Урок 1 зарождение и развитие эволюционных идей




Скачать 93.18 Kb.
НазваниеУрок 1 зарождение и развитие эволюционных идей
Дата конвертации18.10.2012
Размер93.18 Kb.
ТипУрок
Раздел

эволюция

Урок 1 ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ

... Наш мир - не случайность,
не хаос; есть система во всем...
А. Стрепънико


Цель: изучить историю возникновения идеи эволюционного развития живого и современные представления о механизмах этого процесса.

Что такое эволюция?

В чем сущность этого процесса?

Что является главным в эволюционной теории?

Имена каких ученых вы вспоминаете, когда говорите об эволюции ?

Рассматривались ли идеи эволюции до Ч. Дарвина?

Данные каких наук подтверждают учение Ч. Дарвина?

Изучение новой темы

План

  1. Зарождение эволюционных идей. Идеи единства природы.

  2. Идея «лестницы существ» Аристотеля.

  1. Период Средневековья - преследования ученых, изучавших природу.

  1. Эпоха Возрождения.

  1. XVII-XVIH вв. - введение в систематику понятий род, класс, бинарная номенклатура.

  1. Работы К. Линнея.

7) Работы Ж.-Б. Ламарка.
1). Зарождение эволюционных идей.
Идеи единства природы впервые появились в произведениях

Мыслителей Древнего Востока (Египта, Индии, Китая) в конце II -Начале I тысячелетия до н. э.

Дальнейшее развитие философской мысли Древнего Востока Приводит к прообразу атомистических воззрений, согласно кото­рым мир состоит из вечных, несотворимых, неразрушимых мель­чайших частиц.

Это учение оказало влияние на формирование философских воззрений Древней Греции.

Наиболее яркое воплощение и дальнейшее развитие атомисти­ческое учение получило в представлениях Эпикура (341-70 гг. до и. э.), считавшего атомы за неделимые частицы, из которых со­стоят все тела, включая душу и сознание человека, и приписывав­шего атомам различия не только по величине и форме, но и по массе.

2. Идея «лестницы существ», первые попытки классификации органического мира.

Наряду с развитием общефилософской идеи (концепции) един­ства мира шло накопление естественно-научных знаний о природе.

Основной идеей естествознания, отражающей накопленные знания о многообразии природы, явилась так называемая «лестни­ца существ» греческого мыслителя Аристотеля (384-322 гг. до н. э) Он широко использовал сравнительный метод исследования морфологии и физиологии, что позволяло ему видеть единство и отличие групп живых существ. Первая классификация животных, созданная Ари­стотелем, приближается к современной естественной системе

В целом «лестница существ» представлялась Аристотелю в следующем виде: минералы →растения →зоофиты →низшие животные → высшие животные —> человек .

Из более поздних попыток систематизации следует сказать о работах Теофраста, ученика Аристотеля (370-285 гг. до н. э.), который описал 400 видов растений и считал возможным превра­щение одних видов в другие.

3. Период Средневековья.

В период Средневековья развитие науки, особенно в области знаний о природе и её развитии, было ничтожно.

4. Эпоха Возрождения.

Лишь с зарождением капиталистических отношений (XV в.) и ростом промышленного производства развиваются торговля, мо­реплавание, совершаются географические открытия, изобретается книгопечатание, создаются университеты, ботанические и зооло­гические сады, естественно-исторические музеи. Все это способст­вует развитию наук о природе.

Этот период (эпоха Возрождения) характеризуется накоплени­ем и систематизацией большого количества научных фактов.

В конце XVII в. и первой половине XVIIIв. в биологической науке накапливается огромный описательный фактический мате­риал, поэтому следующий период биологических наук - это пери­од систематики.

В XVI-XVII вв. господствовали искусственные системы, по­строенные на группировке растений и животных на основании не­многих произвольно избранных признаков.

Развитие анатомии создавало предпосылки к постепенной раз­работке более естественной системы классификации организмов.

5. Работы К. Линнея.

С именем К. Линнея (1707-1778 гг.) связано введение бинарной номенклатуры.

Вопрос

- Вспомните, что такое бинарная номенклатура?

Восприняв достижения своих предшественников и накопив ог­ромный материал на основании собственных исследовании Карл Линней придал системе классификации растении и животных чет­кие формы, отраженные в его работах «Система природы» и «Философия ботаники».

К заслугам К. Линнея можно отнести:

- создал целостное учение о виде как основной форме организации живого;

- уточнил понятие вида;

- ввел в науку иерархию систематических категорий: вид →род →семейство→класс → отдел;

- благодаря бинарной номенклатуре все известные на тот период биологические виды получили определенные названия (родовое и видовое).

- описал около 1000 видов растений и 4200 видов животных;
- впервые поместил человека в отряд Приматы.

Вывод:

Развитие естествознания во второй половине XVIII в. шло в направлении формирования представлений о естественном возникновении мира, всеобщей изменчивости материи внутреннем присущем ей движении. Эти представление обогащенные фактическим материалом, воплотились в XVIIIв в создание первых эволюционных концепций.

Работы Ж.-Б. Ламарка

Первой целостной эволюционной концепцией, отразившей уровень развития биологических наук и философской мысли XVIII в., явилась концепция Ж.-Б. Ламарка (1744-1829 гг.).

Домашнее задание: прочитать § 52 и устно ответить на вопросы.

Вопросы

  1. Кем был Ж.-Б. Ламарк?

  2. Где изложил он свои взгляды? («Философия зоологии», 1809 г.)

  3. О чем написал он в своей работе?

Записать в тетради: «Виды находятся в состоянии движения, то есть постоянно изменяются, превращаясь в другие виды». (Ж.-Б. Ламарк.)

Итак, Ламарк признавал:

  1. изменчивость видов;

  2. прогрессивное направление эволюции;

  3. ступенеобразное повышение организации, которое он называл градацией (направлением эволюции).

- Каковы же причины эволюции по Ламарку (градации)?

  1. стремление к повышению организации, которая является врожденной;

  2. различные внешние условия, приводящие к отклонению от градации;

  3. изменение органов под влиянием упражнений или неуп­ражнений;

  4. закрепление возникших изменений и передача их по наследству. Заслуги Ж.-Б. Ламарка перед наукой:

  • создал первое эволюционное учение;

  • признавал изменяемость видов и существование эволюции - исторического развития от простого к сложному;

  • поставил вопрос о факторах эволюции;

• отметил длительность процесса эволюции.
- Чего не смог объяснить Ж.-Б. Ламарк?

  1. Причины возникновения приспособлений в организации живых форм;

  2. причины эволюции в целом;

3) причины сохранения видов, их обособление друг от друга.

Вывод по уроку:

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели краткую историю
зарождения и развития эволюционных идей. Вернемся к плану
урока.

III. Закрепление.

1.Ответить на вопросы:

  1. Когда и где зародились эволюционные идеи?

  2. Какие идеи появились в работах древних философов?

  1. В каком виде представлялась Аристотелю «лестница су­ществ»?

  2. Почему в XV в. происходит развитие наук о природе? Как называется эта эпоха?

  3. К XVIII в. был накоплен огромный фактический материал по зоологии и ботанике, который потребовал классификации и систематики. В чем заслуга К. Линнея?

6) Кто является создателем первой целостной эволюционной концепции?

7) Нашла ли поддержку эволюционная идея в Росси?

Кейс №2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДАРВИНИЗМА

Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов.

И. Ньютон

Цель: расширить и закрепить знания учащихся о Предпосылках возникновения учения Ч. Дарвина.

Свыше ста лет назад (в 1882 г.) скончался Чарльз Дарвин -
человек, теория которого об эволюции путем естественного
отбора, несомненно, была одним из наиболее важных научных
достижений XIX в. и в настоящее время лишь подтверждается и
углубляется данными цитологии, генетики и экологии.
III. Изучение новой темы.
1. Самостоятельная работа.

  • Какую проблему смог разрешить Чарльз Дарвин?

  • Что способствовало созданию Дарвином глубоко научной теории эволюции спустя всего 50 лет после появления умозри­тельного учения Ж.-Б. Ламарка?

Прочитать §§ 52,53, сделать краткую запись.

  • Ожидаемая запись:

  1. Развитие капитализма в Европе.

  2. Развитие селекции.

  3. Возникновение представления о длительности существе

вант Земли.

4) Активное накопление знаний по зоологии, ботанике и геологии.

ционная теория имела долгую историю.

Вывод: Наука и практика заложили основы появления эволюционной теории Ч. Дарвина. Таким образом, ко времени опубликования в 1859 г. Работы «О происхождении видов путем естественного отбора» эволюционная теория имела долгую историю.

Сам Ч. Дарвин в «Историческом очерке», которым он снабди последующие издания «Происхождения видов», перечисли более 30 своих предшественников (эпиграф к уроку)


й
В противоположность традиционной креационистской теории, утверждавшей, что все формы жизни остались практически неизменными с момента их создания в начале времен, дарвиновская теория эволюции утверждает, что все существующие виды, включая человека, развивались на протяжении миллиардов лет из единой примитивной формы жизни.

Почему именно Ч. Дарвина мы чтим как инициатор величайшего переворота в биологической науке за все время ее существование?

Дело в том, что если предшествовавшие эволюционные теории были чисто умозрительными по характеру, то Дарвин в «Происхождении видов» привел убедительный ряд свидетельств в поддержку своего утверждения о том, что эволюции действительно имела место и что её движущим механизмом является естественный отбор.

Итак, какие факты натолкнули Дарвина на мысль об изменчивости видов? Какую проблему смог разрешить Дарвин?

3. Самостоятельная работа.

Задание. Прочитайте § 52, и ответьте на поставленные вопросы.

Вывод: Ч. Дарвин смог выделить движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьбу за существование и естественный отбор.

Публикация «Происхождения видов» (24 ноября 1859 г.) вызвала революцию не только в биологии, но и в философской, моральной и религиозной концепции человека в западном обществе.

Отрывок отражает сущность учения Ч. Дарвина.

Задание. Прочитать и выделить ведущие понятия.

« Любопытно созерцать густо заросший берег, покрытый многочисленными разнообразными растениями, птиц, поющих в кустах, насекомых, порхающих вокруг, червей, ползающих в сырой земле, и думать, что все эти прекрасно построенные формы, столь отличающиеся одна от другой и так сложно одна от другой зависящие, были созданы благодаря законам, еще и теперь действующим вокруг нас. Эти законы в самом широком смысле – Рост и Воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость…, зависящая от действия жизненных условий…Прогрессия размножения столь высока, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию – Естественному отбору, влекущему за собой Расхождение признаков вымирание менее совершенных форм. Таким образом из войны природы, из голода и смерти непосредственно вытекает спмый высокий результат, какой ум в состоянии себе представить, - образование высших животных… Из такого простого начала возникло и продолжает возникать бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм»

Теорию Ч. Дарвина можно сравнивать с коперниковской
революцией в астрономии. По словам Зигмунда Фрейда
«...Человечеству с течением времени пришлось пережить два
ужасных удара науки по его наивному себялюбию. Первый - когда
оно осознало, что Земля не центр Вселенной, а лишь пылинки в
мировом месиве невообразимых размеров... Второй - когда
биологическая наука отняла у человека особую привилегию
специально созданного существа и низвела его до мира
животных». \

IV. Закрепление.

Что же удалось сделать Ч. Дарвину,«.. .стоя на плечах предшествующих гигантов»?

Выводы:

1. Ч. Дарвин в середине XIX в. создал подлинно научную

теорию эволюции.

2. Ч. Дарвин создал учение о движущих силах эволюции

наследственной изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе, что в свою очередь позволило научно объяснит

историческое развитие живой природы, многообразие видов

явление приспособленности к условиям жизни.

Домашнее задание: § 52

Ответить на вопрос:

- Почему взгляды Ламарка называют эволюционной гипотезой, а учение Дарвина эволюционной теорией?

- Заполнить схему.

Движущие силы эволюции


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 1 зарождение и развитие эволюционных идей iconЛитература: Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии / М.: Кмк, 2004. 432 с
Типологическая концепция вида К. Линнея, его идеи о неизменности видов. Представления и дискуссии об эволюции среди французских естествоиспытателей...

Урок 1 зарождение и развитие эволюционных идей iconСоциокультурное развитие учащихся начальной школы
Сборник «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 г.» – Издательский дом «Первое сентября», Москва

Урок 1 зарождение и развитие эволюционных идей iconА. Е. Годин Развитие идей Московской философско-математической школы
Развитие идей Московской философско- математической школы. Издание второе, расширенное. – М.: Красный свет, 2006. – 379 с

Урок 1 зарождение и развитие эволюционных идей iconОсновные этапы развития эволюционных идей. (слайд 1 )
Цель: Раскрыть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина, дать характеристику трудам Линнея, Ламарка, познакомить с биографией...

Урок 1 зарождение и развитие эволюционных идей iconУрок 11п открытый урок-игра Информационный калейдоскоп №30 Мыльникова Г. А. Краснокутская С. Н. 4 2-3 урок Профклассы Заседание «Бизнес-клуба»
Цель проверки: Влияние предметной недели на развитие интереса у учащихся к изучаемому предмету, повышение образовательного уровня,...

Урок 1 зарождение и развитие эволюционных идей iconРазвитие предпринимательства в россии в XVII начале XXI вв. (На примере свердловской области)
Охватывает зарождение, формирование и развитие предпринимательства в ссср-россии, характеризующийся ростом его влияния на социально-экономическое...

Урок 1 зарождение и развитие эволюционных идей iconТема: «Эволюционная теория Ч. Дарвина» (2 ч.) Дидактическая
Дидактическая цель: в результате овладения содержанием всех модулей Вы должны знать предпосылки возникновения дарвинизма и основных...

Урок 1 зарождение и развитие эволюционных идей icon«Возникновение и развитие эволюционных представлений»
Источники получения информации: Учебник – Д. К. Беляев, Г. М. Дымшиц «Общая биология. 10-11 класс» § 41 44 (стр. 142 161), интернет...

Урок 1 зарождение и развитие эволюционных идей iconПлан введение (5 минут) Учебные вопросы: Зарождение и развитие криминологической мысли > Марксистская теория и развитие криминологии в России
Дать курсантам общее представление о криминологических школах и кратко остановиться на развитии криминологической мысли в России

Урок 1 зарождение и развитие эволюционных идей iconКнига рассчитана на школьников старших классов, студентов и научных работников
В книге изложена теория, разработанная автором, объясняющая зарождение и развитие солнечной системы. В ней рассказывается об известной...

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница