«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 02-2002




Скачать 395.75 Kb.
Название«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 02-2002
страница1/3
Дата18.10.2012
Размер395.75 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет»

Медицинский институт

Кафедра хирургии


РПД 02-2002

УРОЛОГИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины



По подготовке ___________________специалиста_____________________

По направлению _________________060101 – Лечебное дело___________

Специальности __________________060101 – Лечебное дело___________


Экземпляр № _



  1. РАЗРАБОТАНА на основе программы по урологии для студентов

высших медицинских учебных заведений (лечебных, педиатрических, медико-профилактических факультетов) подготовленной коллективом кафедры урологии Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова (зав.кафедрой - член-корр. РАМН, проф. Ю.А.Пытель, проф. Ю.Г.Аляев, проф. Э.Г.Асламазов; доценты: А.В.Амосов, В.В.Борисов, В.А.Григорьян, В.П.Дьяконов; ассистенты: Али Хусейн, А.З.Винаров, Н.А.Григорьев, Е.М.Пальцев, Л.М.Раппопорт), при участии кафедр урологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета (проф. В.Н.Ткачук), Московского медицинского стоматологического института (зав.кафедрой - проф. О.Б.Лоран, доцент Б.Н.Годунов), Российского государственного медицинского университета (зав.кафедрой - проф. Е.Б.Мазо).

Авторы – зав. кафедрой хирургии МФ ПГУ, док. мед. наук, профессор

А.Н. Митрошин и ассистент кафедры, Вихрев Д.В.

«___»_____________ 2002 г. _____________________ (Митрошин А.Н.)

«___»_____________ 2002 г. _____________________ (Вихрев Д.В.)


2. РЕЦЕНЗЕНТ – зав. кафедрой биологии ПГУ, док. мед. наук, профессор М.Ю. Ледванов

«___»_____________ 2002 г. _____________________ (Ледванов М.Ю.)


  1. СОГЛАСОВАНА

с кафедрой нормальной и

топографической анатомии,

зав. кафедрой, док. мед. наук,

профессор О.В.КАЛМИН


кафедрой физиологии,

зав. кафедрой, канд.мед. наук,

доцент Н.И. МИКУЛЯК


кафедрой патанатомии,

зав. кафедрой, канд.мед.наук,

доцент С.А. МОЗЕРОВ


кафедрой терапии,

зав. кафедрой, док. мед. наук,

профессор В.Э. ОЛЕЙНИКОВ


  1. ВНЕСЕНА (ПОДГОТОВЛЕНА к утверждению) методической группой кафедры хирургии ПГУ. Руководитель - зав. кафедрой хирургии МФ ПГУ, док. мед. наук, профессор А.Н. Митрошин.




  1. УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры хирургии МФ ПГУ «___» _______ 2002 г., протокол № _____ .

Заведующий кафедрой хирургии

медицинского факультета ПГУ,

док. мед. наук, профессор А.Н. МИТРОШИН


УТВЕРЖДЕНА на заседании методической комиссии медицинского факультета ПГУ «____» ____________2002г. протокол №____

«___» __________________ 2002 г.

Председатель методической комиссии

Медицинского факультета ПГУ

Док.мед.наук, профессор О.В.КАЛМИН


УРОЛОГИЯ

Рабочая программа дисциплины


  1. Область применения

Настоящая рабочая программа (далее – Программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента в области урологии и определяет содержание учебных занятий и отчетности.

Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по специальности 040100 – Лечебное дело.


  1. Нормативные ссылки

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста 040100 лечебное дело (позиция **.**).

Учебный план ПензГУ по направлению *** и специальности 040100 – Лечебное дело, утвержденный «___» _____________ 200___ г. (блок **, позиция **).

Семестровый учебный план на текущий учебный год.

И 151.30.03 – 2000: Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок подготовки и требования к содержанию.


  1. Нормативная трудоемкость изучения дисциплины

Трудоемкость дисциплины в часах, исходя из 19-недельного семестра в I полугодии





7 семестр

Обязательная аудиторная работа

38 ч

Лекции

10 ч

Лабораторные занятия

--

Практические занятия (цикловые)

28 ч

Семинары

Не предусмотрено

Курсовое проектирование

Не предусмотрено

Самостоятельная работа студента




Аудиторная

--

Внеаудиторная

--

В том числе курсовая работа (проект)

Не предусмотрено

Контроль




Текущий на занятиях

+

Защита курсовой работы (проекта) с оценкой

Не предусмотрено

Зачет

+

Экзамен

Не предусмотрен



4. Цель и задачи дисциплины:


- дать студентам основные положения урологии по различным нозологическим формам, а также научить минимальному объему практических умений, необходимых для обследования и курации урологических больных.

4.1 по окончании курса урологии студент должен знать


Диагностические и лечебные цели основных методов инструментального исследования урологического больного.

Суммарные и раздельные функциональные почечные пробы.

Роль цистоскопии в установлении источника кровотечения в момент гематурии, в выявлении причин дизурии (камень, опухоль, туберкулез и т.д.).

Значение катетеризации мочеточника как окончательного лечебного пособия при купировании почечной колики.

Роль хромоцистоскопии в дифференциальной диагностике почечной колики с острыми хирургическими заболеваниями органов брюшной полости.

Значение двусторонней катетеризации почечных лоханок для установления вида анурии.

Значение катетеризации почечных лоханок для лечения острого гестационного пиелонефрита.

Рентгеноанатомию мочевой системы.

Последовательность рентгенологического исследования при подозрении на заболевание почек и мочевого пузыря.

Диагностические возможности обзорной урографии и рентгеноконтрастных методов исследования.

Современные рентгеноконтрастные препараты, применяемые для изображения мочевых путей (урография).

Показания и противопоказания к различным методам контрастного исследования мочевой системы.

Показания к современным радиоизотопным и ультразвуковым методам исследования органов мочеполовой системы и их диагностические возможности.

Факторы, способствующие камнеобразованию в почках и классификация мочевых камней.

Клинические признаки мочекаменной болезни.

Методы диагностики мочекаменной болезни.

Осложнения мочекаменной болезни.

Методы купирования почечной колики.

Показания к консервативному лечению и его методы (диетотерапия, медикаментозное лечение, инструментальное, литолиз).

Особенности клиники, диагностики и лечения камней мочевого пузыря.

Разделение злокачественных новообразований почки на опухоли почечной паренхимы и опухоли почечной лоханки.

Клиническую симптоматологию аденокарциномы почки:

а) ренальные симптомы

б) экстраренальные симптомы.

Принципиальные различия в диагностике и лечении рака почечной паренхимы и рака лоханки.

Клинические проявления опухолей мочевого пузыря.

Особенности инструментальной и рентгенологической диагностики опухолей мочевого пузыря.

Виды оперативных пособий при опухолях мочевого пузыря.

Принципы комбинированной терапии новообразований мочевого пузыря.

Мероприятия,. направленные на раннее выявление рецидива заболевания.

Клинические проявления аденомы и рака предстательной железы.

Идентификацию стадий аденомы.

Осложнения аденомы и рака предстательной железы.

Диагностику аденомы.

Лечение аденомы в зависимости от стадии заболевания.

Оказание помощи при острой задержке мочи.

Особенности диагностики (биопсия простаты) и лечения рака простаты (эстрогенотерапия, кастрация).

Основные факторы этиопатогенеза пиелонефрита.

Классификацию пиелонефрита.

Клиническую симптоматологию острого и хронического, необструктивного и обструктивного пиелонефрита.

Значение лабораторных методов исследования в диагностике пиелонефрита.

Признаки пиелонефрита по данным рентгенологических и радиоизотопных исследований.

Лечебные мероприятия при остром и хроническим пиелонефрите. Показания к оперативному лечению.

Принципы антибактериальной терапии урологических больных.

Механизм развития нефрогенной гипертонии при вазоренальной, паренхиматозной и смешанной ее формах.

Роль баланса натрия в патогенезе вазоренальной гипертонии.

Врожденные и приобретенные причины нефрогенной гипертонии.

Особенности клинического течения вазоренальной, паренхиматозной форм нефрогенной гипертонии.

Диагностику заболевания (лабораторную, рентгенологическую, инструментальную).

Методы лечения различных видов нефрогенной гипертонии.

Классификацию туберкулеза почек.

Особенности клинической симптоматологии туберкулеза органов мочеполовой системы.

Принципы лабораторной диагностики мочеполового туберкулеза.

Последовательность рентгенологического обследования и рентгенологические признаки мочеполового туберкулеза.

Показания к консервативному и оперативному лечению мочеполового туберкулеза.

Принципы диспансерного наблюдения больных туберкулезом органов мочеполовой системы.

Классификацию аномалий развития почек и мочеточников.

Клинические проявления обструктивных нефропатий.

Способы диагностики аномалий развития почек и мочеточников.

Показания к экстренной урографии, цистографии и восходящей уретеропиелографии при подозрении на аномалии развития почек и мочеточников.

Осложнения аномалий почек и мочеточников.

Показания к хирургическому лечению больных с аномалиями почек и мочеточников, оптимальный возраст для оперативного вмешательства.

Виды аномалий развития мочеиспускательного канала у мальчиков и девочек.

Виды аномалий развития, проявляющихся инфравезикальной обструкцией.

Клинику инфравезикальной обструкции у детей младшего возраста.

Способы диагностики нарушений уродинамики на уровне шейки мочевого пузыря и задней уретры.

Сроки оперативного лечения детей с аномалиями развития мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Преренальные, ренальные и постренальные факторы ОПН.

Патогенез ОПН.

Стадии ОПН, их клинические проявления.

Стадии ХПН, их клиническую характеристику.

Методы лечения ОПН.

Методы лечения ХПН.

Классификацию повреждений почки.

Клиническую симптоматологию травм почек и методы диагностики.

Показания к оперативному и консервативному лечению повреждений почки.

Классификацию повреждений мочевого пузыря.

Симптомы и методы диагностики вне- и внутрибрюшинных разрывов мочевого пузыря.

Патогенез повреждений мочеиспускательного канала.

Клинику и диагностику разрывов уретры.

Принципы оперативного лечения повреждения уретры.

Клиническое течение, диагностику и лечение циститов.

Дифференциальную диагностику цистита и цисталгии.

Клинику, диагностику и методы лечения гидроцеле.

Клинические проявления, методы диагностики и лечения острого эпидидимита и острого простатита.

Клинику, диагностику, лечение фимоза и парафимоза.


4.2 по окончании курса урологии студент должен уметь


Выполнять катетеризацию мочевого пузыря на фантоме различными видами катетеров.

Выполнять катетеризацию мочевого пузыря больным резиновым катетером.

Выполнять хромоцистоскопию.

Интерпретировать различные цистоскопические картины (на фантоме и в атласе).

Интерпретировать результаты радиоизотопных методов исследования функциональной способности почек.

На обзорной урограмме определять контуры почек, линию края поясничной мышцы, тени истинных мочевых конкрементов и ложных (флеболиты, обызвествленные лимфоузлы и др.).

Произвести экскреторную урографию и расчет необходимого количества вводимого контрастного вещества с учетом массы тела пациента.

Произвести ретроградную, в том числе микционную цистографию.

Оказывать первую помощь при идиосинкразии к йодсодержащим рентгеноконтрастным препаратам.

Интерпретировать рентгенограммы при контрастных методах исследования (экскреторная урография с ее модификациями, ретроградная уретеропиелография, почечная артериография, различные модификации цистографии, уретрографии).

Оценивать раздельную функцию почек и характер патологического процесса по результатам радиоизотопных и ультразвуковых методов исследования.

Собирать анамнез, проводить объективные обследования, оценивать данные лабораторного исследования мочи и крови у больного мочекаменной болезнью.

При наличии у больного острой боли в животе проводить дифференциальную диагностику, направленную на подтверждение или исключение почечной колики, с учетом умений, приобретенных на занятии "Клиническая оценка симптомов у урологических больных".

Купировать почечную колику.

По внешнему виду самостоятельно отходящих мочевых конкрементов определять их преимущественный химический состав.

Определять последовательность рентгенологических, радиоизотопных и ультразвуковых методов исследования при подозрении на мочекаменную болезнь.

Оценивать состояние мочевых путей, идентифицировать тени мочевых конкрементов на обзорном снимке мочевой системы, экскреторных урограммах, ретроградной уретеропиелограмме (пневмопиелограмме), цистограмме.

Определять показания к операции (плановой или срочной) и консервативному лечению.

Пальпировать и перкутировать опухоль почки.

Находить на урограммах и ангиограммах признаки, характерные для опухоли почки.

Определять варикоцеле.

Производить бимануальную пальпацию опухолей мочевого пузыря.

Находить на цистограммах и урограммах симптомы, характерные для опухоли мочевого пузыря (различать дефект контура, дефект наполнения, дилатацию верхних мочевых путей).

На фантомах мочевого пузыря определять цистоскопическую картину опухолей.

Пальпировать и перкутировать мочевой пузырь.

Производить пальцевое ректальное исследование предстательной железы.

Интерпретировать на цистограммах аденому простаты.

Находить метастазы рака простаты в костях на рентгенограммах.

Выявлять скрытую лейкоцитурию.

Интерпретировать результаты бактериологического исследования мочи. Применять рентгенологические методы исследования для диагностики острого и хронического пиелонефрита.

Определять принципы лечебной тактики при остром, в том числе гестационном пиелонефрите.

Выписать рецепты на наиболее часто применяемые препараты в лечении воспалительных заболеваний органов мочеполовой системы - нитросколин (5-НОК), фуразолидон, невиграмон и др.

Наметить план обследования больного с подозрением на нефрогенную гипертензию.

Проводить аускультацию области проекции почечных артерий для выявления патологических шумов.

Измерять артериальное давление в различных положениях тела больного (лежа, стоя, после физической нагрузки).

Выявлять на урограммах изменения, характерные для нефрогенной гипертонии.

Определять причину нефрогенной гипертонии по данным сосудистых изменений почек.

По характерным признакам анализа мочи, анамнеза и клинических проявлений заподозрить туберкулез мочеполовой системы.

При пальпации мужских половых органов определять характерные для туберкулеза изменения.

По данным обзорной урограмм отличать участки обызвествления (петрификаты) от почечных конкрементов.

Распознавать деструктивные формы туберкулеза почек на экскреторной и ретроградной пиелограммах.

Пальпировать почки при дистопии, поликистозе, солитарных кистах, определять их консистенцию, подвижность.

Заподозрить аномалию почек у больных с пальпируемым образованием в животе.

Составить план обследования ребенка и взрослого с подозрением на порок развития почке и мочевыводящих путей.

При интерпретации урограмм определять вид аномалии и осложнения (пиелонефрит, мочекаменная болезнь, гидронефроз, стаз мочи).

Пальпировать и перкутировать область мочевого пузыря.

Путем осмотра диагностировать экстрофию мочевого пузыря, эписпадию, гипоспадию.

По комплексу клинико-лабораторных исследований заподозрить инфравезикальную обструкцию.

Произвести простую и микционную цистографию и интерпретировать их результаты.

Отличать анурию от острой задержки мочи при объективном исследовании больного и путем дополнительных методов исследования.

По количеству выделяемой больным ОПН мочи устанавливать ее стадию.

Интерпретировать результаты биохимических исследований крови (электролитный состав, КЩР, гиперазотемия) для определения стадии ОПН и ХПН.

Определять показания к консервативной терапии, гемодиализу и трансплантации почек.

Пальпировать и перкутировать почки и мочевой пузырь.

Интерпретировать рентгенограммы больных с травмой мочевой системы.

Проводить бимануальную пальпацию мочевого пузыря у женщин и мужчин.

Проводить диафаноскопию.

Произвести вправление парафимоза.


5. Место дисциплины в учебном процессе


Настоящая дисциплина определяет необходимый объем теоретических знаний и практических умений по урологии, которыми должны овладеть студенты, предусматривает преемственность преподавания смежных теоретических и клинических дисциплин, устраняющую дублирование материала на всех курсах обучения в высшем медицинском учебном заведении. Программа включает современные методы диагностики (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, радиоизотопные методы исследования и др.) и лечения урологических больных.

Преподавание должно проводиться с применением современных средств обеспечения учебного процесса (фото-, кино-, и видеоматериалов) с расширением учебно-исследовательской и научной работы студентов. Базой учебного процесса должен быть урологический стационар и поликлиника, что позволит обеспечить изучение предмета непосредственно у постели больного.

По окончании курса урологии сдается учебная история болезни и зачет. Вопросы урологии включаются в программу государственного экзамена по хирургии.

  1. Сводные данные об основных разделах урологии

  • Введение в урологию

  • Экстренная урология

  • Плановая урология

  • Андрология




Название раздела

Количество часов занятий

Уровни изучения

Аудиторных

Самостоя

тельных

Лекционных

Практичес

ких

Лабораторных

Введение в урологию

-

6

-

-

А

Экстренная урология

6

6

-

-

В

Плановая урология

4

14

-

-

В

Андрология

-

2

-

-

В

Итого:

10

28

-

-







  1. Лекции




  1   2   3

Похожие:

«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 02-2002 icon«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии
Российского государственного медицинского университета (ака­демик ран и рамн, проф. В. С. Савельев, проф. Ю. А. Нестеренко, проф....
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 02-2002 iconМинилапароскопия в хирургии органов брюшной полости
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Владивостокский государственный...
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 02-2002 iconПрограмма хірургічне лікування ожиріння та супутніх метаболічних порушень
Одесский Государственный Медицинский Университет Кафедра хирургии №1. Одесса, (10 мин.)
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 02-2002 iconЗ. А. Дундарев, заведующий кафедрой хирургических болезней №2 с курсом детской хирургии Учреждения образования Гомельский государственный медицинский
П. В. Гарелик, профессор кафедры общей хирургии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор...
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 02-2002 iconМедицинский институт кафедра хирургии Хирургия
В. Н. Степанов); оперативной хирургии и лимфологии (зав кафедрой проф. Ю. Е. Выренков); термических поражений,ран и раневой инфекции...
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 02-2002 iconКрымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского
Знание этих сосудов необходимо при постановке диагноза, а также при консервативном и оперативном лечении в клиниках хирургии, нейрохирургии,...
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 02-2002 iconПензенский государственный университет институт информатики и вычислительной техники Кафедра "Дискретная математика" Дискретная математика
На основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предыдущих рабочих программ
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 02-2002 iconПензенский государственный университет институт информатики и вычислительной техники Кафедра "Дискретная математика" Дискретная математика
На основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предыдущих рабочих программ
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 02-2002 icon«Курский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Актуальные вопросы хирургии. Материалы научной конференции, посвященной 70-летию кафедры (госпитальной хирургии) хирургических болезней...
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 02-2002 iconСоциальные технологии в сфере трудовых отношений современной России: социологический анализ
Работа выполнена в гоу впо «Пензенский государственный университет» и гоу впо «Пензенский государственный педагогический университет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница