У порога мира Николая Рериха




Скачать 112.81 Kb.
НазваниеУ порога мира Николая Рериха
Дата17.10.2012
Размер112.81 Kb.
ТипДокументы
У порога мира Николая Рериха


Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр

Только тогда он имеет право носить это высокое звание-

ЧЕЛОВЕК.


Когда указываем беречь культуру, ее сокровища, будем это

Делать не ради старости, но ради молодости.

Николай Рерих.


Цели урока: ввести ребят в мир художественных образов Н. Рериха, помочь понять его и принять взгляды художника на жизнь; начать работу над обучением умению анализировать философские сказки.


На доске портрет Н. Рериха, эпиграфы к уроку и цитаты из его произведений.


Хочу веры в себя в себя, хочу идти далеко, хочу с высокой горы смотреть на восток.


Если ты устал, начни еще. Если ты изнемог, начни еще и еще!


Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.


Ход урока


Начинается урок с обращения к портрету писателя.

Вопрос:»Как вы думаете, какой человек перед нами?»

Ребята отмечают, что это мудрый и добрый. Особое внимание уделяется глазам. Отмечается, что Н.Рериха очень умные, глубокие глаза. Необычное имя и притягивающее лицо вызывают интерес к его творчеству.

Обращение к эпиграфам и запись их в тетради.

Вопрос: «Согласны ли вы с мыслью, выраженной в эпиграфе?»

Ответ чаще положительный.

Вопрос: «А что нужно, чтобы носить высокое звание - Человек?»

Ответы ребят самые разнообразные, но учитель плавно подводит к мысли, что у человека должна быть вера в себя. Обращение к первой цитате и обсуждение её.

Вывод: Вера в себя человеку необходима, но этого мало. Человек должен быть трудолюбив и настойчив в достижении своей цели.


Обращение ко второй цитате. Чтение и обсуждение её.

Вывод: Человек живёт среди людей, значит, сложатся определённые отношения между ним и людьми, которые его окружают. И какими будут эти отношения, зависит только от самого человека.

Чтение и обсуждение третьей цитаты.

Учитель: «А теперь обратимся к письменам Николая Рериха и посмотрим , как всё то, о чём мы только что говорили, нашло отражение в произведениях этого замечательного художника.»

Первое произведение, с которым знакомятся ребята,- это сказка-притча «Гримр-викинг». Обращается внимание на жанр произведения, отмечается, что все сказки Н.Рериха приближены к нравственно-философским притчам, но они лишены категоричности поучения. Назидательные ноты смягчены лиризмом повествования, поэтической недосказанностью. Мысль не скользит на поверхности, она устремлена вглубь, стараясь раскрыть новые стороны жизни, не всегда заметные с первого взгляда.

События, описанные в произведении, происходили давно и не в нашей стране, но оно современно и сейчас (обращение ко второму эпиграфу).

Чтение притчи «Гримр-викинг» учителем.

Вопросы и задания для обсуждения.

  1. Понравилась ли вам притча? Что именно?

  2. В каких строчках заключена основная мысль? Какова она?

  3. Согласны ли вы с викингом? Почему?

  4. А был ли Гримр-викинг чьим –нибудь другом в счастье? Почему вы так думаете? Найдите подтверждение в тексте.

  5. А, может, он сам виноват в том, что у него никогда не было друга в радости?

  6. А вы сами являетесь чьим-нибудь другом в радости?

После этой работы даётся задание написать сочинение-миниатюру или нарисовать, где бы ребята отразили своё отношение к написанному в произведении и происходящему вокруг.

Чтение и обсуждение сочинений и рисунков происходит на этом же уроке, так как самыми искренними и правдивыми являются только те ответы, которые возникли сразу после прослушивания произведения.


Итог урока. Вопросы и задания.

  1. Почему Н. Рерих обратился именно к жанру сказки-притчи?

  2. Какова основная мысль притчи?

  3. Чему научила вас сказка-притча?

  4. Что бы вы выписали из неё для своих потомков?


Домашнее задание. Прочитать сказки-притчи «Старинный совет», «Детская сказка»


Формула жизни Н.Рериха


Высшая цель- быть мудрым, высшая мудрость- быть добрым

Изречение святых


От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям,

от красивых мыслей мы перейдём к красивой жизни, от красивой

жизни - к абсолютной красоте.

Платон


Цели урока: продолжить работу по изучению творчества Н.Рериха; вывести формулу жизни Н.К.Рериха, и на её основе каждый выводит свою формулу жизни.


Ход урока

1.Чтение домашних сочинений и работа над рисунками, выполненными дома.

2.Лейтмотивом, основой всех произведений Н.Рериха является добро, доброе отношение ко всему, что окружает человека, и ко всем кто живет рядом с ним( обращение к эпиграфу). Где, в каких произведениях мысль, заключённая в эпиграфе, нашла своё воплощение?

- В «Детской сказке», в «Мифе Атлантиды».

Свои ответы ребята комментируют, опираясь на текст.


Учитель. Итак, одним из слагаемых формулы жизни Н.Рериха является добро, доброе отношение ко всему живому. Ещё какие слагаемые можно выделить опираясь на рассмотренные сказки?

- Дружба(ответы также комментируют учащиеся, опираясь на тексты сказок).

-Вера в себя (зачитываются цитаты из «Детской сказки»).

-Самостоятельность(зачитываются цитаты из сказки «Старинный совет»).


Следовательно, в тетрадях появляется запись:


Добро

Дружба жизнь

Вера в себя

Самостоятельность


Следующим этапом урока является выведение своей формулы жизни.

Вопрос: «А какие слагаемые ещё вы включите в свою формулу жизни?»

На этот вопрос ребята отвечают самостоятельно в тетрадях, без вмешательства учителя, подтверждая необходимость того или иного качества человека примерами из личной жизни. Получается у каждого своя формула. Очень важно настроить ребят на искренность и правдивость. Можно задавать вопросы такого рода:

- По какой формуле жизни ты бы хотел(а), чтобы жил(а) твой сын или твоя дочь?

Эта работа тоже должна быть завершена в классе, так как дома уже не будет того эмоционального настроя.

По ходу чтения и обсуждения работ учащихся на доске слагаемые, наиболее часто встречающиеся в ответах. На основе этих записей выводится одна, применимая для всех формула жизни.

На левой стороне доски остаются слагаемые формулы жизни Н.К.Рериха, на

правую сторону записываются слагаемые ребят.


Добро Любовь к родным и близким

Дружба Любовь к Родине

Вера в себя Жизнь Правда (правдивость)

Самостоятельность Милосердие


Рефлексия.

1.Понравились ли вам сказки-притчи Н.К.Рериха?

2.Где и как проявляется творческая индивидуальность автора?

3.Нужны ли нам произведения Н.Рериха сегодня?

4.В чём их философский и морально-нравственный смысл?


Домашняя работа. Вывести формулу жизни своих родителей.


.

Глаз добрый и провидческий.


Урок- размышление над произведениями Николая Рериха.

Я был призван на лот мировой пир, И жизнь моя была благословенна На мою долю пало играть на этом пиру. И я сделал всё, что мог.

Робиндранат Тагор

Хочу веры в себя, хочу идти далеко. Хочу с высокой горы встречать рассвет

Николай Рерих


Оформление доски Портрет Н . Рериха , два эпиграфа , новые слова:

  • Рерих - богатый славой(по - скандинавски)

  • Провидец - человек , который может предвидеть будущее , ясновидец.

  • Синквэйн - пятистишие , имеющее глубокий философский смысл (японск.)




  • Три плаката с высказываниями Н. Рериха.

  • Картины Н. Рериха

  • Политическая карта мира.

  • Магнитофон с аудиокассетой с записями сонат Бетховена.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационная беседа.

  3. Биография Н. Рериха.

  4. Составление кластеров.

  5. Чтение и анализ стихов Н. Рериха.

  6. Сочинение синквэйнов.

  7. Рефлексия.

  8. Домашнее задание.

Цели урока.

Через мир художественных образов Н .Рериха помочь ребятам понять ^ принять его философские взгляды на жизнь и продолжить работу учителя на; формированием правильной , грамотно оформленной монологической речи .


Ход урока .

1. Здравствуйте . Добрый день , дорогие одиннадцатиклассники дорогие гости и мои друзья ! Меня зовут Ирина Николаевна .

Тема нашего урока сегодня необычная и , на мой взгляд , очень интересная , «Глаз добрый и провидческий». Каждый человек должен уметь глядеть на свою жизнь по- доброму , как на подарок судьбы , но заглядывая далеко вперёд в поисках своего места в жизни .

Моя ученица Оля Васильева написала стихотворение, которое близко и мне, несмотря на разницу в возрасте .

Мне 15 лет . Мало или много ?

Я ищу ответ, где моя дорога.

Как её в этом шумном мире ,

Из узенькой тропы сделать сё шире ?

Я ищу ответ , в чём моё призванье. Дано ли мне судьбой божье дарованье ?

Или просто гак рождена на свет я, Пронестись по жизни холодною кометой ?

Интересно жить , если есть стремленье ,

Если ты найдёшь верное решенье . Чтоб идти вперёд прямо , не сгибаясь , Страх преодолев . сердцем закаляясь .

Своё место в жизни всем отведено , Нел и есть стремленье , ты найдешь его .

Меня . как и Олю . как и вас , мне кажется , как и многих людей на Земле, волнуют вопросы : «Для чего родился я на свет ? Где моё место ? Как его найти ? С чего пачать».Л.Н. Толс'гой в 82 года уходит из дома, потому что ищет себя, не доволен своим местом в жизни . Любимый герой М. Лермонтова Печорин в ночь перед дуэлью задаёт себе вопросы: «Зачем я жил? Для чего я родился? Думаю, чт< было мне назначение высокое, ибо я чувствую в себе силы необъятные...»

Ответы на эти и многие другие вопросы мы с вами вместе постараемся пай и познакомившись с некоторыми произведениями Н. К. Рериха .

2. Эпиграфом к уроку взяты строчки из стихотворения Р. Тагора , потга .
философа и друга М. Рериха (Читается эпиграф и разбирается построчно )
Я был призван на этот мировой пир

-Кем ? Для чего '?

И жизнь моя была благословенна ...

-Какую бла1ую (ое) весть (слово) получила жизнь ?

На мою долю пало играть на этом пиру

-Он был наблюдателем или жил полной жизнью ?

И я сделал всё , что мог .

-Счастлив тот . кто в конце своего жизненного нуги сможет сказать так .

3. Так мог сказать Р.Тагор. Так , мне кажется ,мог бы сказать и П.Рерих
. Всю свою жизнь он был в поиске . Он искал себя.

Рерих - богатый славой по-скандинавски . Он родился в 1874 г 27 сентября в семье известного нотариуса Константина Фёдоровича Рериха. Получил прекрасное образование и воспитание . С детства любил рисовать и более известе] нам как художник . В 16 лет одновременно поступает в Академию Художеств и иу юридический факультет университета (отец хотел сделать из сына юриста , а не

Блестяще заканчивает оба факультета. В качестве дипломной работы в Академии художеств - картина «Гонец», сразу купленная Третьяковым. Всего известно миру около семи тысяч полотен Рериха, но многие его работы остались за пределами России, многие проданы за бесценок, многие утеряны . Больше всем с художник любил писать горы, потому что он считал ,что «горы занимательны, как начало, выходящие из низших земных условий, на высотах можно ощущать выхо^ из обычных требований земли». Жизнь его очень богата и разнообразна . Много путешествует, организует научно - исследовательские экспедиции .Рерих жил 42 года в России , 17 лет - в Индии , 3 года - в Америке , 2 года - в Финляндии , 2 года - в Китае . Был во Франции , Англии , Германии , Италии , Швейцарии , Египте, Японии .

В 1923 г. вместе с женой и сыном уезжает в Индию и не возвращается (не может) 13 декабря 1947 г умирает в Индии . Его тело предано сожжению , а на месте костра водружен камень с памятной надписью.

3. Но самой главной памятью для нас являются его произведения. Это его

обращение к вам , вступающим в самостоятельную жизнь .


Стихотворение «Вечность».

-Как вы думаете , о чём оно ?

Найдите главные слова и строчки .

-Это стихотворение о том , что человек начинает искать себя с самого детства , с утра жизни . Вечером отправляться в дорогу уже поздно . И тогда ты поймёшь радость начала своего жизненного пути . Но ты не уйдёшь в никуда .Ты уйдёшь в вечность ! Ты будешь жить вечно в своих детях .


Ты будешь жить на свете 10 раз

Десятикратно в детях повторённый

И вправе будешь в свой последний час

Торжествовать над смертью покорённый .

В.Шекспир.


-Но с кем ты выходишь в путь , кот рядом с тобой ? Кто будет твоим проводником ?

5. А когда наши , чувашские , дети начинают свой жизненный путь ? С чего
начинается наша дорога ?

-С приобщения к труду . Только трудом , уважением к нему воспитывались чувашские дети . Уже с трёх лет девочка начинала учиться всему тому , что умела делать её мать , а мальчик - отец . Девочек учили шить , вязать, вышивать , т.е. готовить себе приданое , учили быть мудрой хозяйкой , хорошей матерью . А мальчик выходил в поле с отцом , учился обрабатывать и любить землю.Детей учили любить свой народ ,помнить и чтить его мудрость и традиции.(обращение к работе о семье св.11етровой )

6. Человек вышел в путь , он ищет свою дорогу , своё место , потому что он
понимает, что он «Послан»(Чтение стихотворения учителем)

О чем оно ? Что вы услышали в нём ?

Каждый человек «послан» на Землю с какой-то целью , на него возложена какая - то определённая миссия . Он должен услышать голос , почувствовать своё

предназначение и «сделать всё , что мог» , несмотря на «свирепые игры больших , не размениваясь по мелочам.

А что такое мир ? Каким он бывает ?

светлый жестокий

добрый злой

красивый. несправедливый и.т.д.

Чтение высказывания Рериха о мире зла.

И чтобы выжить в этом мире, надо быть сильным. Но где взять силы?

7. «Бог даст»

«Большие научили тебя боятся»-жизнь жестока (обращение к словам Рериха о мире зла ). Но бог даст и смелым ты встанешь и тогда ...

«Тогда»(чтение). Ты станешь свободным и сильным , но помни приказ : «Жить , не бояться и верить!»

-Во что ? В кою верить ? А что такое вера ?





8.А что об этом говориг Н. Рерих в своей сказке ? Сейчас я вам прочитаю сказку , а вы карандашом подчеркните , пожалуйста , те слова , в которых , на ваш взгляд , заключена основная мысль . (Работа над текстом) -Итак что вы должны взять с собой в дорогу ? -Веру в себя

-С кем ты идёшь ? Или ты одинок ? «Без зова никто не дойдёт . Без проводника никто не пройдет.

В то же время нужно личное, неукротимое устремление и в то же врем) готовность к трудности пути».

Да , путь будет труден , путь к наивысшей цели , к совершенству очень сложен . Но человек должен подняться на вершину горы , потому что горы для Рериха - это символ чистоты , непорочности

«Только сердце подскажет, как можно по гладкому камню поднимал вся К высотам».Чтение высказывания Н. Рериха о пути ВПВРЁД.

9. Итак , что человек должен иметь , чтобы уверенно идти по жизненному пути ?

Веру . силу , стремление , готовность , умение преодолевать страх , желание идти и.т.д.

А теперь попробуем составить синквэйны , используя те мысли , которые возникли у вас на уроке . (словарная работа)

Один синквэйн составляем вместе . Одна ученица у доски.

11равда I Главное слово, которое ты берёшь с собой в дорогу.

Горькая . беспросветная . 2 Два определения к лому слову.

Волнует . тревожи л . бередит 3 Три глаголи.

Она О1 крывает нам глача 4 I [редложспие. заключающее в себе глубоким смысл.

Радость. 5 (.'лоно - итог, вывод.

11раида

Вечная . нанимая Ьеспокоит . треножит . отрезвляет Окрыляет на большие дела .

Надежда.

Краеота

Таинственная . просветлённая Манит . просвечивает . проникает Душу мечтой загадочной окрыляет

Радость

Прекрасные работы получились у вас , прекрасные впечатления остались у меня о общения с вами . Ведь вы творческие , ищущие люди , вы все пришли сюда , в иедкласс за знаниями. Вы понимаете, что вам это надо вы ищете себя . Значит, вы уже в дороге. Счастливого пути .

10. Домашнее задание. Продолжить работу над синквэйнами

Похожие:

У порога мира Николая Рериха icon«Я учу вас моей мудрости» Философское осмысление стихов и картин Николая Константиновича Рериха. Урок с применением икт
Цель: познакомить учащихся с личностью Н. К, Рериха, научить понимать социально-философский смысл стихов и картин Н. Рериха, развить...
У порога мира Николая Рериха iconСимволика Знамени Мира Рериха
В год юбилея Пакта Рериха мы заново пытаемся осмыслить символ Знамени Мира, Знак настолько лаконичен по своей форме и многоплановый...
У порога мира Николая Рериха iconНиколай Константинович Рерих Сердце Азии
Имя Николая Константиновича Pepиха относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Талант Рериха был универсальным:...
У порога мира Николая Рериха iconРерих
Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. По воспоминаниям...
У порога мира Николая Рериха iconРазработка картографического обеспечения атласа научных экспедиций н. К. Рериха
Несмотря на это, имеющиеся картографические материалы по экспедициям разрозненны и не сведены в единую систему. Картографическое...
У порога мира Николая Рериха iconОсновы миропонимания новой эпохи а. И. Клизовский ученик и последователь Е. И. Рерих и Н. К. Рериха. Его
А. И. Клизовский – ученик и последователь Е. И. Рерих и Н. К. Рериха. Его книга "Основы миропонимания Новой Эпохи" – первый опыт...
У порога мира Николая Рериха iconРоссия и Украина договорились о новом формате зернового пула
Подкомиссии по вопросам агропромышленного комплекса Российско-Украинской межгосударственной комиссии, которая прошло под председательством...
У порога мира Николая Рериха iconФедотова В. Е. Пагс соотношение поэтического языка и модели мира
Понятие «модель мира» в большинстве исследований используется как синоним «картины мира». А. Я. Гуревич называет модель мира «сеткой...
У порога мира Николая Рериха iconО. А. Базалук Существование мира: современная модель «эволюционирующая материя»
Мироздания, на процессы формирования и развития неорганического мира, мира жизни и разума. И вторая задача: через научно-философское...
У порога мира Николая Рериха iconПравительство Российской Федерации фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» Философский факультет
Насильственные и ненасильственные способы поддержания и сохранения мира. Теоретические подходы, методологии, школы в осмыслении конфликта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница