«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время»




Скачать 388.1 Kb.
Название«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время»
страница1/4
Дата18.10.2012
Размер388.1 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4


Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5


Обобщение опыта по теме:
«Развитие творческих способностей
и познавательной активности учащихся
на уроках технологии и во внеурочное время»



Работу выполнила:
учитель технологии
Резухина Татьяна Владимировна,
высшая квалификационная категория


Краснокамск 2007

Содержание


Введение

3

I. Теоретические основы развития творческой деятельности учащихся в современном образовательном процессе


5

1.1. Понятие о способностях

5

1.2. Труд и творчество

7

1.3. Формирование и развитие способностей

10

1.4. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников


12

II. Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время


14

2.1. Формы и методы развития творческих способностей учащихся


14

2.2. Создание проблемной ситуации

16

2.3. Использование игр

17

2.4. Коллективное творческое дело

19

2.5. Создание ситуации успеха в обучении

21

2.6. Творческое задание

22

2.7. Метод проектов

24

2.8. Использование компьютера

25

2.9. Метод взаимной проверки

26

III. Детское объединение «Школьное ателье «КИСС»

27

3.1. Анализ ситуации по созданию школьного ателье

27

3.2. Структура управления школьным ателье

30

3.3. Материально-техническая база

31

3.4. Внешние связи

33

Заключение

36

Список литературы

40

Приложения

41

Введение


«… Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта.»

А.С. Макаренко


Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – несомненно будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. Эта задача наиболее успешно может быть решена в рамках предмета «технология».

В связи с демократизацией школьного образования основное внимание уделяется учебной и гораздо меньше – внеклассной работе по предмету. Однако часто в ходе внеклассной работы развитие и воспитание отдельной личности происходит успешнее. На уроке сложно осуществить дифференцированный подход к личности учащегося, организовать самостоятельную работу с дополнительным материалом.

Сегодняшнее положение технологии как учебного предмета в базисном плане занимает невыгодную позицию. В 8 классе – 1 час; в 9 классе – ни одного часа. Хотя предмет действительно уникальный и имеет неоценимое значение в развитии разносторонних качеств личности.

В целях создания необходимых условий достижения нового современного качества образования необходимо использование эффективных форм и методов обучения. Одной из таких форм является внеклассная работа.

Главной целью моей работы стало формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для осуществления данной цели мною решаются следующие задачи:

  1. Развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие задачи.

  2. Сформировать коммуникативные и организаторские способности.

  3. Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности.

Критериями, позволяющими оценить полученный результат, стали

  1. Интерес к предмету.

  2. Самостоятельность учащихся.

  3. Мотивация обучения.

  4. Активность.

  5. Творческий подход к работе.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Понятие о способностях


Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами).

Способностями называются качества личности, которые обеспечивают успешность и продуктивность той или иной деятельности. Знание человеком своих способностей, наличие положительного опыта их использования определяют его выборы поведения и жизнедеятельности.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные (например, способности к изобразительной деятельности) и ведущие (например, свойства художественного, творческого воображения). Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяю два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек на первом уровне развития способностей обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей он создает новое, оригинальное. Однако следует иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность репродуктивную, без которой она вообще немыслима.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности.

Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами «талант» и «гений». Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов.

В начале 80-х гг. советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему: какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Они изучили свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает основными качествами:

  1. Умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность;

  2. Умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

  3. Высокая работоспособность;

  4. Умение находить и решать проблемы, составлять основу цели;

  5. Умение защищать свои убеждения.

Все эти качества являются приоритетными, точнее самовоспитанными в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Но нельзя отрицать и то, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. [1]

По словам советских психологов (Г.С. Костюк, А.Г Ковалева, В.Н. Мясищева) задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Каждый человек в течение своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. Таких творческих дел множество.

1.2. Труд и творчество


Умение мыслить, искать новые нестандартные решения – это качество, без которого немыслим эффективный труд в сферах производства, науки, обслуживания. Поэтому важной задачей учебных занятий по технологии является формирование творческого отношения к труду.

Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности. Благодаря ему осуществляется прогрессивное движение общества.

Существует множество определений понятия творчества.

Большой энциклопедический словарь дает обобщающее определение творчества:

«Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью».

Можно сказать и так, что творчество – это решение творческих задач. При этом творческая задача определяется так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов.

Особенно важным в трудовом обучении и производительном труде школьников являются типичные мотивы (интерес к труду, самоутверждение, коллективизм и безопасность, служение другому), которые побуждают детей охотно трудиться, превращают труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Именно с мотивом связано формирование отношения к труду как главной ценности [3].

Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможны без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, смекалки и сноровки.

В процессе труда при выполнении самых различных изделий у учащихся вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу, определять, как лучше ее выполнить, и способность доводить дело до конца – качества, без которого невозможно и творчество.

По мнению И.П. Волкова единственно правильного объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, т.к. проявления человеческой деятельности настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя.

И.П. Волков в своей книге «Учим творчеству» дает очень много полезных советов для учителей как правильно обучать творчеству. Он пишет, что школьник не может создать оригинальный конкретный продукт, если учитель не будет опираться на уже имеющиеся у него знания. Работы должны выполняться грамотно потому, что грамотность – это правила. Именно они дают на практике мастерство. А мастерство – это квалификация. Творчеству надо учить постепенно, т.е. выполнять работу с элементами творчества. Без самостоятельности, когда ученик сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объем работы, серьезно говорить о творчестве нельзя. [4]

Способность к творчеству может в полной мере проявиться только в том случае, если дело, которым он занимается, соответствует его интересам, склонностям и индивидуальным способностям. Тогда он может реализоваться полностью и, следовательно, проявить себя как творческая личность. Постигая и преобразуя окружающий мир, человек может выступать в трех видах творческой деятельности. Первый – исследование объективно существующих закономерностей, свойств и явлений окружающего мира. Это удел ученых, и итогом их деятельности являются открытия. Второй вид творческой деятельности связан с решением задач, повседневно возникающих в различных областях хозяйственной деятельности. Наиболее оригинальные решения становятся изобретениями. Третий вид творческой деятельности – рационализация.

Развитию творческих способностей также содействует доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничества учителя и ученика.

Чтобы проследить творческий рост каждого ученика, принимающего участие в детском объединении «Школьное ателье «КИСС», мне помогают личные книжки, которые заводят сами ученицы (такую систему работы «как книжки творческой активности учащихся» предложил заслуженный учитель И.П. Волков).

1.3. Формирование и развитие способностей


Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни. Эта концепция подтверждается практикой и специальными исследованиями. Об этом написано немало трудов великими психологами, педагогами.

В частности, известный психолог Ковалев А.Г. в своих работах о способностях человека, выделил ряд важных условий, при которых можно развивать способности человека:

  1. Знать во всех отношениях ребенка, учитывать его силы и возможности в разных учебных предметах, видах физического труда и общественной работы. Это позволит правильно составить план по формированию способностей.

  2. Обеспечить соответствие между уровнем обученности и уровнем обучаемости. Формирование обучаемости это и есть процесс формирования общих способностей индивидов.

  3. Процесс обучения должен носить творческий характер. Именно он формирует положительное отношение к учению, овладению знаний.

  4. Сочетать обучение с практикой, с трудом. Особое значение имеет организация творческих заданий в труде, без которых невозможно развить творческие силы и способности учащегося.

  5. Вести систематически профориентационную работу с тем, чтобы каждый школьник мог свободно выбирать в соответствии со своими склонностями и способностями специальность и начать готовиться к ней уже в школьный период жизни.

  6. Формировать активные черты личности (самостоятельность, трудолюбие и организованность) без чего невозможна полная реализация потенциальных сил и способностей индивида и максимальное развитие в деятельности.

  7. Правильно сочетать общие требования с индивидуальным подходом к учащимся.

Указанные условия обеспечивают формирование у школьника необходимых психических и нравственных свойств в их единстве, что и составляют внутреннее условие образования цельной, активной личности, способной творчески решать общественно значимые задачи. [2]

1.4. Индивидуальный и дифференцированный подход
в обучении школьников



Известно, что обучение – это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определённым содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс, необходимо его организовывать. Исходным моментом управления учебной деятельностью является определение её цели и формирования у школьников положительного отношения к учёбе. В процессе управления учитель ищет способы, как направлять, корректировать работу учеников, вовремя приходить на помощь отстающим. Эффективным управлением учебной деятельностью учащихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в организации их учебной работы.

Под дифференциацией подразумевается учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Дифференцированно-групповая форма предполагает организацию деятельности по овладению знаниями разных групп учеников с учётом их учебных возможностей. В зависимости от трудности материала, подготовленности учеников возможен и такой способ дифференциации, когда ученикам с высшими учебными возможностями даётся специальное задание, а с основным составом класса учитель работает над единым заданием. Такая форма оправдана при изучении трудного материала. При этой работе все испытывают моральное удовлетворение от сделанного, что создаёт высокий эмоциональный настрой, вызывает у учеников радость переживания за свои успехи, повышает интерес к учебной деятельности.

При дифференцированной форме обучения каждому ученику определяется вариант задания, который он должен выполнить. Одновременно сообщается, что его успешная деятельность позволит ему избрать другой вариант. Важное условие – ученики не должны знать об их разделении на группы. однако не надо забывать, что такая форма обучения не является основной, а включается в учебный процесс лишь для повышения его эффективности только на отдельных его этапах.

Самой главной ценностью образования сегодня должна стать его индивидуализация. Требования учитывать индивидуальные способности ребёнка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.

Ряд возможностей индивидуализации представляет и групповая работа как средство активизации учащихся. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. В беседе внутри малой группы он может высказывать своё мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. Особенно благоприятные возможности для индивидуализации представляют группы, которые сформированы учителем на основании уровня развития учащихся. В таких случаях более сильной группе предоставляются и более сложные задания, а более слабой – задания полегче.

Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения представляет индивидуальная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и в индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся внутри класса по различным признакам. Эта форма учебной работы универсальна.

Основная цель индивидуализации учебной работы – содействие формированию и сохранению неповторимой индивидуальности личности каждого обучающегося. Для достижения этой цели у каждого обучающегося должна быть возможность выбора.

  1   2   3   4

Похожие:

«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время» iconРазвитие творческих способностей у учащихся при изучении истории родного края средствами икт во внеурочное время

«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время» iconЗадачи проектной работы. Исследование познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Роль дидактических игр в развитии познавательной активности на уроках математики
Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся начальных классов
«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время» icon«Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы»
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время» iconИспользование игровых приемов и элементов занимательности на уроках информатики в школе
Ским направлением развития системы школьного образования в России является личностно-ориентированное образование, т е такое образование,...
«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время» iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время
«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время» iconУроках математики
Одной из форм побуждения познавательной активности учащихся является развитие их пространственного мышления
«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время» icon«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации»
I. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов как педагогическая проблема
«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время» iconСценарий урока «Чугун богатство на все времена»
Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии в условиях деловой игры
«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время» icon«Ровеньский политехнический техникум»
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках
Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница