Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
страница1/6
Дата18.10.2012
Размер0.68 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6



ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ

С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА


Учебно-методический комплекс дисциплины


Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»


ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ

С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА


Учебно-методический комплекс дисциплины


Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009


ББК

П

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина



Научный редактор:

канд. психол. наук, доцент Аношкин И.В.

Рецензент:

канд. психол. наук, доцент Жихарева Е.В.


П Психология лиц с нарушениями слуха [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.А. Студеникина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 41с.


Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, методические рекомендации для преподавателя, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний, а также тексты к лекционному курсу.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология».


 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Сост.: Л.А. Студеникина, 2009.

  1. Цели и задачи дисциплины



Курс «Психология лиц с нарушением слуха (сурдопсихология)». Предназначен для студентов, готовящихся стать педагогами-дефектологами для работы с лицами с отклонениями в развитии. Он включается в общую проблему специальностей (коррекционной) психологии и непосредственно связан с другими курсами, посвященными психологии лиц с различными нарушениями развития (нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, различными нарушениями ЦНС, приводящими к речевой патологии, ЗПР, умственности отсталости).

Курс опирается на знания, приобретенными студентами по вопросам анатомии и физиологии человека, общей и педагогической психологии, общей педагогики и государственной системой образовании детей в Российской Федерации. Педагогу-дефектологу важно знать, какие особенности психического развития возникает у лиц с нарушениями слуха, какие неблагоприятные условия приводят к отставанию и выраженному своеобразию психического развития этих людей, а также какие социально-психолога-педагогические и аудиологические средства, напротив, обеспечивают компенсаторное психическое развитие.

Курс имеет теоретическую направленность. В ней рассматриваются закономерности психического развития детей с нарушениями слуха, характеризуются факторы (медицинские, физиологические, социальные, психологические и педагогические), значимое для психического развития этих детей, описываются варианты психического развития обусловленные обозначенными факторами. Особо выделяются случаи сочетания нарушений слуха с другими нарушениями (зрения, ЦНС и др.) и раскрываются особенности психического развития лиц, имеющих сложное комплексное нарушение организма.

Задачи курса:

  • Сформировать у студентов понимание особенностей психического развития глухих и слабослышащих детей. Раскрыть закономерности развития познавательных процессов, показать своеобразие речевого развития детей с нарушениями слуха, особенности формирования основных видов детской деятельности, охарактеризовать пути личностного развития. Раскрыть роль коррекционно-педагогического воздействия на психическое развитие детей.

  • Ознакомить студентов с принципами психолого-педагогического изучения лиц с нарушением слуха; научить приемам исследования познавательной деятельности, проверки состояния слуха и речи, выявления особенностей эмоционально-волевой сферы.

Программа курса рассчитана на один семестр и включает в себя: содержание лекционных занятий, основные понятия; вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, список литературы для подготовки к ним; описан ход практических занятий, с указанием базы проведения, используемого материала и форм отчетности. Представлены список рекомендуемой литературы, вопросы к экзамену, темы контрольных работ, самостоятельного изучения и реферирования.

При разработке программы мы опирались на опыт Российской Академии Образования, Санкт-Петербургских университетов.


Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

(ГОУВПО «БПГУ»)

Факультет психологии

Кафедра практической и коррекционной психологии


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________Т.М.Булгакова

(подпись, ф.и.о.)

"____" ____________ 20__ г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Практической и коррекционной психологии

Кафедра ___________________________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)


ДС.07 Психология лиц с нарушениями слуха

Шифр и наименование

дисциплины________________________________________________


обязательная

Статус ____________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

С
030301.65 Психология
пециальности

(направления)______________________________________________


дневная

Ф
140
ормы обучения________________________________________________

(дневная, заочная)


Объем дисциплины______________________________________________

(общий объем дисциплины, час)


Распределение по семестрам

Номер

семестр

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ) расч. Заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)




Общий объем

в том числе




Аудиторные

КСР

Самостоят. Работа







Всего

Из них




лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

7

140

70

46

-

24

7

63




экзамен






Тематический план




/№
Название разделов и тем

лекции

сем.

1.

Основные проблемы сурдопсихологии

10

4



Развитие психики детей с нарушениями слуха от рождения до школьного возраста

10

4



Развитие психики детей с нарушениями слуха в школьном возрасте

8

8



Психологические особенности взрослых людей с нарушениями слуха

6

-



Психологическое развитие лиц, имеющих комплексные нарушения слуха и других органов или систем органов или систем организма

6

-



Психолого-педагогичекое изучение детей с нарушенным слухом

6

8

Итого:

46

24



2. Содержание дисциплины


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (по ГОС ВПО 2000 года)

Теоретические основы. Роль слуха в познании окружающего мира. Классификация нарушений слуха. Глухие, слабослышащие, позднооглохшие. Причины нарушений слуха. Специфика психического развития в зависимости от времени и потери слуха. Вторичное отклонение при повреждении органов слуха. Своеобразие в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы в личности неслышащих людей. Диспропорции в развитии наглядных и понятийных форм мышления. Речевое развитие при нарушениях слуха. Разные виды речи (устная, письменная, дактельная, жестовая) и особенности их становления. Формирование учебной деятельности как условия успешной коллекции недостатков в развитии. Трудовая деятельность неслышащих, ее особенности и роль в социальной адаптации. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным слухом.


2.1.ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС (46часов)
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
О основы искусственного интеллекта [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е. В. Дудышева, О. Г. Ярославцева; Бийский...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П клиника интеллектуальных нарушений [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. А. Першина; Бийский пед гос ун-т...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина Лыжная подготовка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. С. Баклыкова; Бийский пед гос ун-т им....
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Надежность и техническая диагностика] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. С. Харитонов; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д история музыкального образования [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е. А. Торопчина; Бийский пед гос ун-т...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Технология швейного производства] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. А. Вдовина; Бийский пед гос...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д социальная политика [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. В. Дерюшев, М. И. Толоконников; Бийский пед гос...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. А. Першина; Бийский пед гос...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И. В. Старовикова; Бийский...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Т теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л. И. Чиркова; Бийский пед...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница