Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Протокол №6 от 17 января 2011г




НазваниеУчебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Протокол №6 от 17 января 2011г
страница1/20
Дата17.10.2012
Размер3.35 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


ББК 60.52я73

Л-65

Конфликтология в социальной работе / Сост. Э.В. Лихачева. Курс лекций. – Балашиха, 2011. – 198с.

В данном курсе лекций рассматриваются вопросы теории и практики конфликтологии в социальной работе. В нем отражены история и современное состояние науки отечественной и зарубежной конфликтологии, раскрыты основы современной теории конфликта, представлен богатый материал по профилактике и разрешению конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне и в различных областях социального взаимодействия.

Лекции предназначены для курсантов и студентов очного и заочного отделения гуманитарного факультета, обучающихся по специальности «Социальная работа» и будет интересно тем, кто увлекается психологией общения, имеет желание эффективно общаться и конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Протокол №6 от 17 января 2011г.


Рекомендовано к изданию ученым советом гуманитарного факультета Военно-технического университета при Федеральном агентстве специального строительства.

Протокол №5 от 16 февраля 2011г.

          Введение



Общение с окружающими людьми, как личное, так и профессиональное, занимает значительную часть жизни человека. Ежедневно он вступает во взаимодействие с другими людьми, познает их и обменивается с ними различной информацией. Общение будет эффективным и принесет свои результаты в том случае, если человек готов к нему, соблюдает основные правила общения, умеет идти на контакт, сотрудничать, предвидеть, предупреждать и разрешать возникающие разногласия. В профессиональной деятельности специалистов в сфере «Человек-человек» общение занимает особое, ключевое, место. Для личного развития и профессионального роста важно стремление повысить свою компетентность в области эффективного разрешения конфликтов.

Данное учебное пособие представляет собой курс лекций, разработанных для изучения дисциплины «Конфликтология в социальной работе», которая является составной частью учебного плана по подготовке дипломированных специалистов в области военно-социальной работы и социально-правовой поддержки населения. Согласно требованиям государственного стандарта по подготовке специалистов данного профиля особое внимание при построении курса уделяется вопросам теории, методологии и технологии конфликтологии.

Учебный курс направлен на формирование представлений о роли конфликтологии как теоретико-прикладной области научных знаний в познании противоречий в современном обществе в целом, в различных сферах жизни общества, в социальных группах и организациях и внутри личности человека, о сущности, структуре, функциях, причинах и классификациях конфликтов и технологии управления ими. В содержании лекций отражены также вопросы истории формирования конфликтологических представлений и оформления конфликтологии в самостоятельную область научных знаний, сделан акцент на современном состоянии конфликтологии и ее положении среди смежных научных областей.

В конце каждой лекции обучающимся предлагаются вопросы для самопроверки и литература для углубленного изучения темы.

          Лекция 1. Становление и современное состояние конфликтологии (часть I)


Вопросы

  1. Конфликтология как область научных знаний.

  2. Функции конфлитологии.
  1. Конфликтология как область научных знаний

Конфликтология (от лат. conflictus – столкновение, серьезное разногласие и греч. logos – учение) – это наука о конфликтах.

Существует множество определений конфликтологии как науки.

Кандидат философских наук С.М.Емельянов определяет конфликтологию как систему знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Авторы учебника «Конфликтология» Б.С.Волков и Н.В.Волкова отмечают, что конфликтология – это наука о причинах, особенностях и закономерностях возникновения, развития и функционирования конфликтов, методах и способах их разрешения и предотвращения, а также преодоления их отрицательных последствий и использования конкретных элементов в целях повышения эффективности деятельности социальных систем.

Из этих определений видно, что конфликтология как наука носит теоретико-прикладной характер.

А.В.Морозов также подчеркивает прикладной характер конфликтологии. Конфликтология – это наука о причинах, формах, динамике социальных конфликтов и путях их разрешения и предупреждения. Конфликтология является прикладной научной дисциплиной и сферой практической работы по урегулированию конфликтов.

В своем определении психолог Н.В.Гришина подчеркивает не только прикладной характер, но и междисциплинарный статус конфликтологии. Конфликтология – особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.

Г.Ю.Любимова, А.Ю.Анцупов, А.И.Шипилов указывают, что в настоящее время проблемой конфликта занимаются различные науки: военные науки, искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социология, философия, экономика, социобиология. Создаются математические модели конфликтных ситуаций. С религиозных позиций эту проблему рассматривает и современная теология (богословие). Во многом эти науки повлияли на становление и современное состояние конфликтологии. Все они имеют свой предмет, задачи, методы исследования. Однако общепризнанные представления о сущности конфликтов, их классификации, генезисе, структуре, функциях и др. сегодня еще отсутствуют.

На междисциплинарный характер конфликтологии также указывает специалист в области социальной конфликтологии Т.Н.Кильмашкина. Она отмечает, что конфликтология как междисциплинарная область знания находится на стыке философских, обществоведческих и человековедческих наук. Связь конфликтологии с другими науками различна. В.Н.Кудрявцев подчеркивает двусторонний характер связи конфликтологии с другими науками. Конфликтология многое черпает из смежных наук и многим их обогащает.

Так, конфликтология тесно связана с диалектикой как частью философии. Диалектика – это современное философское учение о всеобщих категориях и законах развития природы, общества и человеческого мышления. Центральной категорией диалектики является противоречие. Диалектика как теория противоречий, принципа единства и борьбы позволяет рассматривать конфликтологию как форму конкретизации диалектики к человековедческим, обществоведческим и культурологическим проблемам. В свете категорий противоречия и борьбы, трактуемых древними философами в качестве всеобщих характеристик бытия, можно глубоко понять сущность и универсальный характер конфликта. Согласно диалектическому подходу противоречие связано с многообразием элементов единого целого. Суть противоречия выражается в появлении рассогласованности, потери гармонии, несоответствия в структуре целого. Противоречие носит универсальный характер, поэтому мир находится в постоянном движении и развитии. Субъекты конфликтной ситуации имеют разные потребности, интересы, установки и убеждения. В связи с этим между субъектами взаимодействия могут возникать противоречия, требующие своевременного и конструктивного разрешения.

Применение диалектики к проблемам конфликтологии также способствует обогащению самой диалектики, закона единства и борьбы противоположностей, позволяя боле основательно представить себе отличие и роль единства противоположностей и борьбы противоположностей и их взаимосвязь в процессе развития.

Конфликтология связана с социологией и психологическими науками. Сегодня сложилось два подхода к конфликтам: социологический и психологический. Социология направлена на изучение конфликтов в обществе, в системе общественных отношений. Психология изучает природу конфликтного поведения. Психология конфликта требует знания многих психологических закономерностей, связанных сознательными, бессознательными, мотивационными, эмоционально-волевыми и другими компонентами.

Конфликт всегда разворачивается в конкретных исторических и социально-психологических условиях. Поэтому в конфликтологии нельзя обойтись без знания социологии, юриспруденции, истории, экономики, политологии и т.д.

В.П.Ратников на страницах учебника «Конфликтология» поднимает вопрос об относительной самостоятельности конфликтологии как науки. Как отмечает В.П. Ратников, в науке существуют разные мнения о конфликтологии как науке. Одни видят в ней относительно самостоятельную науку, которая возникла на стыке социологии и психологии. Другие считают ее комплексной научной дисциплиной, объединяющей в единую систему различные исследования конфликтов, которые ведутся в рамках военных наук, истории, искусствоведения, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социологии и др. наук. Одни конфликтологи определяют ее как науку о причинах, формах динамики социальных конфликтов и путях их разрешения и предупреждения (В.Н.Кудрявцев), другие – как науку о психогигиене социальных и межличностных отношений (А.С.Белкин).

Некоторые ученые вообще не склонны называть конфликтологию наукой, считая ее областью практической деятельности. По их мнению, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтологии. Так, А.Г.Здравомыслов отмечает, что конфликтология является прикладным направлением деятельности, а конфликтолог – это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах.

Британская энциклопедия 1997 г. избегает говорить даже о самом существовании конфликтологии: слово «конфликт» там фигурирует более чем в трех сотнях статей, а слово «конфликтология» – отсутствует.

Наличие столь разнообразных взглядов на конфликтологию, по мнению В.П.Ратникова, означает, что общепринятое понимание ее статуса пока не сложилось.

По мнению А.С.Кармина, не исключено, что конфликтология так и будет существовать в виде сферы деятельности, которую нельзя целиком подвести под категорию науки или под категорию практической профессии. Положение, в котором она сейчас находится, не является каким-то уникальным случаем. Есть много таких областей, статус которых не поддается однозначному определению. Например, медицина, психология, педагогика, химия, электротехника, металлургия и т. п. существуют и как практические профессии. В медицине действует и медицинская наука и медицинская врачебная практика. Одни психологи и педагоги занимаются научными исследованиями, другие – работают на предприятиях и учительствуют в школах. Есть НИИ металлургии и есть металлургические заводы. Есть химики-ученые и химики-инженеры, электротехники-ученые и электротехники-мастера. Даже такие теоретические дисциплины, как математика или философия, не отделены китайской стеной от практической жизни, а многие науки имеют прикладной характер и непосредственно нацелены на решение конкретных практических задач. Граница между наукой и практикой зыбка и подвижна, особенно если речь идет о прикладной науке. В современных условиях чуть ли не всюду практика опирается на науку, и требуются, с одной стороны, исследователи, разрабатывающие научные основы и технологию практической деятельности, а с другой – практические работники высокой квалификации, владеющие соответствующими научными знаниями и способные применять их в своем труде. Так обстоит дело и с современной конфликтологией. О ней можно говорить и как о прикладной науке, и как о сфере практической деятельности.

Доктор философских наук А.С.Кармин указывает, что конфликтология как наука в настоящее время постепенно приобретает статус самостоятельной научной дисциплины, имеющей комплексный характер.

Однако самостоятельность конфликтологии относительна. Она пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами любых наук, если это помогает ей в изучении конфликтов. Особенно тесно она связана с теми областями знаний, от древа которых она, собственно, и «отпочковывается», – с социологией и психологией. Многие другие науки – история, культурология, экономические науки, правоведение, педагогика, политология, военная наука – дают ей фактический материал и служат полем приложения ее концепций. Из философии она заимствует общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и взаимодействия противоположностей. Намечаются (но пока остаются еще мало реализованными) возможности приложения к конфликтологическим проблемам математического аппарата.

В математике конфликтные ситуации представляются в виде абстрактных математических моделей, которые могут интерпретироваться на реальных объектах, если удается найти соответствие между свойствами моделей и свойствами этих объектов. Обычно подобное соответствие устанавливается лишь при введении каких-то упрощающих допущений относительно реальных объектов. Первые шаги к математическому описанию конфликтных отношений предпринял в России в 1920-х гг. Г.Ф.Гаузе. В 1940-х гг. появились попытки построить модели ситуаций конфликтного типа на основе математической теории игр. В работах Б.А.Лефевра и Г.Л.Смоляна 1960-х гг. предложены модели «рефлексивных игр», в которых соперники стараются угадать замыслы друг друга. Математические модели конфликтов разрабатываются в настоящее время большей частью для описания поведения сложных систем при наличии в них противодействующих сил (безотносительно к человеку) и способов оптимального управления ими. Из работ, более близко подходящих к проблемам социальной конфликтности, известность получила книга Т.Саати, в которой автор, в частности, на математической модели американо-вьетнамской войны доказывал необходимость вывода американских войск из Вьетнама. Однако сложность человеческих конфликтов такова, что упрощающие допущения, которые необходимо вводить для их математического описания, делают эти описания малоинформативными.

Междисциплинарный, комплексный характер конфликтологии отражается и в ее структуре.

Так, А.Я.Анцупов и С.В.Баклановский отмечают, что в настоящее время можно выделить весомый вклад в изучение проблемы конфликта шестнадцати частных конфликтологических наук (16 отраслей конфликтологии). Естественно, что речь идет о той части каждой из наук, которая имеет в общем для этих наук объекте свой предмет, – «социология конфликта», «психология конфликта» и т. п.

По А.Я.Анцупову и С.В.Баклановскому к отраслям конфликтологии относятся: психология конфликта; социология конфликта; правоведение (юридическая конфликтология); политология; педагогика; социобиология; история; технические науки; физико-математические науки; филология; экономика; военные науки; география; искусствоведение; медицинские науки; философия.

Именно их объединенные усилия, по мнению авторов, могут сыграть конструктивную роль в реформировании российского общества: помочь руководителям всех уровней принимать менее конфликтогенные решения; научить каждого человека более конструктивно вести себя в различных социальных конфликтах; сохранить здоровье, благосостояние и даже жизнь миллионам россиян.

С.В.Соколов предлагает представить конфликтологию в виде иной системы отраслей:

- внутриличностная конфликтология;

- межличностная конфликтология;

- социальная конфликтология;

- социально-факторная конфликтология.

Каждая из наук представленной системы имеет взаимосвязи с рядом других наук. Так, внутриличностная конфликтология связана преимущественно с психологией.

Межличностная конфликтология помимо психологии связана с социальной психологией, социологией и историей.

Социальная конфликтология тесно связана с социологией, социальной философией, политологией, культурологией и другими науками.

Социально-факторная (внутриформационная) конфликтология (между производственными силами и производственными отношениями и пр.) может рассматриваться как часть социальной конфликтологии или самостоятельная дисциплина, имеющая взаимосвязи с социологией, экономикой и др. науками.

При описании конфликтологии как науки важно выделить ее объект и предмет изучения.

По А.Я.Анцупову, Т.Н.Кильмашкиной и др. объектом конфликтологии является все многообразие конфликтов.

По различным причинам конфликтные ситуации возникают в различных сферах общественной жизни и деятельности: в сфере политики и экономики, культуры и искусства, идеологические конфликты, социально-психологические и другие. Это ведет к необходимости осмыслить ряд проблем: как распознать наличие и стадию развития конфликта, как предупредить и разрешить конфликты, что влияет на эффективность профилактики и преодоления конфликтов, какова психология участников конфликта и др. Весь этот круг проблем и составил предмет конфликтологических исследований.

Итак, предмет конфликтологии – это общие закономерности возникновения конфликтов, их развития и завершения, природа, причины, механизмы конфликтов в человеческом обществе, а также разработка путей их предотвращения и разрешения.

В предметном поле конфликтологии находятся: понятие конфликта, стороны конфликта, динамика конфликта, конфликтные ситуации, социальная напряженность, причины, условия и поводы конфликтов, основные типы конфликтов в обществе и субъектных конфликтов, прогнозирование, предупреждение и разрешение конфликтов.

Современная конфликтология сосредоточена на развитии общей конфликтологической теории, в ее рамках исследуется все многообразие конфликтов.

Е.И.Степанов в своей статье «Отечественная конфликтология: современное состояние и задачи» отмечает, что в современной конфликтологии выделяются три направления развития – теоретико-методологический, концептуально-отраслевой и технологический.

Так, разработке мировоззренчески-методологических и общетеоретических проблем на протяжении последних лет посвящали свои работы О.Н.Громова, А.В.Дмитриев, А.И.Донцов, Е.А.Донченко, В.В.Дружинин, А.Г.Здравомыслов, Б.И.Краснов, В.Н.Кудрявцев и др. В своих работах, анализируя предмет и функции конфликтологии, природу социальных конфликтов, их причины и субъектов, типологию и механизмы, методы предупреждения и разрешения, они опираются на идеи из работ зарубежных исследователей, в особенности тех, что признаны классическими и получили в научной литературе широкий резонанс.

Вместе с тем, как указывает Е.И.Степанов, в методологический анализ конфликтологической проблематики пока недостаточно вовлечен собственный эвристический потенциал отечественной социальной философии и обществознания, накопленный в предшествующий период их развития.

Речь идет, прежде всего, об использовании эвристического потенциала субъектно-деятельностного подхода к осмыслению проблем общественного бытия и общественного сознания. Его важные особенности и роль раскрыты в работах не только философов (Л.П.Буевой, Б.А.Вороновича, М.С.Кагана,. А.В.Маргулиса, Ю.К.Плетникова, В.Н.Сагатовского, В.П.Фофанова), но и социологов (М.С.Кветного, В.И.Приписнова, Ю.Н.Козырева, В.А.Ядова, Е.А.Якубы и др.), культурологов (В.И.Иванова, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева и др.), представителей общей и социальной психологии (К.А.Абульхановой, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева и др.), экономистов (В.С.Короля, В.М.Левина, Э.Ф.Межинской, Б.М.Мочалова и др.).

Адаптация этого методологического и теоретического материала к задачам отечественной конфликтологии позволяет поставить ее на прочное мировоззренческое и общетеоретическое основание.

Основательную проработку в отечественной научной литературе получили концептуально-теоретические проблемы анализа социальных конфликтов в различных общественных сферах. В имеющихся публикациях их авторы, стремясь обеспечить адекватное осмысление, надежное прогнозирование и точную оценку этих проблем, а также отбор эффективных средств и способов их разрешения, большое место отводят тому, чтобы определить общие функции и место данных социальных конфликтов в обществе, в том числе и находящемся на переходном этапе своего развития, раскрыть общий характер взаимодействия реальных конфликтующих структур, основные особенности наличного конфликтного сознания и поведения их представителей, роль и значение в их развертывании личностных качеств их активных участников, применяемых ими стратегий поведения (Ф.М.Бородкин, А.Р.Зайцев, Н.М.Коряк, В.О.Рукавишников, Т.С.Сулимова, В.Н.Шаленко, Ю.Шерковин, А.А.Гастев, А.В.Глухова, В.Н.Кудрявцев, Н.В.Щербакова, Е.А.Солдатова, В.А.Соснин, В.А.Тишков и др.).

В разработке организационно-методических и технологических проблем отечественной конфликтологией также предприняты значительные усилия. В появившихся публикациях В.И.Андреева, А.Я.Анцупова, Н.В.Гришиной, В.П.Шипилова рассматриваются вопросы:

1) о важных социально-психологических, конкретно-социологических, политико-правовых, регулятивно-управленческих и других аспектах диагностики, прогнозирования, предупреждения и профилактики конфликтов, в том числе связанных с перестройкой и трансформацией общественных процессов и отношений;

2) о необходимости формирования искусства спора, культуры полемики, организационных условий, внутригрупповых и межгрупповых взаимоотношений и взаимодействий в ходе их развертывания и разрешения;

3) о специфических требованиях к ведению переговоров, к управлению разнообразными общественными коллизиями в целях их приемлемого для всех регулирования и разрешения;

4) о способах участия населения в практической политике, в позитивном изменении производственно-трудовых, политико-правовых, информационно-образовательных, бытовых и других конфликтных ситуаций, его подготовке к этому с помощью игровых ситуаций и тренинговых процедур, обеспечивающих взаимную толерантность участников, их готовность к сотрудничеству, к партнерскому общению;

5) о формировании соответствующих этим требованиям и задачам конфликтологических служб и структур и целенаправленной организации их регулирующего воздействия.

По Е.И.Степанову приоритетными задачами в исследовательской деятельности конфликтологов на ближайшую перспективу должны быть признаны:

  • анализ мировоззренчески-методологических проблем и проблем общетеоретического характера, состоящий в обосновании принципиальных подходов к анализу конфликтных процессов и отношений, а также в обеспечении соответствующего понятийного аппарата;

  • проработка концептуальных проблем, играющая, по сути дела, роль «программного обеспечения» в адекватном осмыслении, надежном отслеживании и точной оценке реальных конфликтных ситуаций, а также в отборе эффективных средств и способов их разрешения;

  • разработка организационно-методических и технологических проблем, обеспечивающих практическую применимость и действенность конфликтологической теории.

С целью оптимизации развития конфликтологии, по мнению А.Я.Анцупова, необходимо максимально четко определять основные цели и задачи на каждом этапе развития науки. Основными целями конфликтологии, которая одновременно носит фундаментальный и прикладной характер, являются:

  • исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, интенсивное развитие конфликтологической теории;

  • создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;

  • организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

Для достижения первой цели — развития методологии, теории, методов конфликтологии — необходимо решать следующие содержательные и организационные задачи:

  • преодоление крайней разобщенности частных конфликтологических наук;

  • ознакомление конфликтологов со всеми отраслями конфликтологии и формирование на этой основе самостоятельной науки;

  • проведение междисциплинарных исследований конфликтов;

  • выделение в ВАКе РФ научной специальности «Конфликтология», сначала как одной из специальностей в рамках психологии, социологии или политологии;

  • регулярное проведение научных и научно-практических конференций, посвященных методологическим, теоретическим и методическим проблемам конфликтологии;

  • создание системной базы эмпирических данных, включающей результаты ситуационного анализа реальных конфликтов всех видов;

  • организация издания научного журнала «Проблемы конфликтологии», более широкое отражение фундаментальных проблем науки в других периодических изданиях, посвященных конфликтам;

  • расширение научных контактов с мировым сообществом конфликтологов, публикация в России наиболее значительных работ зарубежных авторов в этой области;

  • создание в системе научных институтов Российской академии наук Института конфликтологии на базе уже работающего с 1992 г. Центра конфлитологических исследований.

Создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе может обеспечиваться путем решения следующих задач:

  • расширения перечня учебных специальностей вузов, для которых курс «Основы конфликтологии» будет обязательной учебной дисциплиной. Поскольку любой специалист, особенно руководитель, постоянно сталкивается с конфликтами, данный курс должны изучать выпускники всех вузов;

  • введения курса «Основы конфликтологии» в средних специальных учебных заведениях, общеобразовательной средней школе;

  • введения учебной специализации «Конфликтолог» в рамках психологии, социологии, политологии. В последующем введения самостоятельной учебной специальности;

  • введения учебной дисциплины «Основы конфликтологии» в системе повышения квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства, особенно для руководителей.

Цель – организация в России системы практической работы конфликтологов – конкретизируется в задачах:

  • разработка методик и технологий оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах жизни и деятельности общества;

  • создание отдельных групп и центров, объединяющих конфликтологов, занимающихся на практике прогнозированием, предупреждением и урегулированием конфликтов;

  • создание Ассоциации российских конфликтологов, основной задачей которой будет разработка прикладных, теоретических и методологических проблем конфликтологии.

В нашей стране в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проведению конфликтологических исследований. Исследования конфликтов проводятся с учетом общенаучных и методологических принципов.

Для обеспечения результативности исследования конфликтов важно использовать общенаучные принципы их изучения (по А.Я.Анцупову).

  • Принцип развития требует при изучении конфликтов выявлять тенденции в их эволюции – постепенном, длительном, непрерывном развитии конфликта от одних форм к другим, чаще от простых к более сложным.

  • Принцип всеобщей связи ориентирует на то, что, изучая конфликт, нельзя ограничиваться рассмотрением отдельных элементов, а необходимо стремиться исследовать максимальное количество существенных связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами.

  • Принцип соблюдения законов диалектики требует учета основных законов и парных категорий диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей показывает внутренний источник развития конфликтов: единство и борьбу противоположных сторон, сил, тенденций.

Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов, ориентирует на поиск закономерностей, которым подчиняется развитие конфликтного взаимодействия, определение качественных и количественных изменений, происходящих при этом, выявление связей между ними.

Закон отрицания отрицания дает возможность прогнозировать направление развития конфликтов: от простого к сложному, от низшего к высшему, от одного к другому.

Парные категории диалектики, такие как материальное и идеальное, время и пространство, качество и количество, единичное, особенное и всеобщее, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие и другие, позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности полученных выводов.

  • Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики раскрывает диалектику движения знания к истине и определяющую роль практики в процессе познания. Нарушение оптимального соотношения логики взаимовлияния теории, эксперимента и практики приводит к снижению результативности работы конфликтолога, превращению ее в имитационную деятельность.

  • Принцип системного подхода ориентирует конфликтолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного конфликта. Необходимо рассматривать конфликты как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системы более высокого уровня.

  • Принцип конкретно-исторического подхода показывает необходимость учета в процессе изучения конфликтов всех конкретных условий их развития. Нельзя ограничиваться в характеристике конкретного конфликта применением к нему знаний, уже имеющихся для конфликтов подобного вида.

  • Принцип объективности требует минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они есть.

К основным среди них относятся:

1) принцип детерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно – следственных связей всех явлений действительности;

2) принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природ­ной, социальной, психической;

3) принцип развития, т.е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.

К методологическим принципам конфликтологии относятся:

  • Принцип междисциплинарности ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии. Изучая любой конфликт, важно как можно более полно ознакомиться с методологией, теорией, методами и результатами проведения исследований. Это многократно повысит эффективность работы специалиста. Конфликт – явление междисциплинарное. Опираясь на знания только одной науки – психологии, социологии или какой-либо другой – его ни глубоко изучить, ни тем более регулировать невозможно. Важнейшей стороной принципа междисциплинарности является принцип равенства всех шестнадцати отраслей конфликтологии. Роль не главной, но системообразующей науки на данном этапе развития конфликтологии призвана выполнить и пока выполняет психология.

  • Принцип преемственности требует максимально полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет. Важной стороной принципа преемственности является необходимость знания российскими конфликтологами истории, в первую очередь отечественной, конфликтологии. Западные теории конфликтов представляют для нас несомненную ценность. Однако не стоит рассчитывать на решение проблемы российских конфликтов на основе западных подходов. К тому же не может быть великой и далее самостоятельной наука, не знающая своей отечественной истории, только лишь заимствуя исходные принципы, основные теоретические концепции.

  • Принцип эволюционизма ориентирует на учет основных закономерностей эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании. Он требует от конфликтолога знания и учета основных макроэволюционных тенденций развития конфликтов при исследовании конфликтного взаимодействия вообще и анализа конкретных конфликтов в частности. Необходимо знать и учитывать основные тенденции изменений социальных и внутриличностных конфликтов в процессе истории развития человека и человечества. При изучении конкретных конфликтов важно выявлять не только динамику, но и эволюционные предпосылки и тенденции их возникновения и развития.

  • Принцип личностного подхода формулируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих Центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные индивидуально-психологические особенности. Даже решение начать межгосударственную войну принимается небольшой группой государственных деятелей, обладающих вполне определенными личностными особенностями. Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди.

  • Принцип поиска скрытого содержания конфликтов ориентирует конфликтолога на изучение не только доступной информации, но и скрытых, глубинных причин конфликтов. Он означает необходимость выявления неосознаваемых мотивов поведения людей в ходе возникновения, развития и завершения конфликтов, обнаружения осознаваемых, но скрываемых, часто основных, целей; необходимо находить не только скрытые элементы в действиях людей, но и глубинные механизмы развития конфликтов в целом.

Для проведения конфликтологичеких исследований используются следующие методы, под которым понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности (по В.П.Ратникову): 1) структурно – функциональный; 2) процессуально – динамический; 3) метод типологизации; 4) прогностический; 5) разрешительный.

При использовании структурно-функционального метода выявляются основные элементы конфликтного взаимодействия и роль каждого из них. Явление рассматривается в состоянии покоя, в статике. Этот метод имеет преимущества и недостатки. Преимущество заключается в том, что метод помогает увидеть то, что в состоянии движения не видно (состав участников, причины, границы конфликта). Недостаток – не учитывается динамика конфликта, конфликт никогда не находится в состоянии покоя.

Процессуально-динамический метод дополняет структурно-функциональный метод и позволяет определить основные этапы, стадии развития конфликта. Динамика конфликта может развиваться как по восходящей линии, так и в направлении разрядки напряжения.

Метод типологизации (классификации) конфликтов обеспечивает группировку, классификацию форм конфликтов. Группировка позволяет не только увидеть разные типы конфликтов, но и глубоко уяснить сущность конфликтов, которая проявляется в их многообразии. Метод типологизации служит связующим звеном эмпирического, конкретно-социологического и теоретического уровней исследования, обеспечивающим поиск общего в особенном и единичном.

Особенностью вышеперечисленных методов является то, что они объясняют феноменологию конфликта. Однако важно не только объяснение настоящего, но и предположение будущего развития ситуации.

Эту задачу решает метод прогнозирования – научное предвидение возможного развития конфликта. Научное прогнозирование исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта.

Разрешительный метод – особенный метод конфликтологии, отличный от других наук и представляющий собой совокупность приемов и средств разрешения конфликтов. Он нацелен на практические задачи управления конфликтом.

К частным методам конфликтологии относят четыре группы методов конфликтологии (С.М.Емельянов):

1. Методы изучения и оценки личности: наблюдение; опрос; тестирование.

2. Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах: наблюдение; опрос; социометрический метод.

3. Методы диагностики и анализа конфликта: наблюдение; опрос; анализ результатов деятельности; метод экспертного интервью.

4. Методы управления конфликтами: структурные; картографии.

Е.А.Замедлина предложила в качестве методов конфликтологии использовать также лабораторный эксперимент, ретроспективные и бланковые методы, тесты.

Итак, конфликтология как наука имеет свой объект, предмет, цели, задачи и методы. Исследования конфликтов проводятся с учетом общенаучных и методологических принципов.

Конфликтология развивается как наука потому, что есть общественная потребность в познании конфликтов и способов их улаживания. Общественная значимость изучения конфликтов порождает тенденцию сбор фактических знаний о них, систематизации их, разработки технологии предупреждения и разрешения конфликтов.

В феврале 1992г. в Москве был создан Центр конфликтологии, приоритетными направлениями деятельности которого были признаны разработка теории конфликтологии, теоретических основ деятельности конфликтологических экспертно-консультационных служб, координация конфликтологических исследований в академических институтах, пропаганда и распространение достижений отечественной и зарубежной конфликтологии и т.п. С тех пор конфликтология стала учебным предметом многих вузов России.

Предприимчивые американцы первыми сумели перейти от научно-прикладных исследований и разработок к внедрению их в повседневную практику. Медиаторство стало профессиональным делом специально подготовленных к нему лиц. В США появились учебные заведения, выпускающие специалистов-медиаторов. Стали создаваться медиаторские фирмы, оказывающие посредническую помощь людям в разрешении самых разнообразных конфликтов.

В нашу страну пришла практика медиаторства в 1990-х гг. В 1993г. был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997г. создан Клуб конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов-медиаторов, подготовленных в рамках Российско-Американской программы по конфликтологии.

В настоящее время конфликтология представляет собой область профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки, знаний и умений. Специалисты-конфликтологи ведут исследовательскую и практическую работу в научных институтах и конфликтологических центрах, в административных и юридических учреждениях, в управлениях корпораций и дипломатических ведомствах (А.С.Кармин). Накопился обширный фонд литературы по конфликтологии, конфликтология как учебная дисциплина включена в программы обучения психологов, юристов, социальных работников, менеджеров и других специалистов. Существуют институты, выпускающие конфликтологов-медиаторов.
  1. Функции конфликтологии

Кильмашкина Т.Н., Соколов С.В. выделили 6 функций конфликтологии: познавательную; диагностическую; прогностическую; идеологическую; образовательную; прагматическую.

Познавательная функция состоит в изучении, классификации конфликтов, определении предмета конфликтологии, ее методологии, места в системе других обществоведческих наук.

Диагностическая функция реализуется посредством анализа и оценки конфликтной ситуации, социальной напряженности, субъектов конфликта, его причин и других параметров. Она предполагает определение способов и планов урегулирования конфликтов.

Диагностика должна предусматривать постоянный конфликтологический мониторинг основных общественных процессов, связанных с зарождением конфликтной ситуации, развертыванием социальной напряженности. Это помогает выработке адекватных управленческих решений, необходимых для их предотвращения и эскалации.

Прогностическая функция выражается в выработке обоснованных адекватных прогнозов развития социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем. Она включает в себя анализ тенденций динамики конфликта на основе знания закономерностей развития обществ. Результатом реализации этой функции является прогноз о возможных вариантах и сценариях развития конфликта и его последствиях.

Идеологическая функция. Идеология – это система взглядов, идей, теорий, в которых выражаются интересы и цели социальных субъектов в обществе. Идеологическая функция выражается в использовании ее исследований в интересах нации, общества или правящей элиты. Это необходимо для понимания причин конфликта. Зачастую правящая элита использует конфликтологию для манипулирования общественным мнением и поведением людей, провоцируя конфликты, определяя виновников.

Образовательная функция позволяет использовать результаты исследований для эффективного реагирования на конфликты, для повышения конфликтологической образованности. Необразованность, нетолерантность и недостаточный культурный уровень может стать причинной возникновения и затягивания конфликтов.

Прагматическая функция. Конфликтологическому знанию присуща субъективность, придающая ему преимущественно теоретико-прикладную направленность. При этом участники конфликтов больше заинтересованы не в объяснении или прогнозе дальнейшего развития событий, а в определении приемлемого выхода из создавшегося положения. Поэтому конфликтологическое исследование по самой своей внутренней природе не может ограничиться объяснительной или даже прогностической функцией, а обязано довести познание до реализации конструктивной функции – предложения надлежащих мер по преобразованию конфликтной ситуации.

Она заключается в разработке общественно значимых технологий, программ, алгоритмов действия. Предполагает переход от научной теории к практике, что повышает значимость знания для достижения какого-то практического результата. Эта функция означает переход информации из описательной в предписывающую и регулирующую.

Резюме. Конфликтология определяется как наука о причинах, формах, динамике социальных конфликтов и путях их разрешения и предупреждения. Это комплексная прикладная научная дисциплина и сфера практической работы по урегулированию конфликтов. Вопрос о том, является ли конфликтология самостоятельной наукой или же комплексной научной дисциплиной, не имеет четкого ответа.

Объект конфлитологии – конфликты в целом. Предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития.

Выделяются шесть основных функций конфликтологии, в которых раскрывается полезность для общества данной области научных знаний: познавательная, диагностическая, прогностическая, идеологическая, образовательная и прагматическая.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение конфликтологии как науки.

2. Назовите объект, предмет и задачи конфликтологии.

3. Объясните, в чем заключается комплексный, междисциплинарный и прикладной характер конфликтологии.

4. На каких принципах строятся конфликтологические исследования?

5. Перечислите и дайте краткую характеристику методов конфликтологии.

6. Охарактеризуйте основные функции конфликтологии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Протокол №6 от 17 января 2011г icon«Безопасность жизнедеятельности»
Учебное пособие обсуждено на заседании кафедры естествознания 11. 06. 10, протокол №8
Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Протокол №6 от 17 января 2011г iconУчебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября»
Специализированное учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к
Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Протокол №6 от 17 января 2011г iconУчебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября»
...
Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Протокол №6 от 17 января 2011г iconМетодическая разработка по дисциплине «Макроэкономика»
Обсуждено на заседании кафедры макроэкономики и экономической теории от 22. 05. 2008 протокол №9
Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Протокол №6 от 17 января 2011г iconУчебное пособие по дисциплине «Организация увд»
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры 15 ноября 2001г и методического совета специальности 201300 4 декабря 2001г
Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Протокол №6 от 17 января 2011г iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых работ по социальной психологии Рекомендовано Советом филиала
Данные методические рекомендации утверждены на заседании кафедры психологии от 02 февраля 2011г., протокол №4
Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Протокол №6 от 17 января 2011г iconСпециальность 030501 «Юриспруденция»
Программа Рассмотрена и утверждена на заседании усм мфюа от «17» января 2011г., протокол №8-А/10-11
Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Протокол №6 от 17 января 2011г iconРабочая программа По дисциплине «Основы социальной медицины» Для специальности 040101 «Социальная работа»
...
Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Протокол №6 от 17 января 2011г iconТ. В. Сатина русский язык и культура речи
Одобрено на заседании кафедры русского языка и культуры речи, протокол №2 от 13. 09. 2011 г
Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Протокол №6 от 17 января 2011г iconУчебное пособие для студентов заочного отделения "Теория социальнойработы"
Учебное пособие для студентов заочного отделения "Теория социальнойработы" подготовлено заведующей кафедрой социальной работы нгма,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница