Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся




Скачать 248.97 Kb.
НазваниеИспользование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся
Дата18.10.2012
Размер248.97 Kb.
ТипДокументы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

УЧАЩИХСЯ


Внедрение национально-регионального компонента в музыкальное воспитание – это использование совокупности музыкального опыта, накопленного татарским народом, заложенных в нем традиций нравственного, эстетического, интеллектуального характера. Ценности татарской музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при включении их в образовательный процесс выполняют не только функцию просвещения, но и, что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентаций личности, так как в музыке любая, даже самая незначительная деталь обязательно определяется возвышенным смыслом.

Благодаря добавлению в начальной школе еще одного года обучения, введение национально-регионального компонента в Бардымской гимназии не является дополнительной нагрузкой для учащихся, а, напротив, предоставляет возможность учащимся расширить свои представления о природе, об истории, традициях, специфических особенностях музыкального искусства не только русского и татарского народов, но и народов Прикамья, ближнего и дальнего Зарубежья.

В Бардымской гимназии национально-региональный компонент введен в программу уроков музыки 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9-х классов, а в программу четвертого класса введен региональный компонент «Музыка народов Прикамья». В восьмом классе, учитывая, что к этому времени у учащихся сформированы определенные познания о «золотом фонде» мировой музыкальной классики, накоплены музыкально-эстетические представления, знания и умения, музыкальный опыт, уроки ведутся по составленной мной программе «Татарская музыкальная культура», нацеленной на более глубокое изучение богатой истории, становления и развития татарского музыкального искусства. Следует отметить, что уроки восьмого класса являются органичным продолжением темы «Музыка моего народа», рассматриваемой в третьем классе, только более развернуто. В четвертой главе этот вопрос будет раскрыт более подробно. В девятом классе уроки ведутся по программе «Музыкальные жанры XX века», рекомендованной музыкальным кабинетом ПОИПКРО.

Исходными принципами при составлении национально-регионального компонента уроков музыки явились:

  • доступность содержания, с учетом возрастных особенностей учащихся;

  • разнообразие материала и соответствие его детским интересам, вкусам, потребностям;

  • возможность гибкого и варьированного включения материала в учебный процесс;

  • развитие творческих умений и навыков в ходе изучения национальной музыки;

  • возможность использования на уроках музыки и во внеклассной работе.

Таким образом, национально-региональный компонент уроков музыки содержит:

- нотную хрестоматию вокальных и инструментальных произведений. Нотный материал систематизирован по применяемым на уроках музыки темам, что существенно облегчает процесс подготовки педагогов-музыкантов к проведению занятий;

- фонохрестоматию;

- информацию по истории татарских национальных праздников;

- эпизоды из жизни татарских композиторов;

- информацию о татарских народных инструментах;

- кассеты с видеозаписями;

- DVD – диск «1500 татарских народных и композиторских песен (караоке)».

Содержание национально-регионального компонента в программе уроков музыки Бардымской гимназии


I класс

Процесс вхождения в музыкальное искусство у первоклассников начинается с «трех китов» - песни, танца, и марша – основы многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Кроме того, уроки должны подвести ребят к осознанию роли музыки в жизни каждого человека и приучать ребят находить оценку всему миру в человеческих чувствах. Нужно отметить, что дети приходят в первый класс уже с определенным запасом музыкальных впечатлений, так как в дошкольных образовательных учреждениях нашего района достаточно много внимания уделяется воспитанию на основе национальных традиций и культуры.

I четверть. «Три кита в музыке: песня, танец, марш». В рамках данной темы музыкальный материал дополняется произведениями татарских композиторов: «Марш Советской Армии» С.Сайдашева (военный), «Полька» Р.Халитова, «Танец зайчиков» Р.Еникеева (игрушечный), «Тафтиляу» татарская народная песня в обработке А.Сафиной (песня без слов).

Песенный материал: татарская песня «Апипа», «Бөрлегән»(«Ягодка») музыка М Шамсутдиновой на слова Г Зайнашевой, «Чыршыкай» («Елочка») слова и музыка Г.Гараевой. Эти песни несложны для исполнения и удобны для развития начальных исполнительских навыков первоклассников (правильно брать дыхание, петь легким мягким звуком), имеют большое воспитательное значение.

II четверть. «О чем говорит музыка». Эта тема позволяет понять, что в музыке прежде всего выражаются мысли и чувства человека, а изобразительность является ее ярким дополнением. При раскрытии темы используются произведения М.Шамсутдиновой «Рассвет», «Игра». Песня «Медвежонок» Ф.Абубакирова на слова Н.Исанбета поможет разнообразить репертуар данной четверти. Как пример яркой изобразительности можно использовать пьесы «Скакалка» Д.Файзи.

III четверть. «Куда ведут нас три кита». Эта тема подготавливает школьников к знакомству с такими жанрами искусства, как опера, балет, симфония, концерт. В материал уроков включены «Вальс» Ф.Яруллина из балета «Шурале», «Марш» из оперы «Коварная кошка» Л.Хайрутдиновой, «Песня ежика» и «Песня стрекозы» из музыкальной сказки «Лето в песнях» Л.Батыр-Булгари. Татарская народная песня «Туган тел» на стихи Г.Тукая приведет детей в одноименную симфоническую песню Н.Жиганова. Разучивается песня «Яз килә» («Весна идет»), слова народные, музыка Л.Хайрутдиновой.

IV четверть. «Что такое музыкальная речь». Данная тема позволяет детям найти причины своеобразия каждого музыкального произведения в разнообразии средств музыкальной выразительности. В качестве примера используются пьесы композитора Р.Ахияровой «Капельки», «Медведь».

II класс

I четверть. «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость». Здесь мы говорим о песенном, танцевальном и маршевом характере музыки как об очень ценных и важных качествах, которые играют в музыке определяющую роль. Для слушания используются «Танец – шутка» А.Бакирова, «Песня» М.Шамсутдиновой, «Романс» Р.Еникеева. В песенный репертуар включены татарская народная песня «Уфа – Чиләбе» и «Үзен бик чиста йөртә» («Кот – чистюля») композитора Н.Зарипова на стихи Дж. Тарджеманова.

II четверть. «Интонация». Эта тема позволяет детям осознать, что интонация является основой музыки.На первом уроке учащиеся выявляют сходства и различия разговорной и музыкальной интонаций. В этом поможет песня «Кот-воришка» композитора Дж.Файзи на слова М.Джалиля. При раскрытии темы «Выразительные и изобразительные интонации» используется фрагмент «Зимнее утро» из оперы «Коварная кошка» Л.Хайрутдиновой.

III четверть «Развитие музыки». В течение четверти происходит осознание детьми того, что музыка не существует вне развития. Внимание школьников сосредотачивается на средствах музыкальной выразительности, способствующих этому развитию. Для раскрытия темы используются увертюра к балету «Шурале» композитора Ф.Яруллина, части детской сюиты М.Яруллина «Ночной лес и шествие джиннов», «Танец бабочек», «Шурале» и песня «Килде яз» («Весна пришла») композитора с Сайдашева на стихи А.Ерикея .

IV четверть «Построение (формы) музыки». Данная тема помогает закрепить в сознании детей понимание единства содержания и формы музыки Так, песня Д.Файзи «Петух» на слова М.Джалиля, служит примером одночастной формы. Примером вариации служит «Татарская рапсодия» А.Лемана, трехчастности – «Сказка» Н.Жиганова, формы рондо – «На празднике» А.Ключарева.

III класс

Тема «Музыка моего народа». Эта тема направлена на исследование происхождения народного творчества: что такое фольклор, какие в нем исторически сложились жанры. Использование сравнительного анализа русской и татарской музыки помогает детям получить представление о характерных особенностях музыки этих народов и понять, что музыкальная культура народов мира рождается из одних и тех же корней, а многие музыкальные жанры стали интернациональными. При изучении темы используются татарские народные песни «Бишек җыры» (колыбельная), «Аллюки» (протяжная), «Мунаджат матери» (духовные песни), «Сөембикә китеп бара» (исторические), «Свай командалары» (трудовые), заклички (обрядовые), такмаки (частушки), «Аниса» (плясовые), «Бу дустың белән күреш» (игровые). Разучиваются татарская народная песня на стихи Г.Тукая «Туган тел» и «Әни кирәк» («Мама»), музыка М Шамсутдиновой, слова Р.Миннуллина.

Тема «Народная музыка в творчестве композиторов. Задачей уроков по этой теме является формирование у детей понимания роли музыкального фольклора в творчестве русских и татарских композиторов. В процессе уроков учащиеся раскрывают глубокие связи профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством. Знакомство с темой начинаем с произведения М.И. Глинки как основоположника русской классической музыки («Камаринская»). Далее в программу включены произведения П.И. Чайковского. Н.А. Римского-Корсакова, в которых они используют народные песни. Творчество татарских композиторов представлено такими произведениями, как симфоническая песня «Туган тел» Н.Жиганова, фантазии на темы татарских народных песен «Сандугач - Кугарчен» и «Тафтиляу». «Стрекоза и муравей» Р.Еникеева (татарская народная песня «Зятек»). А произведения А.Луппова «Вариации на тему «Апипа» и А.Лемана «Татарская рапсодия» показывают интерес и хорошее знание татарской музыки композиторами других национальностей. Песенный репертуар дополнен песнями «Кояшлы ил» («Солнечный край») Л. Батыр-Булгари на стихи А. Рашита и «Тал песие» («Вербочка») композитора Ф. Ахметова на стихи Р. Ахметова.

IV класс

Тема «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». На протяжении учебного года, изучая музыку разных народов, учащиеся приходят к выводу, что каждый народ имеет свой музыкальный язык, но этот язык, в отличие от разговорного, понятен и без перевода.

Тема первого полугодия «Музыка народов Прикамья». Ребята знакомятся с народными песнями и музыкальными инструментами жителей нашего региона. При этом, по возможности, разучивание идет на языке оригинала: башкирская народная песня «Карабай», коми-пермяцкие частушки, удмуртские «Отсюда придет милый» «Капчи гюй», русская «Была Дунюшка». В переводе на татарский язык разучивается чувашская народная песня «Белый пароход». Слушаем звучание башкирского курая и кубыза, коми-пермяцкого пэлянка, удмуртского шулана. По изображениям знакомимся с чувашским музыкальным инструментом кесле, серме-купас, хут-купас, тумра, тутут, с удмуртскими - чипчирган, крезь. При слушании плясовых наигрышей знакомимся с характерными движениями народных танцев и исполняем их. При знакомстве детей с творчеством пермских композиторов слушаем «Польку» В. Пантуса и разучиваем «Пермский вальс» на слова и музыку И. Юкляевского.

Тема второго полугодия «Зарубежная музыка» также включает в себя знакомство с народными песнями, музыкальными инструментами и творчеством композиторов разных народов. Учащиеся еще раз убеждаются в интернационализме музыкального языка.

V класс

Темы I полугодия «Музыка и литература» и II полугодия «Музыка и изобразительное искусство» раскрывают взаимосвязь, взаимовлияние и взаимообогащение музыки с литературой и изобразительным искусством, в основе которого лежит стремление разными средствами отобразить сложный мир жизненных явлений и человеческих переживаний. Национально-региональный компонент введен в темы таких уроков, как «Вторая жизнь песен» (А.Леман «Татарская рапсодия»), «Балет» (увертюра к первому национальному балету «Шурале» композитора Ф. Яруллина), «Музыкальная живопись сказок и былин» (фрагмент из балета З.Хабибулина «Заколдованный мальчик»). Оба балета написаны по сказкам великого татарского поэта Г.Тукая. В этих произведениях проводится тема нравственного воспитания.

Тему «Музыка звучит в литературе» помогает раскрыть музыка к басням И.А.Крылова композитора Р. Еникеева, написанная для симфонического оркестра: «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок» и «Волк на псарне». Для воплощения образов басен в музыке Р.Еникеев использовал татарскую народную песню «Җизнәкәй» («Зятек») и башкирскую «Шомырт» («Черемуха»).

В качестве регионального компонента включены песни М.Имашева на слова Э.Мукминовой «Мәктәптә бәйрәм бүген» («Сегодня в школе праздник»).

В теме II полугодия «Музыка и изобразительное искусство» используются репродукции картин татарских художников Б.Альменова «Шурале», Л.Фаттахова «Сабантуй».

VI класс

Тема I полугодия «Преобразующая сила музыки» обогащает сознание учащихся пониманием того, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе ее преобразующее влияние. Наряду с именами Чайковского и хирурга Юдина, Прокофьева и Маресьева, Бетховена и Фучика стоит имя выдающегося поэта-патриота М.Джалиля, которому в самые тяжелые момент жизни помогали татарские песни. Для разучивания в программу включена его песня «Жырларым» («Песни мои»), музыка С.Сайдашева. На первом же уроке звучит «Праздничная увертюра» А.Монасыпова.

Для раскрытия тем «Ритм» и «Мелодия» используются «Рапсодия» Р.Белялова и «Мелодия» Р.Яхина.

В теме «Тембр» используется фрагмент из 3 части симфонии «О Казани» Ф.Ахметова.

При прохождении темы «Гармония» слушаем татарскую народную песню «Тафтиляу» в обработке для хора А.Сафиной.

Вокальный репертуар уроков составляют татарская народная песня «Челтәр элдем читәнгә», «Үз җырыбыз булсын әле» («Нам нужна своя песня») композитора Ф.Галимова на слова А.Яруллиной и песня, написанная местными авторами») М.Имашевым на стихи Р.Ягафарова «Барда тубәтәе» («Бардымская тюбетейка»).


VII класс

Тема I полугодия «Музыкальный образ». На уроках учащиеся знакомятся с разнообразием музыкальных образов, их музыкальным языком. Так, с эпическими образами нас знакомит сюита Л.Хайрутдиновой «В давние-давние времена». В теме «Что такое музыкальная форма» используется симфоническая поэма М.Музафарова «Памяти Тукая». А в теме «Музыкальная композиция» первая часть симфонии «Сабантуй» Н.Жиганова.

Фрагмент из III части симфонии «О Казани» Ф.Ахметова ярче раскрывает тему II полугодия «Музыкальная драматургия». Фрагмент урока по этой теме будет более подробно описан в четвертой главе.

Очень нравится детям разучивать песни местных самодеятельных композиторов и поэтов. Это: «Кайтсам туган якка» («Родная сторона») Ш.Кучукбаева на стихи М.Максеева и «Барда ягы» («Бардымская сторонушка») известного татарского композитора Л.Батыр-Булгари, дед которой является выходцем из нашего района, на стихи И.Аширова.

VIII класс

Как было указано выше, уроки в восьмом кассе ведутся по составленной мной программе «Татарская музыкальная культура» или «От песни к симфонии». Целями данной программы являются:

- приобщение учащихся к «золотому фонду» татарской народной, классической и современной музыки;

- воспитание всесторонне развитой личности, ориентированной как на национальные, так и на общечеловеческие духовные и нравственные ценности.

Достижение целей предполагается через осуществление следующих задач:

- изучение учащимися истории становления татарской национальной музыки, ее роста с уровня народного творчества до вершин профессионального искусства;

- знакомство с музыкальным фольклором и творчеством выдающихся татарских композиторов.

Тема I полугодия «Жанры и особенности татарских народных песен». В данной теме изучается огромное богатство народного песенного наследия, начиная с жанров, окружающих человека с самого рождения (колыбельные, пестушки, прибаутки, приговорки). В отдельные темы выводятся:

- детский игровой фольклор (древние заклички солнца, дождя, птиц, насекомых, считалки, дразнилки, игровые песни);

- трудовой музыкальный фольклор;

- обрядовые песни;

- баиты и мунаджаты (духовные песни);

- исторические песни;

- лирические песни.

При прохождении темы «Обрядовые песни» один из уроков проходит в виде игры, на котором разыгрывается фрагмент обрядового праздника «Карга боткасы» («Воронья каша»). На протяжении урока ребята исполняют материал предыдущих уроков: считалки, заклички, игровые песни, пожелания. Использование такой формы поддерживает интерес учащихся к урокам татарской музыкальной культуры.

Тема III четверти «Роль первых татарских певцов, музыкантов и композиторов в становлении национального профессионального музыкального искусства». Она включает в себя такие темы, как «История татарских народных музыкальных инструментов», «Первые татарские народные музыканты и певцы», «Роль театра в татарском музыкальном искусстве», «С. Габэши – первый татарский профессиональный композитор. Рождение первой национальной татарской оперы», «Салих Садашев – основоположник татарской профессиональной музыки», «Фарит Яруллин – автор первого национального балета».

Тема IV четверти «Становление и развитие татарской национальной музыки с уровня народного творчества до вершин профессионального искусства». В этой четверти изучается роль народной музыки и фольклора в творчестве профессиональных татарских композиторов: Ф.Яруллина, Н.Жиганова, Ф.Ахметова, Р.Еникеева, М.Яруллина, Р.Белялова. Также учащиеся знакомятся с творчеством современных татарских композиторов: С.Губайдуллиной, М.Шамсутдиновой, С.Садыковой, Л.Батыр-Булгари, Р.Ахияровой.

Песенный репертуар учебного года дополнен народными песнями «Шома бас», «Бәйрәм бүген» («Праздник сегодня») стихи Г.Тукая, музыка Дж. Файзи, «Соңгы көрәшкә» («На смертный бой») музыка Ф. Яруллина, стихи М. Джалиля, «Күңелле яшьләр» («Веселая молодежь») музыка Л. Хамиди, стихи М. Джалиля.

IX класс

В связи с ведением в 2005-06 уч. гг. уроков музыки в девятых классах возникла необходимость создания новой программы, так как учебный курс по предмету был завершен. Учитывая интерес учащихся к современным жанрам и течениям, возникшим в XX веке, я решила, что целесообразным будет введение курса по изучению именно этой области музыкального искусства. Задача уроков состоит в том, чтобы научить ребят ориентироваться в жанрах современной музыки, адекватно оценивать музыкальную среду сегодняшнего дня и уметь обосновывать свои предпочтения, а также привлечь внимание к истории музыкального искусства в целом.

Тема учебного года «Музыкальные жанры XX века» включает в себя знакомство с такими жанрами, как джаз, симфоджаз, римт-н-блюз, кантри, рок-н-ролл, рок-музыка¸ мюзиклы, рок-опера. Как особое течение изучается жанр отечественной авторской песни. Национально-региональный компонент включен в тему уроков «Джаз» («Вальс» С.Сайдашева в исполнении оркестра под управлением О Лундстрема), «Симфоджаз» (А.Луппов, «Вариации на тему «Апипа») и «Авторская песня» (автор-исполнитель Зульфат Хаким). Также в программу включены народные гостевые песни «Җомга» («Пятница»), «Күбәләк» («Бабочка»), «Ай былбылым» («Соловушка») и как региональный компонент, песня местного композитора С.Чуганаева «Саубуллашу вальсы» («Прощальный вальс»).

Отдельные методы и приемы ведения уроков музыки в Бардымской гимназии



Для более наглядного и полного представления об опыте моей работы в данную главу включены фрагменты нескольких уроков.

III класс. Урок второй. Тема «Жанры народных песен».

Урок начинается с вопроса «Как родились песни? Почему человек захотел петь?»

Д. Ему было весело (грустно).

У. Значит, у него должно было возникнуть особое настроение, состояние души. Давайте, представим себя древними людьми, которые еще не умеют разговаривать, но умеют произносить некоторые звуки. Как они могли объясняться друг с другом?

Д. При помощи интонации.

У. А какие бывают интонации? Детям дается задание воспроизвести разные интонации: удивление, радость, испуг, огорчение, вопрос, восхищение, обиду и т. д. А теперь при помощи интонации попробуйте утешить друг друга. Появляется нисходящая интонация м.3.

У. Почему именно такая интонация?

Д. Напоминает поглаживание.

У. Как вы думаете, из какой интонации могла появиться мелодия?

Д. Из последней, так как она звучит мягко, напевно.

У. Давайте попробуем проинтонировать все вместе эти два звука. Можно сказать, что это начало мелодии?

Д. Да.

У. Какой?

Д. Колыбельной.

У. Почему именно колыбельной?

Д. Потому, что интонация похожа на покачивание, звучит ласково.

У. Что нужно сделать, чтобы из интонации получилась мелодия?

Д. Нужно ее вырастить, развить.

У. Давайте, попробуем.

Дети вспоминают, как из зерна-интонации вырастает мелодия, и пытаются исполнить свою мелодию. Я хвалю и благодарю всех, кто пропел свой вариант вслух. Акцентирую внимание на том, что, если кто-то и не смог, все равно музыка родилась и прозвучала у них в душе.

У. Могли ли колыбельные песни появиться на Земле самыми первыми и почему?

Д. Да, потому что у всех людей были дети, и их нужно было успокаивать, утешать, усыплять.

У. То есть, в этом была острая необходимость?

Д. Да.

У. А вы знаете колыбельные песни? Откуда?

Далее дети исполняют знакомые колыбельные песни и на татарском, и на русском языках. А одна девочка спела на азербайджанском языке. При этом не возникает вопроса о языке исполнения. Это, как мне кажется, главный показатель врожденной толерантности детей.

Ответы на вопрос «Откуда?» разные: ребята помнят, как мама пела, у кого-то в семье есть младшие братья, сестры, и они сами поют им, что имеет большое воспитательное значение, так как колыбельные песни «внушают любовь к детям, всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, т. е. стимулируют самовоспитание» (И.Г. Волков). Если кто-нибудь из ребят говорит, что не знает, я прошу его обратиться дома к маме или бабушке и вспомнить вместе с ними.

Далее разучиваем татарскую народную колыбельную песню. Сравнивая ее с собственными, выявляем, что у них много общего. В процессе работы объясняем и переводим непонятные слова, выбираем выразительные интонации, выделяем характерные особенности, беседуем о содержании песен (выражается любовь родителей, их тревоги о будущем ребенка, надежда на то, что дитя вырастет здоровым, добрым, умным и будет заботиться о других так же, как заботились о нем).

У. Как вы думаете, у всех народов есть колыбельные песни?

Д. Конечно!

У. Можно ли выделить их как отдельный вид песен?

Д. Да.

У. Виды по-другому называются жанры (выписываю на доске).

Итог урока:

- Что интересного узнали на уроке?

- Как появились песни?

- Почему возник жанр колыбельных песен?

- О чем поется в колыбельных песнях?

- Нужны ли колыбельные песни сегодня?

Таким образом, используя метод «сочинение сочиненного», дети проживают рождение музыки, утверждаются в собственных возможностях.

На уроке по теме «Протяжные песни», слушая р.н.п. «Вниз по матушке по Волге» и т.н.п. “Гөлҗамал”, школьники выявляют общие и характерные особенности татарской музыки в сравнительной характеристике с русской.


Татарские народные песни

Русские народные песни

1. Одноголосны.

2. Особый лад пентатоника, состоящий из 5 ступеней, который не меняется.

3. Распевы тонкие, напоминают кружевной орнамент.

4. Варьируется только орнамент, цветисто, богато.

1. Многоголосны.

2. Мажор, минор (диатонический семиступенный), переменный лад.


3. Большие скачки, широкие распевы, раздольность.

4. Вариантное развитие.


В 8-м классе при сравнительном анализе татарских и русских народных песен добавляются сведения об особенностях исполнительской традиции татарских песен:

- узкое раскрытие рта (связано с запретом исламской религии петь и играть на музыкальных инструментах. С этим связана также одноголосность татарских песен);

- мягкость голоса, связанная с мягким произношением букв (ө, ә, ү, җ, ң);

- умение орнаментировать. Если исполнитель не обладает этим даром, обычно он не пользуется успехом у публики.

Темы «Былины» и «Баиты», на мой взгляд, целесообразно изучать подряд, так как при помощи сравнительного анализа учащиеся лучше запоминают, что у каждого народа есть жанры, характерные только для его музыкальной культуры и особенности этих жанров.

Тема «Былины». При разучивании «Былины о Добрыне» в обработке Н.А.Римского-Корсакова мы выделили интонационные особенности, определили средства музыкальной выразительности, подчеркнули, что былины являются одним из самых древних жанров русских народных песен. Также послушали звучание гуслей и фрагмент из оперы-былины Н.А. Римского-Корсакова «Садко». В конце урока ответили на вопрос «Зачем нам нужно знать о былинах?». Дети обычно отвечают: «Чтобы быть смелыми, сильными, как богатыри, научиться любить и защищать Родину, знать историю своей страны».

Тема «Баиты» начинается с вопроса «Есть ли у татарского народа жанр, которого нет у других народов?»

Д. Да, наверно есть, потому, что у каждого народа своя история, своя жизнь.

У. Вы правы, в татарском фольклоре есть жанр баиты, и мы сегодня узнаем, что он из себя представляет.

Далее мы рассматриваем иллюстрации к баиту «Сак-Сок», узнаем содержание (Сак и Сок - это два брата, которые превратились в мифических птиц, проклятые матерью за непослушание). Выходим на трагичность произошедшего: знала ли мать, что все так обернется? Дети, обычно, всегда говорят, что мама не хотела этого. Они прекрасно понимают, что если бы дети вели себя хорошо (не обижали животных, слушались родителей), то не случилось бы этой трагедии, осознают, что потеря своих детей – большое горе для матери и отца.

У. Как вы думаете, какая должна быть мелодия у этого баита?

Используя метод моделирования художественно-творческого процесса, выбираем средства музыкальной выразительности: мелодия должна быть певучей, без больших распевов, т.к. характер – очень печальный, ритм – ровным, темп – умеренным, динамика – тихо. При прослушивании и разучивании баита ребята убеждаются в верности выбранных средств: характер, ритм, темп, динамика – соответствуют модели, созданной детьми.

У. Несмотря на то, что баиты – один из древнейших жанров татарского народа, даже сегодня почти в каждой местности есть свои «бәетче» - создатели баитов. У нас в районе это Ильмакачева Фаузия-апа из деревни Бичурино (показываю фотографию и книжечку с ее баитами, выпущенную Бардымской типографией). Послушайте «Баит Алсу» (о горе матери, потерявшей дочь).

В конце урока мы обобщаем знания о баитах:

- основная черта – трагичность, т.к. создаются после трагических событий;

- по интонационному языку представляет собой нераспетые (без украшений) мелодии;

Дети, обычно, глубоко воспринимают баиты и даже после звонка с урока не торопятся уходить – продолжают делиться своими впечатлениями.

Этот жанр народного музыкального творчества очень поучителен и выполняет огромную воспитательную функцию.

В 8-м классе эта тема рассматривается более углубленно.

Во-первых, выявляем истоки возникновения жанра. Для этого учащимся необходимо вспомнить историю татарского народа. Приходим к выводу, что, начиная со времен Волжской Булгарии, татарский народ переживал одну историческую трагедию за другой:

- завоевание Булгарских земель монголами, неоднократное разрушение столиц государства (Булгар, Биляр);

- завоевание Казанского ханства Иваном Грозным;

- кровавые подавления выступлений крестьян;

- тяжелое положение крестьян, солдат, женщин.

Во- вторых, при слушании выявляем виды баитов:

- связанные с историческими событиями («Баит Сююмбики», «Баит города Казани»;

- с женской долей («Баит утопленницы Гайши»);

- фантастические («Баит о Сак-Сок»);

- юмористические (о человеческой глупости).

Таким образом, приходим к выводу, что именно жизнь с ее разнообразием диктует появление разных видов внутри одного жанра.

Из вышесказанного делаем заключение, что в баитах отражаются и чувства человека (ведется от лица покойного, описываются его чувства или горе близких), и определенное эмоциональное отношение к важным историческим событиям, поэтому баиты относятся к лиро-эпическому жанру.

Без упражнений для распевки разучиваем «Үги бала бәете» (о сироте), т.к. небольшой диапазон, напевность, поступенное (без больших скачков) движение мелодии не требуют распевки.

Тема следующего урока «Мунаджаты» (мөнәҗәтләр).

Без объявления темы урока даю послушать мунаджат.

У. К какому жанру отнесли бы эту песню?

Некоторые ребята сразу без раздумий говорят – к баитам. Но более внимательные начинают спорить, говоря, что здесь нет трагичности, хотя манера исполнения и музыкальный язык делают ее похожей на баит.

У. Давайте вспомним характерные черты баитов.

Строим и заполняем левый столбик таблицы. Идет актуализация знаний для того, чтобы потом на основе сопоставления выявить характерные особенности мунаджатов. В процессе слушания разных мунаджатов “Бисмиллаhи дип башладым”, “Әҗәлләргә дәвалар юк”, “Ана мөнәҗәте” учащиеся выясняют, что в тексте песен много обращений к Богу, используются слова молитв, слышны мотивы одиночества, выражается любовь к детям, иногда упреки в их адрес, говорится о чести, уме, нравственной чистоте, воспитанности. Напевы и ритмический строй похож на молитвы (чувствуется влияние религиозных книг). И только в конце урока, опираясь на результаты, полученные вследствие анализа прослушанных песен и обобщения полученных знаний, учащиеся делают вывод, что это совершенно другой жанр. Затем самостоятельно заполняют правый столбик сравнительной таблицы.




Баиты

Мунаджаты

Жанр

Лиро-эпический

Духовная музыка ( мольба к Аллаху)

Основные черты

Трагичность

В основе лежат нравственные нормы человека и догмы мусульманской религии

Истоки зарождения

В похоронных обрядах

Сначала были близки к молитвам

Виды

- Связанные со смертью;

- С историческими событиями;

- С женской долей;

- Фантастические;

- Юмористические;


- О разлуке с Родиной, с родными;

- Об отношениях между матерью и детьми;

- Раздумья о жизни и смерти;


Музыкальные особенности

Характерны трехдольность, своим интонационным развитием близки к песне

Встречается трехдольность, на напевы мунаджатов оказала влияние арабская музыка

Исполнители

Мужчины, женщины, дети

Пожилые женщины


Таким образом, используя принцип сходства и различия и наглядно-зрительный метод, мы выясняем, что, несмотря на интонационную близость, баиты и мунаджаты в быту народа имеют разную функцию.

Мунаджаты отвечают духовным потребностям народа: в них, так же как и в духовных песнях русского народа, выявляется психология верующего человека с призывом терпеливо сносить все жизненные невзгоды.

Тема II четверти 3-го класса «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ».

Интернационализм языка музыки, не требующий перевода, подтверждается примерами того, что многие татарские композиторы (Ю.Виноградов, А.Леман, А.Ключарев) – русские по национальности, хорошо знали татарскую народную музыку и часто использовали ее в своих произведениях. Поэтому их произведения ярко национальны. Примерами являются «Татарская рапсодия» А.Лемана, фантазии на темы татарских народных песен «Сандугач-күгәрчен» и «Тәфтиләү» для оркестра народных инструментов А. Ключарева, переложение для фортепиано татарской песни-пляски «Апипа» Ю. Виноградова.

Для раскрытия темы 7-го класса «Музыкальный образ» в программу включен фрагмент из третьей части симфонии «О Казани» композитора Ф.Ахметова, посвященная событиям захвата Казани Иваном Грозным. При ознакомлении с этим произведением, так же как и при прохождении в 8-м классе темы «Исторические песни», я предупреждаю ребят о том, что мы только рассматриваем конкретные исторические факты, не обвиняя и не оправдывая при этом какой – либо народ.

Используя метод моделирования, составляем содержание фрагмента.

У. Если бы вы были свидетелями этих событий, с чего бы начали рассказ?

Д. Наверно, сначала рассказали бы о городе Казани, о его жителях, о мирной жизни. А кто-то из ребят говорит, что начал бы рассказ с того, как русские войска подходят уже к городу.

Я направляю ход мыслей ребят: какой музыкой рассказали бы о мирной жизни?

Д. Светлой, оживленной, яркой, веселой.

У. А дальше?

Д. Потом должна появиться мрачная музыка, как бы наползающая на мирный город.

У. Как будет происходить схватка?

Д. Темы будут сталкиваться, как бы конфликтовать между собой.

У. Чем все закончится?

Д. Мы знаем, что русские победили, поэтому в конце будет звучать русская тема.

У. На этом все закончится или еще что-то нужно показать?

Д. Так как музыку написал татарский композитор, он покажет горе своего народа.

У. Давайте, послушаем и сравним наш вариант с музыкой автора.

Начало части рисует образ народной жизни: звучат плясовые ритмы (мелодия народного танца «Чабата» - «Лапти»). Затем словно сгущаются тучи, ритмы танца сменяются жестким и мощным движением – образ вражеского нашествия. Для этого композитор использовал тему из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского (песня беглого монаха Варлаама «Как во городе было во Казани»). В конце на фоне мрачной музыки в басах звучит пронзительно – одинокая флейта. Таким образом, ребята смогли смоделировать содержание музыки.

Как было написано выше, уроки в 8-м классе проводятся по составленной мной программе «Татарская музыкальная культура». Чтобы заинтересовать ребят на первом же уроке, я использую «эффект удивления» (Л.Г. Дмитриева):

У. Скажите, пожалуйста, на каком уровне развития находилась мировая, в том числе и русская музыкальная культура, к началу ХХ века?

Учащиеся вспоминают имена великих композиторов, жанры, в которых работали эти композиторы и приходят к выводу, что музыкальная культура находилась на вершине своего развития, т.к. были созданы лучшие вокальные, инструментальные, симфонические, оперные произведения, составляющие «золотой фонд» мировой музыкальной культуры.

У. А вот у татарского народа к началу ХХ века не было ни одного профессионального певца, ни одного профессионального музыканта, ни одного композитора. Почему?

Обычно этот факт вызывает у учащихся недоумение и удивление. И в дальнейшем на уроках часто будет звучать слово «первый»: первые народные певцы и музыканты, первые профессиональные певцы и музыканты, первые композиторы, первая татарская опера, первый национальный балет и т. д. Все это поддерживает постоянный интерес учащихся к урокам.


Рекомендуемая литература

  1. Бакиева Н.В., Зиганшина М.Ф. Методическое руководство к учебникам по музыке для начальных классов (на татарском языке). - Казань, Татарское книжное издательство, 1983.

  2. Бакиева Н.В., Шайхутдинова З.З. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. II класс (на татарском языке). – Казань, Магариф, 1993.

  3. Большой музыкальный энц. словарь

  4. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  5. Исхакова-Вамба Р.А.. Татарское народное творчество (Традиционный фольклор). – Казань: Татарское книжное издательство, 1997.

  6. Кабалевский Д.Б. Программа «Музыка» (1 –7 класс). – М., 1990.

  7. Кадыров И.Ш. Хрестоматия по музыке. IV класс (на татарском языке). – Казань, Магариф, 1998.

  8. Нигмедзянов Н.М. Татарская народная музыка. – Казань: Магариф, 2003.

  9. Методические рекомендации для учителей музыки. Национально-региональный компонент в содержании программы “Музыка”. ИНПО. – Набережные Челны, 2001.

  10. Садрижиганов Дж. Г. В мире музыки. – Казань, Татарское книжное издательство, 1990.

  11. Сайдашева З.Н. В мире татарской музыки: Сборник статей / Казанская консерватория. – Казань, 1995

  12. Сайфуллин Р.Т. Уроки музыки (5 – 7 классы). Методическое пособие для учителей (на татарском языке). – Казань, Магариф, 2004.

  13. Халитова Н.Х., Бакиева Н.В. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. I класс (на татарском языке). – Казань, Татарское книжное издательство, 1990.

Халитова Н.Х., Бакиева Н.В. и др. Программа и методическое руководство по музыке для 1 – 8 классов татарских школ и гимназий (на татарском языке). – Казань, 1997.

Похожие:

Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся iconСодержание история образования и педагогической мысли
...
Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся iconИспользование национально-регионального компонента при изучении разделов и тем технологии

Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся iconСодержани е
Концепция Регионального (национально-регионального) компонента Государственного Образовательного стандарта общего образования для...
Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся iconПрограмма «Мир родного края глазами души» (1-3 класс) Пояснительная записка «Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл»
Тюменской области «Об установле­нии единого национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта в Тюменской...
Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся iconРабочая программа по курсу «История»
В соответствии с приказом департамента образования и науки от 16. 06. 2011 №1199 в рамках реализации регионального (национально-регионального)...
Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся iconКафедра оо «искусство» И«технология» / проект/ стандарт национально-регионального компонента
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся iconСборник материалов по внедрению национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс
Л. А. Сидорова – директор школы, «Отличник народного просвещения», высшая квалификационная категория
Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся iconОбразовательный стандарт общего образования национально-регионального компонента
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся iconЛабораторией национальных проблем образования и издательской деятельности изданы следующие программы и сборники
Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях
Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся iconВнедрение регионального компонента в процесс преподавания математики в начальной школе
Министерства образования РФ утверждён «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования». В пояснительной записке...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница