полба – это:

а) вид крупы; б) сорт пшеницы;

в) сорт репы; г) вид плода.

11.Из перечисленных функций стержневая корневая система выполняет эффективнее мочковатой:

а) транспорт веществ; б) всасывание;

в) вегетативное размножение; г) закрепление в грунте. .

12.Растение со следующими признаками: 5 сросшихся в основании чашелистиков, 5 свободных лепестков, много тычинок и верхний гинецей, состоящий из 5 сросшихся плодолистиков, принадлежа к семейству:

а) пасленовые; б) розоцветные;

в) крестоцветные; г) лютиковые.

13.Размножение инфузории-туфельки происходит в результате:

а) деления и конъюгации; б) копуляции;

в) только простого деления; г) конъюгации.

14.Кровеносная система у кольчатых червей:

а) незамкнутая; б) замкнутая с одним кругом кровообращения;

в) замкнутая с двумя кругами кровообращения; г) отсутствует.

15. Хитин обязательно входит в состав клеточных стенок

а) бактерий б) животных

в) растений г) грибов

16.На рисунке изображена чехонь – типичный представитель

рыб, добывающих корм:
а) в верхних слоях воды;

б) в толщи воды;

в) в придонных слоях воды;

г) практически в любых слоях воды.


17.Какую функцию выполняет орган, обозначенный на рисунке

вопросительным знаком?

а) освобождения организма от ненужных продуктов обмена веществ

б) переваривания пищи под действием желудочного сока

в) образования яйцеклеток у самок и сперматозоидов у самцов

г) подъёма к поверхности воды и погружения вглубь




18.Легочные мешки птиц являются выростами:

а) трахей; б) бронхиол;

в) легких; г) бронхов.

19.Из названных животных проводит в спячке не только зимний, но и летний период:

а) тонкопалый суслик; б) обыкновенный хомяк;

в) большой тушканчик; г) бурый медведь.

20. Общим для слона, червя и мухи является:

а) генетический код; б) количество хромосом в клетке;

в) последовательность нуклеотидов ДНК; г) геном.

21. У детей позднее всего формируется:
а) крестцовый изгиб позвоночника; б) шейный;
в) грудной; г) поясничный.

22.Что делают с донорской кровью врачи-лаборанты с целью продления ее сроков хранения?

а) разбавляют дистиллированной водой б) добавляют хлорид натрия

в) удаляют лейкоциты г) охлаждают

23.Гуморальный иммунитет обеспечивают:
а) фагоциты; б) В-лимфоциты;
в) Т-лимфоциты; г) эритроциты.

24.Подавляют развитие гнилостных бактерий в толстом кишечнике:
а) соляная кислота; б) поджелудочный сок;
в) желчь; г) кишечный сок.

25.Остроту сумеречного зрения повышает витамин:
а) В12; б) А;
в) С; г) Д.


Часть II. Задание включает 10 вопросов (по 2 балла за каждый).

Вам предлагается 4 вопроса, с несколькими вариантами ответов (от 0-я до 2-х). Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).


1.К растениям, из которых получают ткани, относят:

а) лён-долгунец;

б) чернобыльник;

в) яснотка белая;

г) хлопчатник коротковолокнистый


2. Сосуды, по которым течет кровь от сердца, называются

а) венами б) артериями;

в) артериолами; г) венулами


3.Образовательными тканями цветкового растения считают:

а) пробку; б) меристему;

в) камбий; г) флоэму.


4. Некоторыми существенными отличиями аппарата полового размножения покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными следует считать:

а) наличие цветка и формирование плода; б) наличие семян;

в) триплоидность эндосперма; г) одноклеточная пыльца.


5.Полный метаморфоз в своем развитии проходят:

а) чешуекрылые; б) прямокрылые;

в) ручейники; г) равнокрылые.


Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

6. Клеточное строение организмов обеспечивает им следующие преимущества:

I. Регулируемый обмен с окружающей средой.

II. Избирательная проницаемость для поступающих веществ.

III. Родство с другими организмами.

IV. Способность проникать в другие организмы.

V. Способность к быстрому размножению.

a) I, II, V;

б) I, II, III;

в) III,. II, IV;

г) III, II, V.

7. Сократительная вакуоль у амебы выполняет функции:

I. осморегуляции; II. переваривания пищи;

III. выведения непереваренных остатков пищи; IV. выведения продуктов диссимиляции;

V. выведения углекислого газа.

а) II, III, IV;

б) I, IV;

в) I, III, V;

г) I, II, III, IV.

8. Запасные питательные вещества в цитоплазме растительных клеток обычно представлены:

I. глыбками гликогена; II. гранулами протеинов;

III. каплями масла; IV. крахмальными зернами;

V. кристаллами щавелевокислого кальция.

а) I, IV;

б) I, III, IV;

в) II, III, IV;

г) I, III, IV, V.

9. В растительной клетке двойную мембрану имеет:

I. вакуоль; II. клеточный центр;

III. лейкопласт; IV. митохондрия;

V. ядро.

а) I, IV;

б) II, III, IV;

в) III, IV, V;

г) I, III, IV, V.

10. Простейшие вызывают заболевания:

I. дизентерию; II. малярию;

III. лейшманиоз; IV. туляремию;

V. гепатит.

а) II, IV;

б) I, IV, V;

в) I, II, III;

г) II, III, IV, V.


Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.

1.Мышь, слон, береза и осина имеют разные генетические коды

2.Рибосомы содержатся в цитоплазме клеток, как у прокариот, так и у эукариот.

3. Структурно-функциональной единицей печени является печеночный ацинус.

4. Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или орган для пересадки – реципиент.

5. Евстахиева труба – узкая вытянутая полость, соединяющая у млекопитающих и человека среднее ухо с носоглоткой.

6. У мохообразных отсутствуют проводящие ткани.

7. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

8. Растительный пигмент антоциан является индикатором почвенной среды.

9. Из кобыльего молока готовят ряженку.

10. Мышцы – активная часть опорно-двигательного аппарата.

11. Пойкилотермные - это хладнокровные животные с непостоянной температурой тела.

12. В Средней полосе России есть смертельно ядовитые покрытосеменные растения;

13.Существуют паразитические черви, передающиеся от человека к человеку с помощью кровососущих насекомых.

14. Существует гормон, который одновременно ускоряет и синтез, и распад белков.

15. Барабанная перепонка имеется в ухе всех наземных позвоночных животных.


Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -5.

1. Установите соответствие между классами моллюсков и присущими

только им характерными признаками [мах. 2 балла]


Классы

Признаки

1. Двустворчатые

А. Голова

2. Брюхоногие

Б. Туловище




В. Жабры




Г. Сифоны




Классы


Признаки


1. Двустворчатые







2. Брюхоногие








2.Установите соответствие между характеристикой животной ткани и

её видом [мах. 3 балла]


Виды ткани

Характеристика тканей

1. Соединительная

А. Клетки плотно прилегают друг к другу

2. Эпителиальная

Б. Межклеточное вещество хорошо развито




В. Заполняет промежутки между органами




Г. Образует железы




Д. Образует слизистые оболочки внутренних органов




Е. Выполняет питательную функцию, служит местом накопления минеральных веществ



Виды ткани

Характеристика тканей

1. Соединительная










2. Эпителиальная










Похожие:

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2011-2012 год. Школьный этап 9 класс Часть I iconВсероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2009/2010 гг. Школьный этап. 9 Класс
Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий характерно для
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2011-2012 год. Школьный этап 9 класс Часть I iconВсероссийская олимпиада школьников по биологии. 2011-2012

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2011-2012 год. Школьный этап 9 класс Часть I iconОлимпиада школьников по обществознанию. Школьный этап. 6-7 Класс

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2011-2012 год. Школьный этап 9 класс Часть I iconВсероссийская олимпиада школьников по химии школьный этап
В вашем распоряжении имеются вещества: оксид углерода (IV), соляная кислота, гелий, оксид магния и известковая вода. Какие из этих...
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2011-2012 год. Школьный этап 9 класс Часть I iconВсероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год
Олимпиадные задания необходимо выполнять в строгом соответствии с предложенными к каждому из них вопросами
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2011-2012 год. Школьный этап 9 класс Часть I iconАнализ проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 учебном год
В 2011-2012 учебном году в рамках целевой программы «Развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся» в гимназии был организован...
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2011-2012 год. Школьный этап 9 класс Часть I iconВсероссийская олимпиада школьников по информатике
Всероссийской олимпиады школьников по информатике в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011-2012 учебном году
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2011-2012 год. Школьный этап 9 класс Часть I icon9 класс Задания по биологии для проведения отраслевой предметной олимпиады школьников вузов Росрыболовства на 2011-12 уч год.,1 этап
Задания по биологии для проведения отраслевой предметной олимпиады школьников вузов Росрыболовства на 2011-12 уч год.,1 этап
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2011-2012 год. Школьный этап 9 класс Часть I iconВсероссийская олимпиада школьников по химии муниципальный этап
Вам предложены задания с выбором ответа (в каждом задании только один ответ правильный)
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2011-2012 год. Школьный этап 9 класс Часть I iconВсероссийская олимпиада школьников по химии муниципальный этап
Вам предложены задания с выбором ответа (в каждом задании только один ответ правильный)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница