Заметки орнитолога




Скачать 39.28 Kb.
НазваниеЗаметки орнитолога
Дата17.10.2012
Размер39.28 Kb.
ТипДокументы
ЗАМЕТКИ ОРНИТОЛОГА


М.Юдсону


В булгаковском романе, даже если отвлечься от попугаев на балу и от грача-шофера, есть чем заняться орнитологу.

"Дело в том... – тут профессор пугливо оглянулся и заговорил шепотом, – что я лично присутствовал при всем этом. И на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте, но только тайно, инкогнито, так сказать".

Поверим профессору. Был, слышал, видел, помнит.

Но давайте сузим пространство событий. А именно: ограничимся "балконом у Понтия Пилата", то есть допросом и вынесением приговора.

Вопрос: присутствие Воланда на балконе было видимым или невидимым? Допустим, что видимым. Тогда можно ожидать, что оно описано Мастером в его романе.

Так описано или нет? Допустим, что да.

Тогда главный вопрос: в качестве кого (или чего) присутствовал Воланд "на балконе"? В качестве человека? предмета? явления?


* * *


В 1984 году в США, в издательстве "Ардис" вышла книга А.Зеркалова (псевдоним писателя и литературоведа А.Мирера) "Евангелие Михаила Булгакова" с подзаголовком "Опыт исследования 4-х глав романа "Мастер и Маргарита".

Автор исследует, в частности, проблему "второго пергамента", поданного Пилату секретарём. Почему второй пергамент не был подан сразу? А.Зеркалов приходит к интереснейшим выводам, изложить которые в полном объёме у нас нет возможности. Для нас важно следующее:

Под видом одного судебного дела (секретарь ведет один протокол) ведутся, одно за другим, два судебных следствия (второе начинается словами "Слушай, Га–Ноцри") по двум совершенно разным делам: о призывах к разрушению Храма и об оскорблении кесаря. По первому делу имелся приговор Синедриона, и оно было доложено тетрарху Галилеи, тот "отпасовал" его Пилату, и Пилат, в конце концов, утвердил приговор Синедриона. По второму делу не было приговора Синедриона, оно, скорее всего, не докладывалось тетрарху, и Пилат не вынес по нему никакого решения.

Итак, два дела. Перед началом слушаний невозможно предсказать, чем они закончатся. Например, естественно рассуждать так: если дел – два, то и приговоров будет два.

И вот, каждый раз, когда слушание очередного дела заканчивается и наступает момент формулирования приговора – каждый раз на балкон влетает ласточка. Она как будто хочет присутствовать при рождении приговора, хочет, может быть, с лёту прочесть приговор, извлечь его из головы, в которой он зародился ("Крылья ласточки фыркнули над самой головой игемона").

Да, ласточка – это Воланд. И это не единственный случай принятия князем тьмы птичьего облика: в квартире профессора Кузьмина мессир присутствует воробьём.

Последнее утверждение нуждается в объяснении.

Роман Булгакова, состоящий из двух частей, насквозь театрализован. Его можно рассматривать как спектакль в двух действиях. В конце первого действия, то есть в главе "Неудачливые визитеры", основные актеры спектакля – пятеро нечистых – как бы выходят на авансцену раскланиваться с публикой. "Раскланивание" начинается с визита буфетчика в "нехорошую квартиру". Если Поплавский, посетивший квартиру непосредственно перед буфетчиком, повидал только трёх нечистых и в обстановке квартиры не было ничего необычного, то буфетчик повидал всех пятерых, а решительно изменившаяся обстановка квартиры наводила на мысль о церковной панихиде по Берлиозу (на самом деле по Берлиозу служили "чёрную мессу").

"Раскланивание", то есть всякого рода кривляние и глумление, продолжается и после ухода буфетчика из квартиры. Черный котёнок, царапающий лысину Андрея Фокича (и тем пародирующий терновый венец на голове Иисуса), и другой, "черный котенок-сирота с несчастливой мордочкой" над блюдечком с молоком – что это?

А это с нами раскланивается черный кот Бегемот.

Сестра милосердия с мужским ртом и одним клыком – ну, это Азазелло.

А хромой воробей, танцующий "Аллилуйю", – ясно, что это хромой чёрт: Воланд. Но почему же он принял такой непритязательный – воробьиный – облик?

Ну, во-первых, для контраста: могущество князя тьмы – и воробей.

Во-вторых, вспомним сцену на Патриарших:

"– Нету никакого дьявола! – растерявшись от всей этой муры, вскричал Иван Николаевич не то, что нужно, – вот наказание! Перестаньте вы психовать!

Тут безумный расхохотался так, что из липы над головами сидящих выпорхнул воробей.

– Ну, уж это положительно интересно, – трясясь от хохота, проговорил профессор, – что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!"

Устанавливается связь между стихией осмеяния, исходящей от Воланда, – и воробьём. Эта же связь работает и в квартире Кузьмина.

В-третьих, существует древняя христианская легенда, согласно которой при распятии Христа воробей подносил палачам в клюве гвозди. Отголосок этой легенды находим у Чехова в сценке "День за городом":

"...– Соловей птица певчая, безгрешная... Ему голос такой в горле даден, чтобы бога хвалить и человека увеселять. Грешно его тревожить.

– А воробья?

– Воробья можно. Злая птица, ехидная. Мысли у него в голове, словно у жулика. Не любит, чтобы человеку было хорошо. Когда Христа распинали, он жидам гвозди носил и кричал: "жив! жив!"

Отчасти поэтому прощание с Москвой происходит на Воробьёвых горах.


* * *


Ласточка "скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль вить там гнездо". Свила она там гнездо или нет, неизвестно. Но где она точно свила гнездо, так это в фамилии бухгалтера Варьете – Ласточкин. И на другой день после скандального сеанса маршрут перемещений бухгалтера (театр Варьете – Комиссия зрелищ и увеселений облегченного типа – филиал Комиссии в Ваганьковском переулке – финзрелищный сектор) напоминает стремительные ломаные перелеты ласточки.

Но он напоминает и ещё кое-что: недописанную букву "W", первую букву имени мессира.

Похожие:

Заметки орнитолога iconДесятилетний юбилей. Перспективы 203 Приложение Заметки об абортах 207 Приложение Заметки о чувстве вины у родителей 210 Источники и материалы для чтения
Г. И. Брехман. Новый взгляд на неродившегося и новорожденного ребенка. Предисловие научного редактора
Заметки орнитолога iconН екоторые заметки об эволюции цифровых репозитариев
Некоторые заметки об эволюции цифровых репозитариев традиционных библиотек к полнофункциональным электронным библиотекам
Заметки орнитолога icon«Непутевые заметки по Египту»: butcher; Moscow; 2005 Непутевые заметки по Египт
Пятая порция джина сыграла свое решающее действие, и я таки дал свое согласие, так как моей детской мечтой было увидеть страну, где...
Заметки орнитолога iconС. Л. Дударев статьи, заметки, лекции по истории
Дударев С. Л. Статьи, заметки, лекции по истории. Вып. VI. – Армавир, 2007. 178 с
Заметки орнитолога iconИон Деген статьи в сетевом журнале "заметки по еврейской истории"

Заметки орнитолога iconНазвание коллекции
Геогностическо-палеонтологические заметки о полуострове Мангышлаке и Алеутских островах
Заметки орнитолога iconЗаметки о состоянии христианской жизни Киевской Руси в X в. (до смерти вел князя Святослава)

Заметки орнитолога iconПотребность в услугах
Дополнительные заметки: употребление наркотиков и стратегии снижения вреда во время беременности
Заметки орнитолога iconСобрание сочинений. В 8-ми т. / И. А. Гончаров Т. 8
Т. 8 : Критические статьи и заметки. Избранные письма. Автобиография. Москва : Правда, 1952. 541 с. (Б-ка "Огонек")
Заметки орнитолога iconК. С. Станиславский Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания
Обращение к участникам митинга работников театрального искусства 22 декабря 1919 г
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница