Ассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ”




Скачать 269.03 Kb.
НазваниеАссмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ”
страница1/3
Дата17.10.2012
Размер269.03 Kb.
ТипУчебно-тематическое планирование
  1   2   3
Р
УТВЕРЖДЕНО и ВВЕДЕНО в действие приказом директора МОУ Адельшинская СОШ” Чистопольского муниципального района, от 1.09. 2008г. № 71

Директор школы И.А.Хамидуллина


ассмотрен на заседании ШМО

Протокол от “28августа 2008 года


Элективный курс
«Путешествие в мир фармакологии»



Работу адаптировала: учитель

химии первой

квалификационной категории

Шагвалеева Гульчечек Шафигулловна

Муниципальное образова-

тельное учреждение

«Адельшинская средняя

общеобразовательная школа»

Чистопольского

муниципального района.


2008

Автор программы: М.В.НИКОЛАЕВА,
учитель химии школы № 28,
методист Чувашского
республиканского института образования
(г. Чебоксары)

Пояснительная записка

Курс составлен для учащихся 9-го класса из расчета один час в неделю. Всего запланировано провести 35 занятий. Курс формирует представления об использовании химических знаний в фармакологии. Учащиеся должны понять, что знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ с целью создания новых лекарственных средств. От того, насколько прочны, убедительны эти знания, зависит сознательный выбор учеником дальнейшей своей профессиональной стези.
Программа позволяет отшлифовать базовые знания учащихся по химии, ведь не секрет, что на это времени у наших учителей нет. Одновременно дети узнают много нового в такой увлекательной области прикладной химии, как фармакология (в частности, введен вопрос об изучении комплексных соединений на основе лекарственных средств в металлотерапии). Большое внимание уделено вопросам грамотного хранения лекарственных средств в домашних условиях (обсуждается, как исключить хранение несовместимых сочетаний лекарственных препаратов).
Выделено много учебного времени на тренинг по решению химических задач. Курс содержит самые реальные с точки зрения необходимых ресурсов демонстрации (четыре), лабораторные опыты (шесть), практические работы (две), контрольные работы (две), предусмотрены деловая игра и учебная экскурсия.

Учебно-тематическое планирование курса


Номер темы

Название темы

Kоличество часов

1

Введение. Лекарства в нашем доме

2

2

Химические реакции в водных растворах веществ, используемых в фармакологии

8

3

Химические элементы лечат

14

4

Химические задачи в фармакологии

8

5

Заключение. Факторы риска для здоровья человека и общества

3

Содержание программы курса


Занятие 1. Функции лекарств.

Развитие химии лекарств. Химия и фармакология. Номенклатура неорганических соединений – основа номенклатуры лекарственных средств.

Демонстрации. Различные упаковки и наклейки лекарств (с целью анализа информации по использованию номенклатуры неорганических веществ в фармацевтике).

Фармакология – наука о лекарственных и других биологически активных веществах и об их действии на организм человека и животного. Фармация – раздел фармакологии, занимающийся изысканием, исследованием, изготовлением и отпуском лекарственных средств; практическая деятельность в этой области.

Занятие 2. Химия – союзник медицины.

История возникновения фармацевтической химии. Работы К.В.Шееле по выделению из винного камня винно-каменной кислоты. Создание Л.Н.Вокленом первой фармацевтической школы в Париже. Работы К.Ф.Мора (немецкого фармацевта) в области объемного анализа лекарств. Создание Петром I первых аптек на Руси. Первая вакцинация в России при Екатерине II. Работы
М.Я.Мудрова, А.П.Доброславина, Н.И.Пирогова, Ф.Ф.Эрисмана в области экспериментальной гигиены в России.

Занятие 3. Электролитическая диссоциация веществ,
используемых в фармакологии (на примере ацетата калия,
бромида натрия, нитрита натрия, хлороводородной кислоты).


Демонстрации. Определение электропроводности веществ на примере физиологического раствора (хлорида натрия), растворов питьевой соды, сахарозы, этанола.

Занятие 4. Упражнения на электролитическую диссоциацию веществ, применяемых в фармакологии.

Полные и сокращенные ионные уравнения реакций в растворах электролитов – кислот, щелочей, солей. (Хлороводородная кислота используется при лечении болезней желудка, гашеная известь – как противовоспалительное, вяжущее и дезинфицирующее средство, сульфат натрия – как противоядие при отравлениях солями бария и свинца.) Сильные и слабые электролиты.

Занятие 5. Гидролиз неорганических веществ,
используемых в фармакологии.


Понятие о гидролизе, три случая гидролиза соли. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза в процессе приготовления растворов лекарственных веществ.

Занятие 6. Упражнения на гидролиз.

Уравнения гидролиза ионного и молекулярного характера.

Демонстрации. Гидролиз кальцинированной соды (антисептик), глауберовой соли (слабительное средство).

Занятие 7. Окислительно-восстановительные реакции
в растворах веществ, используемых в фармакологии.


Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов.

Демонстрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой.

Занятие 8. Упражнения по окислительно-восстановительным реакциям.

Составление уравнений реакции методом электронного баланса. Подготовка к контрольной работе
№ 1. В фармацевтике взаимодействие, ведущее к гидролизу веществ, окислительно-восстановительным процессам, выделению в осадок лекарственных препаратов, нежелательно, т.к. обуславливает частичную или полную утрату лечебного эффекта.

Занятие 9. Контрольная работа № 1.

Занятие 10. Анализ контрольной работы № 1.

Занятие 11. Хлор. Хлориды (описание, получение, характеристика, упаковка лекарственных средств на их основе)*.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на хлориды». Кровоостанавливающие средства. Рассказ о применении хлорида кальция как успокаивающего средства при лечении неврозов, при бронхиальной астме, туберкулезе. Противовоспалительное, противоаллергическое и противоотечное действие ионов кальция обусловлено тем, что он понижает проницаемость стенок капилляров.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Хлорид аммония несовместим с солями свинца и серебра – образование малорастворимых хлоридов; с щелочами – разложение с выделением аммиака; в растворах с нитритом натрия – выделение оксидов азота. В слабокислой среде, создаваемой хлоридом аммония, нитрит натрия разлагается с образованием азотистой кислоты, которая окисляет йодид калия до йода». Как химически грамотно хранить препарат хлорида аммония?

Занятие 12. Йод, йодиды*.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на йодиды». Лечение глазных болезней. Мазь на основе йодида калия используется для лечения грибкового поражения ногтей. Йод входит в состав белка щитовидной железы, поставляющей организму такие гормоны, как тироксин, дийодтирозин. Организм человека с удивительной точностью сохраняет в крови постоянную концентрацию йода, так называемое йодное зеркало. Йод в виде настойки впервые применил Н.И.Пирогов в 1865–1866 гг. Роль йода в возникновении эндемического (характерного для данной местности, географического района) зоба. Работы академика В.И.Вернадского.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Йод несовместим с сульфидами – происходит выделение серы; с аммиаком образует нерастворимый и взрывчатый йодистый азот; с солями ртути, серебра и свинца образует труднорастворимые осадки йодидов. Пары йода могут действовать на многие медикаменты, приводя их к порче. Так, при воздействии йода на монохлорид ртути (каломель) образуется дихлорид ртути. При работе с препаратами ртути не следует допускать контакта с металлами». Как химически грамотно хранить препарат йода?

Занятие 13. Сера, сульфаты*.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на сульфаты». Изготовление повязок и шин, зубопротезная техника. Жженый гипс (алебастр) 2CaSO4•H2O получается путем прокаливания природного гипса CaSO4•2H2O при 150–180 °С. При замешивании с водой он быстро твердеет, превращаясь опять в кристаллический гипс (природный). На этом свойстве основано применение его в медицине для гипсования повязок при переломах костей.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Сульфат магния несовместим с солями кальция – осаждение нерастворимого в воде гипса; с едкими щелочами – осаждение нерастворимого в воде гидроксида магния; с карбонатами – осаждение нерастворимого в воде основного карбоната магния; с солями свинца – осаждение нерастворимых сульфатов». Как химически грамотно хранить препарат сульфата магния?

Занятие 14. Азот, нитраты*.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на нитраты». Препараты соединений азота: водный раствор аммиака (10%-й), оксид азота(I) (физиологическое действие установлено Г.Дэви, применяют для масочного наркоза в хирургической практике), нитрит натрия (проявляет слабощелочную реакцию в воде, обладает окислительно-восстановительными свойствами, является коронарно-расширяющим средством при стенокардии, противоядием при отравлении метгемоглобинобразующими веществами, цианидами).

Занятие 15. Фосфор. Фосфаты*.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на фосфаты». Применение в зубопротезной практике. Почти все важнейшие физиологические процессы в организме человека связаны с превращением фосфорорганических соединений. Фосфор сосредоточен в скелете, мышцах и нервной ткани. Зубная эмаль содержит апатит.

Занятие 16. Углерод, карбонаты*.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на карбонаты». Адсорбирующие и нейтрализующие средства. Карбонат калия применяется как составная часть пилюль Бло для превращения сульфата железа(II) в карбонат:

FeSO4 + K2CO3 = FeCO3 + K2SO4.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Гидрокарбонат натрия несовместим с кислотами и веществами с кислой средой раствора. При их смешивании происходит взаимное разложение с выделением углекислого газа (в растворах). С хлоридом кальция гидрокарбонат натрия дает осадок карбоната кальция; с солями алюминия, железа, магния, ртути, свинца и цинка происходит образование нерастворимых соединений». Как химически грамотно хранить препарат гидрокарбоната натрия?

Занятие 17. Роль металлов в фармакологии.

Последствия нарушений химического состава живых организмов. Влияние недостатка и избытка металлов на состояние растений и животных. Металлотерапия – использование комплексных соединений металлов для лечения болезней (металлы применяют для непосредственного лечебного действия и для повышения эффективности других лекарств).

Занятие 18. Комплексные соединения.

В каком виде находится металл в клетках организма? Понятие о координационном числе, лигандах, комплексообразователе. Сравнение свойств комплексов и гидратированных ионов одних и тех же металлов.

Занятие 19. Натрий, калий и их соединения*.

Натрий и калий находятся как в костных тканях организма (кости, зубы), так и в крови, лимфе, тканевых жидкостях в виде аквакомплексов. Ион калия является основным внутриклеточным ионом, а ион натрия – внеклеточным. Их взаимодействие играет важную роль в поддержании жизнедеятельности клеток. Лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, профилактика эпилептических припадков.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Перманганат калия несовместим в жидких лекарственных формах с восстановителями – взаимное разложение; с бромидами, йодидами, хлоридами – выделение свободных галогенов; с солями двухвалентного железа – образование трехвалентного железа; с хлороводородной кислотой и ее солями образует свободный хлор, с аммиаком – нитраты». Как химически грамотно хранить жидкие препараты перманганата калия?

Занятие 20. Магний, кальций и их соединения*.

Ион магния, который образует комплексные соединения с нуклеиновыми кислотами, необходим для передачи нервного импульса, сокращения мышц. Содержится в печени, костях, крови, мозге, нервных тканях. Ион кальция нужен для образования молока у кормящих женщин, участвует в процессе свертывания крови, возбуждает и регулирует работу сердца. Лечение аллергических состояний, воспалительных заболеваний, туберкулеза.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Хлорид кальция несовместим с карбонатами, сульфатами, фосфатами – выпадение осадков; с солями свинца, серебра, одновалентной ртути – образование нерастворимых хлоридов». Как химически грамотно хранить препараты хлорида кальция?

Занятие 21. Железо, медь и их соединения*.

Роль ионов железа и меди в энергетике клетки. Железо обеспечивает дыхание человека. Участвует в росте покровных тканей организма. В организме взрослого человека около 3,5 г железа. Основная масса железа входит в состав крови, конкретнее – в состав гемоглобина. Гем – комплекс железа с порфином – замкнутым циклом из четырех пиррольных колец. Недостаток меди приводит к малокровию, анемии. При шизофрении, менингоэнцефалитах, стрессе отмечается увеличение содержания ионов меди в крови.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Сульфат меди несовместим с карбонатами, фосфатами, арсенатами, тетраборатами – осаждение нерастворимых солей меди; с восстановленным железом – выпадение осадка меди; с йодидами – выделение свободного йода; с цианидами – частичное образование дициана; с аммиаком дает синее окрашивание». Как химически грамотно хранить препараты сульфата меди?

Занятие 22. Металлы: ртуть, кадмий, бериллий, свинец,
таллий, хром, барий, стронций – и их соединения
*.

Ядовитое действие ионов тяжелых металлов связано с их способностью прочно соединяться с белками и нарушать нормальную работу ферментов и других биологически активных белковых веществ.

Задание 1 для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Дихлорид ртути (водные растворы имеют кислую среду) несовместим с растворами щелочей, йодидов, карбонатов, фосфатов – образуются нерастворимые соединения ртути; с нитритом натрия, с сульфатами и другими солями двухвалентного железа – восстанавливается до монохлорида ртути; с тиосульфатами – последние разлагаются до серы, сульфатов и сернистого газа». Как химически грамотно хранить препарат дихлорида ртути?

Задание 2 для учащихся. Написать уравнения реакций к следующему тексту. «Ацетат свинца несовместим со спиртовым раствором йода, хлоридами, бромидами, йодидами, карбонатами, сульфатами, известковой водой – образуются труднорастворимые соли свинца. Растворы ацетата свинца следует хранить в закрытых флаконах, т.к. в присутствии углекислого газа воздуха выделяется осадок основного карбоната свинца». Как химически грамотно хранить препараты ацетата свинца?

Занятие 23. Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме « Химические элементы лечат».

Определение содержания различных металлов в воде, или определение пригодности воды для питья.

Занятие 24. Алгоритм вычисления относительных молекулярных масс.

Алгоритм вычисления массовой доли элемента по химической формуле вещества.

Задача для самоконтроля. Вычислить относительные молекулярные массы следующих веществ: гидроксида кальция, фосфорной кислоты, сульфата алюминия, метана, глюкозы.

(Ответ. 74, 98, 342, 16, 180.)

Занятие 25. Алгоритм нахождения массовой доли растворенного вещества, если известны массовая доля растворенного вещества и масса раствора.

Задача для самоконтроля. Вычислить массу гидроксида калия, необходимую для приготовления 300 г раствора с массовой долей щелочи 0,3.

(Ответ. 90 г.)

Занятие 26. Алгоритм нахождения массы воды,
необходимой для приготовления раствора,
если известны массовая доля растворенного вещества и масса раствора. Алгоритм нахождения массы раствора.

Задача для самоконтроля. Рассчитать массу воды, необходимой для приготовления 200 г раствора с массовой долей серной кислоты 0,15.

(Ответ. 170 г.)

Занятие 27. Практическая работа № 2.
Приготовление раствора перманганата калия
для обработки ран, дезинфекции, отмачивания бинтов.


В аптеке для проведения химического эксперимента существует специальное рабочее место, оборудованное приборами и реактивами. Ответьте на вопросы: «Почему надо следить, чтобы в растворе “марганцовки” не оказались кристаллики перманганата калия? Почему для отмачивания бинтов нельзя пользоваться концентрированным раствором перманганата калия?»

Занятие 28. Алгоритм вычисления количества вещества
по известному числу его частиц.


Алгоритм вычисления относительной плотности газа. Алгоритм нахождения объема газа по заданному количеству вещества.

Задача для самоконтроля. Вычислить относительную плотность по воздуху газов: кислорода, аммиака, хлороводорода, хлора.

(Ответ. 1,10; 0,59; 1,26; 2,45.)

Занятие 29. Алгоритм вычисления массы продукта реакции
по заданному количеству исходного вещества.


Алгоритм вычисления объемных отношений газов по уравнениям химических реакций. Алгоритм расчета по уравнениям химических реакций, если одно из исходных веществ взято в избытке.

Задача для самоконтроля. Вычислить массу сульфата натрия, образующегося при взаимодействии растворов, содержащих 20 г гидроксида натрия и 24,5 г серной кислоты.

(Ответ. 35,5 г.)

Занятие 30. Алгоритм определения массовой доли
выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным.


Алгоритм вычисления массы продукта по известной массе исходного вещества, содержащего примеси.

Задача для самоконтроля. Вычислить массу гидроксида кальция, который можно получить при взаимодействии 20 г карбида кальция (массовая доля примесей равна 0,2) с водой.

(Ответ. 18,5 г.)

Занятие 31. Алгоритм нахождения химической формулы вещества
по его плотности и массовым долям элементов.


Алгоритм нахождения молекулярной формулы вещества по его плотности и массе продуктов сгорания.

Задача для самоконтроля. При полном сгорании 15,6 г неизвестного жидкого вещества образовалось 52,8 г оксида углерода(IV) и 10,8 г воды. Определите формулу вещества, если известно, что относительная плотность его паров по воздуху равна 2,69.

(Ответ. Бензол.)

Занятие 32. Контрольная работа № 2 по теме «Химические задачи в фармакологии».

Занятие 33. Деловая игра «Факторы риска для здоровья
отдельного человека и общества в целом».


Эпидемиология, изучение заболеваемости и смертности людей. Опасность, связанная с потреблением алкоголя и курением. На уроке учащиеся отвечают на вопросы: «Как мы можем помочь себе прожить жизнь? Может ли общество помочь всем гражданам жить полнокровной жизнью?» Определение причин, лежащих в основе ранней смертности, и оценка риска, создаваемого этими причинами, – важный шаг к увеличению продолжительности жизни.

Информация об опасности потребления алкоголя:


• 50% смертей на дорогах происходит по вине водителей, употреблявших алкоголь;

• несчастные случаи, связанные с алкоголем, – первая причина смертности среди подростков;

• возможные ухудшения здоровья из-за употребления алкоголя – повышенное артериальное давление, болезни печени и поджелудочной железы, потеря памяти, витаминный дефицит, расстройства сердечной деятельности;

• продолжительность жизни сильно пьющих на 10–12 лет меньше средней;

• дети алкоголиков становятся алкоголиками в 3–4 раза чаще, чем дети непьющих.

Информация об опасности курения:


• курильщики умирают от рака легких в 10 раз чаще, чем некурящие;

• коронарная недостаточность убивает 565 000 человек ежегодно, шансы курильщика приобрести такое заболевание на 70% больше, чем у некурящего;

• курение во время беременности оказывает прямое влияние на рост плода, дети курящих женщин весят в среднем на 200 г меньше, чем дети некурящих;

• здоровье курильщиков можно поправить – если они бросят курить.

Задание для учащихся. Построить график оценки опасности здоровью (ось абсцисс: слева – контролируется человеком, справа – не контролируется человеком; ось ординат: вверх – опасность неизвестна, вниз – опасность известна). Точками на графике отмечается причина смерти. Можно предложить избранные причины смерти (аппендицит, рак, поражение электричеством, убийство) и вероятность смерти от потребления алкоголя и курения. (В итоге ученики принимают решение, например: «Мы решаем не курить и не пить алкогольные напитки».)

Занятие 34. Учебная экскурсия в аптеку.
Правила рационального сбора местных лекарственных растений.


Аптека – учреждение здравоохранения. Основная задача аптеки – обеспечить население лекарственными средствами, предметами санитарии, гигиены и ухода за больными. Возглавляет работу аптеки заведующий – провизор, в штате аптеки есть фармацевты. На аптеку возлагаются производственная и торговая функции. Производственная функция заключается в приготовлении, контроле и отпуске лекарств, а торговая – в продаже лекарственных средств.

Кроме того, аптека организует заготовку лекарственного сырья. В лекарственных растениях содержатся такие химические соединения, как белки, жиры, углеводы, витамины. Химический состав, качество и количественное содержание биологически активных веществ зависит от многих факторов: времени сбора, способа сушки и хранения растений. Существует два способа сушки сырья: искусственным обогревом (тепловая) и естественным теплом.

В условиях аптеки лекарственное растительное сырье хранят в оригинальной упаковке и по группам: ядовитые – под замком, по списку А; сильнодействующие (листья белладонны, наперстянки, белены) – отдельно, по списку Б; содержащие эфирные масла (лист мяты, корневище валерианы и др.) – отдельно от прочего сырья. Необходимо проводить периодический контроль лекарственного сырья на пораженность вредителями.

Занятие 35. Подведение итогов, вручение сертификатов.


Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать: общие физические и химические свойства важнейших соединений элементов (хлор, йод, сера, азот, фосфор, углерод, щелочные и щелочно-земельные металлы, железо, медь) и применение их в фармакологии; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Учащиеся должны уметь: давать определения важнейшим понятиям и пользоваться этими понятиями; определять по составу веществ их принадлежность к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации, гидролиза неорганических веществ, окислительно-восстановительных реакций в растворах; распознавать важнейшие катионы и анионы; решать расчетные задачи с использованием веществ, применяемых в фармакологии.
  1   2   3

Похожие:

Ассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconАссмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ”
Утверждено и введено в действие приказом директора моу адельшинская сош” Чистопольского муниципального района, от 09. 2008г. №71
Ассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconАссмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ”
Утверждено и введено в действие приказом директора моу адельшинская сош” Чистопольского муниципального района, от 09. 2008г. №71
Ассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconРассмотрен на заседании шмо протокол от “ 29 ”
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов образовательной школы в рамках их предпрофильной подготовки
Ассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconРассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ”
Утверждено и введено в действие приказом директора моу адельшинская сош” Чистопольского муниципального района, от 09. 2008г. №71
Ассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconРассмотрен на заседании шмо протокол от “ 29 ”
Утверждено и введено в действие приказом директора моу адельшинская сош” Чистопольского муниципального района, от “1” сентября 2007г....
Ассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconСведения о рабочих программах учебных курсов
Рассмотрена на заседании шмо учителей начальных классов, воспитателей гпд 29. 08. 2011протокол №1, рекомендована к утверждению на...
Ассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconРабочая программа по дисциплине «элементарное музицирование на уроке музыки»
Рабочая программа обсуждена на заседании умк, протокол №6 от 14. 05. 2007 и утверждена на заседании кафедры музыкального образования,...
Ассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconАнкета для отчета руководителей шмо
Утверждение плана, темы работы работы шмо, методических тем педагогов (завуч по методической работе Югова С. Л. )
Ассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconПрограмма рассмотрена на заседании шмо учителей начальных классов
Программа курса «рпс» (Развитие познавательных способностей) составлена на основе документов
Ассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconПриказ №180 от «29» августа 2011 г. Рассмотрено Согласовано на заседании шмо зам директора
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) (М, Астрель, 2004г)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница